BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МОЗГ

173.С выделением Луны у человека стала формироваться голова (мозг) и позвоночник с нервными ответвлениями.106 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

239. Посвященные в Атлантиде сильно отличались от остальных людей. Они имели физическое тело, подобное современному человеку, а также лицо и сильно развитый для тех времен мозг. 106 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

493. "В данный момент я, скажем, нечто вижу. Впечатление от этого нечто идет в меня, опосредуемое массой белого мозга. Масса серого мозга действует тогда, когда я вижу сны о впечатлениях, когда мозг набрасывает образы впечатлений. Они проходят. А то, что остается, мы не представляем этого в данный момент, оно уходит вниз, в нашу организацию. И когда мы вспоминаем себя, то мы смотрим вниз: там, внизу, остается впечатление.


     Когда вы видите нечто синее (см. рис.), то в вас входит впечатление от этого синего; здесь (вверху) вы образуете представление синего. Оно проходит. Через три дня вы наблюдаете в своем мозгу впечатление, которое там образовалось. И вы теперь представляете себе, глядя вовнутрь, синее. В первый раз, когда вы видели синее извне, вы возбуждались синим предметом извне. Во второй раз, когда вы вспоминаете себя, вы возбуждаетесь изнутри, поскольку синева отобразилась в вас. Процесс в обоих случаях один и тот же. Это всегда восприятие; воспоминание — это также восприятие. Так что наше дневное сознание сидит в представлении; но под представлением идут процессы, которые восходят в нас также через представления, а именно — через представления-воспоминания. Под этими представлениями лежит слушание, собственно, восприятие, а под ним — только чувство. Так что мы можем интимно различать в головной организации, в организации мышления представление и восприятие. Мы имеем в себе то, что восприняли, и мы можем затем об этом вспомнить. Но оно остается сильно бессознательным. Оно вступает впервые в сознание только в воспоминании. Что при этом происходит в человеке — этого он уже больше не переживает. Когда он воспринимает, он переживает представления. Действие восприятия переходит в него. Из этого действия он может пробудить воспоминание. Но здесь уже начинается бессознательное.
     И вот, видите: там, где мы представляем в бодрственном дневном сознании, только там мы, собственно, являемся людьми. А там, куда мы не доходим нашим сознанием — мы никак не достигаем причин воспоминания, — там мы людьми для себя не являемся, там мы вчленены в мир. Это происходит так же, как в физической жизни: вы вдыхаете воздух, и он в вас, а незадолго до того он был вовне, был мировым воздухом; теперь это ваш воздух. Через короткое время вы снова передаете его миру: вы едины с миром. Воздух, он находится то вовне, то внутри, то вовне, то внутри. Вы бы не были людьми, не будучи так связаны с миром, когда вы имеете не только то, что находится внутри вашей кожи, но и то, чем вы связаны со всей атмосферой. И как вы связаны с физическим, так вы связаны в отношении своего духовного — в тот момент, когда вы входите в ближайшее подсознательное, в область, из которой восходят воспоминания, — связаны с тем, что называют третьей Иерархией: с Ангелами, Архангелами, Архаями. Как через дыхание вы связаны с воздухом, так через свою головную организацию, точнее, через нижнюю часть головной организации вы связаны с третьей Иерархией. Внешние мозговые доли принадлежат единственно Земле, а что находится под ними, связано с третьей Иерархией, с Ангелами, Архангелами, Архаями. Пойдемте вниз, в области, выражаясь душевно, чувств, а выражаясь телесно — в ритмическую организацию, из которой восходят только сновидения чувств. Мы не являемся там по-настоящему людьми. Мы связаны там со второй Иерархией. ... Эксузиаи, Динамис, Кириотетес; это существа, которых мы носим в нашей груди.
     Как нашего я человека мы, собственно, носим только во внешних долях нашего мозга, так непосредственно под этим в нашей головной организации мы носим Ангелов, Архангелов, Архаев. Здесь находится сфера их деятельности на Земле. Здесь находится точка приложения их деятельности.
     В нашей груди мы носим вторую Иерархию. Здесь, в груди, находится точка приложения их деятельности. А когда мы переходим в нашу моторную сферу, переходим в нашу организацию движения, то в ней действуют существа Первой Иерархии: Серафимы, Херувимы, Троны. ...
     Третья Иерархия, Ангелы, Архангелы, Архаи, занимаются с тем, что является ее физической организацией в голове. Она занимается с нашим мышлением. Не занимайся она нашим мышлением, тем, что происходит в нашей голове, мы бы не обладали никакими воспоминаниями в обычной земной жизни. Существа этой Иерархии хранят импульс, который мы вбираем в себя с восприятиями; они пребывают в основе деятельности, раскрывающейся в нашем воспоминании, в памяти. Они ведут нас через земную жизнь в первую область, не осознаваемую, подсознательную для нас область".
     "Перейдем к существам второй Иерархии, к Эксузиаи и т.д. Мы встречаем этих существ, пройдя через врата смерти, в жизни между смертью и новым рождением. ... мы работаем с ними там над тем, что мы чувствовали в земной жизни. Совместно с существами этой, второй Иерархии мы вырабатываем следующую земную жизнь".
     "Представьте себе: человек в земной жизни, в своей воле — она принадлежит первой Иерархии — совершает какие-либо деяния. Они могут быть добрыми и злыми, умными и глупыми. Существа первой Иерархии: Серафимы, Херувимы и Троны, — должны выработать противообраз этого в своей сфере. ...Все получает оценку, а также и оформление в первой Иерархии. И тогда как человек во внутренней карме работает со второй Иерархией и с отошедшими человеческими душами, он между смертью и новым рождением видит также то, что переживают Серафимы, Херувимы и Троны от наших земных дел. ...
     Между смертью и новым рождением над нами высится свод деяний Серафимов, Херувимов, Тронов. (Как в физическом мире над нами возвышается небесный свод с облаками, звездами.)"235 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

35. "Одни органы человеческого тела находятся в стадии упадка, другие достигли высшей точки своего развития, наконец, третьи стоят в самом начале своего развития. К первым принадлежат органы размноже­ния, ко вторым — мозг ... к третьим принадлежит сердце, гортань и все связанное с образованием слова". 100 (21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

50a. "Что было продумано (богами в борьбе за нас) на др. Луне — это теперь стало малым мозгом. ...Также и большой мозг содержит в себе пережитки лунного времени: шишковидная и слизистая железы; на Луне они были тем, чем сегодня в человеке являются легкие и сердце". Из наших земных действий, поступков сформируется на будущем Юпитере большой мозг, а что мы думаем большим мозгом, станет малым мозгом. Ныне малый мозг сидит в затылке, словно судья, предостерегая о последствиях мышления. Но если мы принимаем Христа, то Он переносит на Юпитер наши дела, мысли и чувства.266-3, с.326-327


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

51. "Для ясновидящего мозг представляет собой змееобразно извивающиеся из головы формы. Каждая го­лова подобна голове Медузы".141 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

75. "Мозг построен мыслями. Кровь развивает жизнь чувств. ... Но, фактически, кровь построена жизнью чувств".96 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

130. "Когда астр.тело соединено с физическим, то оно имеет форму яйца. После смерти оно удиви­тельно светится, является подвижным образованием. В соответствии со свойствами оно обладает различными светящимися цветами. Эти три светящиеся точки (рис) далеко отстоят одна от другой, но взаимосвязаны; вниз связь открыта. Эти три точки представляют собой силовые центры; они постоянно все более стягиваются вместе и тогда имеют вид маленького треугольника: 1) сердце, 2) печень, 3) мозг. При новой инкарнации все три точки действуют совместно. На Девахане это светящиеся силовые центры. В астральном мире они образуют треугольник, на Девахане — шестиугольник. На Девахане его форма представляет собой два наложенных друг на друга треугольника. Они звучат".95 (приложение)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

5. Я

199. "Путем самосознания человек определяет себя как самостоятельное, от всего другого отдельное существо, как "я". В "я" человек собирает воедино все то, что он переживает как телесное и душевное существо. Тело и душа суть носители "я"; оно действует в них. Как физ.тело имеет свой центр в мозгу, так душа имеет свой центр в Я. К ощущениям человек побуждается извне; чувства проявляются в виде воз­действий внешнего мира; воля касается внешнего мира, т.к. она осуществляется во внешних действиях. Я, как истинная сущность человека, остается совершенно невидимым. Поэтому Жан-Поль очень удачно называет осознание своего Я событием, совершающимся лишь в сокровенном святая святых человека". Со своим Я человек пребывает наедине с собой.— И это Я и есть сам человек, что дает ему право смотреть на Я как на свою истинную сущность.
     Он может называть свое тело и свою душу "оболочками", внутри которых он живет; и он может называть их телесными условиями, через которые он действует". По мере своего развития он научается все более и более пользоваться этими ору­диями как слугами своего Я. ... Имя Я никогда не может проникнуть к моему уху извне, если оно означает меня самого. Только изнутри, только через саму себя может душа определить себя как Я. Значит, когда человек говорит себе Я, в нем начинает говорить нечто такое, что не имеет ничего общего ни с одним из миров, из которых взяты вышеупомянутые "обо­лочки". Я становится все более и более властелином души и тела. — И это тоже находит выражение в ауре. Чем больше Я становится властелином тела и души, тем расчлененнее, разнообразнее, богаче красками аура. Это влияние Я на ауру может воспринимать "видящий". Само Я невидимо также и ему; оно поистине заключено в "сокровенном святая святых человека". — Но Я вбирает в себя лучи света, вспыхивающие в человеке как вечный свет. Как человек соединяет в Я переживания тела и души, так же дает он влиться в Я и мыслям истины и добра. Чувственные явления раскрываются для Я с од­ной стороны, дух — с другой. Тело и душа отдаются Я, чтобы служить ему; Я, в свою очередь, от­дается духу для того, чтобы он наполнил его. Я живет в теле и душе; дух же живет в Я. И то, что есть в Я от духа, то вечно, потому что Я получает суть и значение от того, с чем оно связано. Поскольку оно живет в физ.теле, оно подчинено минеральным законам; благодаря эф.телу — законам воспро­изведения и роста; благодаря душе ощущающей и душе рассудочной — законам мира душевного; поскольку оно воспринимает в себя духовное, оно подчинено законам духа. Что образуется путем минеральных законов и законов жизни, то возникает и погибает; дух же не имеет ничего общего с возникновением и прехождением". 9 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

237. Тело ощущений действует извне вовнутрь и спереди назад, душа ощущающая — изнутри и сзади наперед. При их соприкосновении тело ощущении как бы пробуравило в физ. теле дыры, которые есть органы чувств: глаза, уши и др. Душа ощущающая тем временем образовала мозг. Душа рассудо­чная при этом была бездеятельна и оста­валась внутри. Не вещи являют нам мыс­ли, а чувственные ощущения. Мы должны иметь силу в нас, чтобы не заблуждаться в мыслях. Лицо человека образовано из­нутри душой ощущающей. Оно есть ее внешний образ,а не внешнее тело.115 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

302. "Когда мы рассматриваем растение в его целостности, то его форма происходит от звездного неба (от какой-либо группы звезд), его рост — от движения планет, обмен веществ в нем — от Земли".
     "На человека, поскольку он является физическим организмом, влияют только планеты. Только там, где их влияние переходит в моральное, в душевное, мы должны выйти за планеты, как это делало старое доброе астрономическое воззрение, ставшее сегодня дилетантским". Форма человека образуется не из какого-либо звездного образа, а из всего Мироздания — из сфер. Человеческий мозг является отображением всего звездного неба.
Растение:форма — из звездного неба.
рост — от планет,
обмен веществ — от Земли
Животное:форма — из круга Зодиака,
рост — от планет,
обмен веществ — от Земли.
Человек:форма — из сфер,
рост — от планет,
обмен веществ — от Земли ".

     213 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

308. "Человек имеет свой совершенный мозг благодаря тому, что через него проходит линия центра тяжести. У животного она идет в землю, не касаясь остального организма, не проходя через диафрагму".181 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Речь

373. "Речь и орган Брока в мозгу (управляющий речью) возникли следующим образом: мысли внутренней жизни, пронизанные внутренними ощущениями, стали деятельны в мозгу и так образовали орган, который стал физическим инструментом мозга".152 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

407. "Мозг человека можно постичь лишь при условии, если мы сможем уловить в нем тенденцию к костеобразованию, которая, однако, в самом начале своего возникновения прерывается. Образование кос­тей мы постигаем лишь тогда, когда приходим к знанию о том, что тут действует доведенный полностью до конца импульс мозга, который извне пронизывается импульсами среднего организма, где совместно деятельны астрально обусловленные органы нервной системы и эфирно обусловленная субстанция крови. В золе костей, остающейся после их сжигания ... имеются продукты действия импульсов высшей об­ласти человеческой организации. В хрящевом веществе, которое остается, когда мы подвергаем кость действию разведенной соляной кислоты, мы имеем результат действия импульсов средней области.
     Скелет — это физический образ организации Я. Человеческая органическая субстанция, направлен­ная к безжизненно-минеральному, при возникновении костей целиком подвержена деятельности организа­ции Я. В мозгу Я деятельно как духовная сущность. Однако формообразующая сила Я, действующая внутрь самого физического, полностью преодолевается в мозгу организующим эфирным и даже собственны­ми силами физического. В самом мозге присутствие организующей силы Я выражено лишь в слабой сте­пени, а в жизненных и чисто физических процессах она совершенно подавляется. В этом именно и заключена причина того, почему мозг является носителем духовной деятельности Я, ибо органически-физическая деятельность не захвачена тут организацией Я и вследствие этого она, как таковая, может проявиться совершенно свободно. В противоположность этому костный скелет является именно совершенным физичес­ким образом организации Я; но тут она исчерпывает себя в физическом построении настолько, что от нее ничего более не остается в смысле духовной деятельности. И потому все происходящее в костях яв­ляется более всего бессознательным".27 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

410. У человека, не склонного к мышлению, мозг имеет множество извилин. У человека же с острым мышлением мозг сравнительно гладкий. Современная наука об этом не знает. Строгое мышление способно к синтезу, а не к анализу. Отсюда и простота мозговых извилин. Известен такой пример: при вскрытии оказалось, что у Менделеева мозг почти не имел извилин. 117 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

480. "Строение мозга является, до некоторой степени, отражением положения небесных светил в момент рождения человека над той точкой Земли, где он родился".145 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1165. Мужской мозг более закоснелый, чем женский, а следовательно, более связан с интеллектом, чем с психикой. Усвоенный им жизненный опыт неглубоко проникает в строющие силы, а отсюда возникает склон­ность получить в следующем воплощении женское тело. "Мужчина — это карма женщины, а женщина — мужчины".120(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1210. "Придет время, когда наши руки, а также и многое другое станут неподвижными. Это будет на Юпитере. ... И то, что выражается в наших руках, есть подготовление будущего органа мышления. Мы имеем рудиментарные органы, они являются малыми образованиями, поскольку недоразвиты. Сейчас мы имеем спере­ди части черепа, а сзади расположены лопатки. Они принадлежат к некой поверхности, которая со временем замкнет будущий орган мышления. И вы правильно указываете на лопатки человеческого тела, если рассматриваете их как малые кости, принадлежащие, собственно, к черепу". Так вы имеете второго человека, как бы вчлененного в первого. Человек, можно сказать, имеет три черепных поверхности. "Одна более или менее сно­сно образована и замкнута со всех сторон; другая — частично, в виде лопаток; третья — совсем чуть-чуть, в виде коленных чашечек".156(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1224. В древности человек чувствовал свою голову продолжающейся до звездного неба. "Так что он говорил себе: когда надо мной простерт купол ночного неба, то это я сам являюсь тем, кто живет в живой связи моей головы со звездами. И еще он говорил себе: если я иду далее с ходом времени и от ночи прихожу ко дню, то взошедшие с одной стороны звезды заходят с другой, а на месте звезд восходит Солнце. Тогда в мо­ей голове больше не действуют конфигурации звездного неба, но Солнце выступает на небе, и Солнцем орга­низованы мои глаза... и как теперь благодаря земному бытию мои глаза устроены Солнцем, так в бытии, предшествовавшем Земле — мы называем его лунным бытием, — вся моя голова была неким родом глаза; только тот глаз не смотрел, как теперь, с двух точек, охватывая предметы, но он смотрел в мировое пространство; во мне, в моем глазу было столько много маленьких глаз, сколько звезд. Из этих маленьких глаз возникло все то, что теперь живет в моем мозгу, и мои чувственные глаза являются позднейшим продуктом, построенным Солнцем, как мозг был построен звездным небом. Поэтому мой мозг является позднейшим продуктом развития глаза или многих частичных глаз, столь многих, сколько солнц тогда сияло на ночном небе. Из восприятий чувств возник мой мозг. А то, что теперь в земном бытии является моими глазами, с помощью которых я живу в связи с моим земным окружением, это станет внутренним органом — каким является мой теперешний мозг, — когда Земля станет другой планетой (Юпитером)". Чувствуя это инстинктивно, люди в древности говорили: "свет проникает сквозь мои глаза, но в моем внутреннем я сохраняю свет древних времен; он действует во мне как мысли. Мысли были чувственным восприятием, когда Земля была еще другой планетой. И мои чувст­венные восприятия станут мыслями в будущем. Все это человек древности ощущал как мудрость".201 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1229. "Когда мы видим стоящего на коленях человека, то постепенно у нас должно возникнуть впечатление: этот коленопреклоненный человек не есть истина! ... на самом деле он заключен в могучую сферу, в ней живет он. Поверхность преобразуется в шар, и когда человек молится, он подготавливается жить в мозгу, в сфере, которая его со временем замкнет, и коленные чашечки есть лишь малые части ее. ... Молящийся человек пребывает в той форме, которую он должен будет приобрести как человек Венеры".156 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1369. "Познание у этих существ (любви) можно в полном смысле слова назвать интуитивным. Они не соображали и не размышляли, а только непосредственно созерцали творчество духовных существ. Поэтому сверхчеловеческие индивидуальности могли непосредственно воспринимать в свою волю сообщения из духов­ного мира. Они сознательно руководили другими людьми. Они получали свою миссию из духовного мира и поступали сообразно с ней.
     Когда наступило время разделения полов, эти существа должны были увидеть свою задачу в том, чтобы воздействовать на новую жизнь в духе своей миссии. От них исходило устроение половой жизни. Все ус­тановления, касающиеся размножения человечества, получили от них свое начало. Они действовали при этом вполне сознательно; но прочие люди могли ощущать это воздействие лишь как привитый им инстинкт. Половая любовь была насаждена в человеке непосредственной передачей мысли. И все ее проявления были сначала самого благородного характера. Все, что в этой области приобрело некрасивый характер, проис­текло из позднейших времен, когда человек сделался самостоятельнее, и когда он исказил первоначаль­ное чистое влечение. В те древнейшие времена не существовало удовлетворения полового влечения ради него самого. Все здесь было жертвоприношением ради продолжения человеческого бытия. На размножение смотрели как на нечто священное, как на служение, которое человек должен приносить миру. И жрецы бы­ли руководителями и устроителями в этой области.
     Иного рода были влияния полу-сверхчеловеческих (люциферических) существ. Они не были достаточно развиты, чтобы мочь принимать в совершенной чистоте откровения духовного мира. В их душевных образах вставали, наряду с впечатлениями духовного мира, также и воздействия чувственной Земли. Существа сверхчеловеческие в полном смысле слова не испытывали от внешнего мира никакой радости и никакого страдания. Они всецело отдавались откровениям духовных сил. Мудрость притекала к ним так, как к чув­ственным существам притекает свет; воля их была направлена только на то, чтобы действовать в духе этой мудрости. И в этой деятельности заключалась их высшая радость. Мудрость, воля и деятельность со­ставляли всю их сущность. У полу-сверхчеловеческих существо это было иначе. Они ощущали влечение по­лучать впечатления извне, и с удовлетворением этого влечения они связывали радость, с неудовлетворе­нием — недовольство. Этим они отличались от сверхчеловеческих существ. Для последних впечатления из­вне были не более, чем подтверждением духовных откровений. Когда они смотрели в мир, они не восприни­мали ничего иного, как только отраженный образ того, что уже получили из духа. Полу-сверхчеловеческие существа узнавали нечто новое для себя. И поэтому они могли стать вождями людей, когда простые образы в душах людей превратились для них в изображения, в представления внешних предметов. Это произошло, когда часть прежней человеческой силы размножения обратилась вовнутрь, когда развились сущест­ва, обладавшие мозгом. Вместе с мозгом человек развил тогда также и способность превращать внешние чувственные впечатления в представления.
     Итак, надо сказать, что полу-сверхчеловеческие существа привели человека к тому, что он напра­вил свою внутреннюю жизнь на чувственный внешний мир. ... Он стал существом, со­знающим себя в чувственном мире. ... получил возможность в своих поступках сознательно руководствоваться восприятиями чувственного мира. Прежде он поступал исходя из своего рода инстинкта; он находился во власти окружающего внешнего мира и воздействовавших на него сил более высоких индивидуальностей. Теперь он начал следовать побуждениям и приманкам представлений. Вмес­те с этим явился в мир и человеческий произвол. Это было начало добра и зла".11 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1393. "Наш земной мозг есть инструмент для низших форм мудрости, земного ума. Но чем больше мы бу­дем приобретать мудрости, тем меньше будем связаны с нашим большим мозгом, а более — с малым, о котором внешняя анатомия ничего не знает ... Он выглядит как дерево. ... духовные органы широко простираются у него, и человек (особенно мудрый) находится как бы под деревом, под деревом Боддхи. ... Когда мы делаем что-то руками, то определенную часть силы мы расходуем на движение рук. Когда мы мудро судим, то наши органы остаются в покое, физические органы не расходуют сил. Мы делаемся духовнее, и органы, которые мы применяем на физическом плане, чтобы жить в мудрости, суть те, для которых нужно менее всего сил, которые, в определенном смысле, уже наиболее совершенны.
     Мудрость в нравственной жизни человека есть нечто переживаемое духовным образом. Поэтому обретенная мудрость делает человека способным воспользоваться плодами прошлых воплощений. ... Нико­му не приходится столь по вкусу, как Ариману, наше нежелание становиться мудрее".159 (1)
     "Быть ученым не означает быть мудрым; мудрому не обязательно быть ученым, он может даже быть совсем наивным. Мудрый — это тот, кто мудрость сохраняет в своем сердце, кто, исходя из сердца ощущает и говорит: я вижу моего Бога действующим в каждом лепестке. ...
     Такой мудростью необходимо овладеть нам; она должна так сильно войти во все наше существо, чтобы мы уже были неспособны подумать, что мировой Дух не окружает, не окутывает нас постоянно и повсюду. Внутренний покой и уверенность переживает мудрый в своем существе.
     Подобные чувства, ощущения притекают к нам из астрального мира, состоящего из живой, текучей, подвижной мудрости, образующей почву, источники вод окружающей нас природы; мудрость пронизывает весь физический мир. Оттуда мы можем черпать силу становиться мудрыми. В самом же физическом мире мудрости не найти".265, с. 320


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Медиумизм и Я

1566. "По отношению к мозгу зрительный нерв, слуховой нерв, тепловой нерв выключают все, что вы получаете на их периферии, ослабляют до слабой тени. Эта слабая тень находится в том же отношении к ощущению, как 20 г. мозга к 1500 г.; 20 г. — это тоже тень от мозга весом в 1500 г. ... На эту сла­бую тень (ощущения) должны мы обратить внимание, ибо только там должно находиться наше Я.
     В тот момент, когда наше Я выключается, когда мы становимся медиумом, в нас тотчас же вползает элементарное существо... вползает в эти слабые тени или в слабые звуки, что прихо­дят через слух и т.д. Во все, что принадлежит Я, туда, где выключены внешние ощущения чувств, вползают эти существа и делают медиума одержимым собой. И вплоть до разветвлений нервов, вплоть до обра­зования воли, т.е. до тех нервов, где формируется воля, вползают эти существа. В результате ме­диум начинает становиться активным, поскольку в нем захватывается то, что должно быть в человеке за­хвачено только Я. Остатки веса мозга, остатки цветовых ощущений, слуховых ощущений, все это тонкое, теневое наполняет нас как фантом — ибо эти 20 г. веса являются лишь фантомом; слабые тени цвета, идущие вовнутрь, также фантомообразны. И во все это погружается описанное элементарное существо, и человек становится таким, что своим телом он лежит совершенно спокойно, летаргически спокойно. ... деятельным становится фантом. Это вы можете увидеть, напр., по тому способу, каким медиум пишет. ... в чело­веческом фантоме в данном случае пером в руке медиума водит элементарное существо (а не Я)".
     "Каждый раз, когда сознание человека помрачается не благодаря нормальному сну, а через что-либо иное, возникает опасность, что здесь откроется окно для только что описанного мира". 243(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

52. "Мозг распадается на три части: на мыслящий, чувствующий и волящий мозг".93-а (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

53. "Речевой центр в мозгу является результатом речи".144 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

56a. "Правая часть мозга связана с высокомерием и гордостью; выдающаяся вперед челюсть указывает на скупость. Легкие, быстрое дыхание связаны с завистью, печень — с гневом". Правая половина человека старше левой.266-3, с.342


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1301. Тело, поглощающее весь падающий на него свет, является черным. "Черные люди Африки обладают той особенностью, что они всасывают весь свет и все тепло Вселенной. Они вбирают его. И этот свет и это тепло во Вселенной не могут пройти сквозь все тело, поскольку человек есть человек, если он и черный. Они не проходят сквозь тело, но задерживаются на поверхности кожи, и она тогда делается черной". При такой переработке тепла и света оказывает помощь задний мозг, и он у негров большой. Затем это действие идет в спинной мозг и сказывается в виде усиления инстинктивной жизни, жизни потребностей. Обмен веществ у негра происходит так, как если бы само Солнце занималось варкой внутри него. А задний мозг раздувает огонь желаний. В задний мозг уходит глазной нерв, и негр смотрит внимательно и хитро; он — хитрый наблюдатель мира.
     У желтой расы все обстоит иначе. Желтое родственно красному. Желтый человек больше отражает света, чем черный; но много света он также вбирает в себя. Вобранного света не хватает для обмена веществ, и он должен опираться на собственную силу. У японцев, китайцев свет и тепло работают в дыхании и циркуляции крови. Они испытывают удовольствие от дыхания. Многое у них перерабатывается в груди, что ведет к особому развитию среднего мозга. Это также выражается в крадущейся походке азиатов: они слабо работают в конечностях, в обмене веществ. Поэтому вся азиатская цивилизация пребывает в сновидческом (состоянии), и поэтому там пишут столь прекрасные стихи о Вселенной. Негр же Вселенную переваривает, и он — бегун.
     Белая раса отражает весь внешний свет, а также и тепло. Мы их воспринимаем, лишь если они очень сильные, в остальном же вырабатываем их сами внутри с помощью головы, переднего мозга. Своей крови мы сами должны дать цвет, который выступает изнутри. Задний мозг связан с инстинктами, средний — с внутренней жизнью чувств, передний — с мышлением. Поэтому мы не чувствуем наше внутреннее, а лишь свою голову, когда она болит; потому же европеец становится материалистом.
     Жизнь желаний создает внутри много золы, которая оседает в костях. У негра грубо выработанные кости. У европейца они выработаны более тонко. Азиат в этом отношении стоит в середине. Когда желтые перемещаются на восток, они становятся коричневыми — это малайцы. Малайцы — это монголы-переселенцы, ставшие больше поглощать света и тепла, поскольку Солнце начинает по-другому действовать на них. При этом сами они не приспособлены к таким переменам, им "не хватает костей", и их тело начинает отмирать. Малайцы — это вымирающая раса.
     Если негры перемещаются на запад — это было в основном в прошлом, —то они делаются меднокрасными: индейцы. Им приходится тогда отражать часть тепла и света, и это также ведет к вымиранию. Индейцы не могут выносить избытка золы, она делает их кости ужасно крепкими, и они гибнут.
     Если начинают переселяться белые, то они деградируют не как раса, а как отдельные индивидуальности. И хотя они особенно выносливы в силу особой выработки души и духа, но борьба между передним и задним мозгом все же привела к тому, что у американцев теперь удлиненные конечности. Отразилось это и на мышлении. Книги европейцев — сплошь доказательства, американцев — утверждения, что питается более инстинктивным. (Животное вообще не доказывает, а пожирает). Но упадок еще сопровождается возрастанием смышленности. Американцы умны. Благоприятным образом Солнце станет освещать Америку в 7-ой культуре. Тогда цивилизация переместится туда, но определенное движение началось уже теперь. 349(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     167
."Подобно тому, как Солнце видимо проходит через круг Зодиака, и подобно тому, как другие планеты видимо проходят через круг Зодиака, так и человеческой душе предоставляется возможность пройти через духовный круг, который содержит 12 мировоззрительных знаков. Да и особенности этих мировоззрительных знаков можно даже поставить в связь с отдельными знаками зодиакального круга". Последователи мировоззрений, лежащих выше горизонтальной черты, "в большинстве случаев являются упрямыми головами. ...Все, лежащее ниже этой черты, исповедуется людьми... которые с большей легкостью переходят от одного мировоззрения к другому".
     "На ту половину мозга, которую знает анатом, о которой даже можно сказать, что она имеет форму полушария, воздействуют по преимуществу те влияния духовного Космоса, которые исходят от верхних мировоззрений. ...Незримая часть мозга, которая видима только тогда, когда рассматривают эф. тело, эта часть находится по преимуществу под влиянием нижней части духовного Космоса. ...Бесчисленные нюансы в деятельности мозга происходят вследствие того, что мозг как бы "плавает" в духовном Космосе". 151(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     82
. В самых различных Мистериях, если взглянуть на них с некой вершины, имели место два мероприя­тия, рассматривавшиеся как главные. Это т.наз. "напиток забвения" и вживание в сильный страх. "Для достижения высшего сверхчувственного познания обе эти вещи не должны больше проходиться прежним способом. Сегодня все должно проделываться душевно-духовно, в то время как ученик Мистерий в прошлом проделывал вещи так, что должен был при этом постоянно считаться с физическим. Результат получается при­мерно тот же, что и прежде, хотя сегодня у духовно стремящегося к высшему познанию все входит в сферу сознания, а прежде входило в сферу инстинктов, в сновидческое. Т.наз. "напиток забвения" и прохождение че­рез страх применялись в Мистериях для того, чтобы таким путем притупить внешний интеллектуализм, ко­торый хотя был и более смутным, чем теперь, однако господствовал над тем, что относилось к внешнему миру". Напиток забвения давался в конце определенного церемониала, и это был физический напиток, готовившийся особым образом. Он вызывал в человеке забвение его жизни с рождения. Теперь нечто подобное достигается душевно-духовным развитием. "Сначала вызывается отчетливое сознание той большой жизне­нной панорамы, которая охватывает все, начиная с рождения. Затем она подавляется, и благодаря этому человек духовным образом вводится в свою жизнь до рождения, до зачатия. В прошлом это достигалось бо­лее физическим путем, с помощью "напитка забвения". ... Действие "напитка забвения" на физичес­кий организм заключалось в том — это можно описать совершенно точно, — что мозг, если я могу так вы­разиться, делался более "жидким", чем он бывает в обычной жизни. Благодаря тому, что мозг делается более жидким, что человек, т.обр., мыслит больше мозговой жидкостью, чем твердыми частицами, его мыш­ление делается подвижнее и интенсивнее.
     Сегодня такого состояния можно достичь прямым путем, а именно через духовно-душевное развитие, как оно описа­но в "Как достигнуть познания высших миров?" и во второй части "Очерка Тайноведения". Но прежде мозг делался жиже путем внешнего воздействия. И т.обр. достигалось то, что с человеческим духовно-душевным существом, каким оно пребывает до связи с физической телесностью через зачатие, т.е. каким оно пребы­вает в духовном мире как духовно-душевное, вновь устанавливается связь через мозг. Это существенно.
     Графически это можно изобразить так: здесь пусть будет мозг (рис., зеленое). У рож­денного человека от него зависит духовно-душевное (красное). Мозг устроен так, что это внутреннее ду­ховно-душевное не может у человека проходить сквозь мозг. Здесь внутри человек не исполнен духовно-душевным. Но благодаря этому внешние восприятия могут входить через органы чувств — я здесь рисую глаз — и заявлять о себе в мозгу. Современная конституция мозга, я бы сказал, такова, что составля­ющее вечное в человеке не может в него входить. Но зато благодаря этому в него могут входить внешние впечатления. Когда человек получал напиток забвения, он обретал способность впускать в мозг то, что составляло его духовно-душевное до рождения (красное). Это во-первых.
     Второе состоит в том, что, как я говорил, человека проводили через страх. Представим себе однажды, как страх действует на человека: он от него цепенеет. Возможен такой страх, который во всем человеке вызывает оцепенение. Человек, каким он выступает в обычной жизни, когда он движется ... когда он не оцепенелый, всасывает остальным телом это вечное (белое с красным). В нашу кровь, в наши мышцы излито духовно-душевное, вечное. Поэтому оно не может быть вновь воспринято. Оно не проникает в мозг, оно излито туда, вниз. Оно, т.обр., не может быть воспринято, но оно выступает свободно и самостоятельно, когда мышцы цепенеют, застывают.
     Эта оцепенелость мышц вызывается действием шока. Тогда в остальной организм, кроме мозга, духовно-душевное не изливается, но становится свободным. Тогда человек получает духовно-душевное внутри мозга, поскольку его мозг, благодаря "напитку забвения", делается мягким, а остальной орга­низм мешает всасыванию духовно-душевного. Так воспринимается духовно-душев­ное. Человек получает с двух сторон возможность воспринимать духовно-душев­ное. В обычной жизни он этого не может делать, поскольку мозгом, которым он воспринимает все остальное, он этого не может воспринимать. Из остального ор­ганизма, через волю и т.д., это также не может быть воспринято, поскольку остальной организм это впитывает. Это может воспринять лишь размягченный, естественно, лишь на момент познания, мозг. Тогда духовно-душевное устремляет­ся в мозг. Остальное тело застывает, не впитывает духовно-душевного. И чело­век с размягченным мозгом, с одной стороны, и оцепенелой системой органов — с другой, пребывает как бы в некотором жилище; он тогда находится в духовно-душевном, открывающемся ему с двух сторон? Сегодня уже нельзя подражать по­добным вещам, и я это особенно подчеркиваю. Ныне всего следует достигать ду­ховно-душевным способом. "Но вообще можно сказать: когда в Мистериях люди принимали напиток забвения и испытывали действие физического оцепенения, то это делало для них возмож­ным восприятие духовно-душевного, они тогда были христианами. В Мистериях они были христианами". Это сознавали первые отцы церкви, хотя теперь это скрывают или отрицают. Поэтому они и утверждали (Юстин) что, например, Гераклит и Сократ были христианами до Мистерии Голгофы. "Можно, т.обр., сказать, что с че­ловеком, который здесь (в Мистериях) получался, князь мира сего, по воззрению древних учителей Мистерий и посвященных, ничего не мог сделать; он уступал его Христу".
     Новое стремление состоит в том, что теперь тело не должно отступать назад, но дух должен выступить наружу, когда окрепнут духовно-душевные силы. Т.обр., в наше время должно происходить нечто прямо противопложное, дух должен выступить наружу. В некотором отношении в физически-телесном не должно наступать никаких изменений. Ибо с ХV столетия человек так организован, что те изменения, которые было принято вызывать в его телесности, когда он был учеником др.Мистерий, привели бы теперь к болезни. Это имело бы вид патологический, а при нормальном развитии такого возникать не должно.
     Я охарактеризовал все это для того, чтобы дать вам представление о том, что следует понимать под все снова всплывающим понятием прошлых времен о князе мира сего. Этот князь мира сего стал в Средние века "противозаконным князем мира сего" (ибо Христианство после Мистерии Голгофы овладевает и физичес­ким человечеством), и он является ариманическим существом. ... И лишь только когда мы будем в состоя­нии исследовать это существо в его деятельности как во внешней природе, так и во внутреннем человека, мы научимся постепенно его понимать.
     Взгляните на внешнюю природу. ... если обратиться к чистому действию синего неба, то получаешь дей­ствие холода. Синее небо как таковое действует холодно. И то, что вы можете ощутить от холодного сине­го неба, не смягченного земным зноем, — это ариманическое. Можно сказать: это вызвано ариманичес­ким, что пространство оцепенело в синем. Заметьте себе это выражение! В нем есть что-то необычное, но если вы попытаетесь в это вчувствоваться, что это означает: пространство оцепенело в синем, — то вы будете иметь ариманический импульс во внешней природе". Противоположное этому вы получи­те, глядя на красноватые или желтоватые облака". Они обладают именно противоположным действием. В нем содержится нечто теплое. Естественно, и это может быть также окрашено холодом земного окружения; но в целом окаймленные красным облака, желтоватые облака заключают в себе нечто теплое. Таково противопо­ложное действие — оно является воздушным действием.
     Между обеими полярными противоположностями разыг­рывается затем то, что, собственно, приносит пользу земной жизни человека. Можно сказать, что средне­вековый человек представлял себе в синеве оцепеневшего пространства вокруг Земли космическое действие князя мира сего". Теперь обратим внимание на бледнеющего человека. "Вы знаете, что бледность в челове­ке содержит в себе нечто блеклое, синеватое. Это побледнение, чувство себя в холоде является чувством ариманического действия в человеке, тогда как покраснение выражает люциферическое в человеческой природе. И когда человек соединит все эти отдельности, то составит себе целостное представление об ари­маническом существа, о существе князя мира сего". Здесь следует тогда вспомнить и об интеллектуалистическом, которое в действии головы опять-таки являет ариманическое. Необходимо в синеве, в холоде, в бледных абстрактных мыслях чувствовать ариманическое. "И нужно в согревающем действии чувствовать Им­пульс Христа". "Интеллектуальная жизнь существует только благодаря обычной конфигурации мозга. Если он размягчится, как это было описано, то в него прежде всего вступит сильная возможность мысли волить, повсюду волить мысли. И, опять-таки, воля осознается, когда тело цепенеет, т.е. в воле выступают сами мысли. Это выступает сегодня, если на пути, описанном мною, достигают познания высших миров". 210 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     147
. "Исключительно интересно, чему учили в тех небольших школах (средневековых розенкрейцеров), Обучение касалось и глубоко спиритуального. Ученику говорилось: посмотри, человек — это микрокосмос; своей организацией он имитирует то, что происходит в Мироздании. ... И внимание ученика направлялось на то, как Луна проходит через первую четверть, полнолуние, последнюю четверть, новолуние, как она, т. обр., проделывает от 28 до 30 фаз". Затем человек смотрел на свой позвоночник с 28-30 позвонками и понимал, как движение Луны и ее сил связано с тем, что в нем эмбрионально вырабатывается как позвоноч­ник» Подражание месячному движению Луны видел человек в своем позвоночнике с его 28-30 нервами, идущи­ми во весь организм.
     Далее внимание ученика обращалось на глаз. От главного нерва внутрь глаза идет 28-30 нервных воло­кон. "Т. обр., опять маленькая организация позвоночника из мозга через глазной нерв входит в глаз. Когда боги в пра-древние времена — так говорил средневековый учитель ученикам — формировали бытие человека, то он получил от них тридцатичленность позвоночника и нервной системы. Но в своем глазу, смотрящем в чувственный мир, он сам создал отображение этой системы; спереди, в головной организации, он создал отображение того, что из него сделали боги. Так обращалось внимание ученика на отношение позвоночной организации к Луне. Но, в свою очередь, через особое отношение Луны к Солнцу год имеет 12 месяцев, и от человеческого мозга в различные части организма идут 12 нервов, 12 основных головных нервов. Здесь человек через свою головную организацию является микрокосмосом по отношению к связи Солнца с Луной. В облике человека отпечатлена имагинация процессов во внешнем Космосе". А если ученик обращался к изу­чению нервов, идущих от мозга в нос и связанных с обонянием, то оказывалось, что здесь в малом воспро­изводится весь мозг. "Как глаза подражают позвоночно-нервной системе, так орган обоняния подражает всему мозгу, когда обонятельный нерв разделяется на 12 частей, 12-ю нитями идет в нос. Т. обр., спереди у человека расположен поистине маленький человечек (см.рис.). И внимание ученика затем обращалось на следующее: этот маленький человечек обозначен анатомически. И хотя здесь одно как бы срослось с другим, как этому учит краткое анатомическое исследование, однако все обстоит так, как это показано. В астр. же теле все образовано совсем по-другому". И далее ученику рекомендовалось живо переживать эти особые участки. В восточном воззрении в этой связи говорят о концентрации на корне носа, о концентрации на точке между бровями. "В действительности же это концентрация на маленьком человечке, пребывающем здесь внутри и постигаемом астрально. И если он постигается астрально, то медитация образуется фактически так, что человек постигает нечто в той области, где маленький че­ловечек внутренне, хочет образоваться как бы эмбрионально. Так в указанных маленьких школах ученик по­лучал наставление, как в сильно концентрированных мыслях в некотором роде эмбрионально выработать этого маленького человечка.
     Таким путем ученики, кто имел к этому способности, формировали двухлепестковый цветок лотоса. Затем им говорилось: животное развивается в направлении книзу, к тому, что является тепло-электромагнитным флюидом. Человек также развивает находящееся здесь, что лишь в грубой форме выступает как обоняние, но в это он еще вносит способность, деятельность глаз, и вырабатывает он это место в астральном. Зато благодаря этому он получает способность не просто следовать за тем флюидом, но постоянно вызывать взаимодействие с астральным светом и воспринимать с помощью двухлепесткового цветка лотоса то, что он постоянно в течение всей своей жизни вписывает в астральный свет. Собака обоняет только то, что оста­лось, что находится здесь. Человек поступает иначе. Когда он движется со своим двухлепестковым цвет­ком лотоса — также и тогда, когда он им не воспринимает, — он постоянно вписывает все, находящееся в его мыслях, в астральный свет. И это только и делает его способным воспринимать, исследовать записан­ное, а также воспринимать и нечто другое: он становится способным различать добро и зло. ...
     И еще одно совершенно определенное учение добавлялось к тому, что т.обр. давалось учителем ученикам в тех маленьких кругах. Ученику объяснялось: когда он пользуется органом, который является поднятым в астральный свет органом обоняния, то он научается познавать истинную материальность своей костной сис­темы, а через это, в единстве, — истинную геометрию мира, род и образ, каким боги вписывают силы в мир, он тогда научается познавать то, что как форма действует в вещах.
     Если ты хочешь познать кварц в его материальности — так говорилось ученику, — то смотри на него двухлепестковым цветком лотоса. Если ты хочешь познать его кристаллическую форму, как материя в нем сформирована, то ты должен понять форму, исходя из космоса, вместе с тем, что ты можешь понимать, живо вступая во внутреннее своей костной системы. — Или ученику объяснялось: когда ты пользуешься сво­ей головой, то ты учишься познавать, какова субстанциональная структура, характер у растения. А если ты учишься переживать внутреннее своей костной системой, то ты при этом учишься познавать, как опреде­ленные растения растут, почему у них та или иная форма листьев, тот или иной порядок листьев, почему они так или этак распускают цветы". И это различение формы и материи мы находим и у Аристотеля, то­лько в Европу оно пришло в абстрактной форме; внутреннее переживание этого ушло вместе с аристотелизмом в Азию. 233 (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     648
. "В своем внешнем проявлении и в своих внешних функциях он (наш мозг) является верным отраже­нием функций и процессов, происходящих в соответствующей части эф.тела". Иначе обстоит дело в других частях. "Что делают руки — это происходит скорее только в чувственном мире, является только чувствен­ным отправлением; а то, что делают принадлежащие им эфирные органы, проявляется лишь в самой незначи­тельной степени в том, что находит физическое выражение в руках".
     "Человеческий мозг является самым неприспособленным для исследования духовного мира органом, а руки (то духовное, что лежит в их основе) являются значительно более интенсивными, имеющими гораздо большее значение для познания мира органами, а главное, органами, более приспособленными, чем мозг". 138(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru