BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МУДРОСТЬ — борьба за нее

1387. "Истоки языческой мудрости всегда следует искать в люциферических существах. Можно спро­сить: но как это возможно? Здесь необходимо уяснить себе, что человеку пришлось бы остаться ребен­ком, если бы он не смог получать постоянно шедшее из Мистерий от различных люциферичес­ких существ воспитание. Существенное заключено в том, что те, кто для прогресса, для обучения человечества нуж­дался в необходимом знании, необходимой мудрости, не смотрели со страхом современного филистера на унаследованную мудрость, на пра-мудрость, не боялись эту мудрость воспринять от люциферического элемента, нет, они брали на себя все, что человеку подобает брать на себя, если воспитание он получает из духовных сфер, где обитают люциферические существа. Человек, прежде всего, должен был брать на себя, хотя слово "должен" здесь не совсем точно выражает суть дела, эту люциферическую мудрость, которая ведь являет­ся и мировой мудростью. ... Разница между хорошей мудростью и люциферической мудростью состоит в том, что хорошая мудрость пребывает в одних руках, люциферическая мудрость — в других, люциферичес­ких руках; по содержанию же они одинаковы. ... Древние посвященные должны были брать мудрость из рук люциферических существ; при этом их долгом являлось не подпадать другим искушениям этих существ.
     Это было намерением Люцифера — в виде предания передавать мудрость человечеству, чтобы таким способом ...увес­ти его от Земли, чтобы оно не проделывало земного развития. Землю Люцифер хочет предать ее судьбе оставить ее не населенной людьми; он хочет овладеть человечеством для особой, чуждой царству Христа сферы.
     Мудрецы древних времен, воспринимавшие пра-мудрость из рук Люцифера, брали на себя обязанность не следовать за ним, а принятую мудрость употреблять на службу Земле". А что касается посланцев Люцифера на Земле, то они дали людям способность говорить и мыслить. "Ибо речь и мышление первоначально были люциферической природы, но мудрецами древности это искусство было освобождено от Люцифера. Если вы хотите бежать от Люцифера, то должны решиться в будущем отказаться от мышления и стать немыми!"191 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1392. "Через дыхательный процесс человек стоит ближе к природе, чем через нервный процесс". В настоящее время человек хочет приближаться к природе через нервный процесс. "Нервный процесс — это по­иски мудрости, теологии. Но таким путем человек связывает мудрость с нервным процессом и приближается к Мефистофелю. ... Человек нашей эпохи может справиться с Мефистофелем путем расширения, наполнения Я той мудростью, которая может прийти только из исследования духовного мира, через познание духо­вного мира, через Духовную науку".158 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1393. "Наш земной мозг есть инструмент для низших форм мудрости, земного ума. Но чем больше мы бу­дем приобретать мудрости, тем меньше будем связаны с нашим большим мозгом, а более — с малым, о котором внешняя анатомия ничего не знает ... Он выглядит как дерево. ... духовные органы широко простираются у него, и человек (особенно мудрый) находится как бы под деревом, под деревом Боддхи. ... Когда мы делаем что-то руками, то определенную часть силы мы расходуем на движение рук. Когда мы мудро судим, то наши органы остаются в покое, физические органы не расходуют сил. Мы делаемся духовнее, и органы, которые мы применяем на физическом плане, чтобы жить в мудрости, суть те, для которых нужно менее всего сил, которые, в определенном смысле, уже наиболее совершенны.
     Мудрость в нравственной жизни человека есть нечто переживаемое духовным образом. Поэтому обретенная мудрость делает человека способным воспользоваться плодами прошлых воплощений. ... Нико­му не приходится столь по вкусу, как Ариману, наше нежелание становиться мудрее".159 (1)
     "Быть ученым не означает быть мудрым; мудрому не обязательно быть ученым, он может даже быть совсем наивным. Мудрый — это тот, кто мудрость сохраняет в своем сердце, кто, исходя из сердца ощущает и говорит: я вижу моего Бога действующим в каждом лепестке. ...
     Такой мудростью необходимо овладеть нам; она должна так сильно войти во все наше существо, чтобы мы уже были неспособны подумать, что мировой Дух не окружает, не окутывает нас постоянно и повсюду. Внутренний покой и уверенность переживает мудрый в своем существе.
     Подобные чувства, ощущения притекают к нам из астрального мира, состоящего из живой, текучей, подвижной мудрости, образующей почву, источники вод окружающей нас природы; мудрость пронизывает весь физический мир. Оттуда мы можем черпать силу становиться мудрыми. В самом же физическом мире мудрости не найти".265, с. 320


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Палладий

314. "Не будучи посвященным, император Константин понимал следующее: существует пра-древняя мудрость человечества. Эта прамудрость однажды была здесь, в древние времена она была здесь, когда люди обладали атавистическим ясновидением; затем она была перенесена в более поздние времена, сохранена жрецами и при этом постепенно пришла в упадок; но она была здесь, эта прамудрость. Также и мы, римляне, — говорил себе Константин, — имели в нашем социальном строе нечто, связанное с инструментом этой прамудрости, но мы погребли это под постройкой внешнего чувственного государства, социального строя. — Это выражалось в значительном символе, в имагинации, но и не только в имагинации, а и в культовом действии мировой истории. ... это выражалось в том, что говорили себе: раньше мудрость не измышлялась людьми, но открывалась из духовных миров. Так обладали ею наши самые первые праотцы, жрецы, конечно, не в Риме, а в Илионе, в Трое, где были наши праотцы, жрецы. — Так говорилось в сказании о Палладии, о т. наз. изображении Афины. Палладий упал с неба в Трою, сохранялся там в святилище, а затем был перенесeн в Рим и спрятан там под колонной Порфира. Колонна Порфира возвышалась над ним. В связи с этим имагинативным культовым действием люди чувствовали: мы возводим нашу культуру также к древней прамудрости, исшедшей из духовных миров, но мы не можем приблизиться к тому образу, который эта прамудрость имела в древней Трое.
     Это чувствовал Константин. Поэтому он также чувствовал, что позднейшие Мистерии, если бы он был в них посвящен, мало чем могли бы помочь; они бы не привели его к Палладию, к древней прамудрости. Поэтому Константин на свой лад предпринял некоторого рода борьбу с мировыми силами, предпринял нечто на свой манер, дабы спасти некоторым образом принцип Империум Романум. ... Он сознавал, что нечто должно совершиться, опять-таки, в смысле определeнного культового действия, которое должно быть поставлено перед всем мировым развитием. И он решил Рим снова перенести в Трою, выкопать Палладий и вновь перенести его в Трою. Но план был расстроен. И вместо того, чтобы в Трое учредить новый Рим, он основал Константинополь и ему передал силу спасти в будущем закатывающийся Рим. Таким путeм он рассчитывал воспротивиться повороту времeн. Он хотел, в смысле сибиллина оракула, дать в Риме приют волкам и лисам (предсказание оракула: на месте Рима будут бродить волки и лисы; при этом имелось в виду опустошение не Рима, а исходящего из него импульса), а тайные импульсы Рима насадить в другом месте, до некоторой степени вернуться к первоисточнику. Так возник в нeм большой план основать Константинополь, что и совершилось в 326 г. Что основание его следует видеть в связи с великим событием на повороте времeн — это может стать вам ясно из одного того, что, закладывая первый камень, Константин выбрал момент, когда Солнце стояло в Стрельце, а Рак управлял часом дня. Так что он ориентировался по космическим знакам. ... Он хотел вечный импульс вечного Рима перенести в Константинополь. Поэтому и колонну Порфира он велел перенести в Константинополь; лишь позже она была разрушена. А также и Палладий был перенесeн и зарыт под этой колонной. ... Остатки Голгофского Креста были использованы для своего рода обрамления особенно ценимой статуи Аполлона. Из гвоздей с Голгофы были сделаны лучи на венце этой статуи, а сама статуя была водружена на колонну Порфира и позже также разрушена. Там была ещe надпись. Она гласила примерно следующее: то, что здесь действует, должно действовать вечно, как Солнце, и силу его основателя Константина нести вечно! — Все эти вещи, естественно, следует брать более или менее имагинативно ... но при этом они соответствуют также точному историческому событию". 175(13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

407. Если бы Ариману удалось в конце столетия воплотиться в благоприятных для него условиях, то он путeм грандиозных искусств внeс бы на Запад то, что всегда давалось с большим трудом. Люди получали бы ясновидение, продолжая есть и пить, как прежде, не прилагая к этому никаких усилий. В этом случае "он основал бы огромные тайные школы, в тех тайных школах занимались бы грандиозным искусством волшебства, и на человечество излилось бы то, что всегда приобреталось только с трудом.
     Не следует, опять-таки, филистерски полагать, что Ариман, если он пойдeт вниз, выступит как некий "крампус"* и станет учинять с людьми злые плутни. О нет, все любители удобств, которые сегодня говорят: мы не хотим знать о Духовной науке, — все они подпадут волшебству, ибо грандиозным образом своим волшебным искусством он в состоянии сделать большие массы людей ясновидящими. В то же время, он сделал бы их ясновидящими таким образом, что каждый стал бы ужасно ясновидящим, но отлично от других; что видел бы один, того не видел бы другой, не видел бы третий! Люди пришли бы в беспорядок, хотя и имели бы основанием ясновидческую мудрость; это могло бы вызвать ссоры и раздоры, ибо видения у людей были бы различными. В конце концов, правда, они удовлетворились бы своими видениями, поскольку ведь каждый смог бы взирать в духовный мир. Следствием этого, опять-таки, было бы то, что вся земная культура подпала бы власти Аримана! Люди подпали бы власти Аримана лишь только потому, что не усвоили бы себе сами то, что им дал Ариман. И наихудший совет тогда можно было бы дать людям, сказав им: оставайтесь лишь такими, каковы вы есть; Ариман сделает вас всех ясновидящими, если вы этого хотите. А вы этого захотите, так как Ариман будет иметь большую власть! — Следствием этого было бы то, что на Земле осуществилось бы царство Аримана, вся Земля ариманизировалась бы и вся культура, которую человечество выработало до сих пор, некоторым образом погибла бы. Осуществилось бы всe то, чего, по сути, в бессознательной тенденции ведь всe современное человечество ужасно хочет.
     И о чeм здесь может идти речь, так это: именно эту будущую мудрость, которая ясновидческого рода, эту ясновидческую мудрость необходимо отнять у Аримана. Могут сказать: есть только одна книга, нет двух мудростей — одна книга. — Да, но дело заключается в том, обладает ли этой книгой Ариман или Христос. Христос не может ею обладать, если люди не будут за неe бороться. Человечество же должно за нее бороться потому, что оно может сказать себе: содержание духовного знания я обретаю путем постоянных усилий во времена вплоть до появления Аримана на Земле.
     Видите ли, это космическая работа Духовной науки. Космическая работа Духовной науки состоит в том, чтобы знание в будущем не осталось ариманическим. ... Если останутся при простой вере, то придут к душевной глухоте, к душевной тупости, тогда к людям не проникнет мудрость, которую необходимо отнять у Аримана. Итак, речь идeт не о том, чтобы человечество попросту восприняло мудрость будущего, а о том, чтобы человечество эту мудрость будущего выработало себе и чтобы те, кто еe вырабатывает, взяли бы на себя обязанность спасти земную культуру: земную культуру спасти для Христа, как древние Риши и посвященные взяли обязанность не следовать претензии Люцифера увести человечество прочь от Земли. Что наиболее существенно для человеческого ощущения во всем этом? — Существенным во всeм этом деле является то, что также и за будущую мудрость необходима такая же борьба, какую должны были вести древние посвященные, способствуя тому, чтобы люди приобрели речь и умение мыслить и направили их против Люцифера. Как <>посвященные во времена прадревней мудрости должны были отнять у Люцифера то, что стало человеческим рассудком, так должно быть то, что станет прозрением во внутреннюю суть вещей в будущем, отнято у ариманических властей. Подобные вещи сильно играют между строк жизни, и они уже играют в самой жизни".
     Один друг антропософского Движения, находясь раненым во время войны на операционном столе, имел ряд переживаний. Последними из них перед самой смертью было такое, что весь окружающий воздух стал для него настолько плотным, что будто гранитная тяжесть легла на его душу. Это правильное переживание, и его могут иметь другие. Это Ариман в борьбе за свои цели стремится сгустить не только воздух, но и воду, чтобы Земля окоснела и не смогла со временем раствориться в тепловое состояние. "И важное решение уже заключено в неспособности человеческой души воспламениться духовным содержанием Духовной науки. Ибо первый толчок к окоснению Земли даeтся расслабленностью, леностью, привычкой к удобствам человеческой души. И если вы учтете, что это окоснение составляет цель ариманических сил, то вас не удивит спрессование, превращение жизни в гранит, ибо эти переживания имеют отношение к борьбе, которую необходимо вести за мудрость будущего". Людям, конечно, не легко, поскольку, желая понять Духовную науку, они вынуждены бороться с гранитом собственного черепа.
     "Каждый должен сделать для себя принципом, что достижение мудрости через страдание ни в коей мере не отклонит его от стремления к этой мудрости". "Люди должны знать, как в действительности человеческое существо пребывает в некоего рода равновесии между люциферическими и ариманическими силами и как Существо Христа действительно стало товарищем людей: сначала через борьбу с Люцифером, а затем — с Ариманом. В свете этого факта должна рассматриваться вообще вся эволюция человечества". 191(15)

______________________________________________
* Дьявол, преследовавший св. Николая. Происхождение названия неизвестно.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     505a
. "Астральный план является, собственно говоря, областью мудрости (а также миром физического)". Частью этого мира как нечто преждевременно рожденное, являются в нашем мире кометы. Законы мудрости выражаются в их удивительных орбитах движения. "Поэтому об их столкновении с землей может говориться только в материалистической астрономии".
     Кометы есть существа, образования с астрального плана, которые раньше, чем это должно быть при нормальном развитии, сгустились из астрального в физическое бытие"... 266-1, с. 304, 306


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru