BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ОРГАНЫ размножения

26. «Считают, что фиговый лист у первых жителей Рая — это выражение стыда. Нет, в этом рассказе сохранилось воспоминание о том, что люди на месте телесных органов размножения имели органы растительной природы». 100(21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

35. "Одни органы человеческого тела находятся в стадии упадка, другие достигли высшей точки своего развития, наконец, третьи стоят в самом начале своего развития. К первым принадлежат органы размноже­ния, ко вторым — мозг ... к третьим принадлежит сердце, гортань и все связанное с образованием слова". 100 (21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

66. Легкие связаны с земным элементом, печень — с водным (из нее выжимаются галлюцинации), система почек — с воздушным элементом, сердце — с тепловым элементом.205 (2.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

240. "Железы, органы размножения и питания созданы эф.телом. Астр.тело — строитель нервной систе­мы, а Я вчленило в организм кровь".99(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

368. "Сексуальная сфера относится к нашей системе конечностей".293 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

370. "Голова человека... более древний инструмент, чем остальное тело. ...результат еще лунного развития, хотя она развивалась также в эпохи др.Сатурна и Солнца. Но если бы человек на Земле был образован так, как он развился на Луне ... то он выглядел бы совсем иначе, чем теперь.
     Схематизируя, можно сказать: человек напоминал бы призрак, в котором ясно выступала бы только го­лова. ... Остальная телесность была бы элементарным существом, просто элементарным существом. И в его голове тогда действовало бы все то, что ... составляет остаток преображенного на Земле лунного бытия. ... Другое, чем обладает человек ... это явление Духов высших Иерархий — от Духов Формы и выше. Но в развитие вошло люциферическое искушение. Вследствие его вся более элементар­ная телесность сгустилась в человеческое тело. Это имело последствия и для головы. ...Если бы тело не замкнулось в чувственную плоть, то оно было бы явлением Элоимов. И только под воздействием люциферического искушения это внешнее явление Элоимов сгустилось в плоть.
     Но благодаря этому произошло нечто примечательное — на что я не раз указывал как на важную тайну, — благодаря этому человек в органах, которые обычно он называет органами своей низшей природы, является отображением богов. Только это отображение богов у человека, каким он стал на Земле, огрубело. Именно высшее в человеке, что должно, исходя из космоса, быть духовным, имен­но оно стало его низшей природой. Пожалуйста, не забудьте, что это важная тайна человеческой природы. Низшая природа человека является таковой благодаря люциферическому искушению; но она предназначена быть его высшей природой. Это противоречие в человеческом существе. Это есть нечто, способное решить бессчетное множество мировых и жизненных загадок, если будет постигнуто в правильном смысле. ... Лю­ди в древних Мистериях не были столь фривольными, столь циничными, столь филистерами, как современ­ные люди. Определенные символы древних народов, которые ныне воспринимают как сексуальные, символы, взятые из низшей природы, становятся понятными, если знать, что жрецы Мистерий хотели выразить в этих символах высшее низшей природы людей".177 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

911. "Женский пол имеет тяготение к космосу, мужской — к Земле. Это строгий закон, но он подлежит изменениям, что приводит к следующим результатам: в женском организме содержится внутренняя тенден­ция к беспрерывному состязанию с земными элементами. Но это удивительным образом остается в силе лишь в ее индивидуальном организме, а не в зародыше жизни и не в семени. Состязание между земными и космическими силами в женщине ограничено формированием яичников, так сказать, органами с воспроизводительны­ми функциями. Женщина постоянно выключает свою организацию из наследственных сил воспроизведения. ... В женщине имеется постоянная тенденция вырваться из наследственности, но согласно ее собст­венным яйцеобразующим силам в ней имеется сильная тенденция к наследственности.
     Итак, мы должны спросить, как человеческое общество может противостоять разрушительным силам на­следственности? ... Во-первых, в качестве главной предупредительной меры, необходимо особенно обере­гать и развивать здоровье женщины, ибо в этих обстоятельствах сверхчувственные влияния внедряются бо­лее активно в процессы Земли, и те силы, которые постоянно работают в продвижении вредных влияний на­следственности в зародыш, должны быть отбрасываемы материнским телом. ... В семьях, происходящих от гемофиликов, заболевают лишь мужчины. Женщина, отец которой гемофилик, не проявляет лично этого заболевания, но передает его по наследству своему мужскому потомку. Она получает наследство как член семьи, но наследниками становятся только мужчины. Но если этих замужних женщин освободить от получен­ного наследства, то гемофилия не будет передаваться ее потомству.
     Если вы проанализируете вышеуказанные факты, то увидите поразительное подтверждение моих заявлений; факт гемофилии является гораздо более ярким доказательством, чем все недавние эксперименты Вейсмана в области наследственности".312 (19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1215. Шишковидную железу в естествознании называют "дегенерировавшим глазом". Но в действительности это был орган восприятия, основанный на тонком переживании степеней тепла в окружении и в некотором от­далении. Она была открыта вовне и посылала туда свои лучи, в ней через водный элемент развивалась некая сила света.
     Кроме того, этот орган, закрывшийся, когда развились другие органы чувств, был в свое время органом оплодотворения; так что восприятия чувств и оплодотворение в то время совпадали. Через этот орган человек воспринимал в своем окружении те силы, которые делали его способным образовывать существ, подобных себе. В определенное время (Луна была еще соединена с Землей) атмосфера Земли становилась особенно способной, при определенном положении Солнца, вырабатывать субстанции, делавшие этот орган особенно светя­щимся, и наступало время всеобщего оплодотворения бесполых человеческих существ. Восприятия чувств и оп­лодотворение, питание и дыхание в далеком прошлом были внутренне взаимосвязаны".105 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1222. "Можно было бы из вышеизложенного сделать, например, такое заключение: поскольку человеческие органы размножения в своей теперешней форме в будущем раньше всех утратят свое значение, то, значит, в прошлом они и получили его раньше всех, так что они являются до некоторой степени старейшими органами человеческого тела. Но верно как раз обратное. Они позже всех получили свой теперешний образ и раньше всех его утратят".11 (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     435
. "Мы должны существо бабочки представлять себе таким, что оно некоторым обр. является зеркальным отражением красот высшего космоса. В то время как человек то, что является верхним космосом, воспринимает в себя, замыкает в себе, делает внутренне-душевным, душевным как концентрацию космоса, которая затем излучается вовне и в человеческой голове дает себе форму, в то время как мы, т.обр., в человеческой голове имеем нечто, образованное изнутри наружу, в существе бабочки мы имеем нечто, образованное снаружи вовнутрь. И тот, кто эти вещи рассматривает ясновидчески, научается чему-то колоссальному, когда подходит к делу, говоря себе: Я хочу обосновать тайну, древнейшую тайну, сатурническую тайну человеческой головы, я хочу знать, что за силы господствуют внутри черепа. ... И он должен тогда указать себе на то, что человек повсюду видит вовне, что повсюду излучается внешне! Чтобы изучить человеческое существо, чтобы познать чудо его собственной головы, необходимо изучить чудо, каким является бабочка во внешней природе: это большое учение, которое ясновидящему наблюдателю дает космос.
     Когда эволюция делает шаг от времени Сатурна ко времени Солнца, тогда возникает существо, обладающее воздушно преобразованной, воздушно метаморфизированной головой; но одновременно вычленяется, в тонкой, конечно, субстанции, то, что позже становится грудной организацией, дыхательным и сердечным образованием человека. Итак, здесь — на Сатурне — мы имеем в основном метаморфозу, которая представляет человеческую голову. Но перейдем к солнечному времени; тогда мы имеем человека головы и груди, ибо к голове человека причленяется грудь. В начале солнечного времени возникает то, представителем чего является орел. В начале солнечного времени возникает птичье племя, а во второй его половине — зачатки того животного племени, которое можно назвать грудными животными, например львы — как представители, — но также и другие животные. Т.обр., зачатки этих животных восходят ко времени древнего Солнца. ...
     ... Первое, что человек выработал в эволюции, —это голова. Остальные органы возникли как дополнение к ней, они как бы висят на головном образовании. В космической эволюции человек растет от головы вниз. Зато лев, например, во время др. Солнца, во время второй его половины, образовался как животное грудное, как животное с сильным дыханием и очень маленькой, чахлой головой. И когда уже в земное время Солнце выделилось из Земли и действовало извне, лишь тогда из груди образовалась голова. Лев, т.обр., растет от груди, человек — от головы вниз. Это космическое различие в эволюции их обоих.
     ... Во время древнего Солнца человек был пронизан блистанием, волнами света, воздуха и для своего питания нуждался в дыхательном аппарате, примыкавшем к нему снизу. Человек в солнечное время представляет собой головной и дыхательный орган. Во время др. Луны он вчленяет в себя систему пищеварения, и с этим он получает нижнюю часть тела. А поскольку на Луне субстанции были водные, то он имел определенные выросты, которые позволяли ему, плавая, передвигаться в воде. О руках и ногах речь может идти только в земное время, когда существует сила тяжести и образует то, что, прежде всего, идет вдоль направления силы тяжести: конечности". Тот аппарат пищеварения был совсем другим и не мог служить свободной подвижности. В животном мире в то время образуется тот животный род, представителем которого является корова. На древней Луне она в основном образует один только аппарат пищеварения, позже из него вырастают грудь и голова; это происходит на Земле после выделения Луны. "Итак, вы видите: человек растет от головы вниз, лев — от головы вверх и вниз, корова — от аппарата пищеварения ... вверх, к сердцу, к голове".
     Наравне с описанными животными в соответствующие эпохи возникают и другие. Некоторые из них возникают во время последней лунной метаморфозы, они тогда получают свои первые зачатки. "Но они, например, не могут соучаствовать в выходе Луны ... который вытянул из живота коровы сердечный и головной органы; и эти выступившие позже животные остались на той точке, которой отмечено появление пищеварения у человека. . ... на той ступени, которую человек носит в нижней части своего тела.
     И как орел и бабочка должны быть причислены к голове, лев — к груди, так корова — к нижней части тела; но — я бы сказал, — будучи животным позднейшей эволюции, корова получила и всю верхнюю часть, тогда как амфибии и рептилии, а значит, и жабы, лягушки, змеи, ящерицы и т.д. получили лишь человеческую нижнюю часть, его аппарат пищеварения. Они суть один лишь аппарат пищеварения, возникший как животные.
     Они возникли во второй половине лунного времени как в высшей степени неуклюжие формы, как странствующие желудки и кишки. И только лишь в земное время они получили не особенно приятно выглядящие головные части; разглядите сами лягушку и жабу или змею! ... И в земное время, когда человек выработал конечности под влиянием земной тяжести и магнетизма, у черепах — возьмите их опять же как представителей — от панциря простерлись в стороны голова и лапы, причем голова выросла наподобие конечности. И здесь вы можете понять, сколь неуклюжа голова у рептилий и амфибий. Она образована так, что вызывает чувство: за губами здесь сразу начинается желудок. ... И, фактически, можно сказать, что как человек носит продукты пищеварения в кишечнике, так космос окольным путем, через Землю, носит жаб, змей, лягушек в некоторого рода космическом кишечнике, образуя их в водно-земном элементе Земли.
     Что связано более с человеческим размножением, что получило свои первые зачатки в самое последнее время древней Луны, — это в земной метаморфозе выступило как рыбы и еще более низшие животные. Так что их следует рассматривать как результат развития тех существ, которые возникли в ряду животных в тот момент эволюции, когда человек к органам пищеварения присоединил органы размножения. Змея является посредницей между органом размножения и органом пищеварения.
     Если правильно рассмотреть человеческую природу, то что тогда представляет собой змея? Змея, будучи правильно увиденной в человеческой природе, представляет собой т.наз. почечный канал. Она возникла в то же время мировой эволюции, когда у человека выработался почечный канал".
     "В бабочке, в птице мы имеем нечто такое, что напоминает о тех духовных формах, среди которых жил человек до того, как низошел на Землю, о существах высших Иерархии. И если смотреть на бабочек, птиц, то они являют собой маленькие преображения, метаморфизированные воспоминания о тех формах, которые окружали человека как духовные формы, когда он еще не сошел в земное развитие. Поскольку земная материя тяжела и должна преодолеваться, то бабочки стянули свой гигантский облик, который они имеют, до совсем малого. И если вам удастся отделить от бабочки все, что составляет земную материю, то она обратится в облик Архангела, как духовное, как световое существо. В животных, населяющих воздух, мы имеем земное отображение того, что в высших сферах пребывает духовным образом. Поэтому во времена инстинктивного ясновидения было естественным из форм летающих животных художественно делать символические изображения, образные формы духовных существ высших Иерархий. Это имеет внутреннее основание. И физические формы бабочек и птиц — это физические метаморфозы духовных существ. Но духовные существа метаморфизировались, и их метаморфизированными отображениями являются бабочки и птицы; Иерархии же — это, естественно, другие существа".
     "Проодухотворенную земную материю, которая высылается в космос бабочками, можно, заимствовав выражение из физики Солнца, назвать короной бабочек. Эта корона бабочек постоянно излучается в космос. Но в ней также излучается то, что племя птиц посылает в космос, когда птицы умирают. Так что туда, в космос, излучается одухотворенная материя птиц. И глядя извне, духовно, можно увидать мерцающую корону, исходящую от племени бабочек — по определенным законам она сохраняется и зимой, —и в форме лучей из нее исходят излияния птиц.
     Видите ли, когда человек собирается низойти из духовного мира в физический, то сначала ему предстает корона бабочек. Это изумительное излучение одухотворенной земной материи, которое зовет его в физическое бытие. А излучение короны птиц ощущается более как силы, которые его притягивают". Вступая затем в земной элемент, человек находит его подготовленным для себя в теле матери, где он сначала получает головную организацию (как метаморфозу всего тела предыдущей жизни), а затем организм пищеварения. Образованию головы также родственно все то, что является в короне бабочек и птиц. "Если бы все это образовалось само извне в теллурическом, разделяясь на части в земном, то оно стало бы тем, чем являются низшие животные формы, амфибии и рептилии ... рыбы и еще более низшие животные". (В этой связи полезно обдумать вопрос: что могло образоваться в той колбе, где итальянский ученый некоторое время тому назад пытался вырастить человеческий эмбрион? — Прим.составителя).
     Мы рассмотрели бабочку как световое существо, птиц — как воздушное. Рыбы живут в водном элементе, который пронизан всевозможными космическими силами, силами звезд. "... и рыба чувствует себя как земноводное существо ... рыба чувствует себя как то, что включает в себя воду, она чувствует себя как окружение воды. Она чувствует себя как блистающую оболочку, покров воды. Но саму воду она чувствует как чуждый элемент, входящий и выходящий из нее, приносящий воздух, необходимый ей, но воду и воздух она чувствует как чуждое. ... благодаря тому, что она чувствует себя как оболочка и вода остается связанной с остальным водным элементом, благодаря этому рыба чувствует эфир как то, в чем она, собственно, живет; астральное же она не переживает как принадлежащее к ней. Рыба — это удивительное животное. Она по-настоящему эфирна. Сама по себе она является физической оболочкой воды. Воду, находящуюся в ней, она чувствует принадлежащей ко всей воде в мире. ... и повсюду во влаге (а она есть везде) она воспринимает эфир". Если бы рыба могла говорить, то она сказала бы: "Я являюсь покровом, но покровом, несущим распро-страненный повсюду водный элемент, носитель эфирного элемента. В эфире я, собственно, плаваю. Рыба могла бы сказать: Вода — это майя, действительностью является эфир, в котором я, собственно, и плаваю. — Итак, рыба чувствует свою жизнь как жизнь Земли. ... и потому она принимает участие во всем, что происходит в кругообороте года с Землей: выход эфирных сил летом и их возвращение. Так что рыба чувствует нечто такое, что дышит во всей Земле. Эфир рыба ощущает как дыхание Земли.
     Однажды д-р Ваксмут говорил здесь о дыхании Земли. Это было очень хорошее сообщение. ... Иначе это обстоит у растений и амфибий. У лягушек, например, это выступает особенно характерно. Они менее связаны с эфирным элементом космоса, они более связаны с астральным элементом космоса. Если спросить рыбу: Как обстоит дело с тобой? — то она ответит: Здесь, на Земле, я — земнорожденное творение, образованное из земно-влажного элемента; но моя настоящая жизнь является жизнью всей Земли с ее космическим дыханием. — У лягушки это обстоит значительно иначе. Она принимает участие во всеобщей астральности.
     Я рассказал вам, как астральность космоса сверху касается цветов. С этой астральностью, с этим, в определенном роде, астр.телом Земли лягушка связана так же, как рыба с эф.телом. Лягушка имеет очень крепкое собственное эф.тело, более крепкое, чем у рыбы, но она живет во всеобщей астральности, поэтому она сопереживает годовые процессы астрального Земли в испарениях и конденсации воды". Другие амфибии проделывают то же, что и лягушки, но в более слабой степени. "Лягушка является носителем чувства, которое имеет Земля в периоды дождей и в сухие периоды. Поэтому при различных погодных отношениях вы слышите более или менее прекрасные или ужасные лягушиные концерты. Лягушки выражают в них то, что они сопереживают в астральном теле Земли. Они не квакают, не побуждаясь к тому всем космосом.
     Теми же силами, какими человек переживает, космос образует внешнюю природу: змей, жаб, лягушек. И если, например, вы хотите изучить толстый кишечник у человека — в природе обо всем следует говорить не с отвращением, а объективно, — процессы выделения в нем, то вам следует заняться внешним изучением жаб".
     Итак, в видимом мы получили образ того, как Земля, со своей стороны, сопереживает космическую жизнь. Ибо посмотрите на своего рода органы выделения Земли: ее выделения не менее живые, чем у человека, она вообще выделяет живое, например жаб, и этим избавляется от того, что ей не нужно. ... повсюду во внешнем мире содержится внутреннее природы. Мы можем изучить все внутреннее существо человека, если поймем, как ткет и живет внешний космос". 230 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru