BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЗУБЫ

49. "Молочные зубы связаны с силами головы. Вторые зубы связаны с силами, приходящими в голову из остального организма".201 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

50. Состояние зубов зависит от того, насколько правильно совершался процесс выработки и отверде­ния эф.тела до семи лет. 98 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

393. "От развивающихся сил человек получает т.н. молочные зубы". Вторые зубы он получает от Аримана. И потеря наших ариманических зубов происходит оттого, что в эволюции мы получаем импульсы, побеждаю­щие Аримана. 150 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

468. "В древности человек видел не просто внешнюю звездную картину. Он чувствовал звездную кар­тину, внутреннюю мировую систему в себе... в своей голове, которую мы теперь имеем как носителя, я бы сказал, неопределенной жизни представлений. Там, внутри появлялось Солнце, там, внутри вращались планеты. В своей голове человек носил образ мира. И то, что он носил в своей голове, — это содержа­ло в себе силы, воздействовавшие на остальной организм, а также влиявшие опять-таки на то, что получают из земных сил только после рождения или, соответственно, после зачатия; так что и на это время головная организация и весь остальной человек до некоторой степени подгонялись под планетарные силы. ... Как наследие ... человек получил тенденцию, выражающуюся в его молочных зубах. Они возни­кают примерно в течение года. В семь раз дольше развиваются вторые зубы, которые произ­водит уже сама человеческая организация. Тут мы имеем дело с чем-то таким, что в глубоком смысле указывает нам, как ритм, который мы проносим сквозь рождение, относится к кругообороту года, который в нашей зем­ной жизни протекает в семь раз медленнее. ... Это отношение одного к семи выражено в дне и неделе. Неделя в семь раз длиннее дня. Это выражает ... нечто в человеке, протекающее в семь раз медленнее, чем то, что мы приносим в физическое бытие через рождение. ... В древнееврейском тайном учении из атавистического знания об этом рассказывали ... ученикам, что Ягве, собственно, земной Бог, который к организации Сатурна, Солнца, Луны прибавил еще земную организацию, что Ягве имел тенденцию перешедшее на Землю с лунной организации сделать в семь раз медленнее. ... древне­еврейское тайное учение говорило своим ученикам: Люцифер идет в семь раз быстрее, чем Ягве. Этим нам указывается на два движения, на два течения в человеческой природе. Эти два течения имеются также и во внечеловеческой природе. Но там они иные, чем в человеческой природе".201 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Зубы

663. "Наши зубы всасывают внутрь флуорин. Они являются инструментом для всасывания этого вещест­ва. Человек нуждается для своего организма во флуорине в очень малых количествах, и если он лишен его воздействия — здесь я должен сказать вам нечто такое, что, возможно, удивит вас, — то он становит­ся слишком умным. Он приобретает такую силу ума, которая почти разрушает его. Доза флуорина восста­навливает необходимую степень упрямства, умственной свежести, в чем мы нуждаемся как человеческие существа. Нам необходима постоянная доза флуорина в очень малых количествах, как предохранение от крайней степени ума. Преждевременное разрушение зубов, что вызывается действием флуорина, указыва­ет на чрезвычайную потребность в процессах всасывания флуорина. ... Человек, как таковой, разрушает свои зубы настолько, чтобы действие флуорина не простиралось дальше определенной точки и этим отуп­ляло его. Взаимодействие причины и следствия здесь очень тонкое. Зубы разрушаются для того, чтобы личность не могла стать слишком умной. Такова интимная связь между тем, что полезно человеку и тем, что ему вредит. При одних обстоятельствах мы нуждаемся в действии флуорина, чтобы не стать слишком умными, в других мы можем повредить себе, превышая его потребление; поэтому нарушает­ся наша органическая активность и разрушаются зубы".312 (16)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

664."С точки зрения духовного исследования, вокруг роста зубов происходит заметная актив­ность человеческого эф. тела, не имеющего физической организации или лишь слегка соприкасающегося с ней. Эта активность, которую можно наблюдать вполне отчетливо, создает постоянное эфирное органи­зующее действие вокруг челюстей. Такая свободная организация не существует в нижней части брюшной полости; в этой области она очень тесно соединяется с физической организацией, и оттуда возникает феномен, на который я уже сослался. Так, когда имеется отделение активности эф. тела от физической организации — именно, во время беременности, — то немедленно на противоположном полюсе организма появляются изменения в зубах. Геморрой есть другое последствие разделения эф. и физ. тел, — "каждое идет своим путем". То обстоятельство, что в этих крайних точках человеческого организма эф. тело становится независимым, сопровождается тем, что на другом полюсе эф. тело проникает в физическое, и начинается разрушительный процесс. Ибо все, что усиливает органическую активность, как, например, при нормальной беременности или при каком-либо заболевании, все силы, стимулирующие здоровые функ­ции, производят, с другой стороны, обратное действие на строение зубов, действуя на них разрушающе".312 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

665. "Плохие зубы — причина в душевно-духовном. ... Вязание развивает хорошие зубы".300-а с.161


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1627. "Движения рук и ног проявляют тот же конституционный тип, что и процессы, формирующие зубы. Поэтому можно оказать большое влияние на формирование зубов, если мы будем учить детей, насколько возможно, бегать проворно, с разнообразными поворотами ног, вроде детской игры в "классы", в которых тыльная сторона с некоторой силой действует против пятки, или подобными упражнениями. Если это ведет к приобретению ловкости в пальцах, то будет очень заметно способствовать формированию зубов". 312(17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1177
. Все металлы на Земле образованы силами, действующими из космоса через эфир; при этом плане­тные силы их лишь модифицируют. Этим космическим образующим силам противостоят силы, воспринимающие их в человеке и в Земле и уплотняющие их, собирающие вокруг некоего центра, благодаря чему и возможно возникновение Земли. Итак, вторыми силами являются силы отвердения. В человеке эти силы работают пластически, образуя органы, тогда как первые, образующие силы в основном вдвигают органы из духов­но-эфирного мира в физический. Этот процесс особенно явно раскрывается в противоположности между толкающими, вдвигающими силами магния и закругляющими фтора (эти их свойства описаны в предыдущей лекции. — Сост.). В зубах и то и другое выступает в действии, идущем снизу вверх и закругляющемся, и сверху вниз и тоже закругляющемся, а также сзаду наперед и спереди назад. Между этими действиями имеет место процесс отделения, выделения как опосредующее звено. Выделение при этом следует пони­мать в широком смысле, как принятие отделенного другим и т.д.; собственно говоря, восприятие — это вы­деление вовнутрь, что может быть ассимилировано. Этот процесс можно буквально потрогать руками, пред­ставив себе, что с одной стороны находится то, что желает постоянно выделять углерод, а с другой он опять вбирается, идя спереди назад, во время дыхания, когда образуется углекислота.
     Переходя в сферу обмена веществ, мы имеем процесс отвердения. Особенно явно его можно наблюдать в образовании глаза. Глаз образуется извне вовнутрь, о чем свидетельствует эмбриология, но отверде­вает изнутри. Происходит некое овнутрение. "Так что этот процесс отвердения, закрепления, упроче­ния, когда мы переходим к духовно-душевному в человеке, точнее к органам духовно-душевного, к органам чувств, мы имеем одуховоренным, одушевленным: в восприятии. Это некоего рода нисходящий процесс, ведущий вплоть до образова­ния органов. В конце мы имеем ... предметное вос­приятие. А если это образуется далее, развивает­ся т.обр. далее, то восприятие встает напротив от­вердения; если это осознается при затвердении, то оно становится имагинацией.

     Силы образования
     интуитивирование
    
     Процессы выделения
     инспирирование
    
     Закрепление (отвердение)
     имагинирование
    
     Восприятие
    
     А если имагинация развивается далее и осозна­ется как стоящая напротив процесса отделения, то она превращается в инспирацию. При дальнейшем развитии инспирации напротив процесса образования и осознании того, как она натыкается на процесс образования, т.е. прозревает образование, — она становится ин­туицией. ...
     Но в основе этого процесса, развивающегося в душевном, ведь лежит процесс становления. Первое есть обращение второго, как вы это здесь видели. Человек выступает навстречу ставшему и вновь восходит в становление в противоположном направлении. ... идет навстречу становлению. Так что выработанное как восприятия и силы познания в имагинации, инспирации и интуиции имеют противодействие себе в творческих силах, выражающихся в силах образования, в процессах выделения и в процессах отвердения.
     Из этого вы видите, что в человеческом организме в творчестве, в становлении в противоположном направлении действует то, к чему восходит человек, решаясь на познание". Силы, обретаемые в имагина­ции, суть те же, что проявляются без нашего сознания в росте; силы, обретаемые в инспирации, суть те же, что входящие в человека извне в процессах дыхания и прорабатывающие его как пластические си­лы. "С интуицией мы восходим к агентам, присутствующим в наших пластических формах как субстанци­альные существа внешнего мира". 313 с.155-159


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru