BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ПОСВЯЩЕНИЕ - см. также УЧЕНИК окк., ОПЫТ сверхч., ВОСПР.сверхч. — и свобода


     546
. "Нужно хорошо подготовиться в физическом мире, желая проникнуть в духовный мир. Нужно дейст­вительно достигнуть всего того, что в принципе человек должен достичь в физическом мире, а именно: не предаваться инстинктам, в них —несвобода; не предаваться каким-либо автоматическим привычкам-правилам, которым человек так охотно подчиняется. Человек должен действительно прийти к сознанию своей свободы, прежде чем вступать в духовный мир. Те представления, что развиты в моей "Философии свободы", человек должен уже сделать в себе живыми, если действительно хочет взойти в духовный мир. Это ведь подчеркнуто и в "Как достигнуть познания высших миров?"." 206(13.VIII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     551
. "Эта способность (свободно) связывать и разделять представления, она прекращается со вступ­лением в имагинативный мир". Нужно научиться ценить свободу этого мира и сам мир. "Эту свободу мы научаемся особенно ценить тогда, когда мы ее развиваем как силу таким образом, как, скажем, воспо­минания после смерти. Лишь когда в чувствах мы можем вернуться в земную жизнь, мы оказываемся прича­стными свободе и между смертью и новым рождением. Мы должны остаться связанными с земной жизнью, что­бы быть причастными свободе между смертью и новым рождением. ... не стой человек твердо на почве, на которой мы стоим в физической действительности, он не мог бы в здоровом состоянии войти в духовный мир". 206(13.VIII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

О некоторых опасностях эзотерического праксиса и их преодолении

     1098а. "Эзотерику нужно иметь доверие, — эту мысль он должен глубоко вписать в свою душу.
     Четыре опасности угрожают эзотерику, которые он должен преодолеть:
     1. Первая опасность — материалистическая; она живет в физ. теле. Этой опасностью является физ. тело.
     2. Ясновидческая опасность; она сидит в эф.теле.
     3. Магическая опасность; ее приносит астр. тело.
     4. Мистической опасностью является Я".
     Выражения типа: "я хотел сделать как лучше, но не получилось", — следует забыть. Вместо этого следует почувствовать весомость слов: "Я должен познать!"
     "В эзотерике значимо лишь деяние, лишь то, что исполняется. В высших мирах неспособность — вина".
     "Материалистическая опасность состоит в том, что низшее "я" закрывает доступ к высшему; рост эгоизма. Ясновидческая опасность состоит в стаскивании высших миров вниз. Магическая опасность состоит в желании получать приказы. Из высших миров не приходит: "Ты должен!" Мистическая опасность возникает при смешении собственных вожделений с тем, что приходит свыше". 266-1, с. 422-423
     Если эзотерик не может преодолевать в себе плохое настроение, то он подпадает власти неправильного духа тяжести. "Дух тяжести как таковой принадлежит к Иерархии Духов Личности; это он утром при пробуждении возвращает нас в физ.тело. ... и это хорошо для нас. Но среди духов такого рода существуют такие, которые переступают сферу своей деятельности и желают действовать в области Духов Формы. Это они овладевают эф.телом эзотерика (действуют в Я), если он предается плохому настроению, и так обрабатывают его, что человек целиком впадает в ипохондрию. В физ.теле это ведет затем к заболеванию пищеварительного тракта". У экзотерика дух повседневности постоянно все приводит в равновесие. 266-2, с. 49
     Если эзотерик не в состоянии преодолеть в себе тщеславие, то "...он подпадает власти Духов Света, но не регулярных, добрых, происходящих из сонмов Духов Мудрости, но таких, которые действуют в области Духов Движения. Добрые Духи Света имеют задачу вести человека вечером после засыпания в духовный мир, облегчать ему туда вход". Другие Духи света так влияют на его эф.тело — если он к тому же не желает познавать духовный мир, — что начинаются изменения даже в физическом мозгу. Человек начинает страдать от спутанности мыслей, фантастичности, и даже может помешаться. И он может тогда вредить даже всему человечеству. 266-2, с. 50
     Ложным Духам света подпадают в случае, "когда, например, человек начинает воображать себе, будто бы ему следует помогать человечеству, и он желает целиком открываться в любви, тогда как на самом деле им владеет вожделение без особого труда взойти наверх. Тогда являются эти Духи света, проникают в человека и приводят его к грезам и фанатизму, так что все представления в нем переворачиваются и делаются неистинными. Человек же думает, что он являет собой силу добра, что он способен улучшить мир". Исправить положение можно, преодолев вожделение быстрого развития и начав желать правильного развития в правильное время. 266-2, с. 53
     Эзотерик начинает переживать, как изнутри приходит все то, что прежде предписывалось как нравственные нормы. Вследствие этого связь Я с астр.телом делается свободнее, а чувства — самостоятельнее. "Вследствие этого человек сначала может показаться менее моральным, чем обычный, средний человек, тогда как он старается освободиться от приходящих извне чувств и ощущений.
     Также и эф.тело постепенно делается свободнее; привычки, предрассудки отношения меняются и приходят в противоречие с тем, к чему нас принуждают, следуя духу времени и общепринятым понятиям. Что прежде мы считали истинным, оказывается ложным; человек легко приходит в конфликт с внешним миром".
     В физ.теле возникают ощущения, что может заболеть, где угодно, но старые лекарства перестают помогать.
     Опасности от ослабления связей могут проявиться в пренебрежении к человеческим и мировым отношениям. Необходимо помнить о среднем масштабе. 266-2, с. 66-67
     На пути вовнутрь нас может совсем плотно окутать мир вожделений, закрывающий от нас, подобно туману, дух. "Существуют силы, подступающие к эзотерическому ученику, чтобы сделать этот туман еще плотнее. Все плотнее становится он, если мы этому не противимся. Нам необходимо сжечь его, чтобы самим не погибнуть в огне наших вожделений. Если же мы этот туман не преодолеваем, не отталкиваем, не долбим его возрастающую благодаря люциферическим и ариманическим существам плотность, то мы, выражаясь оккультно, оказываемся в заключении. ... Это называют "оккультной темницей". 266-2, с. 150-151
     "Если бы эзотерика стала вредить собственной свободе, то это было бы черной магией".
     "Если мы чувствуем ослабление сознания в нас или совсем теряем его, то это знак того, что тут вмешиваются злые силы; и чем сильнее переживание бессилия, тем больше сил жизни отнимают они у нас". Если подобное мы переживаем в медитации, то она тогда не усиливает, а ослабляет нас. Туть можно даже заболеть, постоянно чувствовать усталость, недовольство жизнью. "Ибо злые силы больше, чем обычных людей, любят развивающихся через медитацию, цепляются за них и стараются их погубить". 266-1, с.383, 461


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     587
. "Наконец, для ищущего важно принять в соображение "волю к свободе". Ею обладает тот, кто в самом себе находит опору и основание для всего, что он совершает. Столь трудно достижима она пото­му, что необходимо полное такта равновесие между раскрытием чувства ко всему великому и доброму и одновременным отклонением всякого принуждения. С такой легкостью говорят: воздействие извне и свобо­да — несовместимы. Но в этом как раз все дело, чтобы они совмещались в душе. Когда кто-нибудь сообща­ет мне что-либо и я принимаю это под давлением его авторитета, то я не свободен. Но я несвободен и в том случае, когда замыкаю себя перед тем добрым, что я могу получить таким образом. Ибо тогда на меня в моей собственной душе оказывает давление то худшее, что в ней есть. И при свободе дело заключается не только в том, чтобы я не находился под давлением внешнего авторитета, но прежде всего и в том, чтобы я не находился под давлением собственных своих предрассудков, мнений, ощущений, чувств. Не слепое подчинение воспринимаемому будет правильным, но: дать ему возбудить себя, воспринять его совершенно непредвзято, чтобы "свободно" признать его. ... На значение изложенных качеств было ука­зано уже прежде при описании "цветов лотоса". Там было показано, какое отношение они имеют к развитию двенадцатилепесткового цветка лотоса в области сердца и к исходящему от него току эф.тела. Из сказан­ного выше видно, что задача их состоит главным образом в том, чтобы дать возможность физ.телу (духов­но) ищущего обходиться без тех сил, которые обычно идут ему на пользу во время состояния сна и кото­рые должны быть у него взяты ради развития. Среди таких воздействий развивается имагинативное позна­ние". 12(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     588
. "Внутренняя сила собирается не благодаря тому, что мы ненавидим принуждение, но благода­ря тому, что мы добровольно, совершенно добровольно берем на себя принуждение". 264 с.67


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     589
. "Свобода от предрассудков личности, от сомнений и суеверий — вот признаки того, кто на пути познания достиг ученичества". 9(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru