BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АСТРОНОМИЯ

202. Если вы поймете скрытый смысл этих слов, а не просто их лексическое значение, то испытаете бесконечное удовлетворение: "Вплоть до Я-людей пришел Он", — вместо: "Пришел к Своим". Тогда эти слова производят колоссальное действие. 94 (36)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

249. (19; 27). "У креста стоят Матерь Иисуса — "Дева София" в смысле эзотерического Христианства; и с креста Христос говорит ученику, которого Он любил: "Отныне се Матерь твоя! — И с того времени ученик сей взял ее к себе". Это значит: ту силу, которая была в Моем астральном теле и делала его способным быть носителем Святого Духа, ту силу Я переношу на тебя, ты должен записать то, чего это астральное тело могло достичь в своем развитии! — "И ученик взял ее к себе". — Это значит, что он написал Ев. от Иоанна. И потому в Ев. от Иоанна автор заключил силу, развивающую "Деву Софию". 103 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

252a. "Человек живет в своей "яичной скорлупе" — в ауре. Элоимы дали нам ауру, благодаря грехопадению она превратилась в некую оболочку вокруг нас, и мы пребываем в ней подобно цыпленку в яйце. Небо и звезды — наша граница, и мы должны их "проклюнуть" своей душевной силой ... и поскольку все люди окружены, собственно, одной и той же "скорлупой", могла возникнуть астрономия…".
     "Скорлупа" — это и есть E.D.N. Мы можем пробить ее и выйти в духовный мир — в J.C.M. Пробуждение с помощью Христа есть P.S.S.R.266-3, с.186


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

464. "Земная ось имеет наклон к плоскости эклиптики. Этим обусловлена разная продолжительность дня и ночи на Земле. Если бы ось Земли располагалась перпендикулярно к плоскости эклиптики, то день был бы всегда равен ночи. Если бы она лежала в плоскости эклиптики, то по всей Земле полгода был бы день, а полгода ночь. Оба предела в каком-то отношении осуществляются на экваторе и на северном полюсе.
     И будь наклон земной оси в одном из этих крайних пределов, то Землю населяли бы либо одни эскимосы, либо повсюду была бы та культура, что теперь имеет место на экваторе". 201 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

467. "Отношение человека к окружающему миру.
Круг Зодиака1. Весь облик
Мир планет2. Внутреннее движение
Элементарный мир3. Действие органов
Земля4. Обмен веществ

     "С этим движением (Земли вокруг своей оси) в его отношении к неподвижному небу связано внутреннее движение обмена веществ в человеке. Так что мы можем сказать: отношение обмена веществ в человеке к его обликообразующим силам есть отношение Земли к неподвижно­му звездному небу". Внутреннее движение в человеке совсем не такое жесткое, как внешне формирующаяся периферия. В человеке есть семь видов движения, с ними связаны отдельные органы, которые являются результатом этих движений (крови, лимфы, нервного флюида и др.). Например, кровь — это нечто внутренне подвижное в себе самом, обладающее своей витальностью; ее движение вызывает пульс сердца, а не наоборот.
     "Ища в космосе эквивалент этому, мы его находим, если посмотрим на движение планет, а именно, если мы изучим движение планет в связи с движением Луны. ... Действие планет на воздух, воду, на землю следует изучать так же, как изучают внутри человека, в циркуляции крови и других циркуляциях действие сил движения на органы. Происходит взаимодействие между элементами и движениями планет, а также имеет место соответствующее отношение между деятельностью органов и внутренними силами движения".
     "Когда вы просыпаетесь, то в отношении своей жизни вы вновь оказываетесь в той же связи с собой и внешним миром, как и при засыпании; моменты засыпания и пробуждения целиком соответствуют один другому; они отличаются лишь направлением.
     При пробуждении все идет от сна к бодрствованию, при засыпании — от бодрствования ко сну. Но в остальном они одинаковы. И если вы хотите движение обмена веществ представить линией, то это не будет прямая или просто кривая ли­ния, поскольку вы тогда не получите в ней пробуждения и засыпания... Это не может быть никакая другая линия, как только эта (см.рис.)". В точке совпадают засыпание и пробужде­ние, но направления разные. "И тут вы действительно можете отличить кругооборот дня от кругооборота ночи.
     Что из этого следует? Если вы поняли, что движение дневного обмена веществ соответст­вует движению Земли, то это движение не выразить точкой, оно не делает круга.
     Мы должны представить себе, что это движение другое, что это в действительности некоторым образом сдвигается вперед, и если рисовать действительное движение, то мы получим эту линию (лемниската). Происходит не просто вращение, но сложное движение Земли, так что каж­дая точка ее поверхности описывает такую лемнискату, которая соответствует той, что мы нарисовали для показа обмена веществ".
     "Мы можем говорить о дневном вращении Земли вокруг своей оси, но мы не можем говорить о том, что обычно называют годовым вращением Земли вокруг Солнца. Ибо Земля идет за Солнцем, и оба претерпевают одни и те же изменения".
     "Если бы Земля действительно вращалась вокруг Солнца, то земная ось не указывала бы постоянно на Полярную звезду, но точка, на которую она указывала бы, вращалась бы вокруг Полярной звезды. Но этого не происходит — ось всегда указывает на Полярную звезду. Именно ту линию, которую следовало бы видеть и которая соответствует движению Земли в отношении к Солнцу, ее не видят. По некоего ро­да винтовой линии движется Земля за Солнцем, как бы ввинчивается в Мироздание".
     Движению Солнца по кругу Зодиака, что выражается в перемещении точки весеннего равноденствия, которая делает круг за 25 920 лет, "...соответствует во внутреннем человека отношение, существующее между внутренними силами движения и обликообразующими силами".
     "Вы видите: тем, что очень крепко сидит в подсознании, своим обменом веществ, человек определен­ным образом, но лишь определенным образом, связан с суточным обращением Земли вокруг своей оси. Но он может из этого выйти. Почему?—Это может произойти потому, что человек, каким он является теперь, в отношении сил периферии, сил внутреннего движения, органов и обмена ве­ществ, является завершенным в отношении своей зависимости от внешних сил и теперь, некоторым обра­зом, со своей готовой организацией может быть вырван из этой взаимосвязи". Как мы не зависим без­условно от внутреннего ритма дня и ночи, так и в остальной жизни можно вырваться из ритма макрокос­моса. На этом зиждется человеческая свобода. "Не современное образование человека, но его прошлое образование связано с макрокосмосом, и то, что человек теперь переживает, является, по сути, образом его прошлой приспособленности к макрокосмосу. Так что теперь мы живем в обра­зах нашего прошлого. Но внутри образов мы можем развивать свободу". И отдельно от природной необхо­димости имеется моральный мировой порядок. Именно когда человек отчетливо видит свою связь с макро­космосом, он может понять возможность человеческой свободы".201 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

477. "Своей головой человек принимает участие в астрономическом, а обменом веществ — в метеоро­логическом. Так на обе стороны простирается человек во всем космосе".323 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

481. "Нельзя изучать эмбриологию без изучения астрономии (в лекции дан пример). Ибо то, о чем говорит эмбриология, есть лишь другой полюс того, о чем говорит астрономия. ... Если вы не понимае­те астрономию, вы никогда не поймете силы, действующие в эмбрионе. А если вы не понимаете эмбриоло­гии, то вы никогда не поймете смысл действий, лежащих в основе астрономии. Ибо эти действия в малом проявляются в процессах эмбриологии". (Но тут имеется в виду изучение не атомов и молекул, а сил и движений.)323 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Нутация и прецессия

538. "Возьмите 18 дыханий (которые вы делаете) в минуту; в час это составит 1080, за 24 часа — 25 920 дыханий. ...
     Теперь возьмем кругооборот точки весеннего равноденствия по всему небу (платоновский год = 25 920 годам) и разделим его на 60 и на 24; естественно, мы получим 18, 18 лет. Но что бы это могло значить? ... 25 920 дыханий соответствуют суткам, суткам микрокосмоса ... 18 лет — это дыхание того Существа, которое соответствует макрокосмосу". Этому есть соответствия и в астрономии: нутация (колебание) земной оси совершается примерно за 18 лет (18 лет и 7 месяцев). Вместе с этим происходит и нечто другое. Луна нисходит и восходит к эклиптике, совершает колебательные движения к экватору и назад за период в 18 лет. "Можно сказать: нутация вообще показывает не на что иное, как на небесный ход Луны. Нутация является лишь проекцией хода Луны".
     "Поэтому не может быть и речи о том, будто мы имеем в своем окружении один мир. В нашем окруже­нии мы имеем мир, который мы исследуем чувствами, а за ним — еще другой мир, с иной закономерно­стью в своей основе, так относящийся к нашему миру, как наше дыхание — к нашему сознанию, и который выдает нам себя, когда мы правильно понимаем движение Луны относительно ее выражения, нутации Зем­ли". Так соприкасаются душевное и материальное.
     В человеческой жизни эти периоды в 18 лет и 7 месяцев имеют важное значение: 37 лет и 2 месяца, 55 пет и 9 месяцев. Если точно уловить эти моменты, то можно заметить нечто важное, происходящее с душой. "Ночи, переживаемые человеком в этих точках, являются важнейшими в его жизни. Здесь макро­косм завершает свои восемнадцатилетние дыхания, завершает минуты, и здесь для человека нек.обр. открыва­ется окно в совсем другой мир".
     "Нутация указывает на другой мир, как наш мир восприятий указывает на мир ды­хания". В прецессии мы находим переход еще к одному миру. Итак: один мир нас окружает, другой возвещает о себе через движение Луны, третий — через движение весенней точки равноденствия, т.е. че­рез путь Солнца. Этот мир столь же неведом нам, как мир нашей воли".
     "Материя давит, эфир всасывает. ... Что окружает нас в мире, из чего мы состоим как физические и эфирные люди — это является и давящим, и всасывающим. ... Но это волнение давящего и всасывающего, весомой материи и эфира, находится в живом организме. Оно постоянно дышит, а дыхание выражается в движении Луны, через нутацию; постоянно дышит астральное, так что и здесь мы в некотором роде чувствуем вообще второй член мира: один член мира давящий и всасывающий, физический и эфирный, а второй — астральный. Это ни одно, ни другое, но это вдох и выдох. И нутация возвещает нам об этом".201 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

539. "Еще в европейских Мистериях учитель говорил своим ученикам, глубочайшим образом напечатлевая им это: Ягве вызывает отставание Солнца от звезд (прецессия). И с помощью сил, которые заставляют Солнце отставать, Ягве формирует человеческий облик по подобию своему. Так что было хорово известно: звезды идут быстрее. Солнце — медленнее. Возникает небольшая разница. И этой разницей, согласно древ­ним Мистериям, был обусловлен образ человека. ... сегодня на нашем языке мы бы сказали: если бы в мире не было Солнца, если бы оно было звездой среди Других звезд и шло бы с одиноковой с ними быстротой, то что было бы в результате этого? — В результате этого господствовали бы одни люциферические силы. А тем обстоятельством, что люциферические силы не господствуют в мире одни, но человек в состоянии уклониться от них всем своим существом, он обязан отличию скорости Солнца от скорости звезд, отставанию Солнца, в результате чего развивается скорость не Люцифера, а Ягве. Но опять-таки, если бы была одна скорость Солнца, но не было скорости звезд, то человек не примел бы к тому, чтобы своим рассудком предшествовать остальному развитию".201 (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1257. "Предположим, человек мало интересовался окружающим физическим миром. Он интересовался непосред­ственно тем, что подступало к его телесности: где хорошо, где плохо кормят, а что сверх того — его не занимало. Его душа осталась бедной. Он не несет в себе мира. И мало из того, что светит ему навстречу как явления мира он проносит в своем внутреннем через врата смерти в духовный мир. По этой причине затрудня­ется его работа с духовными существами, в обществе которых он там находится. По этой причине он не приносит с собой ни силы, ни энергии, а только слабость, род душевного бессилия, проявляющегося при построении физ. тела. На него сильно воздействует модель (наследственная). Борьба с моделью выражается в различных детских бо­лезнях, но ему остается лишь слабость. Она образует в некотором роде хрупкое тело, подверженное всевозможным болезням. Так преобразуется кармически душевно-духовный интерес одной земной жизни в задатки к здоровью в следующей земной жизни. Люди, дышащие здоровьем, прежде всего имели в прошлой земной жизни по­движный интерес к видимому миру".
     "Я не встречал ни одного человека, который имел бы симпатичное лицо, симпатичное выражение лица и не испытывал бы в прошлой земной жизни радости от живописи. Люди с несимпатичным выражением лица — в чем также играет карма человека, что имеет значение для судьбы — встречались всегда такие, которые тупо и равнодушно, флегматично проходили мимо произведений искусства.
     Но эти вещи идут еще дальше. Есть люди, которые за всю жизнь — так было и в прошлые периоды Земли — ни разу не подняли глаз к звездам, которые не знают, где находится Лев, где Овен, где Телец, которые в этом направлении не проявляют никакого интереса. Такие люди в следующей земной жизни родятся с сон­ным телом; это, до некоторой степени, выразится в том, что, получив модель (физ. тело по наследству) силой своих родителей, они ведутся ею т.обр., что их тело ... оказывается сонным, бессильным. И можно все состояние здоровья человека вывести из интереса, который он в предыдущей жизни проявлял к видимому миру во всей его широте. В настоящее время люди, например, совершенно не обладающие интересом к музыкальному, для которых музыкальное образование безразлично, совершенно определенно в следую­щей жизни будут астматиками или с болезнью легких".235 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

97. "Мировой дух есть множественность божественно-духовных сущностей. В более древнюю эпоху они воздействовали на Землю из звeздных мест. Что тогда сияло из далей мира, что излучалось из центра Земли как силы, — это были в действительности интеллигенция и воля божественно-духовных сущностей, творчески работавших над Землeй и еe человечеством.
     В позднейшую космическую эпоху — после развития Сатурна и Солнца — действие интеллигенции и воли божественно-духовных существ становилось всe более духовно-внутренним. То, в чeм они первоначально действенно присутствовали, стало "телом мира", гармоническим строем звезд в мировом пространстве. Окидывая эти вещи соответствующим духу мировоззрением, можно сказать: из первоначального духо-тела творящих Вселенную существ возникли дух мира и тело мира. И тело мира строем и движением звeзд указывает, каким некогда было интеллигентное и соразмерное воле действие богов. Но для космического настоящего бывшее некогда в звeздах свободно-подвижной интеллигенцией и волей богов стало в них закономерно-твeрдым (застывшим).
     Итак, то, что теперь из звeздных миров светит человеку на Земле, — это не непосредственное выражение воли и интеллигенции богов, а остановившееся знамение того, чем они некогда были в звeздах. В небесно-звeздном строении, вызывающем восхищение в человеческой душе, можно поэтому увидеть прошлое, но не настоящее откровение богов. Но то, что в блеске звeзд есть "прошлое", в духовном мире есть настоящее". И человек своим существом живeт в этом "настоящем" духе мира.
     В построении мира нужно оглянуться на древнюю космическую эпоху, когда дух мира и тело мира действуют как единство. Нужно обратиться к средней эпохе, когда они раскрываются как двойственность. И нужно помыслить в будущем третью эпоху, когда дух мира снова примет в свою деятельность тело мира.
     В древние эпохи констелляции и ход звeзд были неисчислимы, ибо они тогда были выражением свободного разума и свободной воли божественно-духовных существ. В будущем они снова станут неисчислимыми. "Вычисление" имеет значение лишь для средней космической эпохи. И это значимо как для констелляций и хода звeзд, так и для действенности сил, излучающихся из центра Земли в дали мира. Так становится "невычислимым" то, что действует "из глубины". Но всe стремится из древней космической эпохи к средней, когда пространственное и временное становится вычислимым, а Божественно-духовное, как откровение интеллигенции и воли, надо искать "позади" вычислимого. Лишь в этой средней эпохе даны условия, в которых человечество может продвигаться вперeд от смутного сознания к ясному, свободному самосознанию, к собственной свободной интеллигенции и к собственной свободной воле.
     Должно было однажды наступить время, когда Коперник и Кеплер "вычислили" тело мира. Ибо из космических сил, связанных с наступлением этого момента, должно было сформироваться человеческое самосознание. В древнее время это самосознание было заложено; затем наступило время, когда оно уже было в состоянии "вычислить" дали мира. Н
     а Земле развeртывается история. Она никогда не наступила бы, если бы дали мира не стали "твeрдыми" констелляциями звeзд и ходом звeзд. "Историческое становление" на Земле есть отображение —но совершенно изменeнное — того, что некогда было "небесной историей". Древние народы ещe имеют в своeм сознании эту "небесную историю", и они больше смотрят на неe, чем на "земную историю". В "земной истории" живeт интеллигенция и воля людей, сперва в связи с космической волей богов и с интеллигенцией богов, а затем самостоятельно. В "небесной истории" живут воля и интеллигенция связанных с человечеством божественных существ".26(140-143)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

5. Астрономия

Наука астрономия

     436. В древности люди чувствовали движение небесного тела как жест, как душевное выражение для чего-то, что стоит за этим жестом. Поэтому тогда говорили не о небесных телах, а о небесных сферах: о сферах и о восьмой сфере, которой было небо неподвижных звезд. 323 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     437
. Открытие астрономических законов Кеплером явилось следствием его оккультного обучения в Мистериях Египта в предыдущей инкарнации. Он говорил: Я вынес священные сосуды из священных мест Египта и представил их современности, дабы было понято то, что действовало в далеком прошлом. 113 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     537
. "Лишь через утреннюю зарю прекрасного ты проникаешь в страну познания!" (Шиллер). 271 с. 48


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru