BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

XI. ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ

2. Элементы душевной жизни и их происхождение.



Мысль, чувство, воля в связи с оболочками и процессами в них

Сознание как отражение и омертвение

Где возникают мышление и суждение?

Чувство и представление

Воспоминание и память

Память, фантазия, логическое мышление

Представление и забвение. Впечатления

Интуиция. Инстинкт

Симпатии и антипатии

1799. "Бодрствующий человек имеет эфирный организм, который внутренне сильно дифференцирован, сна­ряжен сложными образованиями в тех частях физического организма, где находятся легкие, печень, желудок, где находятся конечности.
     Так эфирный организм многообразно расчленяется в течение бодрственной жизни. Зато в головной организа­ции в течение бодрственной жизни, чем дольше это бодрствование длится, эф. тело оказывается все менее и менее дифференцированным. Оно там, наконец, становится просто равномерным облаком, поскольку строящие силы, пребывающие в ином случае в этой эфирной организации, теряют свое значение, а разрушаю­щие силы астрального организма, отмирая в бодрственном состоянии, воздействуют на головную организацию.
     Во сне все обстоит совершенно по-другому. Здесь человек с имагинативным сознанием видит, как указанная дифференциация, разнообразная многочленность эфирного организма вклинивается в эфирную организацию го­ловы. Здесь эфирный организм головы расчленяется так же, как во время бодрственного состояния расчле­нен остальной эфирный организм. Во время сна в голове бодрствуют жизненные силы, строящие, формообразующие силы эф.организма, и голова становится бессознательной, но очень живой организацией.
     Т.обр., вы видите, что человек в земном бытии из бодрственного состояния постоянно вносит в свою головную организацию латентную смерть. Тенденция к умиранию постоянно имеется в головной организации. Аст­ральная организация постоянно хочет головную организацию переместить в духовное. Она хочет сделать ее планетарным органом движения, хочет сделать ее отображением звездных констелляций; она является по­стоянным разрушителем физической головной организации.
     Астральная же организация человека производит это действие не только в бодрственной жизни. Лишь од­на ее часть обладает этой деятельностью. Другая часть живет в земном бытии в большей мере так, как она жила в доземном бытии. Эта часть астр.организма человека не деятельна в головной организации, но она деятельна во всем том, что в человеке является ритмической организацией, т.е. в тех органах физ. тела, в которых разыгрываются процессы дыхания, циркуляции крови и другие ритмические процессы. Эта часть астр. тела, о которой я теперь говорю, хотя и живет в ритмической организации человека, но она не соеди­няется с физическим ритмическим организмом так, как другая часть, которая деятельна в головной организации. Эта другая часть, деятельная в головной организации, захватывает головную организацию так сильно, что постоянно склоняет ее к отмиранию, к смерти, поскольку она ее раскалывает. Зато каждая часть астр. тела, которое примешивается к ритмической организации человека, пронизывает этот ритмичес­кий организм; оно живет в дыхании, живет в циркуляции крови. Но поскольку оно не захватывает эту орга­низацию особенно интенсивно, то оставляет ее в некотором отношении необремененной; оно не захватывает ее так, чтобы желать ее разрушить. И благодаря этому соединению астрального организма человека с ритми­ческой организацией не возникает никакой мыслительной жизни. Что изживает себя как душевное — это в постоянно стремящейся к отмиранию физической головной организации рефлектируется, вызывает полнос­тью осознанное мышление. Но разыгрывающееся в постоянном взаимопронизании астральной и ритмичес­кой организаций не рефлектируется тем же самым образом... это изживает себя в неопределенном роде душевной жизни, в жизни человеческих чувств. Это чувст­ва. Они возникают благодаря тому, что астр.организм в бодрственной жизни пульсирует через дыхание, че­рез циркуляцию крови; но он их не раскалывает, не погружается в них слишком глубоко, а через взаимодей­ствие с ритмической организацией воспламеняет то, что в человеке является жизнью чувств".215 (10)



1800. "Жизни чувств ... в телесном соответствует все ритмическое, вся ритмическая жизнь, ритм крови, дыхания, вообще все, что имеет ритмический ход; и отно­шение это непосредственное, не через нервы...".73 с. 288



<<<Предыдущая страница     
Следующая страница>>>

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru