BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





КУЛЬТУРА

449. "Чем более человек развивает мыслесодержание, богатство мыслей, чем более он старается утон­чить свои эстетические суждения, чем лучше он стремится исполнить свой долг в отношении требований кармы, тем больше питания он дает Духам Личности, тем больше жертв приносим мы им". 107 (19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

544. Тело ощущений зависит от географического местообитания человека и в тем большей мере, чем меньше человек способен преодолевать это в себе. Уезжая со своей родины, он может даже заболеть в те­ле ощущений, что выразится в его настроениях, страстях. С этим также связана инстинктивная деятельность, которая далее становится культурным элементом. Возьмем две вещи из культурного развития: об­работку железа и употребление молока животных в пищу. С древнейших времен мы находим их по всей Сибири, но у Берингова пролива и то, и другое резко пропадают; не встречаются они и у древнего населения Америки. Мы видим, как здесь определенные инстинкты, заложенные в душевном теле, связаны с местом на Земле, от которого человек зависит, и от положения Земли по отношению к Солнцу. Эф. тело как носитель ду­ши рассудочной зависит от времен года, определенных положением Земли по отношению к Солнцу. Там, где имеет место уравновешенная, регулярная смена сезонов, внутренняя подвижность души рассудочной особенно развита. На крайнем севере трудно развивать душу рассудочную, как и в жаркой зоне, где нерегу­лярная смена сезонов вызывает апатию. Весенняя радость, тоска по лету, осенняя грусть, зимняя глушь, уединенность — все эти настроения, в их регулярной смене, необходимы для того, чтобы эф.тело стало правильным инструментом души рассудочной.58 с.136-9


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

38. "Мудрость, красота, сила — это три основных тезиса всякого масонства".93(11)
     Современная культура распадается на три области: мудрость (наука), красота (искусство) и сила (организованные социальные отношения). Эти три слова называют столпами человеческой культуры. Это три короля (кроме смешанного) из "Сказки" Гете. По этой причине масонство называют "королевским искусством". "Вольное каменщичество — это все, что совершается с помощью мудрости, красоты и силы. Правильное строительство земного храма означает не только (изменение) внутреннего человека. Строительство ведется как во внутреннем, так и во внешнем". Мудростью строитель храма должен облагораживать свой дух, красотой — душу, силой — волю. 265, с. 233-234


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

III. КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

1. От древней к христианской культуре

171. Из северного потока атлантов осели европейские народы и были удержаны в развитии для того, что должно было прийти позже. В существенных элементах своей культуры они стояли под влиянием великого Скитианоса, избравшего для себя территорию до сибирских районов. Им были инспирированы вожди европейской пра-культуры, которые действовали среди народов не на основе мышления, а на основе способности воспринимать элемент, стоящий между рецитативно-ритмической речью и неким родом пения, сопровождаемого своеобразной музыкой, теперь уже не встречающейся, исполнявшейся на трубкообразном инструменте. Последние остатки этого сохранились у бардов и скальдов. 117(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

212. "Вся современная культура вплоть до сферы духовного поставлена на эгоизм человечества".293(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

255. "Возьмeм силу, которая в духовном мире действовала в вас от последней смерти до настоящего рождения. Там действовали, далее, силы физ.тела, эф.тела и т.д. ... Но сила, действовавшая до рождения, она действует далее и в то же время, можно сказать, не действует. Ибо свою собственную суть она излила в телесность, которую она проодухотворила. Что из этой силы продолжает действовать здесь далее, продолжает как бы идти в том же направлении, — это лишь образы, это одно образное бытие. Так что между рождением и смертью мы живо несeм в себе образ того, что мы имели между смертью и новым рождением. И этот образ есть сила нашего интеллекта. Наш интеллект вовсе не реальность между рождением и смертью, но он есть образ нашего бытия между смертью и новым рождением.
     В этом не заключено решения загадки сознания, но — загадки культуры. Вся конфигурация нашей культуры новых времeн, которая зависит от интеллекта, становится наглядной, если знают: это культура-образ, это культура, совсем не созданная реальностью, но созданная образом, образом спиритуальной реальности. Мы имеем абстрактную духовную культуру. Материализм — это абстрактная духовная культура; отвергая мысли и становясь материалистами, мыслят в таких мыслях. Материалистические мысли остроумны, но они, естественно, уходят в заблуждение. Это образ мира, что действует, вызывая культуру, — не сам мир". 205(1.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

282. "Единственно в расширении познания лежит задача культуры". И если кто в наше время желает основать объединение, провозглашающее независимость нравственности от знания (вроде "Немецкого Общества этической культуры"), то он находится в большом заблуждении. 30 с.67


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

425. Силы зла в пределах человеческого становления не таковы, чтобы способствовать злым поступкам. Это их побочное действие. "Ориентация сил зла во Вселенной такова, что принять их в своe существо, как он принимает теперь силы смерти, человек в своeм развитии сможет только на Юпитере. Можно, значит, сказать: силы зла действуют на человека с меньшей интенсивностью, охватывая лишь часть его существа. ... Когда ищешь злое в человеке, то его нужно искать не в злых поступках, которые совершаются в общежитии людей, но его надо искать в злых склонностях, в склонностях ко злу". Нужно отвлечься от следствий и направить внимание на склонности ко злу, которые выступают в косвенных следствиях. Спросите себя: в каких людях деятельны злые склонности? "Ответ на это получаешь, когда пытаешься действительно узнать существо человека, переступая так называемый Порог Стража. Тогда даeтся ответ на этот вопрос. И он гласит: с начала 5-го послеатлантического периода склонности ко злу лежат подсознательно во всех людях. ... в мире не существует такого преступления, к которому в своeм подсознательном не был бы склонен человек, поскольку он принадлежит пятому послеатлантическому периоду. ... Приведeт ли эта склонность ко внешнему злому поступку — это зависит совсем от других условий, чем от самой склонности. Вы видите, уютных истин не приходится говорить, когда в наши дни без прикрас нужно сказать человечеству правду. ... Если бы человек не принял в себя эти склонности ко злу, то он не достиг бы того, чтобы из сил своей души сознательной проявить импульс к принятию в себя духа Вселенной, духа, который, начиная с наших времeн, должен оплодотворить всякое откровение культуры, чтобы оно не было мeртвым явлением". "Сказанное не должно служить поводом к пессимизму, но — к пробуждению". 185(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Русская культура

1435. Из письма Р.Штайнера от 18.II.1891 г.: "В последнее время много занимался новейшими явлениями русской литературы и русской жизни и пытался отыскать, как бы мне заглянуть в подкультурные течения этой страны. И у меня сложилось впечатление, что всякий духовный процесс есть процесс освобождения, и я остался при том мнении, что все движения, имеющие целью помешать этому процессу, выводящему людей из бессознательности, только вредны. Это просто удивительно: в то время как русские стремятся к тому, чтобы все больше и больше вырабатывать свободную личность и достичь полного человеческого достоинства, мы в Зап. Европе позволили жизни нервов совершенно заглушить свободный дух". 38 с.196


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru