BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЖИЗНЬ между рождением и смертью

487. Действие Иерархий в ходе человеческой жизни.
     "Ангелы, Архангелы, Архаи приносят нас из духовного мира в физический, и они сопровождают нас на протяжении трех первых периодов жизни. И то, на что они действуют сильнее всего, — это наша нервно-чувственная система. ...Бесконечно много совершается за кулисами обычного сознания. ...Но уже с половой зрелостью, с 14 лет, в ритмическую систему вступают со своим действием более мощные силы, чем Ангелы, Архангелы и Архаи". "У 21-летнего человека, если уметь читать в нем, можно увидеть, что вписано в него как требования кармы". С 28 до 49 лет мы имеем дело с исполнением кармы, с разгрузкой кармы. С 21 до 28 лет лежат годы равновесия между кармическими требованиями и кармическими исполнениями.
     Через современное школьное образование вырабатывается умность, достигающая существ третьей Иерархии. В этом возрасте человек нередко бывает многообещающим. Но с 28 лет он всем своим существом, вплоть до обмена веществ, должен найти отношение к первой Иерархии. Для этого нужны крепкие внутренние силы, позволяющие человеку держаться в духовном. Не имея их, человек отходит от Иерархий, его дарование часто меркнет.
     С 49 лет для человека кончается возможность иметь прямое отношение к Иерархиям".236 (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

377. "Если бы с 4-го, греко-латинского периода, развитие и далее пошло прежним образом, то человечество под влиянием Люцифера и Аримана распалось бы на 7 групп, столь же различных между собой, как различны 7 животных групп". Имя "человек" нельзя было бы использовать для всех людей, а пришлось бы говорить о семи телах, обусловленных особенностями семи родов эф. тел. Должны были быть приняты чрезвычайные меры, чтобы этого не произошло. "Но физическое развитие уже зашло так далеко, что его нельзя было изменить. Так что в отношении эф. тела человека должны были быть приняты особые меры. В эф. тело должен был прийти импульс, противодействующий расщеплению земного человечества на 7 групп. ...Этим Импульсом была Мистерия Голгофы". Первая попытка создать единый человеческий облик по всей Земле, предпринятая Духами Формы, не удалась, так как формы не смогли переходить одна в другую, а души в перевоплощениях — накапливать только положительный опыт этих форм; если бы это удалось, то 5-я, европейская, культура явила бы совершенный совокупный тип человека. Этому помешало люциферически-ариманическое влияние, сохранившее в развитии старые формы, расы.
     "Существо Христа соединилось с человеческим обликом в тот момент развития, когда в наибольшей степени имелась возможность утвердить человеческий пра-тип.
     Какое же это время в человеческом развитии? — Все силы, которые действуют навстречу первоначальным одинаковым задаткам физ. тела (одинаковым у всех людей; это земные силы), действуют в человеке в первые семь лет, когда физ. тело еще развивается мягко. ...Они могут так действовать и во 2-м... и в 3-м, и в 4-м семилетии, во время развития астр. тела, души ощущающей. Но когда подходит середина развития души рассудочной, или характера, того члена, который как раз развивался в греко-римскую культуру, тогда внеземные силы менее всего могут приближаться к человеку... в средний период между 29 и 35 годами, т. е. от 30 до 33 лет. После этого внеземные силы вновь обретают огромное влияние на человека. ...В эти три года Христос пребывал в человеке (в теле Иисуса)... имея дело с земными силами, когда в человеке в наибольшей степени пребывает земное". 165 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

394.У натановского Иисуса развитие по годам шло иначе, чем у современного человека.
Нормальные отношенияНатановский Иисус
Физическое тело 1-7 
Эфирное тело 7-1412 — вхождение Я Заратустры
Астр. тело, или тело ощущений 14-2119
Душа ощущающая 21-28 26
Душа рассудочная 28-3533

     Чтобы пришествие Христа на Землю стало возможным, было прежде необходимо Заратустре в ряде воплощений достичь нужной зрелости, а Бодисаттве — выработать физ. тело, в котором он смог бы воплотиться как Будда.114 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

554. "Христос сегодня говорит людям: сколько в меньшем из твоих братьев ты понял с внутренней терпимостью, если даже он заблуждается, столько понял ты Меня; и Я дам тебе преодолеть предрассудки, если ты постараешься эти предрассудки отбросить в терпимом восприятии того, что другой думает и чувствует. ...Тогда мы не только будем думать о Христе, но Христос будет жить в наших мыслях. ...Таков путь ко Христу через мышление".
     "Что касается пути воли, то воля наша сегодня только тогда содержит правильный социальный огонь, когда мы имеем выработанный нами себе идеализм, тот идеализм, который мы вносим в себя через собственную деятельность. Это ведет к перерождению. А то, что мы находим, обретая себя как человека, это впервые ведет ко Христу".189 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

3. Процессы и проявления человека

Развитие в процессе жизни

327. "Все, что в организме не включено в развитие, становится препятствием для развития". 107 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1860. " Переживаемое нами в душе вследствие чувственных впечатлений мы соединяем с тем, что как мыслеобразование (мыслесплетение из живых мыслей) вчленено в нас с рождением. Но само объективное мыслеобразование остается неосознанным. И лишь то, что мы "выплетаем", что мы, в нек. роде, "выдавливаем" из нашей внутренней мыслительной деятельности, входит в наше сознание. Фактически это происходит так, как будто субъективные мысли бьются, ударяются об это мыслеобразование, а оно их отражает, давая им различное направление, и т. обр. наши субъективные мысли приходят в сознание (см. рис.). Я подчеркиваю: когда им задаются различные направления".
     Мы наблюдаем кристалл,"... мы видим его, прежде всего. Мы не ограничиваемся этим. Мы думаем о нем. Эти мысли следуют до мыслеобразования, и это мыслеобразование, вчлененное в нас с рождением, с которым мы были связаны еще будучи в космосе и которое мы получили из космоса, это мыслеобразование создано так, что мы теперь (созерцая кристалл) начинаем из неких предпосылок образовывать кристаллографичес­кие идеи, образовывать (классифицируя) из нашего внутреннего...": моноклинные, триклинные, и т.п. систе­мы. "И когда мы подобные мысли о кристалле вчленяем в то, что в некотором роде является априорными мыслями, которые мы берем из нашего внутреннего, то мы в этот момент, когда нас толкают субъективные мысли, направляемся к объективному мыслеобразованию. Ибо всю этого рода геометрию, механику, физику и т.д., что вырабатывается здесь, мы извлекаем из этого мыслеобразования, вчлененного в нас от рожде­ния; и отдельное, индивидуальное, что мы вчленяем в эти мысли, развиваемые нами о внешних чувственных наблюдениях и впечатлениях,мы уясняем его себе,когда даем ему отразиться к нам, но при этом еще и пронизаться вечным, живущим, образованным в нас мыслеобразованием, по меньшей мере вечным процессом, поскольку отдельные формы изменяются от инкарнации к инкарнации".
     Но остается вопрос: как я соединяю вместе эти субъективные мысли? — Дело в том, что мы не можем отделить в нас мысли от чувств и воли. "В воле живут все мотивы наших моральных мыслей. Но также в мышлении, в субъективном мышлении мы сознаем, что имели не одно только мысленное содержание. Мы соединяем мысли с мыслями, и мы осознаем деятельность, которая их соединяет. Что же живет тогда здесь в мышлении? — Тонким образом в мышлении, и именно в субъективном мышлении, живет воля. ... в субъекти­вных мыслях, которые мы нек.обр. проектируем, подталкиваем к мыслеобразованию, живет также и воля. Эту волю мы не можем внести в обычное сознание. Почувствуйте, как эта деятельность совершенно отчетливо выражается в воспоминании: в воспоминании воля должна уже исчезнуть! Она должна быть деятельной, но когда воспоминание готово, когда вспомненная мысль уже здесь, то воспоминание уже не может быть чистым, не может дать чистого отображения того, что оно должно отображать, как прошлое переживание, если бы оно было пронизано волей! Вспоминая о том, что вы ели вчера, вы, естественно, уже не мо­жете изменить тот суп; воли здесь уже нет, не правда ли? Должно выступить чистое мыслеобразование. Воля, т.обр., должна быть отброшена в рефлексировании. Куда она идет? (Содержание мыслей идет в созна­ние.) ...
     Волевое содержание мыслей идет вниз и соединяется с другим волевым и душевным содержанием и пере­ходит в становящуюся карму, делается составной частью становящейся кармы (см.рис., заштриховано светлым; стрелка).
     С другой стороны: наши волевые импульсы, они, как спящая часть, присутствуют также и во время нашей бодрственной жизни. Мы не можем видеть тех нижних областей, где живет воля. Мы имеем сначала мысли о волевых импу­льсах. Они переходят бессознательно в волю, и лишь когда воля выступает во­вне, мы опять рассматриваем то, что произошло благодаря нам, что мы пережи­ваем в обычном сознании в связи с волей. При поступке мы, собственно, все переживаем в жизни представлений, видим о том сны в жизни чувств и спим без сновидений в отношении волевой жизни.
     Но есть мысли, которые мы вводим в нашу волевую жизнь. Только когда? — Когда мы не предаемся нашим инстинктам, нашим потребностям, нашей т.н. низ­шей человеческой природе, поскольку она находится там, внизу, и движет нас к волению, к поступкам. Но тогда мы находим нашу волю в том, что образует наши субъективные переживания, когда мы над ни­ми господствуем нашими чистыми мыслями, которые направляются к воле, т.е. когда мы господствуем над волей с помощью наших интуитивно постигнутых мо­ральных идеалов. Эти интуитивно постигнутые моральные идеалы мы можем передать мыслеволе на пути вниз, в волевую область. Благодаря этому наша воля пронизывается нашей моралью, и внутри человека поэтому постоянно происходит борьба между тем, что человек посылает из своих мораль­ных интуиций вниз, в область воли, и тем, что там, внизу, подступает и клокочет в его инстинктивно-сновидческой жизни. Все это происходит в человеке. Но происходящее там, внизу, является в то же время тем, в чем подготовляется его человеческое будущее за пределами смерти. Это ударяет в область чувств. Собственно, в воле живет это будущее. Оно ударяет в область чувств и более ткет в чувствах, чем толь­ко в том, что я ранее описывал как чувственное настроение, имеющее значение для жизни между рождением и смертью. В обычной конституции чувств, которую я описывал как простирающуюся от депрессии до необузданного веселья, разыгрывается все то, в чем взаимодействуют человеческое прошлое и будущее в жизни между рождением и смертью. Но также и уходящее за пределы смерти проникает в то, что здесь восходит снизу. И что же здесь живет? Здесь живет нечто такое, что мы ощущаем как что-то объективное, поскольку оно приходит из областей, куда мышление не проникает. Это есть нечто объективное, поскольку оно имеет отношение к закономерностям, при которых мы себя как людей проносим через смерть. То, что здесь отражается — это совесть. И, говоря психологически, это, собственно, и есть происхождение совести".207 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

18. Земная жизнь.

Космические причины, земные следствия
916. Во время зачатия "...женский элемент испытывает влияние Солнца, а мужской — Земли. Т.обр., процесс зачатия является отражением связи Солнца с Землей". При этом душа, идущая к воплощению, ведется кармой. Образ этого прежде всего переживает мать. Душа взирает на будущую мать, а образ отца она переживает в той мере, в какой он отражается в душе матери. Когда же после рождения образ отца прямо воздействует на ребенка, дабы он мог и от него унаследовать духовно-душевные качества, то образ матери этим восприятием отца ослабляется. Процесс эмбрионального развития идет под влиянием Солнца и Луны. Жизнь чело­века между смертью и новым рождением проходит под влиянием Солнца и Луны, и это влияние отражается фи­зически в жизни между зачатием и рождением. При этом, слово "отражается" не следует брать в простран­ственном смысле, а во временном.
     Ранняя пора детства, когда ребенок еще не умеет говорить, является отражением иного космического процесса, протекавшего до рождения, в космосе, когда на человеческую душу оказывалось влия­ние взаимодействием Солнца с планетами (за исключением Луны).
     Знание об этих отношениях имеет большое значение для воспитания. Из человека хотят изойти отражения процессов, полученных им в космосе до рождения, и соединиться с предмет­ным миром. И нужно суметь этому не помешать.
     Принцип педагогики: "во внешнем материальном мире ты действуешь тем, что совершаешь в нем; как воспи­татель ты действуешь тем, что ты есть".
     Примерно с 3-х лет и до конца школьных лет воспитательные приемы должны стать иными, ибо здесь от­ражается следующий этап жизни до рождения (см. рис).

Когда человек выходит в самостоятельную жизнь, то покидает пределы как-либо видимого мира, он свободен. Моральная фантазия черпается не в чувственном мире.161 (2.II.1915)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

917. Вступая после смерти в сферу Солнца, человек должен оставить за собой все злое. Возвращаясь назад к воплощению, он снова встречает и берет с собой оставленное им злое. Т.обр., воплощающийся чело­век состоит из двух частей:
"1) на Земле появляется часть человека, которая прошла через сферу Солнца;
2) на Земле появляется часть человека, которая не прошла через сферу Солнца. ...
     Двоякое действие оказывается на человека (на Земле): действие солнечной жизни между смертью и новым рождением и действие солнечной жизни во время земной жизни человека. При этом на него также действует Луна... Во время земной жизни мы нуждаемся в Солнце, чтобы вообще была возможна жизнь головы для земно­го человека. Что Солнце несет нам на своих лучах, вызывает из нашего организма нашу головную жизнь. ... под жизнью головы я подразумеваю все то, что является жизнью чувств и жизнью представлений.
     Другая часть, которая в земной жизни зависит от бытия Луны, Меркурия и Венеры, свя­зана с жизнью размножения в широком смысле слова". Солнечная жизнь лишена зла, и в человеке на Земле это действует в жизни головы, которой наделен также и отъявленный злодей: человек может быть одновременно и умным, и подлецом. А то, что действует в размножении, — не могло проходить через сферу Со­лнца. Поэтому первая часть человека содержит задатки к здоровью. "Голова заболевает только тогда, ко­гда жизнь пищеварения или ритмическая жизнь посылают в нее болезнь". Зато вторая часть связана с задат­ками к болезни. Болезнь ткется под сферой Солнца. Когда из лунной сферы человека действие проникает в солнечную часть, его головная организация может заболеть.236 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

939. "Пока ребенок совсем юн, душа и дух у него еще душевны и духовны, а когда он подрастает, то душа и дух постепенно превращаются в материальное и физическое. ... Человек постепенно полностью ста­новится отображением души и духа. Это очень важно понять. ... Дух и душа исчезают в теле, все менее и менее выступают в своем роде. ... Но в теле все больше накапливается кальция, солей, и дух вновь ста­новится духовно-душевным. Только тогда человек не может удержать его ... и то, что здесь становится все более самостоятельным, — это в полной мере проявляется после смерти".181 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

477. Гексли в своeм социальном мышлении исходит из дарвинизма и приходит к выводу, что в социальной жизни должно господствовать добро, свобода, чего в царстве природы, где всe есть борьба за существование, нет. Человек — поистине бунтовщик по сравнению с тем, что господствует в природе. Но, всe равно, в человеке следует искать природные силы, конституирующие социальную жизнь. Существуют две такие силы. Одна лежит в основании семейного организма и действует в кровном родстве. Другая шире по своей природе и составляет основу всей социальной жизни. Это подражательная способность человека, т.е. в обществе один подражает другому, и благодаря этому всe общество идeт одним путeм. "До этого момента дошeл Гексли. И интересно отметить, что, как вы знаете, мы, исследуя человека от первого до седьмого года, установили действие в нeм элемента имитации, а от седьмого до четырнадцатого — элемента авторитета; затем от 14 до 21 года — элемента самостоятельного суждения. Все они, естественно, действуют в социальных образованиях. Но Гексли остаeтся при первом элементе, он работает, исходя из примитивного. Он занят тем, что в человеке действует лишь до 7 лет. ... Так что социальное общество Запада пришло, собственно, лишь к тому, чтобы мыслить о социальной жизни не далее, чем это доступно ребeнку. Дальше оно не пошло". 199(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     635
. "Мыслительное понимание внутренней жизни с помощью разворачивающейся на основе телесной ор­ганизации мыслительной деятельности человек впервые развивает лишь с середины 30-х годов своей жиз­ни. Это происходит (тогда) закономерным образом. В середине четвертого десятилетия жизни обостряется сила мысли для понимания этого десятилетия, в начале сороковых годов — для понимания третьего десятилетия жизни, в конце — второго десятилетия жизни. В середине пятидесятых годов жизни впервые можно просмотреть детские переживания от рождения до смены зубов". Для обыч­ного сознания это развитие остается бессознательным и открывается лишь для тонкого самопознания. То самопознание, которое открывается нам до второй половины жизни, опосредуется не мыслительной деятель­ностью, развиваемой из собственной телесной организации, но духовными силами, приходящими в мышление окольно, через волю, независимо от телесной организации. 35 с.411-412


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru