BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МИРОВАЯ война - см. также БРАТСТВА

566. Наша современная жизнь во многом определяется теми "лошадиными силами", что ныне приходятся на душу населения. "Это вливается в нас. Из этого мы формируем нечто в фонд следующей земной жизни, если не предпринимаем ничего другого. Но в этом живут новые демоны, ариманические демоны. Мы "хорошо" подготовим себя для следующей земной жизни, завещав себя ариманическим силам! Что является в нас машинами, — это, как нашу научную жизнь, мы подготовляем для ближайшей земной жизни.
     Гром канонады на фронтах, живший в машинах, он вчленился в нас. Так хотим мы бессознательно воскреснуть в следующей земной жизни. Но человек — это не один интеллект, он обладает и ощущениями и чувствами. Им придется примириться с тем, что происходит от техницизма, от машин". Следствием соединения душ в подсознательном с техницизмом является страх. И в следующих поколениях уже у детей будет развиваться страх перед жизнью, выражающийся в нервозности. И нет иного средства борьбы с этой нервозностью, как подготовление себя к Событию Христа в первой половине XX в. "Ариманическое захватывает человека. Люциферическое живет более в чувствах. Ариманическое действует более через человеческий рассудок и осуществляет себя, воплощается в техницизме.
     И во все это, чтобы дать человеку направление, поставлено Событие Христа, которое мы ожидаем в первой половине XX в. Это Событие Христа будет состоять в том, что через объективные переживания люди все более и более узнают: по Земле шествует эфирный Христос, Тот Христос, Который представляет эфирно Силу, Которая однажды в физическом Христе Иисусе странствовала по Земле. И в самопознании себя совместно с Силой Христа заложена возможность правильным образом дать воздействовать на себя с необходимостью надвигающимся ариманическим силам. Несчастье нашего времени состоит в том, что люди поставлены в ариманическую среду, не будучи несомыми Силой Христа".197 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1162. Благодаря катастрофам "...в духовный мир вступает нечто такое, чего в ином случае в нем не бы­ло бы: эф. тела, которые еще могли бы пребывать на Земле, астр. тела, я-организации, которые еще могли бы быть на Земле. Вместо того, чтобы оставаться на Земле, они вносятся в духовный мир. Предназначен­ное для Земли вносится в духовный мир. Так мы видим, как от каждой такой элементарной катастрофы в духовный мир втекает земной элемент. Люди, которые подобным образом в своей карме уводятся в сторону ариманическими силами, в таком вот состоянии приходят в духовный мир".
     "И то, что здесь остается как неизрасходованные причины, — это теперь могут взять боги и поднести человеку, укрепить его этим в отношении его внутреннего для ближайшей земней жизни. Так что сила того, что здесь господствовало как причины, идущие из предыдущей жизни, с тем большей силой выступит в следующей инкарнации. Если бы не случилось катастрофы, в которой человек погиб, то, вероятно, данные способ­ности позволили бы ему менее значительно выступить в мире или приложить свои способности в другой об­ласти, чем та, куда он их приложит в следующей инкарнации. Для выравнивания кармы человек тогда высту­пит по-другому. Он выступит с особым своеобразием, поскольку его астр. тело сгустится оттого, что в не­го будут вчленены неиспользованные причины".
     "Природная катастрофа обостряет в человеке, погибшем в ней, воспоминания обо всем том, что содержит­ся в его карме как причины. Ибо, проходя сквозь врата смерти, человек вспоминает обо всем, что содержится в его карме. ... Железнодорожная катастрофа и вообще цивилизационная катастрофа, на­против, вызывает забвение кармы. Но благодаря этому, возникает сильная восприимчивость к впечатлениям, которые человек получает после смерти из духовного мира. ... При цивилизационной катастрофе у человека сгущаются и крепнут волевые качества. Так действует карма. ...
     Посмотрим, что развивается через группу людей, настроенных фанатически, эмоционально, когда дейст­вует только то, что приходит из человека, когда человек живет целиком в ирреальном и при этом действу­ет разрушительно. Посмотрим на такие фантастические, искаженные цивилизационные образования, которые являет Западу сегодняшний европейский Восток, и посмотрим, что происходит, когда люди, находящиеся в таких взаимосвязях, проходят сквозь врата смерти.
     В этом случае, как и в других, в духовный мир нечто вносится. Но вносится люциферическое. Вносится то, что в духовном мире действует затемняюще и опустошающе. Ибо при природных и цивилизационных ката­строфах из земного мира в духовный вносится ясность, свет. Из цивилизационных заблуждений в духовный мир вносится тьма. Люди через врата смерти вступают в духовный мир в тяжелом, темном облаке, и в нем они проделывают свой путь. Ибо свет, который Люцифер насаждает в эмоции людей на Земле, действует в духовном мире как густая тьма, когда человек сквозь врата смерти вступает в духовный мир. И в духовный мир вступают силы, происходящие из внутреннего человека. Страсти, которые должны действовать только в человеке, вносятся в духовный мир, излучаются в духовный мир.
     Такие силы, в то же время, через силу Аримана преобразуются в духовном мире так, что позволяют употребить содержащееся в Земле лунное развитие. Люцифер и Ариман здесь поистине подают один другому руки. Что через одни лишь эмоциональные, культурные импульсы вносится в духовный мир, но только возни­кая из спутанного земного сознания, — это преобразуется в извержения вулканов, в землетрясения, выры­вающиеся из внутреннего Земли наружу. ... Мы учимся так ставить вопрос, что причины ищем в люцифериче­ском влиянии в какой-либо земной области, где старая культура разрушается человеческими эмоциями, где дикие инстинкты хотят творить фантастическое новое, но могут действовать только разрушая. И мы должны спросить себя: где однажды на Земле, пылая огнем и сотрясая Землю, разразится то, что теперь пылает в диких страстях человека?
     Наука посвящения должна и может, если она смотрит на ряд элементарных событий, поставить свой вопрос: когда подготовлено это элементарное событие? ... но боги связаны с развитием человечества. Их задачу составляет, как я говорил, постоянное преобразование возникающего подобным образом в благоприят­ное, способствующее человеческой судьбе. ... Но обратим наш взор от судьбы людей к судьбе богов. Ибо, когда мы исследуем военный ужас, военную вину, военное чудовище в связи с природными и элементарными катастрофами, в которых погибают люди, то мы видим изживание борьбы добрых Богов со злыми богами. Мы смотрим выше человеческой жизни в Божественную жизнь и видим Божественную жизнь на заднем плане чело­веческой жизни. ... Необыкновенное, но оживляющее, проясняющее мир воззрение: для чего существует в мире вся сумма несчастья? — Чтобы боги могли делать из него счастье! Ибо просто счастье не вводит в мировое бытие. Счастье, вырастающее из несчастья при прохождении человека через чувственный мир, — лишь оно вводит в глубины мира".236(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

368. "Никогда в прошлом человечество не вело столь ужасной войны, как во время, когда существует "сообщество мира". В последние десятилетия этому движению за мир особенно покровительствовал даже монарх, который теперь ведeт кровопролитную, ужаснейшую войну, какой не знала история. Так что руководство царeм движением за мир есть лишь наибольшая из всех когда-либо разыгранных в мировой истории комедий ... наипостыднейшая комедия! Это есть то, что можно назвать люциферическим искушением". 159(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

545. "Те, которые переживут это время (войну) и будут жить в условиях мира, станут предателями по отношению к умершим, если не начнут работать над спиритуализацией человеческого развития. ... Тогда это было бы равносильно тому, если бы прошедшим через кровь и смерть сказать: вы умерли ни за что! — Ибо если верен материализм, то все они умерли ни за что". 159(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1490."Ужасные знаки выступают в наше время, и человечеству надлежит сделать усилия, чтобы эти знаки понять. Событие 1914 г. превращается в событие мировое, и, вероятно, лишь его началом следует считать войну между Антантой и среднеевропейскими силами. Но за тем, что так названо, господствует существенно иное — противостоят один другому совсем иные враги! И в наши дни о себе возвещают серьезнейший симптом позади того, что господствует вокруг нас как война между Антантой и средними силами, возвещает о себе симптом, заключающийся в печальном столкновении между собой населения Северной и Южной России; это серьезнейший симптом". 179(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

VIII. XX-й ВЕК — КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Мировая война

Духовные подосновы

826. "Это звучит удивительно, но нужно взять 860-й год" — не 1860-й, а 860-й, — чтобы проследить процесс, ныне получивший своe выражение в виде ужасной войны, подобной которой люди не знали с тех пор, как живут на Земле. ... Кольцеобразно идут два потока через восток и запад на юг и кольцеобразно замыкаются. Из одного центра движутся на юг в IX в. норманские племена, родственные по крови многому, что затем живeт в Средней Европе. Но они тянутся к романскому элементу, идущему с юга Европы, и сливаются с ним. В 860 г. они стоят под Парижем, и там норманнов одолевают латиняне. Из этого возникает Западная Франция. Более, чем англы и саксы, приносят из Франции на британские острова норманны. На востоке норманны с севера проходят через славянские земли до Волги и Чeрного моря. Позднее приходит татарское нашествие. Славянство преодолевает норманнов и даeт им христианскую религию в еe восточной форме. Они славянизируются как "россы" — так их называют в Финляндии, — но от этого ничего не сохранилось, кроме имени Россия. Это слово германского происхождения. Таково же происхождение и имени Рюрик. ...
     Считают, что в Средней Европе живут в основном германцы, на западе преобладают кельты. Но всe обстоит наоборот; у французов больше германской крови, в Средней Европе больше кельтской крови, вот что имеет место в действительности. ... Но жители Запада совершенно подавлены латинизмом. На Востоке норманский и германский элементы совершенно подавлены местным расовым элементом. Там до сих пор господствует совершенно чуждая русской народной душе религия. Латиняне достигли Константинополя, а с другой стороны славянизированные норманны также дошли до Константинополя. Так образуется змея, кольцо". 159(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

827. "С конца XIX в. волна из духовного мира хочет войти в наш физический мир. Я бы сказал, она штурмует этот мир, она уже здесь. Людям нужно только открыть свои сердца, свои чувства, своe понимание, и она заговорит к человеческим сердцам и к человеческим душам". Но люди противятся этому. И мировая война, в конечном счeте, есть сопротивление человечества этой волне. 206(7.VIII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

866. "Главное — распознавать майю как майю, распознавать отношение вещей в повседневности цветения, плодоношения и увядания. В природе это каждый легко распознаeт, поскольку носом наталкивается на факты. И каждый без особого труда мог бы прийти к взгляду: летом или осенью 1917 г. должны созреть плоды от посева, произведeнного в предыдущие годы; и если посеяно плохое, то плохие плоды придется и пожинать (лекция от 16.XII.1916г.)". 173(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Подготовка мировой войны и раздела Европы

1180. "Действительно, не ради агитационного или политического действия в какой угодно, даже малой, степени, а только для передачи вам фактов познания говорю я обо всем этом (о социальных вопросах). Ибо это существует в мире. И, поистине, я совершенно далек от того, чтобы желать посеять какой-либо страх или на кого-то так воздействовать, чтобы он боялся того или иного направления. Речь идет только о познании".
     "Я хотел бы нарисовать вам здесь нечто, относящееся к той будущей карте Европы, которая существу­ет в определенных оккультных обществах (рисуется карта). ... Пер­вое, что твердо принималось во внимание, была южно-европейская, Балканская конфедерация; она должна стать некоего рода передовым лагерем, родом вала против русицизма. Ибо, само собой разумеется, русицизм рассматривается на Западе как другой полюс, не как что-то такое, с чем хотят стать связанными вечно, но что определенным образом должно постоянно существовать, с чем также хотят бороться. Эту конфедерацию хотят образовать там, где сегодня находятся итальянское королевство с балканскими сла­вянами и южные славяне, относящиеся к Австрии. Из этого хотят спаять на большей части Аппенинского полуострова конфедерацию, куда вошли бы: итало-язычная часть Швейцарии и южная часть Австрии, вклю­чая Хорватию, Словению, Далматию. Туда же должна войти и часть Греции, но только северная часть, а также Венгрия и устье Дуная. Все это должно стать Балканской конфедерацией.
     На Востоке от этого должно быть отчленено все, что, как представляют себе, должно быть объято Россией. В этой "карте-программе" — я это подчеркиваю особенно — всегда и категорически подчеркивалось: как бы ни вела себя Польша, в силу всемирно-исторической необходимости эта страна при любых обстоятельствах целиком вновь должна быть отдана русскому государству. Так что с самого начала программа предусматривала, что Польша, включая ее ныне входящую в состав Австрии часть, вновь будет отнесена к русскому государ­ству. Русское государство по этой программе должно охватить современную Польшу, а также Галицию и Словакию. Это должно иметь вид выдающегося в сторону запада полуострова, как я вам это рисую. Это должна быть Буковина (рисуется).
     Затем речь идет о Франции, которая, за исключением устья Рейна, должна охватить области до Рейна и до ныне говорящей по-французски части Швейцарии; и здесь через Пиренеи, а здесь таким вот об­разом должна проходить ее граница. О скандинавских странах ничего особенного не говорится; им пре­доставлен сравнительно долгий льготный срок.
     В остальном все должно выглядеть так: говорящая по-немецки часть Швейцарии с Германией и немецкой областью Австрии должны занимать вот такую область. А окрашенное цветом в большей или меньшей степени должно войти в так или иначе образованную сферу влияния Британской империи: Голландия, Бель­гия, нижняя часть Италии — об островах поговорим в другой раз, — южная часть Греции. ... Сравните эту карту с тем, что теперь стоит в вильсоновской ноте. Это именно то, что идеально соответствует разделу Европы. ... Об основаниях такого раздела будет сказано в другой раз".
     "Когда я говорю о подобных вещах, то я делаю это при том условии, что вы достаточно разумные люди, чтобы воспринять эти вещи правильным образом". 174(19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1181. "Раздел Европы, имеющийся там (на карте), хорошо подходит к основанию коммерческого мирового господства. Вы можете изучить детали на этой карте и увидите, что все там хорошо взвешено для основания того, что я сказал. Я сказал: коммерческого мирового господства, — ибо нет нужды с самого начала овладевать территориями, но достаточно их так аранжировать, чтобы они, как говорят, попали в сферу влияния. И это очень хитро устроено — именно те области прежде всего втолкнуть в сферу влияния, которые я вчера закрасил на рисунке желтым, в которых должно возобладать влияние Англии: окраины. Ведь можно потешить идеализм других и, ведя дело к коммерческому господству, дать им еще некоторое время поиграть с территориями. Но сферы влияния будут распределены так, как сказано, и вопрос заключается не в том, будет ли и в 1950 г. еще существовать Бельгия, Франция, но в том, какую власть будут иметь бельгийцы в той Бельгии, французы в той Франции и какую власть будут иметь бритты в Бельгии или во Франции. Для основания коммерческого мирового господства не обязательно одновременно захватывать и территории. Но прежде всего нам должно стать ясно, что это мировое господство коммерчески-индустриальное. В этом заключается нечто очень важное". "Эту карту я мог проследить до 80-х годов XIX в. Насколько дальше она идет в прошлое, я не знаю. ... Я говорю лишь о том, в чем уверен". 174(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Манипуляции на востоке Европы

1184. "В 90-х годах ... особенно в английских оккультных братствах указывалось на войну, которая должна прийти, которую необходимо допустить, подготовить. ... По определенным основаниям я не могу показать вам карту, которая фигурировала в оккультных братствах Запада. ... И еще одно выражение фигурировало там, которое почти дословно звучало так: если еще хоть немного далее продвинутся мечты панславистов, то прежде всего на Балканах произойдет многое из того, что соответствует смыслу европейского развития, каким этот смысл видят оккультные братства. Это большая сеть, на которую я хочу указать. О панславистских снах в этих оккультных братствах говорилось все вновь и вновь. Разумеется, не о культурных снах, что было бы вполне обоснованно. ... Есть "Славянский благотворительный комитет", стоящий под покровительством русского правительства. Само по себе это прекрасно, не правда ли? ... Но я прочту вам одно письмо от 5 дек. 1887 г. В нем стоит следующее: "Председатель Петербургского Комитета славянской благотворительности обращается к министру иностранных дел с просьбой предоставить оружие и амуницию для экспедиции Набокова". (С.Радо, "Низвержение царизма". Лейпциг, 1915 г.). Итак, требуют не рубашки и чулочки для детей, а амуницию для определенной экспедиции, связанной с возбуждением революций в отдельных балканских государствах!" 173(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     144
. "От мировых импульсов остаются определенного рода тени, которые продолжают затем действовать дальше, когда новое уже здесь; и должен быть увиден их люциферический или ариманический характер. Это люциферически-ариманическое должно идти дальше с развитием, но его не следует переоценивать; оно должно быть увидено именно в своем люциферическом и ариманическом характере. Имеются тени от Соломонова храма, ... от эллинизма, тени Римской Империи. Два тысячелетия назад это было почти само собой разумеющимся, что из этой троичности — из души, духа и тела — родилось Христианство. Но душа, дух и тело не могут исчезнуть немедленно. Они продолжают некоторым образом действовать и далее. Сейчас наступило время, когда это обстоятельство должно быть увидено, когда должна быть увидена уникальность Импульса Христа. ... Нужно научиться отличать тени от света. Это является задачей человечества настоящего времени и будущего. ... Мы видим ныне тени Римской Империи в римском католицизме. Эти тени не есть Христианство — это только тени Римской Империи, в которой было рождено Христианство и в формах которой все еще продолжает жить то, что в то время смогло образоваться как структура Христианства. Но мы должны научиться, все человечество должно научиться отличать тень древней Римской Империи от Христианства. ... В строении этой христианской церкви живет то, что жило в Римской Империи от Ромула до цезаря Августа. Заблуждение возникает только по той причине, что в этом теле было рождено Христианство.
     В этом отношении Соломонов храм также является отставшей тенью. Что было тайной Соломонова храма, за небольшим исключением, почти без остатка перешло во все масонские и другие тайные общества нашего времени. ... продолжает жить через эти тайные общества, является тенью древнего иудаизма, тенью эзотерического служения Иегове, даже в тех случаях, когда в эти общества не принимают евреев. ... Тень греческого духа ... ныне является, несмотря на все прекрасное, связанное с древней Грецией, несмотря на эстетическое и т.п. значительное содержание этой Греции, несмотря на всю действенность древнегреческого в наше время, — все это является современным мировоззрением образованного мира, который употребил все это на то, чтобы над человечеством разразилась эта ужасная катастрофа (война). Когда был жив эллинизм с его мировоззрением, то это было совсем другое. Все правомерно в свое время. Взятое в абсолютном смысле, оно продолжает жить как антиквариат, а затем становится тенью самого себя. ... Аристотелизм еще являет собой нечто от древнегреческого величия, но аристотелизм в новых одеждах есть материализм. Христианство было рождено в иудейской душе, греческом духе и римском теле, и все три оставили свои тени. Сквозь наше время как трубный глас Ангелов идет призыв увидеть все это в его истинной сущности, смотреть сквозь тени на свет".
     "Добрую волю должен искать человек, чтобы найти путь сквозь тени к свету. Ибо тени очень сильно дают о себе знать. Тени заявляют о себе через тех людей, которые сами очень мало страдают от великих мук, выносимых человечеством в наши дни, и которых лишь в малой степени или даже совсем не затрагивает та безграничная боль, что пронизывает мир. ... Нужно перестать слушать тех, кто, в силу занимаемого положения, хочет отстаивать лишь старые тени, но нужно прислушаться лишь к своему собственному, которое может говорить достаточно отчетливо, если только человек не заглушает его всем тем, что раздается как внешние теневые утверждения".
     "Подлинно человеческий облик стоит искаженным перед людьми, облик, несущий на себе одеяния, сотканные из теней, соединяющий в себе мысли, ощущения, чувства и волевые импульсы всего того, что человечество приобрело на наклонной плоскости и продолжает приобретать.
     Но кто в состоянии направить свой взгляд на этот облик, чье одеяние соткано из теней, тот подготовит себя к тому, чтобы правильным образом посмотреть на то дерево ... что хочет светить во тьме как истинно Рождественское дерево, под которым лежит освещенный Рождественским светом младенец Христос Иисус". 187(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru