BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ПАРАПСИХОЛОГИЯ

Парапсихология

1902. Животное рождается с необходимыми ему в жизни способностями; человек должен их приобретать. Благодаря этому человек имеет особенно важный для него средний период жизни, когда он выражает себя в мире согласно приобретенным способностям, а его органы еще обладают пластичностью. Животное рожда­ется с неподвижной формой, к чему человек приходит только в старости. Понять животность можно особен­но хорошо, сравнив ее с человеческой старостью. Но не выражает ли тогда животное и душевных свойств старости? — Нет, ибо этому в нем есть противополюс: способность к размножению. Эта способность дейст­вует на него омолаживающе; как в общем-то и на человека. Достигнув способности производить потомство, животное вступает в старость. У человека детство и старость стоят на концах жизни, а в середине нахо­дится органически-практический этап, осваиваемый через отношение с внешним миром.
     От этого нормального состояния бывают отклонения. Случается так, что старость наступает значитель­но раньше появления седых волос и проч. Такое явление доступно внутреннему интимному наблюдению жизни. Это душевная старость, возникающая в пластический период.
     При наступлении обычной старости наша головная организация теряет внутреннюю подвижность, подвижную пластику, и все приобретенные в жизни способности в старости делаются душевнее, духовнее. "Но про­исходит это за счет анимализации нашей головной организации. Мы физически становимся такими, каким животное бывает с самого начала. ... Эта анимализация нашей верхней организации может быть пере­мещена внутренним образом в более ранний зрелый период. Но поскольку человек всегда остается челове­ком, также и тогда, когда он некоторым образом анимализирует свою головную организацию, то выступают в таком случае не внешние, а внутренне-душевные особенности. ... возникают анималистические, свойственные животности особенности...". Животное инстинктами в высокой степени связано со своим окружением; куда в большей степени, чем человек. Например, животные могут заранее почувствовать приближающееся природное событие, опасное для них, и заранее покинуть данное место. Животные обладают инстинктами, пророческим даром, когда дело касается их жизни. Животные сильнее человека ощущают ход времени года и т.д.
     "Когда человек указанным выше образом преждевременно вносит в свою жизнь старость, тогда у него наступает, конечно, не точно так же, как у животного, поскольку у человека все поднято до человеческо­го, но у него наступает это инстинктивное переживание окружающего мира. И то, что сегодня известно, описанное местами верно, а местами неверно, как телепатия, как телепластия, как телекинез, вещи, выступающие у человека как анормальное, это есть не что иное, как внесение старчества в переживания более раннего периода жизни. В правильное время старость переживают здоровые люди. Если же ее переживают в 20 лет, то становятся в низшем смысле ясновидящими. ... Для непредвзятого рассмотрения своеобразие телепатии, телекинеза, телепластии не теряет своего значения оттого, что их рассматривают не как проявление сверхчувственного, но как результат воздействия более позднего в более ранней человеческой жиз­ни. Благодаря этому человеческое существо изучают в его основном характере. Ибо такое временное его рассмотрение означает: не делать заключения из отдельных моментов жизни относительно всего хода жизни, а внутренне сопереживать время и видеть, как позднее проявляет себя, если его изживать раньше. Со­зерцать во временном означает: обозревать время в созерцании и в настоящий момент мочь видеть прошлое и будущее".
     Возможен и противоположный случай: внесение детства в более поздний период. Детство состоит в том, что не только инстинктивным образом через головную организацию переживается отношение к окружающему миру, но головная организация интенсивно сопереживает в обмене веществ его отношение к внешнему ми­ру. У ребенка вся жизнь наполнена ощущениями вегетативно-органических процессов. Впечатления внешнего мира ребенок усваивает вплоть до обмена веществ, до выделения желез. Такое детское свойство человек может сохранить и в зрелом возрасте. Это выражается иногда в интенсивной любви к собаке, в любви, вы­зывающей органические, вегетативные процессы. Не весь обмен веществ, но некая его периферия привыкает совершать выделение, регенерацию в соответствии с излюбленными ощущениями любви к собаке. Естественно, что со смертью собаки человек тогда может заболеть, если вскоре не обзаведется другой собакой и не удовлетворит внутренний органический процесс внешним переживанием. Подобное, детское по сути, сживание с окружающим миром происходит и во многих других случаях. "Такие вещи случаются в человеческой жизни, и тогда нужно искать, откуда приходят такие внутренние состояния, смутно поднимающиеся изнутри.
     Человек переживает от них неудовлетворенность, делается мрачным, сварливым, ипохондричным и при­обретает всевозможные последствия этого". Тогда необходимо найти коррелят того, с чем сжился вегетативно-органический процесс. Такому человеку можно помочь, сердечно беседуя с ним и помогая внести в сознание то, что находится в неопределенных глубинах вегетативно-органического. Психоанализ говорит в данной связи о "сокрытой душевной провинции". Но это никакая не душевная провинция, а вегетативно-органический процесс, который жаждет внешнего исполнения. И нужно поискать, исполнения чего нужно предложить такому человеку. И в этой части психоанализ содержит в себе правомерное.303(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1903. "Танец дервиша состоит в том, что благодаря ему он вгоняет физически-телесное в эфирное, так что вместо того, чтобы эфирное становилось деятельным благодаря духовно-душевному, выступают лишь регулярные принудительные движения". Такой танец являет тело, из которого изгнано духовно-душевное. Подобного же рода и т. наз. автоматическое письмо. Освобождаясь от внутреннего эфира, физ. тело посту­пает во власть внешнего эфира. Художественный танец, напротив, весь должен быть пронизан импульсами воли, доходящими до сознания.66 с. 175


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1907. "Медиумы считают, что они имеют дело с духами умерших, в то время как это лишь их астраль­ные акаша-образы. Дух Цезаря может быть вновь воплощен на Земле, а его акаша-образ отвечает на сеан­сах".99(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     654
. В "Тайной доктрине" описывается путь в сверхчувственное, проходящий через Луну. Если только отделить в этой книге правильное от неправильного, то в ней содержатся грандиозные истины. Водителем Блаватской был посланец Меркурия. Он сопровождал ее туда, где имеется одна тайная библиотечка, в Ватикан. Там столетиями хранится в тайне одна книга, и Блаватская читала ее. 243 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     412
. "Человек, обладающий благодаря природному дару силами ясновидения, проделал значительно меньше (в ходе инкарнаций), чем тот, который сегодня является мыслителем. Это уже должно быть поня­то в нашем Обществе" Наше Общество может дать то, чего нельзя получить нигде: строй, порядок физи­ческих сил. Но при этом у нас должно быть достаточно членов, глубоко понимающих миссию истинной Ду­ховной науки в современном мире. "Тогда у нас не повторялись бы случаи, подобные тому, который столь огорчил нас в последние дни: в Общество был принят один человек, считавший, что наше Общество пред­ставляет собой место, где занимаются воспитанием ясновидчески действующих физических сил, и этот человек надеялся найти у нас поле деятельности для себя в качестве пророка. Имей все это успех, на­ше Общество могло бы превратиться в прямую противоположность того, чем оно должно быть согласно на­мерениям духовных сил, несомым которыми оно чувствует себя. ... этот человек, пришедший из северной страны, мог бы стать неплохим членом нашего Общества, если бы смог скромно заниматься дальнейшим упорядочиванием своих физических сил. Но вокруг него распространился некий род нимба. Повсюду, достойным сожаления образом он выступал исцелителем. И это должно быть сказано. Стало необходимым объяснить, что он не может далее оставаться членом нашего Общества, поскольку оно превратилось бы в свою проти­воположность, если бы мы со всей тщательностью не стали постоянно указывать на этот род психизма, ко­гда не желают пронизать себя действительно духовной силой, которая есть истинная сила Христа. Не фи­зическое, а Христос должен действовать во мне. И мы должны сказать, что ни с чем иным наше Общество не желает иметь дела". 154(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     598
. "Будь человек в состоянии искоренить в себе тягу к удовольствию, он смог бы благодаря этому вызывать рост растений ... что делают йоги, хотя готовятся к этому много лет и даже много инкарна­ций". 93-а(21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     841
. "В ближайшем будущем исключительно сильной станет опасность для человека вместо развития но­вых сил ясновидения поддаться своему влечению и остаться при старом, астральном ясновидении древнос­ти, которое соблазнило бы его такими душевными образами, как, напр., Фернис-волк. ... Со страшной си­лой отомстились бы такие остатки старого ясновидения". 121(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     842
. "Выступления т.наз. галлюцинаций или видений по праву рассматриваются как нечто болезненное. Галлюцинации, образы, выступающие перед человеческим сознанием, для которых точная критическая про­верка не может найти никакой реальности, такие галлюцинаторные видения являются чем-то болезненным, если мы их рассматриваем с точки зр. человеческой жизни, какой она нам представляется между рождением, или зачатием, и смертью. Но, обозначив галлюцинации чем-то анормальным, мы еще не поняли их сути.
     Отвлечемся несколько от такого суждения о галлюцинациях. Возьмем их такими, какими они выступа­ют у галлюцинирующего. Они выступают как картина, интенсивным образом связанная со всей субъективно­стью, с собственной жизнью человека, наподобие обычных чувств. Галлюцинации переживаются внутренне интенсивнее, чем чувственные восприятия. Внешнее восприятие пронизывается четкими мыслями; галлюци­нации, напротив, галлюцинирующий избегает пронизывать четкими критическими мыслями. Он живет в плы­вущей, ткущей образности. ... Если достигнута способность вживаться в то, в чем человек живет норма­льным образом, приближаясь к рождению или зачатию, то тогда обнаруживается, что он живет в истинном облике того, что не нормально, как галлюцинация выступает в жизни между рождением и смертью. ... Именно нашей телесностью мы рождаемся из элемента галлюцинаций. ... Мы можем сказать: определенные существа владеют интуициями, результат этих интуиции есть человеческое физ.тело, которое может воз­никнуть лишь благодаря тому, что его пронизывает душа, всплывая из элемента галлюцинаций". Но физ. тело лишь в малой части состоит из твердого, а в остальном — из воды и воздуха; оно обладает опреде­ленной конституцией, плотностью. И эта плотность может измениться. Но в болезненном состоянии, ког­да эта плотность нарушается, "первоначальный галлюцинаторный элемент, из которого рождено тело, мо­жет быть вытеснен, выжат, как вода из губки. Галлюцинации возникают именно этим путем: из физ.тела вытесняется собственный элемент, из которого оно возникло, сформировалось. И заболевание, выражающе­еся в галлюцинаторной жизни сознания, указывает именно на нездоровое физ.тело, которое духовно вытеснилось до некоторой степени из самого себя".
     "Вообще галлюцинации регулируют элементарную деятельность бытия. Они только не должны не вовремя вступать в наше сознание. Галлюцинации, какими они обычно выступают, должны оставаться больше в под­сознании нашего бытия. ... Галлюцинация означает не что иное, как вытеснение телом в сознание того, что, собственно, должно быть обращено на пищеварение, рост и т.п.
     Это, опять-таки, связано с тем. что не раз обсуждалось в связи с иллюзиями некоторых мистиков (Мати­льда Магдебургская и др.). ... Они прекрасны, но чем они являются в действительности? Кто эти вещи понимает, тот знает, что они являются выдавленными из органов человеческого организма галлюцинация­ми. Они являются пра-субстанцией". 205(1.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

4. Переживание минералов и металлов

     1080. "Как по горизонтали приходят восприятия земного окружения, а изнутри (по горизонтали) им на­встречу идет сила представления (встречаются они в глазу), так изнутри снизу приходят восприятия ме­таллов (и вообще всего внутреннего Земли), а им навстречу, подобно тому, как навстречу обычным восприятиям идет сила представления, в сознании выступают чувства. Только человек в современной земной жиз­ни хаотичен и не воспринимает этого. ... Будь этот земной человек одарен имагинациями, он мог бы знать, что его существо связано также с металлами в Земле (сердце — с золотом, печень — с оловом и т.д.). ... Всеми своими органами человек что-то воспринимает". Итак, внешним восприятиям соответствует сила пред­ставлений, восприятию металлов — жизнь чувств. А тому, что идет сверху как инспирации движущихся пла­нет и констелляций звезд, мы противопоставляем силу воли.
     "Физ. и эф. тела в дневном сознании наполнены впечатлениями чувств и способностью представлений. Когда человек спит, его астр.тело и Я находятся вне его; они-то и получают впечатления снизу (металлы) и сверху (звезды)". Пример: "Центр, на который воздействуют излияния звезд, находится в астр.теле в области сердца. Сердце воспринимает потому, что астр.тело в этой части, относящейся к сердцу, являет­ся, собственно, воспринимающим. Физический орган не воспринимает, но воспринимает астр.тело". В некото­рых случаях у людей бывает не совсем здоровое соотношение физ. и эф.тел с астр. телом и Я. Они неско­лько спят, бодрствуя. Им удается выключить физическое и сделать себя органом восприятия для внутренне­го Земли. Они могут тогда искать металлы или воду, но не могут уплотнить этого до представления, а то­лько до знака: им дают в руки прут и они им делают бессознательные знаки в определенных местах. В дру­гих подобных болезненных состояниях воспринимают инспирации сверху. Тогда узнают нечто, идущее из бу­дущего, но обусловленное не свободной волей человека, а необходимостью мирового строя.
     Подобные болезненные состояния можно тренировать, и тогда человек может, например, также чувствовать украденную вещь, как ее чувствует собака; только тогда в полиции вместо собаки пришлось бы использовать человека. Однако это было бы разрушительно для человека. У таких способностей есть истинное здоровое применение, но оно совсем иное. 220(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru