BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЖИЗНЬ после смерти — и Иерархии

493. "В данный момент я, скажем, нечто вижу. Впечатление от этого нечто идет в меня, опосредуемое массой белого мозга. Масса серого мозга действует тогда, когда я вижу сны о впечатлениях, когда мозг набрасывает образы впечатлений. Они проходят. А то, что остается, мы не представляем этого в данный момент, оно уходит вниз, в нашу организацию. И когда мы вспоминаем себя, то мы смотрим вниз: там, внизу, остается впечатление.


     Когда вы видите нечто синее (см. рис.), то в вас входит впечатление от этого синего; здесь (вверху) вы образуете представление синего. Оно проходит. Через три дня вы наблюдаете в своем мозгу впечатление, которое там образовалось. И вы теперь представляете себе, глядя вовнутрь, синее. В первый раз, когда вы видели синее извне, вы возбуждались синим предметом извне. Во второй раз, когда вы вспоминаете себя, вы возбуждаетесь изнутри, поскольку синева отобразилась в вас. Процесс в обоих случаях один и тот же. Это всегда восприятие; воспоминание — это также восприятие. Так что наше дневное сознание сидит в представлении; но под представлением идут процессы, которые восходят в нас также через представления, а именно — через представления-воспоминания. Под этими представлениями лежит слушание, собственно, восприятие, а под ним — только чувство. Так что мы можем интимно различать в головной организации, в организации мышления представление и восприятие. Мы имеем в себе то, что восприняли, и мы можем затем об этом вспомнить. Но оно остается сильно бессознательным. Оно вступает впервые в сознание только в воспоминании. Что при этом происходит в человеке — этого он уже больше не переживает. Когда он воспринимает, он переживает представления. Действие восприятия переходит в него. Из этого действия он может пробудить воспоминание. Но здесь уже начинается бессознательное.
     И вот, видите: там, где мы представляем в бодрственном дневном сознании, только там мы, собственно, являемся людьми. А там, куда мы не доходим нашим сознанием — мы никак не достигаем причин воспоминания, — там мы людьми для себя не являемся, там мы вчленены в мир. Это происходит так же, как в физической жизни: вы вдыхаете воздух, и он в вас, а незадолго до того он был вовне, был мировым воздухом; теперь это ваш воздух. Через короткое время вы снова передаете его миру: вы едины с миром. Воздух, он находится то вовне, то внутри, то вовне, то внутри. Вы бы не были людьми, не будучи так связаны с миром, когда вы имеете не только то, что находится внутри вашей кожи, но и то, чем вы связаны со всей атмосферой. И как вы связаны с физическим, так вы связаны в отношении своего духовного — в тот момент, когда вы входите в ближайшее подсознательное, в область, из которой восходят воспоминания, — связаны с тем, что называют третьей Иерархией: с Ангелами, Архангелами, Архаями. Как через дыхание вы связаны с воздухом, так через свою головную организацию, точнее, через нижнюю часть головной организации вы связаны с третьей Иерархией. Внешние мозговые доли принадлежат единственно Земле, а что находится под ними, связано с третьей Иерархией, с Ангелами, Архангелами, Архаями. Пойдемте вниз, в области, выражаясь душевно, чувств, а выражаясь телесно — в ритмическую организацию, из которой восходят только сновидения чувств. Мы не являемся там по-настоящему людьми. Мы связаны там со второй Иерархией. ... Эксузиаи, Динамис, Кириотетес; это существа, которых мы носим в нашей груди.
     Как нашего я человека мы, собственно, носим только во внешних долях нашего мозга, так непосредственно под этим в нашей головной организации мы носим Ангелов, Архангелов, Архаев. Здесь находится сфера их деятельности на Земле. Здесь находится точка приложения их деятельности.
     В нашей груди мы носим вторую Иерархию. Здесь, в груди, находится точка приложения их деятельности. А когда мы переходим в нашу моторную сферу, переходим в нашу организацию движения, то в ней действуют существа Первой Иерархии: Серафимы, Херувимы, Троны. ...
     Третья Иерархия, Ангелы, Архангелы, Архаи, занимаются с тем, что является ее физической организацией в голове. Она занимается с нашим мышлением. Не занимайся она нашим мышлением, тем, что происходит в нашей голове, мы бы не обладали никакими воспоминаниями в обычной земной жизни. Существа этой Иерархии хранят импульс, который мы вбираем в себя с восприятиями; они пребывают в основе деятельности, раскрывающейся в нашем воспоминании, в памяти. Они ведут нас через земную жизнь в первую область, не осознаваемую, подсознательную для нас область".
     "Перейдем к существам второй Иерархии, к Эксузиаи и т.д. Мы встречаем этих существ, пройдя через врата смерти, в жизни между смертью и новым рождением. ... мы работаем с ними там над тем, что мы чувствовали в земной жизни. Совместно с существами этой, второй Иерархии мы вырабатываем следующую земную жизнь".
     "Представьте себе: человек в земной жизни, в своей воле — она принадлежит первой Иерархии — совершает какие-либо деяния. Они могут быть добрыми и злыми, умными и глупыми. Существа первой Иерархии: Серафимы, Херувимы и Троны, — должны выработать противообраз этого в своей сфере. ...Все получает оценку, а также и оформление в первой Иерархии. И тогда как человек во внутренней карме работает со второй Иерархией и с отошедшими человеческими душами, он между смертью и новым рождением видит также то, что переживают Серафимы, Херувимы и Троны от наших земных дел. ...
     Между смертью и новым рождением над нами высится свод деяний Серафимов, Херувимов, Тронов. (Как в физическом мире над нами возвышается небесный свод с облаками, звездами.)"235 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Метаморфозы за вратами смерти

738. Для имагинативного видения и для прошедших врата смерти человеческая форма по ту сторону этих врат превращается в одну великую "физиономию". "Все человеческое существо в его духовной форме представляет собой физиономию, являющуюся выражением его внутренней моральной и духовной сущности. После смерти дурной человек не будет иметь ту же внешность, что и хороший". При этом то, что было лицом в физической жизни, делается все более неопределенным; выразительными делаются другие части — особенно область груди, где расположены органы дыхания. "Вся грудная система принимает определенную физиономическую внешность внутри духовного облика после смерти и открывает: был ли человек храбр или робок, подходил ли он к жизни со смелостью и храбростью или внутренне отступал перед ударами жиз­ни, и т.д.
     Руки и кисти рук также делаются после смерти особенно выразительными; по ним можно поистине про­честь биографию человека между рождением и смертью. ... После смерти форма, которой человек обладал внутри своей кожи, приобретает физиономическое выражение его моральной и духовной сущности; и она остается такой довольно долгое время". Человеческие существа, бывшие связанными в земной жизни това­риществом духа, ума и сердца, встречаются после смерти снова, и никакое притворство между ними более невозможно. В этот период "испытаний" люди основательно изучают друг друга. "Каждое человеческое существо стоит полностью раскрытым перед другим с полностью раскрытым значением их общих судеб. Та­ким путем мы бесконечно (далеко) идем друг за другом, встречаем друг друга. В течение именно этого периода человеческое существо ставшее таким "физиономическим обликом", учится познавать существ тре­тьей Иерархии — Ангелов, Архангелов и Архаев, т.к. эти сущности сами, по присущей им природе, являют­ся физиономическими обликами. Они произошли от сущностей высших Иерархий и всю природу своей души и духа отражают в своем духовном облике, делая ее, т.обр.,ощутимой для имагинативного видения. Контакт с сущностями третьей Иерархии дополняет наш опыт по общению с сотоварищами, связанными с нашей судь­бой. ... Мы узнаем, какие чувства питали те или другие из них по отношению к нам. Спектакль, действительно, весьма разнообразный! И среди этих блуждающих форм движутся существа третьей Иерархии, блистающие, сияющие как Солнце". Те, с кем человек не связан судьбой, остаются здесь для него невидимыми. У него нет средств, чтобы прочесть их морально-духовную физиономию. Возможность видеть дает только связь судеб.
     "Затем наступает другой период. Души, учившиеся познавать друг друга, бесконечно дол­го взиравшие друг на друга, начинают теперь... приходить к пониманию друг друга. Они начинают понимать морально-духовные физиономии.
     Первый период после смерти — это поистине жизнь памяти, чистой и простой. ... Мы тогда живем постоянно в воспоминаниях о земной жизни. Но теперь наступает время, когда к нам приходит духовное понимание, когда мы начинаем в духовном смысле слова схватывать значение духовных физиономий наших сотоварищей". Мы начинаем понимать фазы судьбы, которые делили с ними. "Во втором периоде переживание имеет такой оттенок, что мы можем сказать: посколь­ку мы прожили вместе жизнь так, как это открыто нам теперь через взаимное понимание наших физиономий, то наша будущая жизнь должна принять такое-то и такое-то течение. Мы начинаем понимать, как взаимоот­ношения, начавшиеся в земной жизни, могут развиваться в будущем. Мы видим, как бы в перспективе, как свивающиеся нити судьбы будут работать в будущем... Это переживание делается все более и более интим­ным, настолько интимным, что имеет место "срастание", настоящее "срастание" в душе и духе".
     В этой фазе постепенно исчезает голова, растворяется в своего рода духовном тумане. И по мере исчезновения головы изменяются черты физиономии духовного облика. "Появляется нечто, как бы указывающее из прошлого в будущее. В это время человеческое существо перерождается в дух, пре­бывающий внутри планетных движений.
     Затем приходит момент, когда человеческие существа, связанные вместе, приближаются к духовному Солнцу. Планетные силы втягивают их в духовное Солнце; и все переживания, через которые они прошли вместе в прошлом, и зародыши всех будущих переживаний тоже приносятся вместе с ними к духовному Солн­цу. ... И вся эта "система" человеческих душ вместе с приговорами, произнесенными над ними сущест­вами второй и третьей Иерерхий, сияет во Вселенную. ... Все, что происходило после прохож­дения через врата смерти — физиономический облик, духовный облик, — все это как бы "округляется", и когда человек приходит к Солнцу, то он сам становится духовной сферой. Внутри этой духовной сферы отражается Космос. Все наше существо становится духовным органом чувств. Но впечатления, которые мы тогда получаем, больше не являются впечатлениями Земли. Мы становимся как бы одними глазами — духовными глазами, — и мы получаем через эти духовные глаза впечатления от всего Космоса. Мы чувствуем себя едиными со всей огромной Вселенной. Чем мы были ранее на Земле — это мы чувствуем как нечто внешнее. Вся Вселенная отражается в наших духовных очах, и мы чувствуем себя едиными с судьбами, которые мы пережили и в отношении себя и в отношении других человеческих душ.
     Просуществовав некоторое время в этой фазе бытия, мы постепенно переходим в сферу первой Иерархии — в сферу Серафимов, Херувимов и Престолов, и соединяемся с ними. ... А затем в нас начинает про­сыпаться интерес к душам, которые только теперь в жизни между смертью и новым рождением входят впер­вые в сферу нашей судьбы. Мы становимся способными воспринимать человеческие души, которые в последу­ющих жизнях будут связаны с нами". Одновременно под влиянием первой Иерархии мы начинаем видеть огромные перемены, происходящие с теми, кто связан с нами судьбой. Здесь следует сказать, что для имагинативного наблюдения в этой сфере после смерти в каждом шаге человека содержится вся его судьба, которую он испытал и сам сложил себе в жизни. То же относится и к рукам. Та манера, с которой движет­ся человеческое существо, раскрывает в нем нечто такое, что вызывает суждение Вселенной, и это суж­дение, или приговор, делается затем частью его судьбы. Таковы человеческие души в Полночный час суще­ствования. "Духовным взглядом можно ощутить во всех деталях все, что происходит. Например, то, что содержится в ногах, изменяется и вырабатывается так, что в следующей жизни может образовать нижнюю челюсть. ... Эти изменения происходят не только в отдельном индивидуальном человеческом существе, но во всех человеческих существах, связанных вместе. Степень, в какой они соединены судьбой, опреде­ляет размеры их влияния друг на друга. И путем этой совместной работы возникает духовное родство, которое впоследствии приводит человеческие существа к поискам и нахождению друг друга в земной жиз­ни, к совместному приходу в жизнь. ... И, например, духовная форма головы, какой она будет в следую­щем воплощении, получается в результате совместной работы человеческих существ, связанных вместе судьбой. Эта работа, проводимая в духовной стране, гораздо значительнее по содержанию и значению, чем любая работа, исполняемая на Земле". Однако, следует помнить, что происходящее там является трансформацией моральных и духовных свойств. И это звучит как космическая музыка, выражающая в тоне внешнюю форму и облик человека. Человек постепенно становится частью мирового Слова. "Человек выска­зывает свою собственную сущность, высказывает ее из Космоса. ... Когда эта точка во времени между смертью и новым рождением бывает достигнута, человек овладевает глубоким таинственным знанием; и он посылает во Вселенную откровения — ощущаемые божественно-духовными существами — о том, что он собой представляет сам".
     "Слово, являющееся одним человеческим существом, сливается со словом, которое является дру­гим человеческим существом. И именно здесь образуются те связи судьбы, которые будут работать в следую­щем воплощении и выражаться в симпатиях и антипатиях. Чувство симпатии и антипатии — это отображе­ние того общения, которое имело место в духовной стране в средней фазе жизни между смертью и новым рождением. ... И когда мы живем один для другого на Земле, то это как бы проекция из духовного на Землю подлинной и истинной совместности.
     Пройдя через этот период жизни, человек входит в следующий, когда он постепенно начинает отходить от сущностей первой Иерархии и приходит снова в царство второй Иерархии, в царство Сил, которыми планеты влияют одна на другую. Познание Вселенной приходит к нему, познание, которого у него ранее в такой степени не было, поскольку тогда он мог только следовать за ним в других существах, окружавших его. Вселенная начинает возникать перед ним как внешняя Вселенная. Он познает также свои отношения с существами, судьбы которых не связаны с его судьбой; он приходит к познанию своей связи с челове­ческими душами, которые впервые входят внутрь орбиты его переживаний в течение среднего периода жиз­ни между смертью и новым рождением. Это случается во время обратного путешествия, когда человек опу­скается снова в планетные сферы и тем самым — в связь с существами второй Иерархии. Он был, конечно, с ними и раньше, но теперь это связь другого рода. Первая Иерархия постепенно полностью исчезает из поля зрения. Начинают появляться зародыши, духовные зародыши для нового пластического образования человеческого существа, для новой грудной системы, системы конечностей. Мало-помалу человек формиру­ет и строит наново свой духовный прототип (праобраз). Выражение его собственной сущности, которое он произносил в космическом Слове, снова превращается в музыку сфер, и из нее рождается пластический образ его сущности. Так приближается он к тому моменту, когда станет готов войти в связь с эмбрио­нальным зародышем, который подготовляется для него отцом и матерью".231 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

739. "В области Юпитера обитают сущности, которые являются хранителями космической мысли. Эти сущности излучают мысле-сущности в нашу планетную систему и в ее окружение. Человек должен пройти и через эту область, где он вовлекается в процесс превращения, который я могу описать только весьма прозаическим образом.
     Представьте себе, что человек сделался некоторым изображением космической сферы; иными словами, все его существо в действительности представляет собой духовный зародыш головы, какой она будет в ближайшей жизни на Земле. Во время существования в области Солнца, испытав пронзительный диссонанс, вносимый земной речью, он научился отбрасывать в сторону эту земную речь. Во время прохождения через сферу Марса он сделался сам частью космической Речи, он сросся с ней и начал закладывать основание для понимания космической Речи. ... В сообществе с существами Иерархий человеческое существо строит духовный зародыш будущей головы. Но следует, прежде всего, сказать, что голова эта строится для по­нимания Космоса, а не Земли! Она учится сначала понимать космическую Речь, космические Мысли. ... как здесь, на Земле, человек изучает минералы, растения, животных, так в течение своего путешествия через сферы Марса и Юпитера он узнает тайны духовной Вселенной. Мы никогда не будем иметь верного ощущения или познания природы человека, пока не поймем ясно и сознательно, что между смертью и но­вым рождением человеческое существо узнает имена удивительных и величественных сущностей высших Иерархий, научается понимать работу и творческую деятельность этих сущностей в Космосе. ... Таковы результаты опыта человека при прохождении через область Юпитера.
     Затем наступает существование в области Сатурна. Сатурн одаривает человеческое существо тем, что я назову космической памятью. ... Как на Марсе человек изучает речь богов, на Юпитере — мыс­ли богов, так в своем первом прохождении в области Сатурна он изучает все то, что живет в памяти богов нашей планетной системы. Так и получается, что голова человека в духовных сферах — являясь духовным зародышем будущей земной головы — получает внедренными в себя все знания, которые помогают человеку быть гражданином Космоса и жить в Космосе среди сущностей высших Иерархий так, как он жи­вет на Земле среди минералов, растительного и животного царств.
     Затем, будучи так глубоко обогащенным в своем духовном существовании, что он начинает понимать речь великого мира, речь Макрокосмоса в широчайшем смысле этого слова, человек выходит из сферы пла­нетной деятельности и входит в сферу деятельности неподвижных звезд. Здесь работа над основным за­родышем человеческой головы, уже сформированной, завершается влияниями, приходящими из бесконечности духовных миров.
     Теперь человеку приходит время встать на обратный путь. Он снова входит в сферу Сатурна. Благо­даря тому, что в течение своего первого пребывания в сфере Сатурна он принял в себя планетную па­мять, теперь это помогает закладыванию в его голову основ способности памяти, которая будет ему не­обходима на Земле. Космическая память, внедренная в него, становится как бы земной. ... начинается также деятельная работа преобразования нижнего человека в различные части головы. Это удивительная работа: одно человеческое существо работает над другим в согласии с существами высших Иерархий". В сфере Юпитера познание мыслей Богов преобразуется на обратном пути в способность познания человеческих мыслей, что затем выразится в обычной сознательности. В сфере Марса на обратном пути добавля­ются зародыши для нового тела: для системы груди и структуры членов тела, какими они должны быть в новой земной жизни. Постижение космического Слова, превращается теперь в ту духовную субстанцию, из кото­рой позже появится человеческое эго. Здесь же возникают духовные зародыши гортани и легких.
     Затем человек возвращается в сферу Солнца. До этого он жил в Космосе, был единым с Космосом, со всей Вселенной. "Однако теперь, когда он снова вернулся в область Солнца, он начинает ограничивать себя как индивидуальное существо. Очень слабо пробуждается в нем чувство, что он отделяется от Космоса. Это происходит потому, что в нем закладывается первое основание сердца. ... в этом зародыше сконцентрировано все, чем мы являемся нравственно, все лучшие качества нашей души и духа. ... Эта концентрация в зародыше сердца всего его душевно-духовного существа переживается человеком в общении с высочайшими сущностями Солнца ... в чьих руках находится руководство всей планетной системой в ее связи с земным существованием. Переживание это величественно и великолепно. ... Так же, как кровь притекает по венам к сердцу в физическом организме, так в нашу душевно-духовную сущность вливают­ся слова Духов Формы, Движения и Мудрости, вливается то, что они имеют сказать нам относительно Все­ленной и ее суждения о человеке. Слова и звуки Вселенной являются циркуляцией, которая со­средоточивается теперь в духовном макрокосмическом сердце. ... Биение духовного сердца человека — это также биение мира, в котором он живет. Поток крови этого мира есть творческая деятельность сущ­ностей второй Иерархии". Уже живя внутри духовного сердца, человек бросает взгляд на линию поколе­ний, в конце которой стоят его родители.
     "Проходя через космические колонии Венеры и Меркурия, человек может, так сказать, устроить свою судьбу т.обр., чтобы подойти как можно ближе к тем внешним испытаниям, которые должны будут выпасть ему через рождение в определенной семье, в определенной нации". Приходя вторично в сферу Луны, че­ловек мало интересуется тем, что было так давно на Земле, когда он здесь был в прошлый раз. Теперь его занимает грядущее воплощение, то, как подготовляется стадия за стадией физический эмбрион. "Во всех вышеописанных переживаниях сознание человека было значительно яснее и более пробужденным, чем обычное сознание в его жизни на Земле".231 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

770. "Очень важно усвоить характеристику различных миров.
     1. Наш мир — ощутимый и физический.
     2. Второй мир, граничащий с первым. В этом мире живут Ангелы, Архангелы, Архаи. Он неощутимый сверхфизический, является местом обитания третьей Иерархии и людей, когда они живут в общности с существами этой третьей Иерархии в период между смертью и новым рождением.
     3. Третий мир — он ощутим и опять сверхфизический, является местом обитания второй Иерархии (к этому миру, например, принадлежат все потоки, получаемые нами со светом Солнца).
     4. И, наконец, еще один мир — неощутимый и физический. ... Среди нас он присутствует в физичес­ких чувствах, и все же он не ощутим". На нас действует сила тяжести, но она неощутима обычным чувст­венным восприятием; вы имеете внутреннюю тенденцию ("ртутную") к каплеобразной форме в сложных белках, постоянно образующихся в нас. — Он проявляется физически и живет в нашем желании. "В этом мире неощутимого и физического обитают сущности первой Иерархии.
     Все это открывает совершенно новый аспект в нашем изучении. Когда мы проходим сквозь врата смер­ти, то попадаем прежде всего в область неощутимого и сверхфизического. Мы как бы исчезаем из ми­ра. Во второй стадии мы входим в сферу второй Иерархии, мы входим в ощутимое и сверхфизическое. В течение этой фазы мы учимся понимать наши судьбы в летящих от Солнца и от звезд потоках света. ... И когда человек совершает еще раз преобразование, идя к земному, то он уже на Земле. Только мир, в котором он теперь обитает, есть неощутимый физический мир; он живет в силе тяжести, в ртутной и фос­форической тенденциях. ... Т.обр., мы сначала удалены из жизни в невидимое, а затем возвращаемся сно­ва, но неощутимо, потом снова удаляемся, чтобы подготовиться к ощутимому и физическому — к жизни на Земле". 231 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

802. "Мир мыслей, которым мы обладаем, является, в своей сути, трупом доземного бытия. ...Как исче­зает зеркальное отображение, стоит нам только убрать зеркало, так исчезает жизнь наших мыслей, когда мы проходим через врата смерти. ...Зато все, что было развито человеком в совместных чувствах с зем­ными вещами, это как после-чувства, послеощущения земного проходит через врата смерти. ... Благодаря ему мы развиваем силу (см.схему) пребывать в духовном мире внутри существ, в том элементе, который является элементом духовных мыслей. Чувства, сопережитые с земным окружением и через нашу телесность отделенные от земного окружения, устрем­ляются после смерти в духовное окружение и связываются с мыслительно-духовным миром, в который мы вступаем, проходя врата смерти.

     И благодаря тому, что мы в некотором роде переливаемся с нашими со-чувствами в мыслительно-духов­ное, мы, опять-таки, развиваем некий род мыслительного тела, живое мыслительное тело, которым и пользуемся в период между смертью и следующим рождением. Ибо то, что в жизни является чувством себя, — это развивается во внутристояние в других существах. Поскольку мы через чувство себя в земной жизни знали себя внутри нашей телесности, постольку мы учимся знать себя в других существах, в существах высших Иерархий, когда проходим врата смерти. А когда мы стоим внутри духовных существ, то воспринимаем от них силы, которые затем ведут нас далее по жизненному пути между смертью и новым рождением. Так что мы можем сказать: таким вот образом развивается наше собственное силовое существо; такова мета­морфоза духовно-душевного, когда мы проходим через врата смерти. Воля, как таковая, представляет собой нечто иное, чем мир мыслей, исчезающий со смертью. Она явля­ется источником для содержания нашего самочувствия. Представьте себе, вы хотите что-то такое, что вас удовлетворяет, дает вашему самочувствию определенный нюанс. ... Воля — это не что-то такое, что совершает деятельность вовне, но она стремится также с силой назад в наше внутреннее. Чем мы являемся, мы знаем из того, что мы можем. И этот нюанс самочувствия, этот вновь отраженный в нас элемент воли мы берем вместе с самочувствием в духовный мир. Т.обр., воля, или обратное излучение воли в наше само­чувствие, является тем, что мы уносим с собой, погружаясь в сущность высших Иерархий. И благодаря то­му, что мы берем с собой то, что повышает наше самочувствие, чувство себя или, наоборот, ослабляет его, находит силу наша карма, наша судьба. Если обозреть подобные вещи, то можно вглядеться в то, чем, собственно, является человек. И подобным же образом учатся познавать определенные сопутствующие явления земной жизни. В земной жизни здесь или там присутствует страх; но никогда он не должен заполнять всю душу, и было бы трагично, если бы такое случилось. ...
     Опять-таки, чувство себя (самочувствие) не должно в земной жизни подниматься выше определенной высо­ты и вообще в земной жизни вовсе не должно ощущаться самостоятельным. Человек, слишком сильно развивший самостоятельность, чувство себя, и знает только одного себя. Самочувствие необходимо в земной жизни лишь для того, чтобы нам твердо держаться в своей телесности до смерти, чтобы, просыпаясь утром, мы могли вернуться в нашу телесность. Но после смерти мы также нуждаемся в нем, ибо там встает уже иная задача — погрузиться в мир духовных существ, а в противном случае мы бы каждый момент теряли себя. ... Если бы мы не смогли, обладая самочувствием, войти в духовный мир через врата смерти, то мы бы потеряли себя. Нам необходимо здесь самочувствие, чтобы просто сохранить себя. И именно моральные вещи, совершаемые нами в земной жизни, правильным образом повышают наше самочувствие, предохраняют нас от потери нами себя после смерти".210 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Моральные ошибки

833. "В отношении анатомически-физиологического человеческого облика можно за­метить, что из духовного мира он построен из двух элементов: морального холода и нена­висти. Мы носим в душе задатки к человеческой любви и к тому теплу, к тому моральному теплу, которое понимают другие люди. Но в твердых составных частях нашего организма мы носим моральный холод. Это та сила, которая из духовного мира опекает нашу физическую организацию. И мы носим в себе импульс ненависти. Ими из духовного мира обусловливается циркуляция крови. ... Это моральный хо­лод, который окольным путем, через тепловой эфир, может переходить в физический холод. Итак, внизу, в подсознании находятся моральный холод и ненависть; и сидящее в его теле человек легко вносит в свою душу, так что душа в результате мора­льного холода и человеческой ненависти в некотором роде заражается человеческим непониманием. А поскольку это так, то человек моральное тепло, т.е. человеческое понимание и любовь, должен воспитать в себе, ибо они должны победить то, что приходит из тела".
     Когда человек проходит врата смерти, то там импульсы холода и ненависти предстают как природные си­лы. Когда мы смотрим на физический или эфирный труп, то моральное, коренящееся в них, превращается в силы природы. Однако Я и астр. тело в течение жизни много из этого холода и ненависти втянули в себя, и после смерти они уносят это в духовный мир. В новое время они уносят их с собой в огромном количестве. И на каждом шагу в жизни между смертью и новым рождением человек спотыкается о них и не нахо­дит не только своей цели, но цели развития всего мирового строя. Бремя холода, человеческого непонима­ния снимают потом с души существа третьей Иерархии, но какой тяжестью оно ложится на них! Однако пол­ностью это бремя снимает с человека вторая Иерархия (до тех же пор он должен влачить его сам). И это милостивое их деяние позволяет душе взойти к сфере первой Иерархии, где, будучи не освобожденной от бремени, она внутренне была бы полностью уничтожена.230 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

9. Отношения с Иерархиями

814. "Человек, который умер и который имел обычное сознание во время земной жизни, видит ее в виде мощной панорамы. Он видит ее перед собой (синее). Взглядом посвященного ее можно увидеть с другой стороны, с обратной стороны (желтое); тогда прорастает сеть кармических связей: сначала из мыслей, находившихся в воле во время земной жизни. ... Затем наступает нечто бесконечно значительное: подходят существа третьей Иерархии. Что здесь произрастает, я бы сказал, по ту сторону об­зора жизни, — Ангелы, Архангелы, Архаи воспринимают в себя. Они некоторым образом вы­сасывают то, что здесь произрастает, вдыхают его.
     Это происходит в то время, когда человек обживается в сфере Луны...Когда он в обычной жизни засыпает, то, как духовно-душевное существо, он находится только в своем астр. теле и Я. Он не имеет при себе эф. тела, оно остается в постели. Поэто­му мысли остаются безжизненными, не обладают деятельностью, являются образами. Те­перь, когда человек проходит через врата смерти, он берет эф. тело с собой; оно то­гда разрастается и способно оживлять не только физическое существо, но и мысли. По­этому мысли могут стать живыми, т.к. человек берет эф. тело с собой, и оно, будучи освобожденным, возносит живые мысли от человека к милостивому восприятию их Ангела­ми, Архангелами, Архаями. ... И мы, как люди, совершим добрую, прекрасную, великолепную молитву, если о связи жизни со смертью, об умерших подумаем и скажем:

Воспринимают Ангелы, Архангелы, Архаи
в эфирном ткании сеть судьбы (соответствующего) человека ...

     Это есть то, дорогие друзья, что для сегодняшней науки посвящения является исключительно желательным: чтобы в земной жизни продумывалось такое, что является отображением действительного духовного сверше­ния".
     "Что здесь как сеть человеческой судьбы воспринимается через Ангелов, Архангелов, Архаев, — это раз­вивается так, что производит следующее впечатление: оно ткет и живет в фиолетово-синей эфирной атмосфере. ...А когда эф. тело растворится, когда мыс­ли, т.обр. будут вдохнуты Ангелами, Архангелами, Архаями, тогда человек через несколько дней вступит в обратную жизнь, какой я вам ее описал. ... Если же, опять-таки, взглядом посвященного увидеть все с дру­гой стороны, то видно, как переживаемое человеком теперь воспринимается в сущность, в реальность Кириотетес, Динамис, Эксузиаи. Они всасывают негативы человеческих поступков. И этот взгляд, этот посвященный взгляд, который взирает на все то чудо, как человек в справедливом соответствии с последст­виями своих поступков всасывается Эксузиаи, Динамис, Кириотетес, этот взгляд переносит того, кто его имеет, в такое сознание, что он осознает себя в средоточии Солнца, а вместе с тем, — в средоточии пла­нетной системы. Он смотрит с т.зр. Солнца на все происходящее. И он видит лиловообразное ткание и жизнь, он видит всасывание перенесенной в правосудие человеческой природы через Эксузиаи, Динамис и Кириотетес, в ткание и жизнь светло-фиолетовой лиловоцветной астральной атмосферы. ...

Направляются к Эксузиаи, Динамис, Кириотетес
в астральном ощущении Космоса
справедливые следствия земной жизни человека.

     Затем, когда это исполнилось, когда человек пережил треть земной жизни после смерти, прошел ее в обратном направлении и оказался у исходной точки земной жизни — но будучи в духовном пространстве, — в моменте вступления в земную жизнь, он, можно сказать, вступает через средоточие Солнца в Страну Духов. Внутри этой страны перенесенные в правосудие земные поступки воспринимаются в деятельность пер­вой Иерархии. Здесь они достигают сферы Серафимов, Херувимов и Тронов. При вступлении в их царство человек чувствует: что на Земле свершилось через меня, это воспринимают в их собственную деятельную сущность Серафимы, Херувимы и Троны. ... И опять-таки, мы думаем правильно, когда к первым двум изрече­ниям присоединим третье:

Воскресают в Тронах, Херувимах, Серафимах,
как их деятельная суть,
справедливые облики земной жизни человека".
     237 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

815. "Только благодаря тому, что уже здесь, на Земле, мы пытаемся создать себе образ мира Ангелов, мы подготовляем себя к тому, чтобы установить с ними связь. Проходя врата смерти, человек вступает в мир Ангелов; и затем дело заключается в том, сможет ли он после смерти сохранить сознание о происходя­щем".210 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

821. В обмене веществ, в конечностях человека действует первая Иерархия. Когда после смерти "...чело­век из Мира Душ переходит в Страну Духов и пребывает там, то живое отображение его созданной им самим судьбы тем временем ведется существами первой Иерархии назад, ко второй Иерархии, и, наконец, передается третьей Иерархии — Ангелам, Архангелам, Архаям. При последующем нисхождении человек получа­ет это отображение, которое он оставил у первой Иерархии, от третьей Иерархии. И когда он теперь сно­ва вступает в жизнь, оно вчленяется в то, что разыгрывается между третьей Иерархией (действующей в голове) и головной организацией". Все, что человек породил как земное существо, владея материальной организацией, и передал после смерти космосу, он получает в следующей жизни как судьбу, дабы с помо­щью компенсирующих поступков привести все к мировому равновесию.216 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

19. Живые и умершие

Общение в сверхчувственном мире
940. "После смерти с душой знакомятся так, как здесь со своим пальцем или головой: чувствуют себя внутри души ... душа чувствует себя единой с другим, душа пребывает внутри другого. Пребывание вовне означает, что души не замечают друг друга". "Подобным же образом между смертью и новым рождением человек пребывает вовне или внутри существ Иерархий. ... Чем выше Иерархия, тем больше человек чувствует себя после смерти связанным с ее сферой, чувствует себя несомым ею. ... Так, Архангелы несут человека мощнее, чем Ангелы, Архаи — мощнее, чем Архангелы и т.д."182 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

941. "Проведя определенное время в царстве, где человек пребывает между смертью и новым рождением, он расширяет круг своих переживаний и простирает его за пределы тех душ — будь они на Земле или над нею, — с которыми он кармически связан непосредственно. ... Индивидуальность А имеет кармическую связь с индивидуальностью В, но не с индивидуальностью С. Здесь становится видно, как умерший А простирает свои переживания к С через В. Этот последний становится посредником между А и С ... если имеет кармическую связь с С. Так расширяется это второе царство, хотя медленно и постепенно, но широко. Чело­век становится богаче и богаче с такими внутренними переживаниями, которые несут и усиление и ослабле­ние воли, которые позволяют нам вжиться в царство умерших. ... Бытие другой души там ощущают так, что знают: через нечто в этой душе я испытываю усиление воли, а через другую душу — ослабление. ... Себя там человек переживает через Иерархии. ... как сына, дитя Иерархий". Проходя врата смерти, человек "...вступает в царство всеобщей способности ощущения, в царство господства симпатии и антипатии... в этом царстве действует он. ... От этих его действий исходят постоянно несущие ощущение силы, силы симпатии и антипатии".
     "Умерший вообще не может сделать ничего, выражаясь образно, не может и конечности протянуть без то­го, чтобы в своем окружении не пробудить своим деянием удовольствия или страдания".182 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

942. "Моральная конституция души делает нас (в период, следующий за Камалокой)... общительными как с другими (человеческими) духами, так и с духами высших Иерархий. Через ущербную моральную конституцию души мы становимся одинокими духами, отшельниками, с трудом пробивающимися через покров своих видений. Это составляет источник страданий после смерти ... которые длятся довольно долго ... пока проходит­ся сфера Меркурия". В области Венеры общительность духов после смерти обусловлена их религиозностью на Земле (независимо от вероисповедания). Лишенные религиозности люди пребывают там как бы в запертом помещении.141 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru