BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АРИМАН - см. также ЛЮЦИФЕР и Ариман — инкарнация

241. (17). "Кто переживает Мистерии Сына, тот видит будущее вплоть до конца земного развития, где земное состояние перейдет в новое, звездное состояние. Поэтому Христос Иисус мог сказать: Вы, которые стоите вокруг Меня, вы представляете собой различные степени совершенства, и когда Я гляжу в будущее, то вы являетесь двенадцатью этапами. Но они должны быть преодолены. Я должен вас через Себя провести к Отцу. Как бы сквозь Себя должен Я провести вас к Отцу, чтобы Земля могла взойти к большему совершенству. — Все содержащееся в чувственности, все, связанное в человеке с вожделениями, страстями, аффектами, должно быть преодолено. И это явлено в символе того, что происходит в двенадцати.
     Ближайшая эпоха представлена Иудой Искариотом. С Представителем высшей нравственности связан представитель низшей чувственности. Иуда Искариот — это тот, кто предает Христианство в его непосредственном следствии. О, прийдут времена, когда все будет выглядеть так, как если бы происшедшее на Голгофе совершалось также по всей Земле! Это будет происходить так, как если бы эгоизм должен был Христу, Буддхи, нести смерть. Это будет временем антихриста. Это закон: все, произошедшее вокруг Креста, должно произойти также и на физическом плане. Произошедшее на Голгофе имеет также глубоко символическое значение. Предательство Иуды означает преобладание низших страстей. Но все чувственное должно быть одухотворено". 96 (18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

566. Наша современная жизнь во многом определяется теми "лошадиными силами", что ныне приходятся на душу населения. "Это вливается в нас. Из этого мы формируем нечто в фонд следующей земной жизни, если не предпринимаем ничего другого. Но в этом живут новые демоны, ариманические демоны. Мы "хорошо" подготовим себя для следующей земной жизни, завещав себя ариманическим силам! Что является в нас машинами, — это, как нашу научную жизнь, мы подготовляем для ближайшей земной жизни.
     Гром канонады на фронтах, живший в машинах, он вчленился в нас. Так хотим мы бессознательно воскреснуть в следующей земной жизни. Но человек — это не один интеллект, он обладает и ощущениями и чувствами. Им придется примириться с тем, что происходит от техницизма, от машин". Следствием соединения душ в подсознательном с техницизмом является страх. И в следующих поколениях уже у детей будет развиваться страх перед жизнью, выражающийся в нервозности. И нет иного средства борьбы с этой нервозностью, как подготовление себя к Событию Христа в первой половине XX в. "Ариманическое захватывает человека. Люциферическое живет более в чувствах. Ариманическое действует более через человеческий рассудок и осуществляет себя, воплощается в техницизме.
     И во все это, чтобы дать человеку направление, поставлено Событие Христа, которое мы ожидаем в первой половине XX в. Это Событие Христа будет состоять в том, что через объективные переживания люди все более и более узнают: по Земле шествует эфирный Христос, Тот Христос, Который представляет эфирно Силу, Которая однажды в физическом Христе Иисусе странствовала по Земле. И в самопознании себя совместно с Силой Христа заложена возможность правильным образом дать воздействовать на себя с необходимостью надвигающимся ариманическим силам. Несчастье нашего времени состоит в том, что люди поставлены в ариманическую среду, не будучи несомыми Силой Христа".197 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

127. В 1108 г. родился Дандоло Венецианский (Энрико, 1108-1205; с 1192 г. — венецианский дож). В Константинополе он был ослеплен турками, однако и будучи слепым управлял Венецией, той Венецией, что внесла в духовное ариманический дух. "Это значительный момент мировой истории, когда этот дож Дандоло захватил Константинополь и ранний дух крестовых походов перевeл в поздний дух крестовых походов". Вначале крестовые походы имели целью силу веры соединить со святыми реликвиями, с фактическим событием Мистерии Голгофы. Но когда в них вступила Венеция, реликвии стали трактоваться как биржевые ценности. "Распространилась капиталистическая аура; Дандоло — это инкарнация ариманического духа!" А ранее этим же путeм из Римской Империи золото ушло на Восток. Так римское золото действовало с одной стороны, восточный гнозис — с другой. Затем пошли крестовые походы от Рима и параллельно им попытка сместить Рим, противопоставив ему Иерусалим: Готтфрид Буллионский.181(18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1214. "Импульс Мистерии Голгофы есть мировое исцеление от материализации души. Путь Самого Христа находится вне воли и намерений людей. Поэтому никакое человеческое знание никаких посвященных не имеет влияния на то деяние Христа, которое в XX в. ведет к явлению, о котором я вам говорил, и на ко­торое указано в первой Драме-Мистерии. Все это зависит только от Самого Христа. Христос в эфирном об­лике пребывает в сфере Земли. И для людей дело заключается в том, как относиться к Нему. Итак, на яв­ление Христа никто, ни один любой силы посвященный не имеет ни малейшего влияния. Оно грядет. Это я прошу вас твердо себе заметить. Но путем разного рода учреждений можно повлиять на восприятие Собы­тия Христа, так что оно будет действовать тем или иным образом. ...
     Те братства, о которых я вам говорил, стремятся к тому, чтобы Христос прошел через XX столетие не­замеченным, чтобы Его пришествие как эфирной Индивидуальности осталось незамеченным людьми. И это стремление развивается под влиянием совершенно определенной идеи, собственно, совершенно определенного волевого импульса. Те круги стремятся именно к тому, чтобы сферу влияния, которая через Христа должна вой­ти в ХХ-е и последующие столетия, завоевать для другого существа ... которое еще никогда и никак не являлось во плоти, но представляет собой эфирную индивидуальность сильно ариманической природы. ... Все те мероприятия с умершими и т. д., о которых я вам рассказывал, в конечном счете сводятся к этой цели: увести людей от Христа, прошедшего через Мистерию Голгофы, и другую индивидуальность представить как господствующую над Землей. Это совершенно реальная борьба, ни в малейшей степени не абстрактное понятие, но абсолютно реальная борьба, борьба за то, чтобы другое существо в ходе человеческого разви­тия поставить на место Существа Христа на все оставшееся время 5-ой послеатлантической эпохи, а также 6-й и 7-й. И задача здорового, честного спиритуального развития состоит в том, чтобы это стремление, стремление в высшей степени антихристианское, истребить, устранить. И лишь ясное понимание может здесь чего-то достигнуть. Ведь то другое существо, которое эти братства хотят сделать господином, они также называют "Христом". Действительно, они называют его "Христом"! И возникает за­дача научиться различать между истинным Христом, Который в своем явлении в нашем веке не есть телесно воплощенная индивидуальность, и тем существом, которое отличается от истинного Христа тем, что никогда в ходе земного развития воплощено не было, существом, дошедшим лишь до эфирного воплощения; указанные братства хотят поставить его на место истинного Христа, Который согласно их намерениям должен пройти неза­меченным. ...
     Кто лишь поверхностно наблюдает жизнь, кто занят прежде всего внешними дискуссиями о Христе, о про­блеме Иисуса и т. д., тот не видит глуби. Все это лишь туман и дым, что пускают людям в глаза, дабы отвлечь их от вещей глубоких, от того, в чем заключается все дело. Когда богословы дискутируют о Хрис­те, то всегда в их дискуссиях с какой-либо стороны присутствует спиритуальное влияние, и эти люди способствуют достижению совершенно иных задач и целей, о которых они сами и не подозревают.
     Опасным является и понятие бессознательного, с помощью которого людям сегодня затемняют понимание указанных отношений. В то время как такие злые братства очень сознательно преследуют свои цели, это, естественно ... остается бессознательным для тех, кто на поверхности занимается всяческими дискуссиями и т. п. Но суть дела не постичь, разговаривая о бессознательном. Ибо это т. наз. бессознательное есть по­просту стоящее за порогом обычного сознания, та сфера, в которой знающий может разворачивать подобные вещи. Как видите, такова, собственно, одна сторона дела, которая заключается в том, что существу­ет определенное количество братств, которые хотят деятельность Христа заменить деятельностью другого существа и стараются все направить на достижение этой цели.
     Им противостоят восточные братства, а именно индийские, которые не менее значительно вмешиваются в развитие человечества. Эти индийские братства преследуют иные цели; они совсем не развивают эзотерики, с помощью которой могли бы умерших вводить в свою сферу, в сферу своих лож; ...они этого не хотят. Но, с другой стороны, они не хотят и того, чтобы Мистерия Голгофы своим Импульсом охватила развитие человечества. Этого они также не хотят. Поскольку умершие не находятся в их распоряжении тем образом, как это имеет место у западных братств, то они не хотят Христа, Который как эфирная Индивидуальность вступает в ХХ-м в. в человеческое развитие, заменять другой индивидуальностью; для этого нужны умершие, а они их не имеют, поэтому они хотят отвлечь интерес от Христа; они хотят не позволить следовать за Христианством, эти восточные, а именно индийские, братства. Они не хо­тят, чтобы возрастал интерес к действительному, прошедшему через Мистерию Голгофы Христу, Который в единственной инкарнации в течение 3-х лет был на Земле и больше телесно на ней не воплотится. Умершие в этих восточных ложах не нужны, но нужны существа иного рода.
     Когда человек умирает, то он оставляет свое эф. тело; как вы знаете, оно отпадает вскоре после смер­ти. При нормальных отношениях отпавшее эф. тело воспринимается космосом. Это принятие его довольно сложно, что я излагал различным образом. Как до Мистерии Голгофы, так и после нее в восточных областях была одна совершенно определенная возможность. Когда после смерти человек сбрасывал эф. тело, то некоторые существа могли им воспользоваться. Они тогда становились эфирными существами в таких вот оставленных людьми эф. телах. Таким образом, в восточных областях происходит так, что теперь не умершие люди, а всякие демонические духи побуждаются к вхождению в оставленные людьми эф. тела. ... Таких демонических духов и принимают в восточные ложи. Итак, западные ложи имеют непосредственно связанных с материей умер­ших, восточные ложи, так сказать, левой руки имеют демонических существ, т. е. духов, не принадлежащих к земному развитию, но которые вползают в это развитие именно благодаря тому, что используют оставлен­ные людьми эф. тела.
     Экзотерически это делается так, что подобные вещи превращают в почитание. Вы знаете, что к искусству определенных братств относится вызывание иллюзий, поскольку, если люди не знают, сколь далеко во­обще иллюзии заходят в действительность, то их легко запутать искусственно вызванными иллюзиями. И то, чего хотят достичь, тогда облекают в форму почитания. Представьте себе, в моем распоряжении имеется род, принадлежащая к одному роду группа людей; после того, как я, злой "брат", у одного из предков создал возможность захвата эф. тела демоническими существами, я говорю, что весь род должен почитать этого предка. Предок всего лишь сложил с себя эф. тело, но его захватило демоническое существо с помощью махинаций ложи. Вводят, таким образом, почитание предка, но этим почитаемым предком оказывается попросту некое демоническое существо в эф. теле предка. ... Таким способом достигается то, что люди Востока и вообще все люди — к этому ведь стремятся многие — не замечают Христа как Индивидуальность, проходящую по всей Земле. Так что они не хотят подменить Христа, но — сделать явление Христа Иисуса незамеченным.
     Так с двух сторон ведется борьба против выступающего эфирно в XX в. Импульса Христа". 178(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

5. XX-й век и инкарнация Аримана

Инкарнация Люцифера

398. "Всеобщая жизнь людей в IV-ом — в начале III-го тысячелетия до Мистерии Голгофы в азиатском и вообще в известном тогда мире протекала в виде сумеречной душевной жизни. Но тогда существовали Мистерии, в которые через действенные церемонии действительно вступало действие духовных миров. И из этих мест люди тогда получали свет. ... Если охарактеризовать источник, из которого происходила эта сумеречная, более инстинктивная жизнь, то следует сказать: духовно-душевное существо человека ещe не могло тогда воспользоваться человеческими органами рассудка. Эти органы тогда уже были выработаны в физическом существе человека, но его душевно-духовное существо пользоваться ими не могло. Так что каких-либо познаний через мышление, через силу суждения человек приобрести не мог. Он мог овладеть лишь тем, что давалось ему из Мистерий. И тогда, примерно в начале III-го тысячелетия, на востоке Азии произошло значительное событие. В одной азиатской знатной семье, в окружении церемониального мистериального служения беспрепятственно подрастал один ребeнок. Обстоятельства позаботились о том, чтобы ребeнок получил возможность принимать участие в церемониях, поскольку ведущим жрецам Мистерий через инспирацию было указано, что этого ребeнка следует допускать до участия в Мистериях. Когда ребeнок вырос и достиг примерно 40 лет, то произошло нечто примечательное. Случилось так — а следует заметить, что жрецы Мистерий то событие предсказали пророчески, — что этот человек, которому дали вырасти в азиатских Мистериях, в возрасте 40 лет внезапно начал постигать с помощью человеческой силы суждения смысл того, что раньше в Мистериях происходило только в откровении. Он был, в некотором роде, первым, кто должен был воспользоваться органами человеческого рассудка, правда, в тесной связи с Мистериями.
     Если сказанное жрецами тех Мистерий об этом происшествии перевести на современный язык, то мы должны будем сказать: в этом человеке был воплощeн ни более ни менее, как Люцифер... телесная инкарнация Люцифера".
     "Через него человек получил способность пользоваться органами своего рассудка, силой суждения. Сам Люцифер был в человеческом теле и через силу суждения постиг впервые то, что через откровение входило в среду человечества: смысл Мистерий".
     Инкарнация Люцифера прозревалась, собственно, только пророческой силой жрецов Мистерий. В большей степени бессознательно произошла для людей инкарнация Христа через Событие Голгофы. Сознательно должно человечество идти навстречу инкарнации Аримана среди потрясений, которые будут происходить на физическом плане. Среди военных и других испытаний ближайшего будущего человеческий дух станет необычайно изобретательным именно в области физической жизни. ... и это не должно отклоняться каким-либо образом, это наступит как необходимость. И благодаря этой изобретательности станет возможным возникновение такой телесной человеческой индивидуальности, что в неe сможет воплотиться Ариман. Но ариманическая сила из духовного мира готовит эту инкарнацию на Земле". 193(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

399. С приближением тысячного года европейцы в страхе ждали физического конца мира. Этот страх был вызван ариманическим духом. С приближением каждого тысячелетия ариманические и люциферические силы обретают особую власть. Ариманические силы вообще сильно действуют в десятичной системе счисления. В другие столетия эти силы находятся больше в равновесии. Отсюда происходит народное поверье, что всего тысячу лет Люцифер и Ариман пребывают в цепях, а потом ненадолго освобождаются от них.
     В дохристианские времена в каждом исполнявшемся тысячелетии проявлялось сильное влияние добрых сил. Так в 3000-м году до Р.Х. строятся пирамиды, в 2000-м году слагается эпоха Авраама, сюда же приходится и вершина Вавилонской культуры; тысячный год был эпохой Давида, когда готовилось строительство Соломонова храма. В нулевом году на Землю пришeл Христос. Теперь вновь заявляет о себе влияние ариманических духов, возрастая по мере приближения 2000-го года. "Когда приблизится 2000-й год, будут царить хаос и опустошение". 284 с.167-168


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

407. Если бы Ариману удалось в конце столетия воплотиться в благоприятных для него условиях, то он путeм грандиозных искусств внeс бы на Запад то, что всегда давалось с большим трудом. Люди получали бы ясновидение, продолжая есть и пить, как прежде, не прилагая к этому никаких усилий. В этом случае "он основал бы огромные тайные школы, в тех тайных школах занимались бы грандиозным искусством волшебства, и на человечество излилось бы то, что всегда приобреталось только с трудом.
     Не следует, опять-таки, филистерски полагать, что Ариман, если он пойдeт вниз, выступит как некий "крампус"* и станет учинять с людьми злые плутни. О нет, все любители удобств, которые сегодня говорят: мы не хотим знать о Духовной науке, — все они подпадут волшебству, ибо грандиозным образом своим волшебным искусством он в состоянии сделать большие массы людей ясновидящими. В то же время, он сделал бы их ясновидящими таким образом, что каждый стал бы ужасно ясновидящим, но отлично от других; что видел бы один, того не видел бы другой, не видел бы третий! Люди пришли бы в беспорядок, хотя и имели бы основанием ясновидческую мудрость; это могло бы вызвать ссоры и раздоры, ибо видения у людей были бы различными. В конце концов, правда, они удовлетворились бы своими видениями, поскольку ведь каждый смог бы взирать в духовный мир. Следствием этого, опять-таки, было бы то, что вся земная культура подпала бы власти Аримана! Люди подпали бы власти Аримана лишь только потому, что не усвоили бы себе сами то, что им дал Ариман. И наихудший совет тогда можно было бы дать людям, сказав им: оставайтесь лишь такими, каковы вы есть; Ариман сделает вас всех ясновидящими, если вы этого хотите. А вы этого захотите, так как Ариман будет иметь большую власть! — Следствием этого было бы то, что на Земле осуществилось бы царство Аримана, вся Земля ариманизировалась бы и вся культура, которую человечество выработало до сих пор, некоторым образом погибла бы. Осуществилось бы всe то, чего, по сути, в бессознательной тенденции ведь всe современное человечество ужасно хочет.
     И о чeм здесь может идти речь, так это: именно эту будущую мудрость, которая ясновидческого рода, эту ясновидческую мудрость необходимо отнять у Аримана. Могут сказать: есть только одна книга, нет двух мудростей — одна книга. — Да, но дело заключается в том, обладает ли этой книгой Ариман или Христос. Христос не может ею обладать, если люди не будут за неe бороться. Человечество же должно за нее бороться потому, что оно может сказать себе: содержание духовного знания я обретаю путем постоянных усилий во времена вплоть до появления Аримана на Земле.
     Видите ли, это космическая работа Духовной науки. Космическая работа Духовной науки состоит в том, чтобы знание в будущем не осталось ариманическим. ... Если останутся при простой вере, то придут к душевной глухоте, к душевной тупости, тогда к людям не проникнет мудрость, которую необходимо отнять у Аримана. Итак, речь идeт не о том, чтобы человечество попросту восприняло мудрость будущего, а о том, чтобы человечество эту мудрость будущего выработало себе и чтобы те, кто еe вырабатывает, взяли бы на себя обязанность спасти земную культуру: земную культуру спасти для Христа, как древние Риши и посвященные взяли обязанность не следовать претензии Люцифера увести человечество прочь от Земли. Что наиболее существенно для человеческого ощущения во всем этом? — Существенным во всeм этом деле является то, что также и за будущую мудрость необходима такая же борьба, какую должны были вести древние посвященные, способствуя тому, чтобы люди приобрели речь и умение мыслить и направили их против Люцифера. Как <>посвященные во времена прадревней мудрости должны были отнять у Люцифера то, что стало человеческим рассудком, так должно быть то, что станет прозрением во внутреннюю суть вещей в будущем, отнято у ариманических властей. Подобные вещи сильно играют между строк жизни, и они уже играют в самой жизни".
     Один друг антропософского Движения, находясь раненым во время войны на операционном столе, имел ряд переживаний. Последними из них перед самой смертью было такое, что весь окружающий воздух стал для него настолько плотным, что будто гранитная тяжесть легла на его душу. Это правильное переживание, и его могут иметь другие. Это Ариман в борьбе за свои цели стремится сгустить не только воздух, но и воду, чтобы Земля окоснела и не смогла со временем раствориться в тепловое состояние. "И важное решение уже заключено в неспособности человеческой души воспламениться духовным содержанием Духовной науки. Ибо первый толчок к окоснению Земли даeтся расслабленностью, леностью, привычкой к удобствам человеческой души. И если вы учтете, что это окоснение составляет цель ариманических сил, то вас не удивит спрессование, превращение жизни в гранит, ибо эти переживания имеют отношение к борьбе, которую необходимо вести за мудрость будущего". Людям, конечно, не легко, поскольку, желая понять Духовную науку, они вынуждены бороться с гранитом собственного черепа.
     "Каждый должен сделать для себя принципом, что достижение мудрости через страдание ни в коей мере не отклонит его от стремления к этой мудрости". "Люди должны знать, как в действительности человеческое существо пребывает в некоего рода равновесии между люциферическими и ариманическими силами и как Существо Христа действительно стало товарищем людей: сначала через борьбу с Люцифером, а затем — с Ариманом. В свете этого факта должна рассматриваться вообще вся эволюция человечества". 191(15)

______________________________________________
* Дьявол, преследовавший св. Николая. Происхождение названия неизвестно.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1253
. "Во внутреннем эзотерическом этого течения Михаэля совершенно определенным образом лежит набросок, эскиз того, что произойдет в будущем, прежде всего в этом столетии". 238(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1257
. "Можно входить в различные объединения — судьба человека этим особенно глубоко не затра­гивается. Но если человек честно, будучи глубоко захваченным этим в душе, вступает в Антропософ­ское Общество, то это вступление оказывает глубокое влияние на его судьбу. Это выступает особенно отчетливо, если рассматривать вещи, я бы сказал, с правильным прицелом. ... Намного более значи­тельной является разница между тем, кто находится в Антропософском Обществе, и тем, кто в нем не находится, чем между людьми, находящимися в разных других обществах. Это два различных рода свя­зей. Наша жизнь проходит так, что исполняется все, что я описывал, она проходит во время колосса­льно больших решений, так что это стояние рядом людей, связанных с антропософией и не связанных с ней, является сегодня чем-то решающим. Дело теперь заключается либо в ликвидации старой кармы теми, кто находятся в Антропософском Обществе, либо в прядении новой кармы теми, кто в него не входит. И это большая разница.
     Представим себе, что антропософ находится рядом с неантропософом. Тогда между ними могут сло­житься отношения такого рода, что антропософ прежде всего изживает старые кармические связи с неантропософом, или они могут сложиться так, что неантропософ создает с антропософом кармические связи для будущего. По крайней мере, мне приходилось наблюдать два этих случая, образованных, естественно, по-разному, и между этими двумя случаями нет ничего другого. А отсюда следует, что речь идет о времени больших решений: действие этих связей на неантропософов бывает либо таким, что они приходят к общине Михаэля, либо, не принадлежа к общине Михаэля, они еще более от нее удаляются. Это время больших решений, того большого кризиса, о котором говорят священные книги всех времен; этот кризис, по сути говоря, относится к нашей эпохе. Ибо особенность Импульса Михаэля заключается в том, что он является решающим, и он является решающим именно в наше время. Люди, которые в настоящей инкарнации через Антропософию воспринимают Импульс Ми­хаэля, они подготовляют этим — воспринимая Импульс Михаэля — все свое существо к тому, что оно далее войдет во все те силы, которые в ином случае определены просто через расовые и народные связи".
     Подумайте, сколь сильно человек еще определяется своим национальным. Сколь много можно ска­зать о человеке, зная только, что он русский, француз, англичанин, турок и т.д. "Тот же, кто се­годня с действительной внутренней силой души, с сердечной импульсивностью принимает Антропософию как свою глубочайшую силу ... когда он снова низойдет на Землю ... придет не из какого-либо на­рода или расы, но будет как бы выросшим из всех рас и народов. ... О таком человеке должны будут сказать, что в предыдущей земной жизни он тяготел к тому, чтобы в михаэлическом смысле обращаться к духовному. Так что непосредственно физически-творчески формируя физический облик выступает то, что находится под влиянием Михаэля.
     А это, в свою очередь, является тем, что глубоко-глубоко входит в карму отдельного человека. По­этому такова судьба тех, которые являются честными антропософами: они не могут достаточно хорошо сп­равиться с миром и, в то же время, им необходимо серьезно, со всей серьезностью подходить к ми­ру".
     "Михаэлиты захватываются в своей душе силой, которая из духа хочет действовать во всем че­ловеке вплоть до физического. Характеризуя это вчера, я говорил: эти люди сбрасывают расовое, что из природного бытия дает человеку определенный отпечаток... А если человек в этой земной ин­карнации будет захвачен спиритуальным, если он теперь здесь станет антропософом, то он подготовит­ся к тому, что больше не будет определяться подобными внешними знаками, а тем, что он собой пред­ставлял в своей настоящей инкарнации. В определенный момент дух укажет на человека — примем это со всей скромностью, — какой физиогномический облик, какой человеческий облик он может иметь.
     Ничего подобного в мировой истории до сего момента указать нельзя. До сего времени из своих народных подоснов, из фактического люди образовывали свою физиономию". 237(9, 10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru