BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЖИЗНЬ после смерти — страдание души

Первые переживания души после смерти

717. "Отсутствие физических органов (после смерти) подобно — но именно только подобно — чувству сжигающей жажды, перенесенной в душевное. После развоплощения мы переживаем сильное ощущение зноя". Неспособность что-либо сделать превращается в чувство холода".264 с.102


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Метаморфозы за вратами смерти

738. Для имагинативного видения и для прошедших врата смерти человеческая форма по ту сторону этих врат превращается в одну великую "физиономию". "Все человеческое существо в его духовной форме представляет собой физиономию, являющуюся выражением его внутренней моральной и духовной сущности. После смерти дурной человек не будет иметь ту же внешность, что и хороший". При этом то, что было лицом в физической жизни, делается все более неопределенным; выразительными делаются другие части — особенно область груди, где расположены органы дыхания. "Вся грудная система принимает определенную физиономическую внешность внутри духовного облика после смерти и открывает: был ли человек храбр или робок, подходил ли он к жизни со смелостью и храбростью или внутренне отступал перед ударами жиз­ни, и т.д.
     Руки и кисти рук также делаются после смерти особенно выразительными; по ним можно поистине про­честь биографию человека между рождением и смертью. ... После смерти форма, которой человек обладал внутри своей кожи, приобретает физиономическое выражение его моральной и духовной сущности; и она остается такой довольно долгое время". Человеческие существа, бывшие связанными в земной жизни това­риществом духа, ума и сердца, встречаются после смерти снова, и никакое притворство между ними более невозможно. В этот период "испытаний" люди основательно изучают друг друга. "Каждое человеческое существо стоит полностью раскрытым перед другим с полностью раскрытым значением их общих судеб. Та­ким путем мы бесконечно (далеко) идем друг за другом, встречаем друг друга. В течение именно этого периода человеческое существо ставшее таким "физиономическим обликом", учится познавать существ тре­тьей Иерархии — Ангелов, Архангелов и Архаев, т.к. эти сущности сами, по присущей им природе, являют­ся физиономическими обликами. Они произошли от сущностей высших Иерархий и всю природу своей души и духа отражают в своем духовном облике, делая ее, т.обр.,ощутимой для имагинативного видения. Контакт с сущностями третьей Иерархии дополняет наш опыт по общению с сотоварищами, связанными с нашей судь­бой. ... Мы узнаем, какие чувства питали те или другие из них по отношению к нам. Спектакль, действительно, весьма разнообразный! И среди этих блуждающих форм движутся существа третьей Иерархии, блистающие, сияющие как Солнце". Те, с кем человек не связан судьбой, остаются здесь для него невидимыми. У него нет средств, чтобы прочесть их морально-духовную физиономию. Возможность видеть дает только связь судеб.
     "Затем наступает другой период. Души, учившиеся познавать друг друга, бесконечно дол­го взиравшие друг на друга, начинают теперь... приходить к пониманию друг друга. Они начинают понимать морально-духовные физиономии.
     Первый период после смерти — это поистине жизнь памяти, чистой и простой. ... Мы тогда живем постоянно в воспоминаниях о земной жизни. Но теперь наступает время, когда к нам приходит духовное понимание, когда мы начинаем в духовном смысле слова схватывать значение духовных физиономий наших сотоварищей". Мы начинаем понимать фазы судьбы, которые делили с ними. "Во втором периоде переживание имеет такой оттенок, что мы можем сказать: посколь­ку мы прожили вместе жизнь так, как это открыто нам теперь через взаимное понимание наших физиономий, то наша будущая жизнь должна принять такое-то и такое-то течение. Мы начинаем понимать, как взаимоот­ношения, начавшиеся в земной жизни, могут развиваться в будущем. Мы видим, как бы в перспективе, как свивающиеся нити судьбы будут работать в будущем... Это переживание делается все более и более интим­ным, настолько интимным, что имеет место "срастание", настоящее "срастание" в душе и духе".
     В этой фазе постепенно исчезает голова, растворяется в своего рода духовном тумане. И по мере исчезновения головы изменяются черты физиономии духовного облика. "Появляется нечто, как бы указывающее из прошлого в будущее. В это время человеческое существо перерождается в дух, пре­бывающий внутри планетных движений.
     Затем приходит момент, когда человеческие существа, связанные вместе, приближаются к духовному Солнцу. Планетные силы втягивают их в духовное Солнце; и все переживания, через которые они прошли вместе в прошлом, и зародыши всех будущих переживаний тоже приносятся вместе с ними к духовному Солн­цу. ... И вся эта "система" человеческих душ вместе с приговорами, произнесенными над ними сущест­вами второй и третьей Иерерхий, сияет во Вселенную. ... Все, что происходило после прохож­дения через врата смерти — физиономический облик, духовный облик, — все это как бы "округляется", и когда человек приходит к Солнцу, то он сам становится духовной сферой. Внутри этой духовной сферы отражается Космос. Все наше существо становится духовным органом чувств. Но впечатления, которые мы тогда получаем, больше не являются впечатлениями Земли. Мы становимся как бы одними глазами — духовными глазами, — и мы получаем через эти духовные глаза впечатления от всего Космоса. Мы чувствуем себя едиными со всей огромной Вселенной. Чем мы были ранее на Земле — это мы чувствуем как нечто внешнее. Вся Вселенная отражается в наших духовных очах, и мы чувствуем себя едиными с судьбами, которые мы пережили и в отношении себя и в отношении других человеческих душ.
     Просуществовав некоторое время в этой фазе бытия, мы постепенно переходим в сферу первой Иерархии — в сферу Серафимов, Херувимов и Престолов, и соединяемся с ними. ... А затем в нас начинает про­сыпаться интерес к душам, которые только теперь в жизни между смертью и новым рождением входят впер­вые в сферу нашей судьбы. Мы становимся способными воспринимать человеческие души, которые в последу­ющих жизнях будут связаны с нами". Одновременно под влиянием первой Иерархии мы начинаем видеть огромные перемены, происходящие с теми, кто связан с нами судьбой. Здесь следует сказать, что для имагинативного наблюдения в этой сфере после смерти в каждом шаге человека содержится вся его судьба, которую он испытал и сам сложил себе в жизни. То же относится и к рукам. Та манера, с которой движет­ся человеческое существо, раскрывает в нем нечто такое, что вызывает суждение Вселенной, и это суж­дение, или приговор, делается затем частью его судьбы. Таковы человеческие души в Полночный час суще­ствования. "Духовным взглядом можно ощутить во всех деталях все, что происходит. Например, то, что содержится в ногах, изменяется и вырабатывается так, что в следующей жизни может образовать нижнюю челюсть. ... Эти изменения происходят не только в отдельном индивидуальном человеческом существе, но во всех человеческих существах, связанных вместе. Степень, в какой они соединены судьбой, опреде­ляет размеры их влияния друг на друга. И путем этой совместной работы возникает духовное родство, которое впоследствии приводит человеческие существа к поискам и нахождению друг друга в земной жиз­ни, к совместному приходу в жизнь. ... И, например, духовная форма головы, какой она будет в следую­щем воплощении, получается в результате совместной работы человеческих существ, связанных вместе судьбой. Эта работа, проводимая в духовной стране, гораздо значительнее по содержанию и значению, чем любая работа, исполняемая на Земле". Однако, следует помнить, что происходящее там является трансформацией моральных и духовных свойств. И это звучит как космическая музыка, выражающая в тоне внешнюю форму и облик человека. Человек постепенно становится частью мирового Слова. "Человек выска­зывает свою собственную сущность, высказывает ее из Космоса. ... Когда эта точка во времени между смертью и новым рождением бывает достигнута, человек овладевает глубоким таинственным знанием; и он посылает во Вселенную откровения — ощущаемые божественно-духовными существами — о том, что он собой представляет сам".
     "Слово, являющееся одним человеческим существом, сливается со словом, которое является дру­гим человеческим существом. И именно здесь образуются те связи судьбы, которые будут работать в следую­щем воплощении и выражаться в симпатиях и антипатиях. Чувство симпатии и антипатии — это отображе­ние того общения, которое имело место в духовной стране в средней фазе жизни между смертью и новым рождением. ... И когда мы живем один для другого на Земле, то это как бы проекция из духовного на Землю подлинной и истинной совместности.
     Пройдя через этот период жизни, человек входит в следующий, когда он постепенно начинает отходить от сущностей первой Иерархии и приходит снова в царство второй Иерархии, в царство Сил, которыми планеты влияют одна на другую. Познание Вселенной приходит к нему, познание, которого у него ранее в такой степени не было, поскольку тогда он мог только следовать за ним в других существах, окружавших его. Вселенная начинает возникать перед ним как внешняя Вселенная. Он познает также свои отношения с существами, судьбы которых не связаны с его судьбой; он приходит к познанию своей связи с челове­ческими душами, которые впервые входят внутрь орбиты его переживаний в течение среднего периода жиз­ни между смертью и новым рождением. Это случается во время обратного путешествия, когда человек опу­скается снова в планетные сферы и тем самым — в связь с существами второй Иерархии. Он был, конечно, с ними и раньше, но теперь это связь другого рода. Первая Иерархия постепенно полностью исчезает из поля зрения. Начинают появляться зародыши, духовные зародыши для нового пластического образования человеческого существа, для новой грудной системы, системы конечностей. Мало-помалу человек формиру­ет и строит наново свой духовный прототип (праобраз). Выражение его собственной сущности, которое он произносил в космическом Слове, снова превращается в музыку сфер, и из нее рождается пластический образ его сущности. Так приближается он к тому моменту, когда станет готов войти в связь с эмбрио­нальным зародышем, который подготовляется для него отцом и матерью".231 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

797. "Здесь, на физическом плане, мы должны становиться все мудрее и мудрее, а там (в сверхчувст­венном) мы должны стараться так применять наше воление и наше чувствование, чтобы все больше и боль­ше отнимать от этой мудрости, затемнять ее... То, что мы отнимаем от нее, мы можем превратить в нас самих, так что превращенная мудрость становится жизненными силами, которые влекут нас к идеалу чело­вечества; и эти жизненные силы мы должны приобрести во время между смертью и новым рождением. Только тогда мы правильно идем навстречу новому воплощению, когда превращаем в жизненные силы обильно при­текающую к нам мудрость... дабы в достаточной мере пронизать организующими духовными жизненными си­лами ту наследственную субстанцию, которую мы получаем от отца и матери". Когда мы встречаем после смерти материалиста, "... то видим, как обильно к нему притекает мудрость, так что он не может спастись от нее... (но) ему не удается сделать из нее реальности. Невероятная гора духа настигает его... он постоянно стоит перед опасностью, что не сможет снова вернуться в физический мир при помощи тех сил, которые он сам порождает". 153 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

808. "Когда мы после смерти оглядываемся на наше эф. тело, то благодаря определенному ощущению, воз­никающему в связи с этим эф. телом, бросается в глаза, что часть его способностей связана со всем тем, что в сфере Земли подпадает тепловой смерти, растворяется. Эти силы находятся в нашем эф. теле, и это действенные силы, ведущие Землю к тепловой смерти... Второй род сил в эф. теле ... те силы, которые деятельны для Земли на всем протяжении ее существования, до той поры, когда она подпадет тепловой смерти. Это юные силы, связанные с тем, что Землю сохранит как зародыш, как семя в космосе и переведет в следующее воплощение. Но эту как бы обладающую силой семени часть эф. тела можно ви­деть лишь в том случае ... если человек приобрел определенное отношение к Существу Христа, к Импульсу Христа. Ибо она пронизана силами Христа, которые через Мистерию Голгофы излились в духовную сферу Земли".
     "Для людей с отчетливым я-сознанием, которое уже родилось у западных народов, есть нечто безутешное во взирании на свое эф. тело, когда можно видеть в нем лишь силы, разрушительные для земного развития, а не те, которые пронизаны субстанцией Импульса Христа. Это подобно жизни под постоянным страхом землетрясения или извержения вулкана, когда в жизни после смерти человек не видит в своем эф. теле юных зародышевых сил Импульса Христа".148 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

818. "Кто в своих мыслях посвящает себя только материальному миру и совсем не желает познакомиться с нравственными идеалами, возвышающимися над простой необходимостью, не желает переживать настоящую человеческую любовь, не знает в бодрственном состоянии, что такое смиренная отдача себя божественно­-духовному миру, такой человек при засыпании совсем не имеет сил для того, чтобы правильным образом прийти в соприкосновение со своим Ангелом. Это ангельское существо некоторым образом ожидает, сколь­ко с каждым нашим засыпанием мы принесем идеальных ощущений, идеальных мыслей. И чем больше мы их при­носим, тем более внутренним становится (наше) отношение к Ангелу во время сна". И все связанное с Ангелом мы проносим сквозь врата смерти. "Чем больше мы некоторым образом за­вещаем нашему ангельскому существу, тем больше после смерти, когда мы станем духовно-душевными сущест­вами, он сможет нам дать сознательной жизни, сознательного душевного содержания высших Иерархий".
     "Через определенное время после смерти наступает важный момент, когда Ангел некоторым образом за­вещает Архангелу все, что он воспринял от нас, людей, в смысле описанных идеальных переживаний. Человек некоторым образом ставится перед миром Архангелов, которые принимают все то, что как духовные переживания человек развивал между рождением и смертью".
     А те, кто пронизал себя на Земле только материалистическим сознанием, имеют тогда не просто смут­ные переживания. "Я должен, чтобы точнее это охарактеризовать, даже сказать: они переживают, что их постоянно выталкивает из мира, который они, собственно, должны воспринять; они постоянно чувст­вуют, как их обдает холодом мир, который они должны ощущать как теплый (мир Архангелов)". Далее, в "полуночный час" бытия "...человек ведется Архангелами в царство Архаев. ...через Архаев он приходит в отношение ко всем высшим Иерархиям; и из царства высших Иерархий он получает тягу вновь вернуться на Землю, ибо он воспринимает силу вновь духовно-душевно работать в том, что позже перейдет к нему мате­риально в потоке наследственности. ... Между смертью и новым рождением человек сначала восходит в мир Ангелов, Архангелов, Архаев, а затем вновь нисходит из мира Архаев в мир Архангелов".209 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Договор Лунных Учителей с Люцифером и Ариманом

849. "Первые Учителя человеческого рода на Земле не были людьми. Они были сущностями, стоявшими на лестнице эволюции значительно выше людей, и в Мистериях они появлялись не в физ., а в эф. теле, кото­рое в дальнейшем они в большей части оставили, и теперь пребывают в астр. телах. Эти пра-Учителя оста­вили Землю и перешли в космос, на Луну. ... Такова первая область, в которую вступает человек, пройдя врата смерти; здесь протекают его первые переживания. Постарайтесь представить себе живую картину того, как со своей моральной — или аморальной — физиономией человеческое существо входит в область физи­ческого и духовного излучения Луны и прежде всего видит себя и другие человеческие существа, каждое из которых обладает своим физиономическим обликом. Оно видит не физическим зрением, а узнает об окружаю­щем при помощи своего рода "чувствующего" восприятия, почти с помощью касания, но касания на расстоя­нии. Я бы мог описать это следующим образом. Одно человеческое существо в этой области приближается к другому человеческому существу. ... и сразу старается придать себе физиономический облик, подобный проявляемому другим существом. Но если человек был настоящим негодяем в своей земной жизни и, пройдя теперь сквозь врата смерти, старается сделать это вблизи того, кто был очень хорошим человеком, чтобы ощутить в своем физиономическом облике то же самое, то для него это окажется невозможным. Несмотря на все его усилия, он будет продолжать раскрывать физиономию негодяя. Другое ему не удастся. Из этого вы види­те, что некоторое время после смерти можно видеть только тех человеческих существ, которые также прошли врата смерти и в моральном отношении были подобного вам рода. Таково первое впечатление. Оно носит характер резкого осуждения, ибо ... говорит: каковы они, таков и ты сам! Ты вообще мо­жешь находиться лишь среди таких людей, каков ты сам! — Других человек сначала не видит, не воспринимает. Хотя на Луне и присутствуют Учителя мудрости, но там присутствуют и ариманические суще­ства. И, смотрясь в других, человек с отчаянием узнает, что он похож на эти ариманические облики. Анге­лы же скрыты от его взгляда, т.к. к их формам он не может приблизиться. Так снова человек переживает суровое осуждение.
     "Третье переживание, которого человек никак не может миновать, состоит в следующем. Он осознает: это первая область — через которую я прохожу — мудрых, добрых пра-Учителей человечества. — Он должен получить это впечатление, ибо оно заключается в особом соотношении между ариманическими существами и пра-Учителями человечества".
     "Ариманические существа постоянно стараются своим мрачным способом льстить и обхаживать пра-Учите­лей, стремясь завоевать их на свою сторону. Им хотелось бы удержать Землю на определенной стадии ее раз­вития и помешать дальнейшему прогрессу. Ариман постоянно говорит: эволюция человеческих существ достиг­ла определенной точки, и теперь она должна сделать остановку. Я решил, что человеческие существа должны затвердеть в этом пункте и продолжать свое дальнейшее путешествие в космосе как затвердевшие, жесткие существа, не как существа, вовлеченные в эволюцию. — Вот что каждую ночь шепчут в уши людей ариманичес­кие существа. Этого же они хотят и в отношении Земли; они хотят удержать ее на данной ступени эволюции". Великие же Учителя, они некогда учили людей в Мистериях, но ради свободы человеческой воли они затем удалились от Земли. Ибо их мудрость была способна говорить только к инстинктам. Но когда Учителя были на Земле, ариманические существа всячески старались их там удержать, чтобы инстинктивная мудрость всег­да оставалась на том уровне. И некоторые надежды сохранились у них и поныне в сфере Луны. Они пытаются убедить пра-Учителей приблизиться к умершему человеку. И в этом им помогают души с физиономией зла. Сами же души слышат от ариманических существ о пра-мудрости, однако Учителей видеть не могут. И это как тяжелое осуждение ложится на души; они сознают: те, кто дал человеческому роду первый импульс, они скрыты от меня, я не могу их видеть, я отброшен. По меньшей мере частично, описанные испытания прихо­дится проходить большинству людей, ибо почти в каждом человеке есть изрядная доля плохого, и ни одно человеческое существо не бывает полностью добрым. Чем больше в человеке хороших свойств, тем легче он преодолевает влияние ариманических существ и может понимать существо Ангелов, что, прежде всего, про­питывает его силами воли. После смерти решающей оказывается воля, она сама делается познанием, всем миром жизни человека. Он должен выполнить волевой акт, сформировать себя определенным образом, чтобы нечто увидеть, познать. 231(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

858. "Вступая после смерти в душевный мир, душа подчиняется его законам. Они влияют на нее, и от их влияния зависит, каким образом будет вытравлено в ней стремление к физическому. Влияния должны быть различны, сообразно видам душевных сил и душевного вещества, в область которых она теперь вводится. Каждый из этих видов проявит свое очищающее, просветляющее воздействие. Происходящий здесь процесс протекает таким образом, что в душе все антипатичное постепенно побеждается силами симпатии, и сама эта симпатия достигает своей наивысшей вершины. Ибо через наивысшую степень симпатии ко всему остальному душевному миру душа как бы растворится в нем, сольется с ним воедино: тогда ее себялюбие вполне исчерпается. Она перестанет существовать как существо, тяготеющее к физически-чувственному бытию: дух освободится ею".
     "Низшая область душевного мира есть страна пламени вожделений. Посредством нее после смерти в душе вытравляется все, что имеется в ней самого грубого, связанного с низшей телесной жизнью и с себялюбивыми вожделениями. Ибо благодаря этим вожделениям она может воспринять воздействие сил этой душевной области. Неутоленные вожделения, оставшиеся от физической жизни, обра­зуют точку нападения. Симпатия таких душ простирается лишь на то, что может дать пищу их себялюбивому существу; и она далеко перевешивается антипатией, заливающей все остальное. Однако эти вожделения, уст­ремленные на физические наслаждения, не могут найти себе удовлетворения в душевном мире. Вслед­ствие этой невозможности утоления алчность возрастает до высшей степени. Но вместе с тем, благодаря этой же невозможности утоления, алчность должна постепенно угаснуть. Пламенные похоти мало-помалу сго­рают; душа познала, что в устранении таких похотей лежит единственное средство избежать страдания, которое должно произойти от них. ... Те натуры, в которых мало похотей, проходят через это состояние не замечая его, так как у них нет сродства с ним. ... Нельзя назвать такое очищение страданием в том смысле, как в чувственном мире подобное же должно ощущаться исключительно как страда­ние. Ибо душа после смерти требует своего очищения, потому что только путем его может быть вытравлено существующее в ней несовершенство.
     Второй вид процессов душевного мира таков, что симпатия и антипатия находятся в них в равновесии. Поскольку после смерти человеческая душа находится в таком состоянии, она будет некоторое время под влиянием этих вещей. Погружение в суету внешней жизни, радость от преходящих впечатлений внешних чувств обусловливают это состояние. Люди живут в нем, поскольку оно обусловлено указанными выше душев­ными склонностями. Они позволяют влиять на себя каждой мелочи дня. Но так как их симпатия не обращается ни к чему в особенности, то эти влияния быстро скользят мимо. Все, что не принадлежит к этому ничтожному царству, антипатично таким людям. Когда после смерти душа переживает такое состояние, и здесь нет налицо чувственно-физических предметов, необходимых для его удовлетворения, то это состояние в конце концов должно погаснуть. Разумеется, царящее в душе перед этим погашением чувство лишения мучительно. Это мучительное положение есть школа разрушения иллюзий, которыми человек окутан в течение физической жизни.
     В-третьих, в Мире Душ встречаются явления, в которых преобладает симпатия, преобладает природа желаний. Их воздействие души испытывают благодаря всему тому, что сохраняет после смерти атмосферу желаний. Также и эти желания постепенно умирают вследствие невозможности их утоления.
     Указанная выше как четвертая, область радости и печали в Мире Душ налагает на душу особые испытания.
     Пока она живет в теле, она принимает участие во всем, что касается этого тела. Движение радости и пе­чали связано с ним. Оно причиняет душе наслаждение и блаженство, неудовольствие и отвращение. В тече­ние своей физической жизни человек ощущает свое тело как свою самость. На этом факте основано то, что именуется самочувствием. И чем более человек чувственен, тем более принимает его само­чувствие этот характер. — После смерти не хватает тела, как предмета этого самочувствия. Поэтому душа, в которой осталось это чувство, чувствует себя как бы полой. Ею овладевает чувство, словно она потеряла себя самое. Оно продолжается до тех пор, пока не осознано, что не в физическом находится истинный человек. Поэтому влияния четвертой области разрушают иллюзию телесной самости. Душа научается познавать эту телесность уже как нечто несущественное. Она исцеляется, очищается от тяготения к телесности. Этим она преодолела то, что еще сильно привязывало ее к физическому миру, и она может полностью развернуть стремящиеся наружу силы симпатии. Она, так сказать, отошла от себя самой и, пол­ная сочувствия, готова излиться в общий мир душ.
     Здесь нельзя не упомянуть, что переживания этой области в особенной мере испытывают самоубийцы. Они искусственным путем покидают свое физ. тело, тогда как все чувства, связанные с ним, остаются неиз­менными. При естественной смерти вместе с разрушением тела происходит также и частичное умирание свя­занных с ним чувств. Для самоубийц же к тем страданиям, которые причиняет им чувство внезапной полос­ти, присоединяются еще неутоленные вожделения и желания, из-за которых они покончили с собой.
     Пятая ступень Мира Душ есть ступень душевного света. Симпатия к другому имеет на ней уже огромное значение. Ей родственны души, которые в течение физической жизни не довольствовались удовлетворением низших потребностей, а находили радость и удовольствие в окружающем их мире. Здесь, например, подлежит очищению мечтательное отношение к природе, поскольку оно носит чувственный характер. Но этот вид мечтательного отношения к природе надо строго отличать от той высшей жизни в при­роде, которая духовна по сути, и которая ищет духа, раскрывающегося в вещах и явлениях природы. Тако­го рода чувство природы относится к вещам, которые развивают самый дух и закладывают в этом духе нечто пребывающее. Но от этого чувства природы должно отличать то наслаждение природой, основание которого лежит во внешних чувствах. По отношению к нему душа также нуждается в очищении, как и относительно дру­гих склонностей, которые основаны только на физическом бытии. Многие из людей видят как бы род идеала в учреждениях, которые служат чувственному благополучию, в системе воспитания, прежде всего заботящей­ся о чувственном благоденствии. О таких людях нельзя сказать, чтобы они служили лишь своим себялюбивым побуждениям. Но их душа все же устремлена к чувственному миру и должна исцелиться при помощи господствующей в пятой области Мира Душ силы симпатии, не имеющей внешних средств удовлетворения. Здесь посте­пенно душа узнает, что эта симпатия должна избрать иные пути. Они обретаются в излиянии души в душевное пространство, происходящем благодаря симпатии души к душевному окружению. — Здесь также очищаются те души, которые требуют, чтобы религиозные обряды прежде всего повышали их чувственное благо­получие; все равно, будет ли их стремление направлено к земному или небесному раю. В Стране Душ они найдут этот рай, но лишь для того, чтобы увидать его ненужность и бесцельность. Всё это, конечно, лишь единичные примеры очищений, которые совершаются в этой пятой области. Они могут быть умножены по желанию.
     В шестой области, в области действенной душевной силы, происходит очищение той части души, которая жаждет дела, которая не носит эгоистического характера, но все же имеет свои мотивы в чувственном удовлетворении, доставляемом поступками. Натуры, развивающие в себе подобное наслаж­дение поступками, внешне производят, несомненно, впечатление идеалистов; они проявляют готовность ко всяким жертвам. Но в более глубоком смысле все это у них все же сводится к повышению некоего чувственного наслаждения. Сюда принадлежат многие художественные натуры и те, которые предаются научной деятельности потому, что она им нравится. Что приковывает их к физическому миру, есть вера в то, что искусство и наука существуют ради таких наслаждений.
     Седьмая область, область истинной жизни души, освобождает человека от его последних склонностей к чувственно-физическому миру. Каждая из предшествующих областей принимает от души то, что было ей родственно. Что еще окружает дух — это убеждение, что его деятельность должна быть всецело посвящена чувственному миру. Бывают высоко одаренные личности, которые, однако, не задумываются ни о чем ином, кроме явлений физического мира. Такой образ мысли можно назвать материалистическим. Он должен быть разрушен, и это происходит в седьмой области. Здесь души видят, что в истинной действительности для материалистического образа мыслей предметов не существует. Как лед на Солнце, тает здесь это убеждение души. Отныне душевная сущность поглощена своим миром, дух освободился от всех оков. Он устремляется в области, где живет лишь в своем собственном окружении. — Душа исполнила свою предыдущую земную задачу, и после смерти отпало то, что еще оставалось от этой задачи как оковы для духа. Когда душа победила остатки земного бытия, тогда она сама возвращается в свою стихию".9 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

942. "Моральная конституция души делает нас (в период, следующий за Камалокой)... общительными как с другими (человеческими) духами, так и с духами высших Иерархий. Через ущербную моральную конституцию души мы становимся одинокими духами, отшельниками, с трудом пробивающимися через покров своих видений. Это составляет источник страданий после смерти ... которые длятся довольно долго ... пока проходит­ся сфера Меркурия". В области Венеры общительность духов после смерти обусловлена их религиозностью на Земле (независимо от вероисповедания). Лишенные религиозности люди пребывают там как бы в запертом помещении.141 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

945. "Одиночество в сверхчувственном мире — это то же самое, что смерть здесь; оно не есть уничтожение, но хуже, чем одиночество здесь. Оно представляет собой оглядывание на свое собственное существо. А что это такое — об этом узнают лишь когда оно наступает; оно есть незнание ни о чем, кроме как о себе самом".
     Кто имел мало симпатий к людям здесь, тот не замечает других в духовном мире, он бывает окутан то­лько собственным содержанием души, видит лишь то, что он пережил сам.140 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

10. Страдания души после смерти

822. "Испытания человека в сверхчувственном мире могут быть описаны различным образом. ... все они должны быть соединены, рассмотрены и продуманы во всех отношениях".23 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Панорама жизни. Пожирающий огонь

823. "Ни одно впечатление на Земле не действует так сильно, как впечатления, полученные в идущей в обратном порядке жизни после смерти, длящейся 1/3 земной жизни. В это время вы переживаете кармическое исполнение всего того, что вы совершили в жизни. Все это вы переживаете с точки зрения других". 236 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

845. "Все, что как трансформации совершается в мире животных, что влияет на их инстинкты и изменя­ет их, так что животные видоизменяются, все это происходит благодаря деятельности человека в Камалоке, где он подготавливает свою следующую инкарнацию. Человек там работает над собственным домом для следу­ющей инкарнации ... над фауной; на Девахане он работает над флорой". 93-а (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru