BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АВТОРИТЕТ

608. "Мани является тем, кто подготовляет для человеческого душевного развития ступень, где ищут собственного душевного, духовного света. Все, что произошло от него, было призывом человека к собственному духовному свету души и в то же время — решительным возражением против всего, что не хочет исходить из собственной души человека, из его наблюдения собственной души. Прекрасные слова исходят от Мани, они стали лейтмотивом для его последователей во все времена. Мы слышим: вы должны отказаться от всего, что является внешним откровением, которое вы получаете чувственным путем! Вы должны отказаться от всего, что завещано вам как внешний авторитет; тогда вы станете зрелыми, чтобы созерцать собственную душу!
     Августин выдвинул против этого принцип — в разговоре с Фаустусом, которого он сделал своим противником манихеем: — вы бы не приняли учения Христа, если бы оно не было основано на авторитете церкви. Манихей же Фауст говорит: вы не должны на основе авторитета принимать никакого учения; мы хотим принимать учение только в свободе".93 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1513. В середине между наследственностью и тем, что человек принес с собой из предыдущей жизни, сто­ит темперамент. "Темперамент уравнивает вечное с преходящим". У холериков задающей тон является кровеносная система, поскольку у них я-носитель преобладает над другими членами, у сангвиников — нервная система, у флегматиков — система желез, у меланхоликов — физ. тело. Агрессивность холерика обусловлена циркуляцией крови. Сангвинику при слабом Я грозит опасность утонуть, потерять себя в беспрерывной смене ощущений, образов и представлений. Чем больше человек живет в эфирном, тем больше он занят со­бой и внешним вещам дает проходить мимо. Над физ. телом должны господствовать все остальные тела, но если оно само приобретает господство и противопоставляет себя другим членам, то человек переживает это как боль, неудобство, как грустное, мрачное, меланхолическое настроение. Физ. тело ставит препятствия внутреннему уюту и приятности эф. тела, подвижности астр. тела и уверенности в цели, поставленной Я.
     У холериков Я стремится подавить рост других членов. Внешне это было особенно хорошо видно у И.Г.Фихте и Наполеона. Но холерик не обязательно должен быть мал ростом. Дело заключается в том, в каком отношении ко всему облику стоит рост. У холерика резко очерченные черты лица. У сангвиника они подвижные, выразительные, изменчивые. Даже в костном строении у него можно видеть подвижность астр. тела. У него красивая мускулатура. Когда идет холерик, то создается впечатление, что он хочет ноги вгонять в землю. У сангвиника походка прыгающая. Особая внутренняя конфигурация Я у холерика выра­жается в черных глазах. У сангвиника я-природа коренится не особенно глубоко, и у него чаще голубые глаза. У флегматика лицо неподвижно, безучастно, тело полное, жирное; походка у него расхлябанная. У меланхолика недостает сил прямо держать голову и спину; глаза у него мутные, без холерического блес­ка; походка довольно твердая, вернее твердо-волочащаяся. Темпераменты чаще всего бывают смешанными. Например, холерик Наполеон имел в себе много флегматического.
     В процессе воспитания задача состоит не в нивелировке темперамента, а в направлении его в правиль­ное русло. При этом холерический темперамент в юности таит в себе опасность, что может развиться не­управляемая исступленность; хотя опасность эта не велика. Большую опасность составляет развитие склонно­сти до глупости преследовать какую-либо единственную цель. Сангвинику несколько угрожает легкомыслие, а более — по причине отлива и прилива ощущений — дойти до умопомешательства. Флегматик может дойти от потери интереса к окружающему миру до идиотии, тупоумия. Малой опасностью для меланхолика является уныние, хандра, невозможность подняться из собственного внутреннего, переступить его, большой — сумасшествие. При воспитании ребенка с сангвиническим темпераментом более всего необходимо разбудить в нем любовь к какой-либо индивидуальности, сделать все возможное, чтобы разбудить в ребенке любовь; при холерическом темпераменте необходимо привить внимание к авторитету, умение его ценить; холерик должен просто верить в авторитет, а еще он нуждается в препятствиях; не следует облегчать ему жизнь. Особен­но трудно вести меланхолического ребенка. Для него необходимо знать и чувствовать, что воспитатель действительно способен переносить боль, страдания; на него также хорошо действует сопереживание судь­бы с воспитываемыми вместе с ним. Флегматик не должен расти в одиночестве, он нуждается в играх с дру­гими, в сопереживании общих интересов, многих интересов других людей. Можно менять темперамент путем самовоспитания, но только не применять при этом рассудок, а действовать косвенно. Напр., при меланхо­лическом темпераменте не следует избегать страданий жизни, но прямо-таки искать их и развивать со­страдание, чтобы боль направить на правильный предмет или событие. Флегматику полезно как можно боль­ше заниматься с действительно интересными предметами. Холерику хорошо в суете доводить себя до абсур­да, сангвинику следует заниматься предметами, которые действительно заслуживают короткого интереса.57 с.278-287.

"Безумие (помешательство) — меланхолик,
слабоумие — флегматик,
глупость — сангвиник,
бешенство — холерик".Д.31, с.6


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

600а. "В тот момент, когда становится необходимым голосовать, происходит порабощение духовной жизни".
     "Вера в авторитет так необыкновенно выросла благодаря тому, что мы становимся все более и более либеральными. Благодаря распространению либерализма мы, увы, теряем нашу свободу". 343, с. 363, 502
     "Демократия постоянно делается лживой из-за суггестивной власти, которую могут осуществлять отдельные люди.
     Если бы массы были инспирированы, то тотчас же началась бы война всех против всех! Демократия хочет сохранить форму — пользоваться только государством". Д. 15, с. 18


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Люциферическое и ариманическое

985. "Мысли, схваченные отдельным человеком, всегда пронизаны, в большей части захвачены и пронизаны люциферическим элементом". Но это не значит, что следует отказаться от единичного мышления. "Следует не отказываться от единичного мышления, но принять во внимание, что слово принадлежит общности людей, и нужно следить за словом в ходе столетий. Чем больше это делают, тем больше дают Люциферу правильно влиять на слова. Не следует подпадать авторитету слова, но оберегать слово, которое мудрость Земли несeт от одной культурной эпохи к другой. ... С другой стороны, не следует подпадать авторитарному принципу печатного слова, ибо тогда подпадают власти Аримана, независимо от того, содержит ли этот текст вещи святые или профанические. Необходимо сознавать, что для внешней материальной культуры человек должен был однажды получить печатное слово, и оно есть то, благодаря чему Ариман — и в этом его задача — хочет спасти мышление из потока уничтожения. ... И здесь мы получаем хорошую возможность сохранить мышление на физическом плане. С полным сознанием противостать тому, что в печатной книге является ариманическим элементом, не отдаваться печатному тексту, чтобы он приобрeл власть над человеком, короче говоря, удерживать слово в среднем состоянии, когда слева и справа — в мышлении и печатном тексте — действуют две полярных противоположности: Люцифер и Ариман. Так должен держаться человек, если хочет стоять на верном основании". 147(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Логика, диалектика

     595а
. Запись в записной книжке Рудольфа Штайнера: "новая логика". 266-3, с. 364
     "Гордиться можно только ясным, логичным, правильным мышлением", если оно лишено всякой субъективности.
     "Никакая слепая вера не должна править в человеке; слепая вера в авторитет убивает логическое мышление и спиритуальность в человеке". 266-2, с. 73, 178
     "Внутри западной культуры развитие должно исходить главным образом от контроля мыслей". Необходимо выработать чувствительность к нелогичному, неконтролируемому ходу мыслей (также и в книгах), испытывать от этого боль.
     "Логическое и чистое мышление также и на физическое тело действуют укрепляюще, оздоровляюще, делают его менее восприимчивым к болезням". Например, математики реже болеют холерой. 266-1, с. 29, 266
     Говоря о душе рассудочной в 4-й культурной эпохе, не следует связывать с ней что-либо интеллектуалистическое. Ее следует изучать на тех людях, "которые могли сделать подвижным в себе некий род старого ясновидения, т.е. не обученного, а атавистического ясновидения, наследуемого ясновидения, к которому и поныне могут взлетать довольно многие люди. У таких людей можно наблюдать, что, вообще-то говоря, они получают в душе мировое содержание, которое имагинативно, сформировано в образах. И если их попросить эти образы описать, то ... исключительно много рассудочного содержится в их описании образов. ... Они получают образы, но одновременно и то, что называется пониманием". До XV в. люди не вырабатывали рассудка, как сегодня, но "неким образом инспирировались рассудком, держали его открытым". С XV в. рассудок нужно активно вырабатывать внутренне, в душе; необходимо развивать логику, которая не дается душе просто так. 343, с. 212
     "Через такую абсолютную логику (у Гегеля) достигается колоссальная самодисциплина духа, составляющая идеал в наше время". Д. 30, с. 6
     "Чтобы познавать истину, приходится догматизировать, но не следует в догме искать истину. Поэтому мы имеем жизнь ищущего истину человека, который переплавляет догму в огне понятия.
     Поэтому оккультист совершенно свободно принимает догму. Это познание, этот рывок (удар) в мир понятия и противоудар (рывок) называется диалектикой; установление же понятий есть логика. Итак, диалектика есть жизнь логики, и понимающий дух диалектики будет там, где он касается высшей сферы познания, жесткие, неподвижные понятия превращать в живые, т. е. делить их между определенными личностями. Он превратит логику в разговор. Поэтому Платон диалектизировал логику, превратил в разговор". У Гете: свет — форма; что великолепнее света? — Беседа. Д. 67/68, с. 32
     "Необходимо выработать способность мыслить не дуалистически, а в троице. ... Персидский дуализм Ормузда и Аримана сегодня является дуализмом Люцифера и Аримана; посередине стоит Христос (в древности говорили о Митре): Он обусловливает равновесие". 342, с. 161
     "Атма есть глубочайшая точка в нашем внутреннем. Творец же имеет Атма как точку исключительно в Его окружении". Д. 78, с. 35
     Противоположностью излучающей во все стороны свет точки является распространяющий вовнутрь темноту шар. Такова "сфера" бесконечного пространства. Оно — не нейтральное темное образование, но со всех сторон заполненное темнотой пространство. Как линия, уходя в бесконечность с одной стороны, возвращается с другой, так свет приходит из бесконечности назад, как противоположность себе, в виде темноты. "Сфера есть противоположность точки. В точке живет пространство. Точка является противоположностью пространства.
     А что является противоположностью куба? Не что иное, как все бесконечное пространство за вычетом куба. ... Без полярностей мы никуда не сдвинемся, если хотим мир понять как силовой и динамический.
     Если оккультист представляет себе куб красным, то остальное пространство должно быть зеленым, поскольку красный есть противоцвет (дополнительный цвет) зеленого".
     Физический квадрат на Девахане, на ментальном плане имеет вид креста. "Физический противообраз ментального квадрата лучше всего представлять себе в виде затора, застоя двух перекрещивающихся течений". Одни потоки сил идут от центра вовне, другие — извне к центру. Квадрат в физическом мире возникает как ограничительный затор этих течений. В случае куба нужно представить себе три перекрещивающиеся оси. 324а, с. 31-32, 42-44


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     162
. "Розенкрейцерский путь есть модификация пути йоги и христианского мистического пути. Он возник в ХIV в. ввиду надвигавшихся новых культурных отношений. Этот путь наиболее подходит современным людям. Он изложен в книге "Как достигнуть познания высших миров?" Ранее он передавался только устно. Путь не требует подчинения авторитету, и учитель здесь лишь советчик и друг". 97 (18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru