BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МОЗГ — развитие

54. "Все задатки, все силы, ведущие к образованию головного мозга, должны быть старыми в чело­веке, ибо на более ранней ступени они должны были сначала быть задатками к образованию спинного мозга, а при дальнейшем развитии они привели к преобразованию его в головной мозг. ... в нервной системе спинного мозга мы имеем мозг первого порядка, а в головном мозге — мозг второго порядка, преобразован­ный, ставший старым спинной мозг, который некогда был им как таковым, а потом преобразовался в голов­ной мозг". И такое развитие следует считать идущим вперед. Современный же спинной мозг уже не станет головным мозгом, он замкнулся на современной ступени. Если даже рассмотреть его внешне, сверху вниз, то убывающая расчлененность сегментов являет его деградирующее состояние.
     Внешняя наука приписывает спинному мозгу деятельность, выражающуюся, например, в инстинктивном отдергивании руки при уколе. Деятельность же головного мозга всегда сопряжена с обдумыванием, лежащим между восприятием и действием. Инстинктивной деятельности подобны хаотические переплетения образного, не управляемого мира сновидений. В головном мозгу, т.обр., выражает себя некоего рода спинной мозг. "Оккультное наблюдение показывает, что в головном мозгу таинственным образом, как инструмент жизни сновидений, пребывает (древний) спинной мозг (на рис. заштрихованное). ... И поскольку он впечатан в головной мозг, то ведет не к действиям, а просто к образам и лишь к образным действиям; ибо во сне мы ведь действуем только в образах". Нижняя часть позвоночника, если смотреть на нее сзади, аурически имеет зеленый цвет. А там, где расположен мозг, основной цвет фиолетовый. Лучшее представление об этом фиолето­вом цвете вы получите, представив себе цвет цветка персика, но только приблизительно. Между этими цветами возникают цветовые нюансы, не имеющие аналогов в чувственном мире. Это не си­ний, не зеленый, а их смесь. Аурический цвет нижней части позвоночника — зеленоватый, головного мозга — лилово-синий (голубой).128 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

337. "После семи лет у человека больше не происходит особых изменений в строении мозга. Далее растет то, что уже заложено".141 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

376. "Родившийся ребенок начинает дышать. В него входит поток воздуха, который постоянно толкает кровь в мозг. ... До тех пор, пока только дыханием кровь толкается в мозг, ребенок может просто кри­чать. Он начинает говорить... когда, скажем, глазом или ухом что-то замечает, что-то воспринимает. Когда ребенок замечает у другого человека движение, он подражает ему в себе; тогда вверх идет не только поток крови, но и что-то другое, например от уха (это рисуется). И этот другой по­ток является нервным потоком.
     В левой височной извилине (мозга), т.е. в речевой извилине, встречаются, как и в остальном те­ле, кровеносные сосуды и нервные тяжи. На нервный тяж действует то, что человек воспринимает. Движения, которые ребенок производит в согласных, прорастают через нерв в левую речевую извилину. И она начинает приобретать прекрасную форму. Постоянное взаимодействие толчков дыхания и крови с тем, что приходит от глаза, от уха, приходит к тому, что понемногу между кровью и нервом вся изначально кашеобразная масса мозга расчленяется удивительным, прекрасным образом". С образованием извилин, связанных с речью, связано также движение рук, но крестообразно: движение правой руки связано с левой долей мозга, левой руки — с правой. Движение правой руки усиливает те извилины, что были образованы там речью. Но левша разрушает извилины, образованные речью справа, симметрично левым речевым извилинам. Поэтому левшу нужно постепенно учить писать правой рукой, иначе он вырастет притупленным. Что он в таком случае научится писать позже — в этом нет ничего страшного.
     Вся правая половина мозга более пронизана кровью и нервами, чем левая; она предназначена в боль­шей степени к восприятию. И если хотят научиться одинаково владеть обеими руками, то следует иметь в виду, что тогда необходимо прежде изменить всего человека. "Ибо что тогда происходит? Видите ли, тогда под этой поверхностью левой височной извилины (это рисуется), сама эта извилина начинает образовывать­ся искусственно, а снаружи, на внешней стороне, она останется некой мешаниной, кашицей. Подобное же должно затем произойти и с правой височной извилиной. Вместо того, чтобы два рода деятельности распре­делить на левую и правую стороны, я делаю каждую височную извилину внешней и внутренней половиной. И внутрен­няя половина тогда более склоняется к речи, а внешняя — просто к крику гласными и согласными. Но вся­кая речь ведь является соединением крика и артикуляции. И это остается на всю жизнь". 347 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Становление "я есмь"

413. "Чтобы видеть природу так, как мы еe видим сегодня, люди в древности должны были делать специальные упражнения. В ином случае перед их взором из всего окружающего их выступали духовно-душевные существа. И люди избавлялись от этих духовно-душевных существ благодаря тому, что изменяли свой процесс дыхания. ... Благодаря этому они развивали возможность обладать внутренним, обособленным мышлением. ... в повседневной жизни люди ощущали одушевлeнную природу, но у них было слабое или даже совсем никакого ощущения себя, они не могли свести этого самоощущения в убеждение: "я есмь". Это "я есмь" могли переживать лишь прошедшие через Мистерии. Но переживали они его не как само собой разумеющееся, как это имеет место теперь. С помощью дыхательного процесса, из внутреннего убеждения, из внутренних переживаний они достигали возможности сказать "я есмь", пережить это как нечто такое, что современный человек не может в действительности переживать".
     Мы не помним ранних детских переживаний, но они были живее, чем позже, ибо практически вырабатывали и мозг и тело. Это была интенсивная душевная жизнь, и еe-то и чувствовал древний индус, когда он говорил себе "я есмь", "он чувствовал себя перенесeнным в своe детство, и оттуда он говорил всей своей позднейшей жизни: "я есмь". У него вовсе не было чувства, будто он может сейчас сказать себе "я есмь", но он должен был вернуться назад в период своего раннего детства. Тогда из раннего детства на все последующие годы изливалась сила, позволявшая сказать "я есмь". Это перенесение в прошлое было чем-то совершенно естественным. Но с ним было связано и другое. Уносясь в прошлое, человек как бы говорил себе — пусть это звучит гротескно, но это истина: — я теперь возвращаюсь в маленькую головку, которая была у меня, когда я был ребeнком, ибо там находится душевная жизнь, что сделает меня теперь прозрачным, которая говорит "я есмь". Также обстоит дело и с современным человеком, только он о том не знает, в древности же это знание вырабатывали, и благодаря ему входили в душевную жизнь ребeнка и знали, что эта детская душевная жизнь, она не из этого мира, еe приносят с собой из времени, когда ещe нет никакого тела. Ею обладают в духовно-душевном мире. Внутри этого мира человек ощущал интенсивнейшим образом своe "я есмь", и чувствовал, и переживал его, и взял его с собой, а когда получил телесность, то оно неким образом излучалось в формообразование тела. ... После этого из внутреннего к человеку вновь возвращалась его собственная душевная жизнь. Но сначала она была взята во внутреннее, когда всe ещe пребывало в духовно-душевном мире. Это значит, что когда древний индийский йог через дыхательные упражнения вторгался в своe детство, то видел время до своего земного бытия. Это всходило для него, как воспоминание, точно так же, как теперь человек вспоминает что-то пережитое 10 лет назад. Это воспоминание выступало в тот момент, когда через душу проносилось "я есмь", когда в то древнее индийское время человек с помощью дыхательных упражнений укреплял себя внутренне, а внешний мир вокруг себя умерщвлял, зато живым делалось то, что не было внешним миром настоящего времени, но внешним миром до вступления человека в физически-земное бытие. ... Когда в том древнем смысле человек делался йоговски обученным, то он мог думать — другие думать не могли, они лишь грезили, — но думал он в сверхчувственном мире, из которого низошeл в земное бытие". И так было до 4-ой послеатлантической эпохи, когда переживание "я" стало само собой разумеющимся фактом внутренней жизни. Но при этом природа стала менее одушевлeнной. "Греки обладали возможностью переживать две точки зрения рядом и без особого обучения". Они могли видеть духовно-душевное в камнях, источниках и т.д., но могли переживать и природу мира и чувство себя. 211(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1225
. "В эпоху Габриэля ... Внутри переднего мозга человека возникли ... тонкие структуры, кото­рые постепенно были перенесены в систему размножения, благодаря чему люди большей частью стали ро­ждаться с иной, более тонкой структурой переднего мозга, чем это было в другие эпохи, даже в XII и ХIII веках. Это было задачей эпохи, в которую люди направили чувства на физически-чувственное, бы­ли отъединены от инспираций, чтобы в телесность излились импульсы сверхчувственного мира и вырабо­тали эти тонкие структуры. И все более и более выступала эта структура у тех, кто теперь чувствует себя способным к активному мышлению и идет к пониманию Духовной науки. В дальнейшем, в эпоху, в начале которой мы стоим, перестанут использовать сверхчувственные силы для образования структур в мозгу, они станут непосредственно вливаться в души, действовать через имагинацию и инспирацию ... Это проявления Михаэля". 152(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru