BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МИНДАЛЬ — известь


Минералы, растения, животные

156. Разглядывая камень, можно часто увидеть в нем некий рисунок, напоминающий отпечаток растения. В белковой атмосфере Лемурии существовали образы, как бы производившие некий фотоотпечаток в мягких пра-камнях. Сами образы приходили из космоса, но их наполняла белковая субстанция, и они плавали наподобие водорослей, но ни к чему не прикреплялись, ибо тогда и дна-то не было. Они сильно видоизменялись вплоть до прохождения и возникновения. Поэтому говорить здесь следует скорее не о растительном покрове Земли, а о приходящих из космоса оплотневающих и снова растворяющихся облаках. Растительный мир приходил на Землю из космоса. Человек тогда был еще духовен и един с Землей. И те растения он выделял из себя. Далее космические силы начали действовать на белковую атмосферу так, что она местами стала свертываться, твердеть; но затвердения были внутренне живыми, принимали определенные формы, и это, собственно, были животные. Они состояли из желеобразной массы и напоминали современных рептилий, ящериц и т.п. Они могли, подобно улитке, то вытянуться, то снова сжаться (см. рис.).
Так после кремнезема на Земле возникла известь. И то и другое пришло из космоса и позже оплотнело, просочилось вниз и образовало отложения в Земле. Но космические силы, например в извести, содержатся и теперь.
     "И нечто удивительное встречаем мы, возвращаясь в несколько более позднее время, чем то, в которое выступает это позеленение и увядание (в связи с растительным миром).
     Белковая атмосфера наполняется постоянным восхождением и нисхождением извести. Образуются то известковые испарения, то известковый дождь. У Земли было время, когда то, что сегодня является испаряющейся водой и падающим дождем, содержало известковые субстанции, которые восходили и нисходили. И затем возникает нечто особенное: эта известь получает особую силу притяжения к этому желе, или к хрящевидным массам. Она пронизывает их, напитывает их собой. И, благодаря содержащимся в ней также земным силам, она растворяет всю массу желе, образованного свернувшимся, загустевшим белком. Известь восприняла у Неба то, что Небо образовало в белковой субстанции, и несет это еще ближе к Земле. Благодаря этому постепенно возникают животные с известковыми костями. Происходит это в поздне-лемурийское время.
     Таким образом, в растении, в его древнейшем облике, мы видим чисто небесное деяние, а в животных и во всех животных образованиях мы видим нечто такое, что Земля, после того как Небо дало ей известь, стянула у Неба — поистине стащила! — и сделала земными формациями".
     Таким был главный процесс, но наравне с ним происходило и многое другое. "Например, вместе с тем, что я описал, вся атмосфера наполнялась тонко распределенной серой. Эта тонко распределенная сера связывалась с другими субстанциями, и из их связи возникло затем то, что я бы назвал отцом и матерью всего, что сегодня содержится в рудах, таких как пирит, галенит, или свинцовый блеск, как цинковая обманка и т.д. Все это, таким образом, возникает в те времена в древней форме, в мягкой, воскообразной форме. ...А когда руды, металлы выделяются из всеобщей белковой субстанции и образуют земную кору, то металлам при этом, если бы человек не стал из них что-то изготовлять, была бы отведена одна роль: размышлять о том, что произошло. И это осталось с ними. Если к ним обратиться ясновидчески, то они припомнят все, что произошло с Землей".
     Затем образуются поздние растительные формы уже с неким родом корня, но в мягкой земле. А из рептилий, ящерицеподобных животных образуются сложные животные, следы которых находят геологи; хотя от самых первых из них ничего не сохранилось.
     Возникли животные, которых можно было бы описать так: такое животное имело очень большой глазоподобный орган с некоего рода аурой; затем шла вытянутая вперед морда. Тело напоминало ящерицу, но имело мощные плавники. Так возникло образование, имевшее в себе куда больше, чем раньше, твердого вещества. Возникает животное, обладающее органом, который можно назвать как крыльями, так и плавниками. Ибо это было не морское животное, морей тогда еще не было. Была мягкая земная масса и еще более мягкий элемент окружения (из которого была несколько удалена только сера). И там плавало, или летало — это было нечто среднее между тем и другим — такое животное.
     рядом существовали другие животные, не имевшие такого рода конечностей; их конечности формировались более из сил Земли и уже напоминали конечности современных млекопитающих и т.п. Так человеку, который отправился бы от настоящего в те времена, которые связывают Лемурийскую эпоху с Атлантической, предстали бы такие гигантские летающие ящерицы с лампой на голове, которая светит и греет; внизу — мягкая, напоминающая болото земля, которая тем не менее, исключительно уютна, так как современного посетителя она бы встретила запахом, средним между запахом гнили и запахом зеленеющих растений. Нечто обольщающее, с одной стороны, и исключительно симпатичное — с другой, представлял собой этот ил мягкой земли. И в нем двигались, подобно болотным животным, другие животные, обладавшие уже в большей мере конечностями и напоминавшие современных низших млекопитающих; но при этом внизу у них были вот такие могучие вещи (это рисуется) не совсем то, что у утки, — диски, на которых они двигались в том болоте, и не только вдоль его, а качаясь то вверх, то вниз.
     И человечество должно было все это выделить из себя, отделить от себя, чтобы человек мог подготовить самостоятельное чувство для земного бытия.
     Так имеем мы первое растительно-животное творение, представляющее собой, собственно говоря, продукты, отделенные от человека (Absonderungsprodukten); оно подготовило то, благодаря чему человек как земное существо смог стать волящим. Если бы все это оставалось в нем, то оно вобрало бы в себя всю его волю. Его воля стала бы целиком физическим свершением. Благодаря же тому, что человек все это выделил, отделил от себя физическое, воля приняла душевный характер. Таким же образом через второе творение, чувства приняли душевный характер. И только позже, в Атлантическую эпоху, так, примерно, в ее середине, возникли млекопитающие и растения, которые уже подобны современным. Здесь Земля уже принимает облик, в общем подобный тому, какой она имеет теперь. Поэтому появляются химические субстанции, которые знает современный химик. Постепенно возникают углерод, кислород, щелочные, тяжелые металлы и т.п. Все это возникает в это время. Но здесь человек смог выделить нечто третье, то, что он сегодня находит в своем окружении как растительный и животный мир. И когда он это отделил, когда оно стало окружающим его творением, он подготовился к тому, чтобы стать в земном бытии мыслящим существом.
     Итак, можно сказать: человечество тогда не было столь разделенным, как сегодня, на отдельные индивидуальности; существовало всеобщее человечество еще духовно-душевной природы, погруженное в эфир. Ибо с этим, идущим из мироздания к Земле, эфиром пришло из мироздания на Землю человечество. Затем оно проделало тот процесс, который я описал в "Очерке Тайноведения": оно пришло, затем ушло к другим планетам и опять вернулось назад в Атлантическое время. Ибо как раз, когда происходило описанное выделение, человечество не могло оставаться на Земле, должно было уходить прочь, чтобы сначала укрепить внутренние силы, которые теперь делались много тоньше и были уже душевной природы. Затем оно возвращалось назад. ...И когда человек отсылал эти вычленения в земное царство, он постепенно развивал в себе то, что его как земного человека наделило волей, чувством, мышлением". Поэтому проявления человека стоят в связи с существами и царствами, которые он выделил в развитии и которые составляют теперь его окружение, но будучи видоизмененными, ссохшимися по сравнению с тем великолепием, какое они являли собой первоначально.232 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Пасхальная имагинация

623. "Существует разница между зимней известью и весенней известью, этими важными отложениями под поверхностью земли. Зимняя известь ... в некотором роде представляет собой удовлетворенную в себе сущность.
     Она, если в ее сущность углубиться интуитивно, в том смысле, как это описано в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?", — она пронизана многочисленными духами. Имеются элементарные существа, живущие в земном. Земля пронизана духами. Но она еще бывает в некотором роде удовлетворенной, что подобно удовлетворенности человеческой головы, когда она решила важную пробле­му и рада, что обладает мыслями, которые составляют это решение. Человек воспринимает, поскольку в интуиции он повсюду воспринимает также и элемент чувств, во всех земных образованиях извести внут­реннее удовлетворение во время зимы. ...Но когда приближается весна, а именно с приходом марта, из­весть в отношении своих духовных качеств, можно сказать, приглушается. Она больше их не имеет, поскольку, как вы знаете, элементарные существа через некий род духовно-космического дыхания направляют свой путь в Мироздание. Известь становится притупленной в отношении своих мысли­тельно-духовных свойств. Но примечательно то, что она теперь становится вожделеющей. Она развивает некий род внутренней жизненности. Тонкая жизнь все более и более обнаруживается в извести, и она, по мере наступления весны, а потом лета, по мере прорастания расте­ний, становится внутренне все подвижнее.
     Вещи, естественно, разыгрываются не грубо, а тонко, интимно. Вырастающие растения отнимают у из­вести воду, нечто из углекислоты... И это означает для нее вну­треннее оживление. Она становится живой. Но благодаря тому, что известь становится внутренне живой, она развивает колоссальную притягательную силу для ариманических существ. Каждый раз с приближением весны ариманические существа обретают надежду. В отношении природы они в общем-то не имеют особых надежд, поскольку свою суть они могут развивать только внутри человека. В животной природе человека могут действовать ариманические существа. Но с приближением весны ...под воздействием весенней извести у них слагается мнение, что во всеобщей природе могла бы развернуться их драконова природа ...они могли бы обрести возможность стянуть астральное из Мироздания, дабы одушевить эту живую известь, пронизать ее душой. Таким образом, с приближением марта для действительно ясновидящего наблюдателя начинается эта удивительная игра: человек видит повсюду, как в имагинациях по всей Земле развертываются надежды ариманических существ подобно, я бы сказал, духовному ветру, дующему повсюду, и видно, как ариманические су­щества стремятся вызвать дождь астральности. ...И он, если бы им это удалось — а они стараются изо всех сил, — землю в летнее время, по меньшей мере частично, там, где она состоит из извести, превратил бы в одушевленное живое сущест­во. ...И если бы какое-либо существо тогда поставило осенью свою ногу на землю, то земля ощутила бы от этого боль".
     Такого рода иллюзии ариманические существа получают и теряют каждую весну. И эти иллюзорные надежды ари­манических существ заключены в нашей повседневной пище, в нашем хлебе. "Вовне эти иллюзии разрушают­ся. И тем более пробуждается у ариманических существ тоска по достижению своей цели там, где душа уже имеется, — в человеке. Так что человек каждую весну, хотя это и разыгрывается интимно, фактиче­ски рискует пасть жертвой ариманических существ. Весной, как ни в какое другое время, человек в этом отношении подвергается воздействию всех ариманических сил в космосе.
     Нечто иное открывается взгляду, направленному вверх, куда восходят земные элементарные существа. Они там соединяются с облачными образованиями, принимают внутреннюю подвижность, подчиненную планет­ной жизни. Там, вверху, с приближением марта также происходит нечто. ...Там, вверху все пронизывает­ся люциферическими существами. И как внизу ариманические существа, так вверху люциферические существа получают свои надежды и иллюзии.
     Если мы точнее войдем в природу ариманических существ, то она окажется эфирной. И ариманическим существам, свергнутым Михаэлем, недостает возможности так развернуть себя, чтобы иным образом, чем через оживающую, вожделеющую известь, смочь получить господство над Землей.
     Люциферические существа вверху пронизывают и заполняют собой то, что восходит туда, и делаются деятельными, подвижными в верхнем элементе Земли. Эти люциферические существа астральной природы. Они получают надежду через все то, что весной устремляется вверх, смочь пронизать свою астральную природу эфирной природой и эфирную оболочку Земли увлечь вверх и поселиться в ней. Можно, таким образом, сказать: ариманические существа стремятся Землю одушевить астрально (см. рис., красноватое); люциферические существа стре­мятся воспринять снизу в свое существо эфирное (си­нее с желтым)".
     С прорастанием растений углекислота проникает в более высокие области, чем зимой. Эту углекислоту стараются при­тянуть к себе люциферические существа. Если бы им это уда­лось, то на Земле прекратилось бы дыхание, все, кроме физ. те­ла в человеке, они утянули бы к себе, и через эф. тело чело­века сами стали бы эфирными существами. Таковы стремления люциферических существ (духов) от начала до конца марта. "Они надеются всю Землю превратить в такую тонкую чащу, в которой они, будучи сгущенны­ми через эфирную природу чело­века, могли бы заниматься сво­им существом".

     "Если бы исполнились надежды ариманических существ, все человечество постепенно растворилось бы на Земле. Земля вобрала бы в себя людей. В конце концов на Земле возникло бы — таково намерение Аримана — одно большое существо, в котором растворились бы все человеческие существа. Они бы оказались связанными с этим большим, единым земным существом. Развитие связи с состояло бы в том, что человек своим организмом все более походил бы на живую известь. Он все более соединял бы свой организм с живой известью, все более обызвествлялся бы. Через это он метаморфизировался бы. превратил бы свой облик в иной, который выглядел бы примерно так: склеротизированный облик с некоего рода крыльями летучей мыши и с такой вот головой (см. след. рис.). Человек был бы тогда в состоянии постепенно раствориться в Земле, и земное, вся Земля, на ариманический лад стала бы земно-живым существом.
     Если, с другой стороны, люциферические существа утянут эфирное человека и благодаря этому со своей астральностью некоторым образом сгустятся эфирно, тогда из них эфирным образом нечто возник­нет... что, прежде всего, как бы из земных паров образует тело (синее), но оно строится только до груди, а над нею идеально поднимается человеческая голова (красное). Далее возникает нечто особенное, это существо имеет как бы крылья, образованные из облаков (желтое). Эти крылья как бы концентрируются спереди в некий род увеличенной гортани: с боков они могли бы сконцентрироваться в органы слуха, уши, и опять-таки соединиться с гортанью".

     Так встают образы Аримана и Люцифера, какими они изображены в малом куполе первого Гетеанума и в деревянной скульптурной группе. В то же время, это те предельные состояния человеческого, которых оно достигло бы, если бы впало в одну или другую из описанных крайностей. Ариманическое искушение возрастает весной, а с ним и люциферическое, которое длится потом все лето. "Если посмотреть в пер­спективе на окончание земного развития, то можно увидеть стоящую перед человечеством опасность того, что ариманические существа если и не растворят человека в Земле, то, по крайней мере, приведут к тому, что он сможет очерстветь в себе, перефилистерствовать, перематериализоваться, так что уже не смо­жет больше ни мыслить, ни чувствовать сверх того, что автоматически в нем думает и чувствует материя".
     "Кто развивает чувство того, как вверху, в испарениях углекислоты люциферическое хочет удушить физическое человечество, как внизу ариманическое в астральном дожде хочет так оживить всю Землю в ее известковых залежах, чтобы человек в ней склеротизировался, растворился, кто все это провидит, для того между люциферическим и ариманическим встает облик Христа, облик уже освободившегося от материи Христа, имеющего Аримана под своими ногами ...не принимающего в расчет ариманическое, преодолевшего его. ...Такой человек, с другой стороны видит Христа, преодолевшего то, что высшее человека хочет увлечь прочь от Земли. ...появляется голова Христа с таким лицом, с таким взглядом, с таким выражением лица, что этот взгляд, это выражение закругляются текучими силами Люцифера. Люциферическая мощь, втянутая в земное, поставленная в земное, — это облик Христа, каким Он является каждую весну, каким Он должен нам являть Себя: стоящим на земном — которое должно быть сделано ариманическим, — побеждающим смерть, восстающим из гроба, возносящимся как Воскресший к просветлению, которое приходит путем перевода люциферического в земно-прекрасное лицо Христа.
     Так между ариманическим и люциферическим является на Пасху в облике Воскресшего Христос ...так встает перед человеком воскресший Христос, утверждающийся внизу на ариманической власти, а сверху над ним парит Люцифер. Эта мировая имагинация встает как Пасхальная имагинация". (См. скульптурную группу "Представитель человечества".)223 (12)

Пасхальное время

Все переходит в эфирное. Все, что было в Земле духовным (в соли) увеличивает земную сферу. — Также и земные формы — через меркуриальный принцип. —
     Создается возможность для люциферических духов получить в свою власть элементарных духов; постоянно возобновляющееся "сбрасывание вниз". У люциферического принципа отнято лицо — крылья, гортань — ухо; никакой интеллектуальности, а (лишь) являющееся мышление, выражающееся в форме придатка к голове; крылья нащупывают мировые силы, ухо превращает их в мысли, гортань отпечатывает их в творящем слове.
     Слово. Оплодотворение земно-лунных сил через Солнце". Д.19, с.4


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Полярность лета и зимы

634а. "Древние Мистерии (праздника) Иоанна — космический коренной дух животного царства. Древние зимние Мистерии — земное формирование животного существа. — Себя-пронизание впечатлениями, формообразующими человека".
     "Растительный мир имеет память: элементарные существа проносят сквозь зиму растительных существ.
     Зимой элементарные существа растительного царства встречаются в земле с таковыми же минерального царства. — Воздух и тепло сохраняют в земле нечто растительное.
     Элементарные духи животного царства развивают летом сновидческое сознание; в формах оно живет зимой далее".
     Весна — оживляется солевое; в Земле оно разовьет лунное; возникнет особое отношение к Солнцу, будет вызвано пронизание космическим.
     Зимой Земля теллурически замкнута; весной она воспринимает космическое.
     Внешние существа суть творения Космоса, но собственное Земли зреет на Рождество; тогда Земля напечатлевает свое космическое корням растений, тогда она снова открывается Космосу.
     "Вожделение возникает в солеобразном, поскольку оно отказалось от своего космического. CO2 сверху — всегда содержит фосфор".
     "Известь пробуждается к жизни; она лишена отдельной жизни (H2O) и ей дана всеобщая жизнь ...всеобщая духовность Земли".
     "Солнце берет на себя заботу о жизни на Земле; тогда вода удерживает углекислоту; во внутреннее входит космическое силовое существо.
     Пока Луна имеет элементарную суть в Земле, она есть внутренний земной мыслитель; весной она становится сутью вожделений; она отдает растения на попечение Солнцу; но оно разворачивает в них свои силы — духовная субстанция соединяется с лунными силами".
     "Люциферические существа лишают нижние функции связи с земным; ариманические же — связывают верхние функции с земным: из этих земных взаимосвязей они производят смерть".
     "Солнечные существа нисходят на землю (летом) — Христов живет с ними. Люциферическое и ариманическое усиливаются: они подступают к человеку".
     "Иоаннов праздник — зимой исходить из материи, летом — из духа.
     Каменная масса Земли в наибольшей мере развивает свои силы, она твердеет в себе, поэтому получает голубоватое свечение, слегка принизанное серебристым. Вершины атмосферы развивают наибольшую самосветимость, сверкающий свет — поэтому они лучатся желто-красным, слегка золотятся.
     Это дает возможность Уриэлю образовывать себе световое тело. В иных случаях он не имеет тела. В глубинах господствует мировая воля, в вершинах — мировая интеллигенция. ... Солнце — сердце мира — мировая интеллигенция; внизу — мировая воля, мировая алхимия. ...
     Когда Солнце отдается мировой интеллигенции, то это означает отдачу в золоте, которая должна вестись к Земле; из этого Михаэль должен соткать себе одеяние.
     Отдача Солнца мировой воле означает принятие в серебре; это должно быть взято от Земли и отдано элементарным духам; они серебряно восходят и золотисто нисходят. Из солнечного золота ткет Михаэль одеяние".Д.19, с.1-6
     "В растворяющуюся соль воспринимается мировая мудрость. Происходит противодействие разложению.
     В пожирающем пламени серы развязываются и соединяются мировые силы".Д.22, с.13


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Способность ко злу

286. "Человеческую природу необходимо ограничивать, ибо она сама по себе зла, — таково европейское воззрение, воззрение европейской церкви... В китайском мировоззрении господствует иной принцип: че­ловек по своей природе добр".188 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     340
. "Горный хрусталь, малахит и другие минералы также (как и уголь) образовались из растений. ... Известняк выделился из животных. ... Все твердое на Земле образовалось из растительной Земли". 93-а (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Человек и царства природы

     419. Существует взаимосвязь между формациями сланца и растительным бытием на Земле, а также между известковыми формациями и животным бытием. Дело здесь заключается не в том, что растительные и животные останки минерализуются, но в сверхчувственной связи. Представим себе Землю в виде круга (см.рис. белое). В нее включены сланцевые формации (фиолетовое), из нее прорастают растения (красное). Как известно, растения не обладают астр.телом.
     Оно лишь как бы овевает, наподобие облака, цветение и плодоношение. У растительного мира есть одно астр.тело, нигде не проникающее в отдельные растения. Земля окружена им как астральной атмосферой (оранжевое).
     "И то, что здесь развивается, должно было бы распасться в себе, если бы не было излучающихся сил, приходящих от камней сланцевых залежей. Т.обр., в залежах сланца присутствует стремление сделать всю Землю организмом. Отношение растений к Земле подобно отношению волос к человеку — они образуют единство. И то, что эту всеобщую организацию на Земле удерживает в единстве, — это силы, излучающиеся от сланцевых залежей". Эти же силы удерживают растительное в человеке в нормальном состоянии, как они нормализуют растительное бытие на Земле. С этой точки зрения следует изучать живую географию и геологию Земли. Сланцевые залежи располагаются в разных местах Земли, т.к. существуют различные виды растений. Однако не следует думать, что связь здесь самая непосредственная. Излучения сланцевых формаций протекают по всей Земле через магнитные и другие потоки. А там, где сланцевые формации развиты особенно сильно, там, напротив, растительное сегодня не мо-жет распространяться, поскольку собственные силы растительного слишком сильно втягиваются в Землю и не могут развиваться. Подготовлялись сланцевые формации на древнем Солнце. "Современных растений еще не было в солнечном бытии, но сама Земля имела некий род растительного бытия, и из него, с одной стороны, развился растительный мир, а с другой — отвердело то, что в мире растений пребывает как формирующая сила — сланцевые формации. И это также сланцевые формации — извлеченное из растительного Земли земное интел-лектообразное". 213 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     420
. Известковые формации связаны с животным миром, но менее — с движением животных, а более — с самостоятельным обликом животного. Растение тесно связано с Землей: его корень стремится к центру Земли, стебель, крона лучится во все стороны кверху. Животное же и своей формой оторвано от Земли. "В существенном все, что как неопределенная, бесформенная воля имеется в животном, находимо в прямых лучах солнечного света. Но все, что дает животному его самостоятельный облик, не подходящий земному, это ... приплывает из сияния лунного света.
     Вообще от Луны к Земле идет все, дающее облик. И разные облики животных зависят от того, что Луна проходит через круг Зодиака. ... Что эти облики стянуло на Землю, без чего они потерялись бы в окружении Земли подобно облакам — это были излучающиеся из известковых формаций силы. Излучает не только радий, но многие минералы на Земле".
     "Известковые формации содержат в себе такие излучения, истечения, которые способны не только вырабатывать на Земле животное в его обликах, но также быть тем, что действует в нас как материальная основа, благодаря которой мы можем во внутреннем вырабатывать мысли. Вовне, в пространстве — многообразные облики животных, внутри, в нашем интеллекте — мыслеоблики. Последние суть не что иное, как духовно перенесенные в нас животные облики. Совокупное животное царство — это, в то же время, рассудок Но как животное царство вовне для своего формирования нуждается в известковых формациях, так нуждаемся мы во внутреннем тонком отложении извести, иными словами: в известковой формации, чтобы становиться умными. Это, естественно, не должно происходить в чрезмерном количестве. Если человек выделяет слишком много извести, то рассудительность опять может отделиться от него, покинуть его. ... Если мы посмотрим на все то, что действует в нас как силы обызвествления... то мы приходим к тому, что стремится к выработке облика, что приводит нас к тому, что мы становимся внутри затвердевшими людьми. Но что в нас связано с силами глины, глинистых сланцев — это делает нас людьми, борющимися против этой твердости, не теряющими в себе это твердое, но растворяющими его, разжижающими, делающими его растительнообразными. И человек, собственно, постоянно представляет собой род взаимодействия известкового и сланцевого, т.е. внутренних сил, пребывающих в известковом и сланцевом". Люди, содержащие в себе больше извести, как правило, сообразительны, рассудительны, способны соединять и расчленять тонкие понятия. Но этот избыток извести следует представлять себе не грубо материально. Он возникает в силу кармы, когда че-ловек в прошлой инкарнации подготовил свою сообразительность и теперь должен, например, стать математиком. Преобладание отложений глины в человеке ведет к повышенному развитию воли.
     "Теперь рассмотрим еще несколько ближе сланцы. В сланцах мы находим много гальки, кремнезема, того, что особенно присутствует в горном хрустале, в кварце. Силы, находящиеся в горных кристаллах, в кварце, в своих излучениях, истечениях присутствуют и в человеке. И имей человек одни эти силы, которые он принимает в себя с твердым сланцеобразным, имей он в себе лишь кварцеобразные силы, он постоянно был бы подвержен опасности со своим духовно-душевным устремиться назад, к тому, что было до его рождения, до того, как он ступил на Землю. Кварцевое постоянно хочет извлечь человека из себя и вернуть туда, где он был еще не воплощенным существом. Этой силе должна противодействовать другая ... сила углерода. Многообразно содержит в себе человек углерод. ... Углерод — это, собственно говоря, наш дом. Это то, в чем мы живем, тогда как силициум постоянно хочет нас из этого дома вывести и вернуть во время, предшествовавшее тому, в которое мы начали втягиваться в углеродный дом.
     Так постоянно ведут в нас борьбу углерод и кремний. Но в этой борьбе заложена наша жизнь". Если бы мы состояли из одного углерода, как растения, то мы остались бы связанными с Землей и даже не подозревали бы о нашем внеземном бытии. Знанием о том мы обязаны кремнию. На этом основаны и лечебные свойства обеих этих субстанций. Например, отложение некоторых продуктов обмена веществ (в голове или на периферии) лечат кремнием.
     "Совершенно особым значением обладает жизнь азота в человеке, сам азот и его соединения. Наличие азота в человеке делает его способным оставаться некоторым образом открытым Мирозданию. ... Благодаря тому, что в человеке есть азот или тела, содержащие азот, в закономерностях его организации возникают некие пробелы: по ходу азотных линий в себе тело прекращает проявлять свои закономерности. Благодаря этому туда может вступать космическая закономерность. ... Вы можете сказать: Сколько во мне деятельно азота, настолько космос, вплоть до отдаленнейших звезд, работает во мне. Если бы в моем организме не было азота, то я бы замкнулся от всего, приходящего из Космоса". В крайнем случае азот мог бы сделать человека совершенно бессильным, он бы не смог удерживаться в самом себе.      Полярной противоположностью (подобно паре силициум — углерод) азоту является известь. "Через азот действует космическое (см.рис., красное; белое — это тело), через действие извести приходит в колебание в противоположном направлении то, что исходит от человеческого организма (синее)". 213 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     12
. "Имя Иоанна (Богослова) связано о городом Эфесом. И тот, кто, вооружившись имагинативным наб­людением мировой истории, подступит к этим значительным словам: "Изначально был Логос. И Логос был с Богом. И бог был Логос", — тот через внутренний путь будет все снова и снова направляться к храму Дианы в Эфесе. И до известной степени посвященный в мировые тайны, решая загадку первых стихов Ев. от Иоанна, будет направляться к Мистериям Артемиды, Дианы в Эфесском храме". Обратимся к этим Мисте­риям в VI, VII дохристианских столетиях или даже несколько ранее, какими они записаны в мысле-эфирной хронике. "Перед нами здесь все снова и снова в видении выступает то, как учитель указывает ученику на человеческую речь, как он все снова и снова увещевает: чувствуй в своем инструменте речи, что там происходит, когда ты говоришь. — Процессы в речи не воспринять через грубые ощущения, ибо они тонки и интимны. Но подумаем сначала о внешнем речи. От этого внешнего речи исходило вначале воспитание в Эфесских Мистериях.
     Внимание ученика обращалось на то, как слово звучит из уст. Ему все снова и снова говорилось: об­рати внимание на то, что ты ощущаешь, когда слово раздается из уст. — И ученик должен был сначала за­метить, как нечто обращается определенным образом от слова вверх, чтобы воспринять в себя мысли голо­вы, и как, в свою очередь, от того слова нечто обращалось вниз, в человека, чтобы он внутренне мог пережить содержание ощущения слова.
    
Все снова и снова ученику указывалось, что через гортань он должен проводить внешние пределы речи и при этом воспринимать, наблюдать приливы и отливы в словах, что теснятся через гортань. "Я есмь, я не есмь" — позитивное, негативное утверждения ученик должен был как можно более артикулировано воспроизводить гортанью и затем наблюдать, как чувствуется более восходящее в "я есмь" и более проникающее вниз в "я не есмь".
     Но затем ученику указывалось на более интимные, внутренние ощущения и переживания слова, как ему воспринять, что от слова нечто исходит как тепло к голове, и это тепло, этот огонь перехватывает мысли. А вниз течет нечто, подобное водному элементу; оно изливается вниз, как изливается в человека выделение желез. Человек пользуется воздухом — это уяснял себе ученик Эфесских Мистерий, — чтобы дать зазвучать слову; но воздух превращается в речи в ближайший элемент — в огонь, в тепло и достает наши мысли вверху, в голове, и вчленяет их в него. И, опять-таки, когда наступает состояние взаимообме­на, то огонь посылается вверх, а вниз посылается то, что заложено в слове; этому дается стекать в некотором роде по каплям, подобным выделениям желез, вниз, как воде, как жидкости. Благодаря этому че­ловек внутренне чувствует слово. Слово, как жидкий элемент, стекает по каплям вниз.
     А затем ученик вводился непосредственно в тайну речи. Эта тайна связана с тайной человека. Эта тайна человека сегодня для человека науки забаррикадирована, ибо наука невероятную карикатуру на истину ставит во главу всех размышлений: т.наз. закон сохранения силы и материи. В человеке материя постоянно преобразу­ется. Она в нем не сохраняется. Что как воздух проникает из гортани, преобразуется, сменяется в этом проникновении ближайшим, более высоким элементом — элементом тепла, или огня; и опять все переходит в водный элемент: огонь, вода, огонь, вода.
     Так внимание ученика в Эфесе обращалось на то, что когда он говорит, то из его уст исходит поток волн: огонь, вода, огонь, вода. Но это есть не что иное, как подъем слов до мыслей (доставание словом мыслей — hinauflangen) и стекание слова по каплям вниз, к чувствам. Так ткут в речи мысль и чувство, когда живое движение волн речи, как воздух, то утончается до состояния огня, то сгущается в воду.


     Ученик должен был это чувствовать, когда в Мистериях Эфе­са большая истина относительно его собственной речи проводи­лась перед его душой. Человек, говори, и ты откроешь через себя становление мира.
     Да, это было именно в Эфесе, что подходившего ко вратам Мистерий ученика предупреждали этим изре­чением. ... А когда он выходил, изречение говорилось ему в иной форме: Становление мира открывается через тебя, о человек, когда ты говоришь.
     И ученик чувствовал постепенно, что своим телом он облекался как оболочкой мировой тайны, которая звучала из его груди и жила в речи. И это было подготовленим к основной глубокой тайне, к которой велся ученик. Ибо т.обр. ученик оказывался в состоянии познать собственное человеческое существо как связанное внутренне с мировой тайной.
     "Познай самого себя" получало святой смысл благодаря тому, что нечто говорилось не просто теоретически, но могло внутренне празднично чувствоваться и ощущаться. После этого ученик мог быть подведен к мировой тайне, распростертой в далях космоса. И здесь необходимо вспомнить, чем была Земля на переходе от Лемурийской к Атлантической эпохе, когда в ее белковой атмосфере возникла известь, поднимавшаяся в испарениях вверх и опадавшая в виде дождя вниз. Та известь пронизывала костное животных (сначала своей духовностью) и низводила их из атмосферы вниз. Человек чувствует все это теперь, когда духовно соединяется с земными металлами; они хранят о том память. (См. также лекцию от 1.ХII.1923 г.). На той стадии (в Лемурийскую эпоху) человек чувствовал себя объемлющим собой всю земную планету. Если поже­лать набросать это схематически, гротескно, то придется сказать: человек чувствует, что главным об­разом своей головой он объемлет всю земную планету (рис.).


     Все происходящие там процессы человек чувствует в себе: как восходит известь, как она связывается со свернувшимся, сгущенным белковой атмосферы Лемурии, сходит вниз в животное существо. Человек переживает в то время все так, что слышит внутренне. Мировая тайна становится слышимой.
     Фактически в воспоминании, в рожденном металлом воспоминании это прошлое Земли воспринимается так, как если бы то, что я описал, было звучащим. И в этом звучании, внутри его ткет и живет мировое свершение. Но что же слышит там человек? Это мировое свершение, подобно чему открывается оно? Оно открывается как Слово мира, как Логос. Это звучит Логос, мировое Слово в восходящей и нисходящей извести. И, воспринимая в себе Его речь, человек воспринимает еще нечто". Когда вы смотрите на скелет человека или животного, то можете услышать, как кости превращаются в нечто иное. Однажды в Триесте мне довелось быть в музее истории природы. Там все звучало, как оркестр. Хотя скелеты "были расставлены инстинкти­вно, они звучали один за другим: в конце одного животного звучали тайны Луны, в конце другого — тай­ны Солнца. И целое было пронизано как бы звучащим Солнцем и планетами. Здесь чувствовалась связь между этими живущими в извести костными системами, скелетами, и тем, что из ткущего Мироздания, с кото­рым некогда человек был един, звучало как мировая тайна, как тайна самого человека.
     Существа, что были там выставлены, животные сущест­ва, они высказывали то, чем они являются. Ибо в Логосе, в звучащей мировой тайне, еще жило существо животности. Это не было двояким, что там воспринималось. Вос­принималось не животное, а затем каким-либо образом сущность животного, но ста­новление и ткание самого животного в его сути — вот что там говорило.
     Правильным образом, как это требовалось в древности, ученику Эфесских Мистерий нужно было воспринять в свою душу, в свое сердце то, что выяснялось относительно пра-начала, где Слово, Логос ткал как сущность вещей. Ученик мог это воспринять, поскольку подготовлялся к тому путем облагораживания, возвышения своей человечности, так что он мог почувствовать се­бя как оболочку, как малый отблеск этой мировой тайны, заложенной в звучании его собственной речи. ...
     Что было большим миром, макрокосмической Мистерией, стало микрокосмической Мистерией человеческой речи. И на эту макрокосмическую Мистерию, переведенную в майю, в большой мир, указывает начало Ев. от Иоанна: "Изначально был Логос. И Логос был с Богом. И Бог был Логосом". И это жило и ткало в традициях Эфеса, когда евангелист, автор Ев. от Иоанна, мог читать в Акаше-Хронике то, чего жаждало его сердце, — правильного одеяния для того, что он, как тайну мирового становления, хотел сказать людям".
     Но мы должны сделать еще один шаг. Мы говорили о том, что извести предшествовал кремний, выявляющийся в кварце. Внутри его выступают растительные формы: зеленеющие и увядающие облачные образования. Человек все это воспринимал как внутреннее, как свое собственное существо. "И когда человек шел с чувс­твами далее, к тому, что в кремнии пребывало как способная зеленеть растительность, тогда мировое Сло­во становилось мировой Мыслью, и растение в кремниевом элементе добавляло мысли к звучащему слову. Человек некоторым образом восходил на ступень выше, и к звучащему Логосу добавляется мировая Мысль, как сегодня звучащим в речи словом, когда речевое катится волнами: огонь, вода, огонь, вода, — в огне схваты­вается мысль". (В данной связи объясняется лечение кремнием болезней системы органов чувств головы.)
     "Подумайте только однажды, как тогда жил человек, жил в единстве с космосом. Сегодня, когда человек думает, он должен думать изолированно в своей голове. Здесь, внутри — мысли, там, вовне — слова. Миро­здание вовне. Слова могут только обозначать Мироздание; мысли могут только отображать Мироздание. Та­кого не было тогда, когда человек еще был един с макрокосмическим; он тогда переживал Мироздание в се­бе. Слово было в то же время и окружением; мысль была тем, что пронизывало это окружение. Человек слы­шал, и услышанное было миром. Человек видел это услышанное, но он видел внутри себя. Слово сначала бы­ло звуком. Слово сначала было тем, что стремилось к разгадке. В возникновении животного открылось не­что, стремящееся к разгадке. Как вопрос возникло животное царство внутри известкового. Посмотрите в кремниевое: здесь растительная сущность отвечает тем, что она восприняла как сущность чувств Земли и разгадала загадку, которую загадало животное царство. Это были сами существа, которые обоюдно отгадали себя. Одно существо, животное, ставит вопрос, другое существо, растение, дает ответ. И весь мир становится речью.
     И следует сказать: такова реальность начала Ев. от Иоанна". 232 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru