BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЛЮЦИФЕР - см. также Люцифер и Ариман — борец с развитием

Михаэль между Люцифером и Ариманом

581. "С тем характером, который Люцифер придал своему существу, он не может соединить ничего вычислимого. Его идеал — космическая безусловная интеллигенция (как субстанция. — Сост.) и действие воли.
     Эта Люциферическая тенденция соразмерна мировому порядку в областях, где должно царить свободное вершение. И там Люцифер — правомерный духовный помощник раскрытия человечества. Без его помощи в духовно-душевное человека, строящееся на основе телесно-вычислимого, не могла бы вселиться свобода. Но Люцифер хотел бы распространить эту тенденцию на весь Космос. И тогда его деятельность становится борьбой против божественно-духовного порядка, к которому изначально принадлежит человек.
     Тогда вступает Михаэль. Своим существом он стоит в невычислимом; но он создает равновесие между невычислимым и вычислимым; последнее он несет в себе как мировую мысль, полученную им от его богов.
     В ином положении находятся в мире ариманические власти. Они — полная противоположность божественно-духовных существ, с которыми изначально связан человек. В настоящее время эти последние — чисто духовные власти, несущие в себе совершенно свободную интеллигенцию и совершенно свободную волю, но они в этой интеллигенции и в этой воле создают, как мировую мысль, мудрое уразумение необходимости вычислимого, несвободного, из лона которого человек должен раскрыть себя как свободное существо. И со всем вычислимым, с мировой мыслью они в космосе связаны в любви. Эта любовь струится от них через Вселенную.
     В полной противоположности к этому живет в жадном вожделении ариманических властей холодная ненависть ко всему раскрывающемуся в свободе. Стремление Аримана направлено на то, чтобы создавать космическую машину из того, что он с Земли излучает в мировое пространство. Его идеал — единственно и исключительно — мера, число и вес.
     Он был призван служить в космосе развитию людей потому, что должна была раскрыться его область меры, числа и веса. Лишь тот действительно постигает мир, кто всюду постигает его духовно-телесное. Это должно быть принято во внимание вплоть до самой природы, в отношении таких властей, как действующие в любви божественно-духовные и в ненависти — ариманические власти. В природном мировом тепле, начинающемся весной и возрастающем к лету, нужно воспринимать природную любовь божественно-духовных существ; в веющем морозе зимы нужно осознавать действие Аримана.
     В расцвете лета в тепло, в природную любовь вмешивается сила Люцифера. На Рождество против морозной ненависти Аримана обращается сила божественно-духовных существ, с которыми изначально связан человек. И к весне природная божественная любовь постоянно смягчает природную ненависть Аримана.
     Появление этой ежегодно выявляющейся божественной любви есть время воспоминания о том, как со Христом свободный божественный элемент вступил в вычислимый элемент Земли. — В полной свободе действует Христос в вычислимом; этим Он обезвреживает имеющее вожделение только к вычислимому, а именно — ариманическое.
     Событие Голгофы есть свободный космический акт любви внутри истории Земли; Голгофа постижима также лишь любовью, которую человек несет навстречу пониманию".26 (140-143)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

708. "Михаэль столкнул люциферические воинства в человеческое царство. Люциферические воинства мес­том своего обитания получили человеческую голову. Но она находится в состоянии умира­ния. И люциферические воинства начали в голове беспрерывную борьбу с ее умиранием. — Здесь мы касаемся древней тайны, известной в различных формах, но для современного человечества она является совершенно закрытой тайной его природы. Человек несет — если принять во внимание его божественное раз­витие — в своей голове отмирающее развитие, постоянное умирание. Но это постоянное умирание параллель­но сопровождается распалением жизни со стороны Люцифера. Люцифер постоянно хочет нашу голову сделать столь живой, столь жив наш остальной организм. Поэтому, если смотреть на органическое, Люцифер старает­ся отделить человеческое развитие от его божественного направления, благодаря чему ему удалось бы человеческую голову оживить настолько же, насколько оживлен остальной человеческий организм. ...
     Выражаясь физиологически, я мог бы сказать, что Люцифер постоянно действует в нас так, что жизненные силы, которые хотят пронизать голову человека, он посылает нам во всего остального человека. Выра­жаясь душевно, Люцифер постоянно хочет нашей интеллигенции, которая ведь только включает в себя мысли, образы, дать субстанциональное содержание. У Люцифера имеется постоянная тенденция, постоянно живет тенденция — то же самое, о чем я говорил физически, я теперь выражаю душевно, — когда мы нечто фор­мируем, формируем в духе образ, какой-либо художественный облик, дать ему действительное субстанциональное содержание, т.е. содержание наших мыслей, наших представлений пронизать обычной, земной действительностью. Этим он достиг бы того, что мы как люди покинули бы земную действительность и перепорхнули в мыслительную действительность, которая тогда стала бы реальностью, а не просто мысля­ми. Эта тенденция постоянно связана с нашим человеческим существом, дабы наши фантазии стали действительностью, и величайшие напряжения сил предпринимаются для того, чтобы человеческие фантазии могли стать действительностью. ... Понимание работы Люцифера в этом направлении: отпрессовка витальных сил в отмирающих силах человеческой головы, — в конечном счете позволило бы диагностировать все внут­ренние болезни. Естественно-научное медицинское развитие должно строиться на познании этого люциферического элемента. И влияние Михаэля на человеческое развитие включает в себя тенденцию дать такого рода толчок.
     Противоположно этому влияние Аримана. Он, прежде всего, проявляет себя из 8-й сферы, из которой со­здан наш остальной организм, кроме головы, весь исполненный жизненности. Здесь теперь действуют ариманические силы. Они, наоборот, стремятся в жизненные силы остального организма внести силы смерти, которые, согласно божественному развитию, принадлежат голове. Так что из 8-й сферы околь­ным путем, через Аримана, мы получаем силы смерти. Это опять-таки говоря физически.
     Выражаясь душевно, я должен сказать: исходящее из 8-й сферы, действует на человеческую волю, не на интеллигенцию. Но в основе человеческой воли лежит желание. В воле всегда таится нечто от желания. И в то, что как природа желаний лежит в основе воли, Ариман постоянно стремится внести личный элемент человека. А благодаря тому, что в природе желаний скрыт личный элемент человека, наша чело­веческая душевная волевая деятельность является отпечатком нашего пути навстречу смерти. Вместо то­го, чтобы дать божественными идеалам пронизать себя вплоть до желаний и воли, мы вносим нечто личное в наши желания, в нашу волю".194 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

712. "На людей, предрасположенных к фантазии, у которых созерцание чувственной действительности как бы само собой обращается в образы фантазии, рассчитывает в своих мировых планах ариманическая власть. Она полагает с помощью таких людей смочь совершенно отрезать развитие человечества от прошло­го и привести его к тому направлению, которого хочет она.
     На людей, организованных в направлении сферы воли, но которые из внутренней любви к идеалис­тическому мировоззрению мощно строят из чувственного созерцания образы фантазии, расчитывает люциферическая власть. Она хотела бы через таких людей целиком удержать развитие человечества в импульсах прошлого. Она могла бы тогда оградить человечество от погружения в сферу, где должна быть преодоле­на ариманическая власть".26 (174-176)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

362. "Люцифер стремится победить своих врагов, а не низводить человека по наклонной плоскости. Идущие вперeд, высшие Боги и Люцифер со своим воинством, с тормозящими развитие богами, ведут войну между собой, а человек с начала земного развития разрывается в этой войне". 130(18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1136. "Также и на всем Востоке есть расхождение между посвященными и непосвященными. ... Все, что говорит Тагор, является речами непосвященного человека. А те, кто посвящен на Востоке, они говорят по-другому, в соответствии с древним обычаем Востока: они совсем не говорят. У них другие пути для ввода в социальное действие того, чего они хотят. Они хотят достичь того, чтобы ни с какой стороны не стремились к мировому господству, ибо им ясно, что если на Земле существует какое-либо господство, то оно может происходить только от англо-американского населения. Но этого они не хотят. Поэтому они хотят, чтобы земная цивилизация исчезла. Интенсивным образом им известен спиритуальный мир, и они убеждены, что человечеству лучше для развития лишиться последующих земных инкарнаций... Посвященным Востока не страшны последствия ленинизма, ибо эти посвященные Востока говорят себе: если эти учреждения ленинизма все больше и больше распространятся по Земле, то это будет верный путь земную цивилизацию свалить в пропасть. Но это будет удобно именно для тех людей, которые через свои предыдущие инкарнации создали себе возможность жить дальше без Земли". 196(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru