BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АРХАИ


Дополнительные характеристики

91. "Оказавшись в начале др.Сатурна, человек переживает себя погруженным в дифференцированное по качествам море мужества без пространства и времени. Это Духи Воли. Сквозь них проступают иные существа, и все они — мудрость, которая излучается. Это Херувимы".
     "...Престолы жертвуют свое существо Херувимам. — Таково последнее представление, к которому мы вообще приходим, когда, идя обратно, приближаемся к Сатурну. Из их жертвы рождается время как самостоятельное существо — Духи Личности".
     "Это прекрасная имагинация: ...Престолы, Духи Воли, коленопреклоненные, полные самопожертвования, перед Херувимами. Однако это самопожертвование исходит не из ощущения малости, а из сознания, что имеется нечто, чем можно пожертвовать. ...Эту жертву они посылают как сияющее тепло, так что дым жертвы восходит к крылатым Херувимам. Из этой жертвы исходят (как если бы мы произнесли в воздухе слово и оно стало бы временем как существом), из всего этого процесса исходят Духи Времени". Неважно, что наша имагинация вначале будет антропоморфична. Все ненужное потом само отпадет.132 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

94. На внешней поверхности др.Сатурна тепловые яйца располагались наподобие ежевики. Это были тела Духов Личности. Благодаря своему внутреннему теплу, Духи Личности образовывали внешнее тепло этих сатурнических яиц. Они поистине высиживали тепло, затем вновь преобразовывали его во внутреннее и то порождали тепловые яйца, то давали им исчезнуть. Так возникали периоды внешнего и внутреннего тепла — наподобие дыхания. Уходя вовнутрь, огонь становился Я Духов Личности.110 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

95. "Духи Личности на др.Сатурне использовали исключительно свою силу мысли. Тепловые яйца обрабатывались ими лишь потому, что они вызывали в себе представление этих тепловых яиц".
     "Престолы прядут тепловое вещество и жертвуют его на алтарь др.Сатурна. Жизнь же Духов Личности на др.Сатурне заключается в том, что они этому теплу дают личность, я-сознание".110 (4)
     "Древний Сатурн является выражением рождения космического человека, Макрокосма, на физическом плане".265, с. 263


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

100. С окончанием развития Сатурна "все человечество должно было что-то из себя выделить, а более тонкие части сохранить. То, что было выделено, стало потом животными. В результате выделения другие члены могли утончиться и подняться на более высокую ступень".120 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

109. На др.Солнце Духи Личности выдохнули тепловые яйца и остались связанными с ними. Благодаря тому, что на др.Сатурне они не все взяли с собой, они приготовили себе карму, в силу которой спустились вниз, на др.Солнце. Из тепловых яиц, с одной стороны, возник газ, воздух, с другой — свет. Архангелы из этого света образовали свои души, свое внутреннее, а к душевному телу они присоединили, как внешнее тело, газ. Они состояли из света, газа и огня. Во внешнее пространство они излучали силы света, благодаря огню они жили в своем внутреннем. Архангелы смогли вдохнуть в себя весь газ др.Солнца. Когда они его выдыхали, он струился, переходя в свет. Таковы были состояния Солнца. Это был настоящий процесс дыхания всего Солнца: вдыхание — солнечная ночь, мрак во всем окружающем мире, выдох — свет, день. Тела Архангелов были высиженным яйцами др.Сатурна.110 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

V. ДРЕВНЯЯ ЛУНА


113. "Подведем здесь снова для обзора общий итог развития лунной планеты и ее существ.
I. Луна — это планета, на которой человек развивает образное сознание с его символическим характером.
II. Во время двух первых кругооборотов ("кругов", "рунд") происходит род повторения событий Сатурна и Солнца, чем подготовляется лунное развитие человека.
III. В третьем кругообороте получает бытие астральное тело, излитое Духами Движения.
IV. Одновременно с этим событием от вновь пробужденного единого солнечного тела отщепляется Луна и начинает двигаться вокруг остатка Солнца. Развитие связанных с человеком существ происходит теперь на Луне.
V. Во время четвертого кругооборота Духи Сумрака обитают в человеческом физ.теле, благодаря чему поднимаются на человеческую ступень.
VI. Возникающему астральному телу Духами Личности (Азурами) прививается самостоятельность.
VII. Во время пятого кругооборота человек начинает в смутности сознания работать над своим физическим телом. Благодаря этому к существовавшей уже ранее монаде присоединяется Самодух (Манас).
VIII. В эфирном теле человека во время лунного бытия развивается род радости и страдания, носящих пассивный характер. В астральном теле, напротив, развертываются аффекты гнева, ненависти, инстинкты, страсти и т.д.
IX. К двум прежним царствам, растительному и минеральному, которые низвергаются на более низкую ступень, присоединяется животное царство, в среде которого теперь находится сам человек.
     К концу всего этого мирового периода Луна все более приближается к Солнцу, и когда наступает промежуток покоя (пралайя), они оказываются опять соединенными в одно тело, которое затем проходит через состояние сна, чтобы вновь пробудиться в новом мировом периоде — периоде Земли".11 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


Общий очерк

114. Др.Луна выступает из состояния "мирового сна" как единое тело. На ней происходят повторение древнего сатурнического, затем солнечного развития, но в изменившихся условиях. Затем Духи Движения приносят в жертву свое астральное тело. Благодаря этой жертве человеческое существо приобретает первые душевные качества, с помощью которых испытывает удовольствие и неудовольствие от процессов внутри себя. Духи Формы видоизменяют эти чувства так, что в человеке появляются "первые признаки желания и вожделения". Однако они лишены "внутренней жизни и самостоятельности".
     Физическое на др.Луне уплотняется до "воды", понимаемой как "жидкая форма бытия"; т.обр., физ.тело человека включает в себя отныне вещественность трех родов: тепловую, воздушную и водную.
     На Луне проявляется двоякое отставание в виде двух царств Бытия. Низшее из них образуют существа, остановившиеся на ступени Сатурна, — у них лишь одно физическое тело; второе образуют существа, не способные включать в себя самостоятельное астральное тело. Отставшие царства пронизывают и человека. Из Луны выделяется мировое тело, "как возрожденное и утонченное Солнце"; оно берет с собой лишь "теплоту" и "воздух". Выделение Солнца позволяет Иерархиям беспрепятственно проходить свое высокое развитие, чему помешала бы плотная вещественность воды. Благодаря этому они могут сильнее дейстовать на Луну. С нею остались связанными Духи Формы. "Они закрепляют вожделения и природу желаний", благодаря чему водное уплотняется до "тягуче-жидкой" формы; уплотняются также и воздушные, и тепловые образования.
     "Всякое развитие основано на том, что сначала из окружающей жизни отделяется самостоятельное существо; потом в отделившемся существе, как бы через отражение, запечатлевается окружающее, а затем это отделившееся существо самостоятельно развивается дальше". Так это было и на Луне. Солнечные существа имели собственную жизнь, отраженную лунными процессами. Но потам произошло нечто особенное, имевшее огромное значение для всего последующего развития. Отставшие существа "завладевают находящейся в их распоряжении стихией воли (наследием Престолов)" и развивают свою, независимую от солнечной жизнь. В это вовлекается и "царство предков человека".
     Вся Луна в это время состояла из растительно-минеральной массы. Ее покрывало второе царство — растение-животных. "И сам человек мог быть обозначен как человеко-животное". Но его облик облагораживали существа Солнца, возвышая его над лунной жизнью; они давали ему также силы самому работать над своей природой. Духи Формы делали его приспособленным к лунной жизни. В человеке было две природы. Та, в которой действовали отпавшие духи, была самостоятельнее, чем первая, в которой жили солнечные существа. Между обеими природами возникла борьба. Солнечные существа внесли в нее равновесие, сделав "вещественную организацию, которая обусловливала самостоятельное мировое сознание, преходящей и подверженной разрушению". Выделяя из себя эту организацию, человек совершенно отдавался солнечной жизни; потом лунная часть вновь восстанавливалась.
     Духи Личности на др.Луне поднимаются к инспиративному сознанию, Архангелы — к имагинативному. Первые оказывают действие на астральное тело человека, вторые — на эфирное. Астральное тело благодаря этому получает характер личности, может относить к себе переживаемые им радости и страдания. В нем еще нет сознания "я есмь", но оно чувствует себя несомым духовном окружением. Эфирное тело все более развивает внутреннюю жизнедеятельность. Возникают процессы роста, питания. Последнее одновременно было и родом дыхания, поскольку растение-животные, служившие пищей, были не плотнее "густого пара". Дыхание состояло во вбирании в себя и излиянии теплоты. Астральное тело позволяло сопровождать эти процессы дыхания и питания чувствами. Процесс представления был в человеке Луны близок к размножению. Окружающий мир не воздействовал на чувства непосредственно, а рождал образы в смутном сознании. Эти образы можно сравнить со сновидениями, только соответствовали они внешним событиям и могли служить руководством к действию, подобно современным восприятиям. В этих образах появляются и существа Иерархий: в растительно-животном царстве — Духи Личности, в минерально-растительном — Архангелы. Ангелов человек переживает в связи с физическим, в виде эфиро-душевных образований. Сообразно образам слагались все внутренние процессы. Это были созидающие силы. Человек стал "отображением процессов своего сознания".
     Но постепенно в природе человека стали образовываться члены, уклонявшиеся от влияния образного сознания. "Эта часть человеческого существа все более и более живет жизнью, пробуждаемой Солнцем. Другая часть выступает из первой наподобие своего рода головы. Она подвижна в самой себе, пластична и слагается сообразно смутной жизни человеческого сознания". Но обе части тесно связаны между собой. Человеческие существа начинают то попадать в сферу солнечного влияния, то отвращаться от него, для чего Луна приходит в движение вокруг Солнца.
     Ангелы на др.Луне проходят свою "человеческую" ступень. Они пользуются зачатками человеческих органов чувств и совершенствуют их. Сам же человек живет то в смутном сознании отданности солнечному бытию, то в более ясном сознании предоставленности самому себе. Эти состояния подобны сну и бодрствованию, а также жизни на Земле после рождения и после смерти. В солнечные периоды человек в своем астральном и эфирном телах являл собой образование, подобное изумительному музыкальному инструменту, "на струнах которого звучали Мистерии Вселенной". В лунное время вместо гармоний Вселенной вставали образные представления. В это время оживали органы в физическом и эфирном телах, стоявших под непосредственной властью сознания, а те части, форму которым давали солнечные существа, постепенно засыхали и распадались. "И как бы из могилы своей прежней телесности вставал заново внутренне сложившийся, хотя еще и невзрачный в этой форме, человек". Под влиянием солнечных существ и их гармоний тело вновь слагалось в своем совершенстве, и процесс повторялся. Ядро человеческой сущности переходило от одного сознания к другому; рождением и смертью это еще назвать нельзя. Человек производил не новое существо, а самого себя в новом образе.
     Ангела человек переживал как род группового "Я". Человек ощущал, что в солнечные периоды он становится как бы единым с ним, но теряет его из виду, а в лунные бывает тесно связанным с ним в образном сознании. Ангелы чувствовали себя как бы умноженными в человеческих существах, отраженными в них, и этому служили человеческие органы чувств. В астральном теле указанное отражение рождало сумеречное лунное сознание. В физическом теле деятельность Ангела выразилась в закладке нервной системы, представлявшей собой продолжение органов чувств внутрь человека..
     Итак, Духи Личности рождают в человеческом астральном теле самостоятельность. Благодаря этому человек, когда Солнце не светит ему, может углубиться в себя, работать над собой. Архангелы сообщают эфирному телу род воспоминания, благодаря чему и в обновленном теле человек чувствует себя тем же самым. Ангелы делают физическое тело "выражением ставшего самостоятельным астрального тела". В солнечное время физ. и эф. тела слагаются под влиянием Духов Формы и Духов Движения, действующих с Солнца. В результате всего этого в человеке вырабатывается зачаток Самодуха (Манас). По мере перехода лунного эона в духовное состояние Духи Мудрости одушевляют человека мудростью, его эфирное тело получает зачаток души рассудочной. Духи Движения пробуждают астральное тело, что выражается в рождении души ощущающей. "Эти зачатки души ощущающей и души рассудочной являются выражением Самодуха. ...а он означает их высшее единство и гармонию". Мудрость напечатлевается всем царствам др.Луны, и они вновь соединяются с Солнцем. Наша Земля есть потомок этого "Космоса Мудрости".13 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

333. "Мы живем в такое время, когда Духи Личности неким образом восходят к творческой деятельности, становятся творцами... ... и через покров явлений (к нам. — Сост.) проникает... новое откровение. ...Духи Личности обретают творческий характер и становятся по своей сущности близкими к Духам Формы, какими те были в земном развитии с Лемурийской эпохи. ...человек встает перед совершенно изменившимся образом мира".186 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

355. Из Архангелов, ведущих различные германские народы, один выдвинулся в Архаи и стал ведущим духом пятой послеатлантической эпохи. Дух Времени греко-латинской эпохи стал вождем экзотерического Христианства. Римская история также была ведома своего рода Духом Времени, поднявшимся из ранга римского Архангела и для общей цели соединившего свою деятельность с деятельностью христианского Духа Времени. Оба они стали воспитателями того германского Архангела, который поднялся до Духа нашей эпохи примерно в период с XII по XVI-XVII столетие. "Он также принадлежит к великим, ведущим Духам Времени, как и те, которые в свое время были Духами египто-халдейской, пра-персидской и индийской эпох.
     ...Но ему пришлось пойти на компромисс с ...египетским Духом Времени. ... В этом причина многообразия, расщепленности и изрезанности нашей эпохи".
     Благодаря деятельности этой троичности, этого трифолиума во всей нашей эпохе стало возможным возникновение культур и народных душ самых различных оттенков. Для Духа Времени представилась возможность проявить свою деятельность в богатой красочности. Архангелы, получающие "директивы" от Духа Времени, исполняют их самым различным образом. 121 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

382. "Архаи, Начала, направлявшие человечество в древне-индийскую эпоху, будут руководить седьмой культурной эпохой человечества под водительством Христа".15 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


5. Третья Иерархия

463. На др.Сатурне были существа, имевшие — подобно земному человеку, низшие члены Я. Они состояли из Я, Манаса, Буддхи, Атма и далее из т.н. трех Logoi: Св.Духа, Сына и Отца. Это Архаи, или Азуры. "Они бывают двух родов, не считая небольших оттенков. Один их род вырабатывал эгоизм благородного, самостоятельного образа, восходя все выше и выше в выработке чувства свободы: это прекрасная самостоятельность эгоизма. Эти духи вели человечество через все последующие планеты. Они стали воспитателями человеческой самостоятельности.
     На каждой планете (эоне) имеются духи, отстающие в развитии. Они делаются неподвижными, не хотят идти дальше. Из этого вам становится ясен закон: если прекрасное падает, совершает "великий грех", не идет вместе с развитием, то оно становится наихудшим".99 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

464. У Духов Личности внизу лишь физ. тело; все остальное — в духовном мире. Такое физ. тело может жить лишь в огне. 110 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

466. После атлантической катастрофы определенные Архангелы поднимаются в ранг Архаев. Такими были Архангелы-Духи народа др.Индии и народа культуры Заратустры (древние персы). "В дальнейшем такое восхождение совершает Архангел египетского народа и Архангел халдейского народа". Дух Времени, которого мы должны назвать Духом семитского народа, имел совсем особое задание.
     "После того, как Дух Времени Индии исполнил свою миссию, он был возвышен до водительства эволюцией всего послеатлантического человечества".121 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

5. «Элоимы своими космическими размышлениями воспроизвели в tohu-wa-bohu разделение на два элементарные состояния. Одно стремилось кверху, чтобы превратиться в пар, — это водное в переходе к газообразному; другое имело наклонность изливаться вниз — это водное, которое, становясь все гуще, сплачивается в одну массу. «Боги отделили воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью, — и стало так».
     Это, можно сказать, даже идейное разделение. На древнееврейском языке здесь стоит «rakiah», а по латыни — firmamentum. «Это слово отнюдь не означает разделение именно на две силы различного направления».
     «В начале творения Элоимы отделили воздух от воды. Затем они производят разделение внутри самого водного, отделяют то, что мы теперь называем водою, от... новой ступени уплотнения, от твердого».
     «Далее твердь из себя самой производит, как повторение, растительное. ...Проявление растительного в так называемом третьем дне творения есть... повторение в твердом элементе того, что уже было на др. Солнце, есть как бы космическое воспоминание. В космическом размышлении Элоимов восстановилось то, что было на др. Солнце в состоянии газообразном; теперь это выявилось в твердом состоянии, в воде, в растительности... но еще не индивидуализировалось, как теперь. ...Тогда существовали лишь групповые души растений». Сказанное в Библии: «И произвела Земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее...», — следует понимать так: согласно роду, родоподобно, «...потому что все существовало в образе групповых душ... а не индивидуально, как теперь. ...
     Из космически-мысленной деятельности произрастали формы родов... душевно-групповое растений».
     Животное царство появилось на др. Луне лишь тогда, когда выделившееся солнечное стало действовать извне. Земля могла повторять лишь то, что раньше было создано из единства. Поэтому новые силы Элоимы своим космическим мышлением изливают из небесного пространства. С земным бытием сочетается космическое — возникает животное царство (5-й день творения).
     Слово «rakiah» — твердь, содержит в себе нечто активное, пробуждающее. «И более точная филология нашла бы, что в слове этом скрывается именно то, на что здесь указывается, а именно, что Элоимы возбудили в элементарных массах вещества нечто, сравнимое с возбуждением в частицах хладниевых фигур, когда звук приводит их в порядок».
     «Мысль Элоимов творит, создает и формирует существ».
     Много сил было потрачено на истолкование дней творения, ибо Солнце было создано на 4-й день; при этом слово «jom» переводится как «день». Но «jom» — это сущности, подобные «эонам» гностиков. Это Архаи. «Когда Элоимы своими высшими упорядочивающими силами создали свет, то они на свое место поставили «jom», т. е. первых Духов Времени, Архаев». Всего их было семь. Когда выступил первый из них, то с этим было сопряжено «Ereb» и «Boker». Это не «вечер» и «утро». «Мы должны сказать: и был «Ereb», т. е. запутанное, беспорядочное, и стал «Boker», т. е. порядок, или упорядоченное». 122(4,5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1509 б. "Силы, работающие в четырех элементах: земля, вода, воздух и огонь — суть Архаи, или Прасилы. Они вливаются в физ. тело и изливаются из него". Они бывают четырех родов. Они не воплощаются в физ. тело. Их телесность не опускается ниже эфирного. "Это четыре короля, которые воздействуют на человека в эфирном". Им обязан он своим физ. телом. Силы, действующие в эфирном на человека, их субстанция — это четыре темперамента.266-1, с. 407-408


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1579. В IV христианском столетии в сверхчувственном мире произошло исключительно значительное собы­тие. "Эксузиаи, Духи Формы, передали свои силы мысли Архаям, или Началам.
     Тогда Начала, Архаи, вступили в должность, прежде исполнявшуюся Эксузиаи. ... Сами Духи Формы с то­го времени сохранили за собой задачу регулировать внешние чувственные восприятия, т.е. с особыми косми­ческими силами господствовать надо всем тем, что кроется в мире цвета, звука и т.д., что видят глаза, что слышат уши, многообразный мир обликов в его постоянной изменчивости, метаморфозе образований; все это ткут Духи Формы, прежде дававшие людям мысли; теперь они дают вам чувственные ощущения, а Архаи — мысли.
     Этот факт сверхчувственного мира здесь, внизу, в чувственном мире, отражается таким образом, что в те древние времена, в которые, например, жили греки, мысли воспринимались объективно в вещах. Как сегодня мы уве­рены, что воспринимаем красный или синий цвет вещей, так грек находил мысли не просто в своей голове, а исходящими, излучающимися из вещей, как излучается из них красное или синее". Философски я описал это в "Загадках философии" .
     На рисунке желтой линией обозначена граница сверхчувственного мира, повер­нутая в чувственный, а красной — сокрытая от чувств сторона. "Сверхчувственное сознание получает такое ощущение: если здесь находится человек (см. рис.), то между ним и чувственными впечатлениями находятся Ангелы, Архангелы и Архаи; они, собственно, находятся по эту сторону, в чувственном мире. Их не видят обычными глазами, но они находятся между человеком и всем ковром чувств. Лишь Эксузиаи, Динамис, Кириотетес, собственно говоря, находятся по ту сторо­ну; они закрыты ковром чувств. Т.обр., человек, обладающий сверхчувственным сознанием, ощущает мысли после того как они подошли к Архаям, как приходящие в нем самом. Он ощущает их теперь так, как если бы они больше находились в его мире, тогда как раньше они были за цветом вещей, за красным, за синим, являлись некоторым образом через красное, через синее или также через до-диез или через соль". Переход мыслей к Архаям сопровождался также переходом переживания от терции (Атлантида) к квинте, к переживанию мажора и минора (послеатлантическое время).222 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1676. Архаи на др.Сатурне стояли на ступени человека. "Как мы теперь мыслящими существами проходим через мир, так проходили тогда эти существа как мыслящие сущности с характером человека через мир. Что жило в них тогда — стало внешними мировыми мыслями. И то, что жило тогда в них как мыслительное, что — извне могло бы быть увидено как их световая аура, — это затем стало видно в мировом окружении, прояви­лось в световых явлениях; так что мы должны в этих световых явлениях видеть умирающий мир мыслей. В этих световых явлениях играет теперь темнота, и по сравнению со светом в темноте изживается то, что ду­шевно-духовно может быть названо волей".202 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

77. "Ангелы регулируют отношения между душами умерших; Архангелы регулируют отношение душ к их продолжающимся инкарнациям. К существам из Иерархии Архаев умерший имеет отношение ... совместно с теми, кто воплощeн здесь в физ.теле. ... А то, что ткет Дух Времени, есть история, это этически-моральная жизнь эпохи, социальная жизнь эпохи".179(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     230
. В эксперименте дана "лишь одна половина действительности, другая ее половина рождается творчеством человеческого мышления. Но здесь необходимо знать, какова современная миссия правильно развитых Архаев. В науке, коснеющей благодаря отставшим Духам формы, долина проявиться правильная миссия духов Личности. А перед этим сегодня испытывают немыслимый страх". 222 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru