BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





РАЙ

222.В Гиперборейскую расу Солнце отделилось от Земли. "Тогда на Землю стали приходить зачатки древнелунных людей разной степени совершенства. Все они обладали тогда способностью самовоспроизводства, самооплодотворения.
     Потом совершилось второе разделение. С Луной из Земли ушло все обладавшее силой самовоспроизводства". Это была Лемурийская эпоха, эпоха разделения полов.
     Ягве вел тогда земное развитие, действуя только в силах размножения. Тогда выступили адепты, обогнавшие развитие еще на Луне, уже там развивавшие рассудок. Они воздействовали на астральное тело человека. Противодействуя им, Ягве произвел разделение полов.
     Разделение на два пола ослабило силу размножения и создало возможность одухотворения. К таким людям и подошли лунные адепты. "Они сказали им: вам не следует идти за Ягве, он не даст вам подойти к познанию; вы же должны достичь познания. — Это и есть (райский) Змей. Он приближается к женщине, ибо женщина обладает силой производить из себя потомство. Ягве тогда сказал: человек стал подобен нам, — и принес в мир смерть и все связанное с нею". 93-а (23)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

230. Начиная с Лемурийской эпохи и до настоящего времени на северном полюсе проявляется наиболее сильное влияние из центра Земли и наиболее слабое — от Солнца и Луны. (На экваторе все обстоит наоборот.) Поэтому люди не могут там воплощаться. Но в Лемурийскую эпоху вокруг северного полюса в воздушно-водной среде, не нисходя на Землю, обитало духовное племя. Его члены жили в эфирном теле и имели шаткое отношение к примитивным телам, развивающимся внизу, на Земле в водно-воздушной плотности и находившимся в большой зависимости от Земли. Это лемурийское население северного полюса было весьма интеллектуальным и управлялось как бы через нити, шедшие сверху. Всю мудрость мира они могли пережить в своем эфирном теле с помощью высоких ясновидческих способностей, восходивших до высоких Иерархий.
     В области же экватора, где воздух был более пронизан Солнцем и согрет, люди глубже сошли в физ. тела, пронизали их эфирным. Этих существ можно было бы увидеть современным взглядом как физически высокоразвитых человеческих образований, в то время как северные народности представлялись малоразвитыми. Кроме того, вокруг экватора души были более индивидуализированы. В воздушных сферах северного полюса был некий род рая. (В теософской литературе иногда говорят об учителях, приходивших с севера.) И тем людям грозила опасность потерять связь с Землей. Люди же экватора могли слишком глубоко и преждевременно погружаться в материю. Поэтому "в Лемурийскую эпоху особенно перспективные части человечества переместились в области, расположенные между экватором и северным полюсом". Там позже возникла Атлантида.107 (18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

29. Адам и Ева до грехопадения не могли видеть физ. тела друг друга, а когда увидели, то устыдились. С грехопадением им была напечатлена более грубая материя. 129 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

30. "Отпадение от единого Бога отдельных людей совершилось через "я". Это произошло в Раю. В латинском языке слово malum означает и "яблоко", и "зло". 97 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

699. "Мировое развитие человека связано с непрерывными совместными усилиями (действиями) Люцифера и Аримана. Если бы Люцифер не действовал в человечестве, то не хватало бы рвения и огня для продолжа­ющегося потока человеческого развития. Если бы не было Аримана, который от одного народу к другому разрушает все то, что рождается от люциферического направления, не касаясь общего потока, то Люцифер бесконечно долго вел бы отдельные культуры. Вы видите здесь, как Люцифер вызывает свою собственную карму, которая является необходимым следствием развития на др. Луне, в результате которого Ариман все­гда прикован к Люциферу. Ариман есть исполнение кармы Люцифера.120 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

390. "Если бы не произошло люциферического влияния, то Духи Формы создали бы человеческую форму как имагинацию. Вместо костной системы райский человек имел бы имагинацию. Духи Движения вместо му­скулов дали бы ему инспирацию, а Духи Мудрости вместо материи нервов дали бы ему интуицию".134 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Сознание как отражение и омертвение

1806а. "Человек рефлектирует духовный свет точно так же, как любой предмет рефлектирует солнечный свет. ... Все, окружающее нас, есть отражение духовного мира. В прадревние времена, до так называемого грехопадения, человек не смотрел вовне, как теперь. Он тогда видел внутренне, духовно. Происходило это так: он вдыхал духовную субстанцию, которая его окружала, и бывшее вовне становилось его внутренним; оно тогда отражалось в нем. Например, там, где позже возник глаз, находился маленький духовный светильник, и т.д. Благодаря этому он получал внутренние познания. А современного зрения у него не было. Так было это и с другими развившимися позже органами чувств. Таково было райское состояние человека. Внутренний рай имел человек и потерял его из-за люциферического влияния. Он тогда начал видеть себя извне, физически, когда глаза его открылись вовне. И его охватил стыд перед Богом за то состояние, в котором он пребывал. Он оказался как бы нагим перед Богом".265, с.355,356


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

219. "Когда пишут "Потерянный рай", то в действительности описывают изгнание человека из царства Люцифера в царство Аримана, описывают тоску человека не по Божественному, а о потерянном Рае, т.е. о царстве Люцифера". Это стоит и у Мильтона, и у Клопштока. 194(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1287. "В древнем индийском смысле Люцифер выступил перед людьми и сказал: вы будете как боги и сможете найти состояние Саттва, Раджас, Тамас в мире ... по указанию Люцифера люди должны были познать внешнее; потому они должны были пройти через эволюцию вплоть до эпохи Христа.
     Потом в лице Кришны и мальчика Иисуса Евангелия от Луки явился тот, кто некогда отступил перед Люцифером. На двух этапах (Бхагават-Гита и Евангелие) учил он теперь тому, что должно было быть обратным полюсом учения, данного Люцифером в Раю: Люцифер хотел открыть вам глаза на состояния Саттва, Раджас и Тамас; закройте глаза на состояния Саттва, Раджас и Тамас, и вы почувствуете себя самосознающими людьми (так учил Кришна).
     Так выступает, с одной стороны, имагинация Рая, где Люцифер открывает людям глаза на Саттва, Раджас, Тамас и временно отступает тот, кто является противником Люцифера. Потом люди проходят через развитие и достигают точки, где приходит учение о самосознании ... Оба учения односторонние... Поэтому выступило нечто всеобъемлющее — Импульс Христа, высший синтез двух односторонностей... через Люцифера человечество было бы осуждено жить односторонне во внешнем, в состояниях Саттва, Раджас, Тамас; через Кришну оно должно было быть воспитано в другой односторонности: закрыть глаза и искать только собственного совершенства.
     Христос взял на Себя грехи. Он дал людям то, что уравновешивает обе односторонности. Он взял на Себя грех Кришны и всех, кто хотел его совершить, держа свой взгляд прикованным к состояниям Саттва, Раджас, Тамас. Взяв на Себя односторонности, Он дает людям возможность постепенно снова найти созвучие между внутренним и внешним миром, ибо только в этом созвучии можно найти исцеление для людей.
     Но когда развитие уже началось, оно не может сразу закончиться. Развитие к самосознанию, которое началось вместе с Кришной, продолжалось далее и все более напрягало самосознание, вызывая все большее отчуждение от внешнего мира. Это развитие имеет тенденцию продолжаться и в настоящее время. В ту эпоху, когда импульс Кришны был воспринят мальчиком Иисусом Евангелия от Луки, человечество было как раз охвачено этим развитием все возрастающего напряжения самосознания, все большего отчуждения от внешнего мира. Это познали люди, которые приняли крещение от Иоанна в Иордане. ... они поняли Крестителя, когда он им сказал: переменитесь, не идите путем Кришны! — хотя он и не употребил этих слов. Мы можем назвать этот, начавшийся тогда, путь путем Иисуса, если говорить в оккультном смысле. ... во многих областях человеческой культуры в ряде столетий, последовавших за основанием Христианства, опирались только на Иисуса, а не на Христа... И это стремление к индивидуальному совершенству напрягалось до того, что люди стали впадать в трагизм все большего отчуждения от божественной природы, от внешнего мира. ... среди нас ходит много душ, не понимающих своего окружения. ... Многие души чувствуют, как мало способен теперь человек освободиться от чрезмерно окрепшего самосознания. В наше время такие души будут искать открытого им через Антропософию понимания Импульса Христа. ... "Я" — это слово Кришны ... “Не я, но Христос во мне", — это слова Христова Импульса”. 146(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

6. Мистерии Гибернии
     25. "В сказках, легендах различают Рай, с Люцифером в нем, и остальную Землю, куда было изгнано человечество. Но с Ирландией было иначе, она не принадлежит в том же смысле остальной Земле, т.к. до того, как Люцифер вступил в Рай, на Земле было образовано отражение Рая, и этим отражением стада Ир­ландия.
     Поймите: Ирландия — это та часть Земли, которая не имеет никакого отношения к Люциферу. ... Только когда Ирландия обособилась от Рая, в него вступил Люцифер.
     Это прекрасная эзотерическая легенда. ... Греки называют Ирландию "Jerne", римляне "Jvernia" ... Территориальные силы, силы, исходящие из земли и захватывающие человеческого двойника, на острове Ир­ландия — наилучшие. ... Но человек не есть результат части земли, на которой он стоит, и его характер может противоречить тому, что исходит из земли". Об этом плодотворно знать в связи с социальными иде­ями.
     "В определенный момент 3-ей послеатлантической эпохи одно братство восприняло побуждение послать довольно большое число колонистов из Малой Азии на остров Ирландия. Эти колонисты вышли из той облас­ти, где позже родился философ Фалес. ... он родился хотя и позже, но в той среде, в той духовной суб­станции, из которой посвященные послали колонистов в Ирландию ... зная, что рассказывает легенда об этом острове. ... И сегодня в Ирландии есть потомки тех колонистов". 178 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     881а
. Херувим с огненным мечом, "Страж Рая стоит точно на том месте, куда мы приходим в состоянии глубокого сна, потеряв сознание". И это благо для нас. "Ибо даже взгляд в мир Архангела, если мы до этого не созрели, уничтожил бы нас". 266-1, с. 548


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Имагинация Рая

     940. Если ясновидчески пробудиться во время глубокого сна, то обнаружится, что все органы физ.те­ла растут, "и, вырастая, все эти органы пищеварения, кровообращения, дыхания становятся величествен­ными животными сущностями (орел, лев, телец); нервная же система становится растительным образовани­ем. И далее представьте себе, что в этом величественном образовании господствует человек. Затем с од­ной стороны появляется Люцифер (это переживается в имагинации), привлекает к себе человека, и вслед­ствие этого высшие Иерархии вытесняют человека наружу. А благодаря тому, что человек вытеснен наружу, все это (человеческое) образование сжимается в телесное пространство, и со всем своим сознанием, дневным сознанием, пребывает теперь вне своего тела. Таков причина, вызвавшая в человеке утрату зна­ния о своем внутреннем, о котором он знал прежде, и обусловившая в нем знание о внешнем. Он был из­гнан через те отверстия, которые потом стали органами чувств; он находится теперь в чувственном мире, а то, внутри чего он жил в далеком прошлом, сжалось и стало его внутренним. Я дал вам здесь представ­ление о том, как с помощью ясновидения приходят к тому, что обыкновенно называют Раем". 145 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     941
. "По мере того, как растут силы эгоизма в освобожденном астр.теле ... человек чувствует одиночество, рост леденящего одиночества. Но этот лед одиночества исцеляет от чрезмерного эгоизма. И можно сказать, что развитие шло правильно, если в этот момент являются одновременно: с одной стороны — стремление быть всем для себя, через себя, а с другой — рост леденящего одиночества. ... И когда эти две силы — эгоизм, расширяющийся до мировых интересов, и холодное одиночество — действуют вмес­те, то человек приближается этим к имагинации рая. А когда она выступает достаточно живо, когда она воистину появляется, тогда наступает также мгновение правильной встречи со Стражем Порога. ... стоя перед Стражем Порога, человек чувствует себя — это ощущение действует потрясающе — как бы скованным, связанным. Ибо все те магнетические силы, которые влекут человека к личному, действуют здесь с вели­чайшей мощью; и он пройдет мимо Стража Порога лишь после того, как холод одиночества воспитает его т.обр., что он будет в состоянии сделать великие мировые интересы своими интересами. Тогда он почувст­вует то, что мы можем назвать соединением с имагинацией Рая, слиянием с ней в одно. Он чувствует себя тогда внутри нее. ... Это есть чувство как бы оправдания себя перед лицом мировых интересов, т.к. здесь можно сказать себе: да, ты можешь проявить теперь свои собственные интересы, ибо они стали ми­ровыми интересами. ... Но если этого не происходит ... тогда личные интересы гасят имагинацию Рая... человек отбрасывается назад в личную жизнь".
     Предположим, что человек прошел мимо Стража Порога, "пережил торжественное событие своего соедине­ния с имагинацией Рая — она стала его возросшей астральной оболочкой. ... Он начинает ощущать в себе присутствие своего астр. тела; и после того, как он достаточно ясно переживет ... леденящее чувство одиночества ... (то) с помощью этого чувства он построит себе как бы орган для 111видения других существ". Тогда он может пережить в своем астр.теле и Я другое существо. И если сам себя он переживает как бы в виде кометы, ядро которой есть Я, а хвост — астр.тело, и это астр.тело обращено вверх, то астр.тело другого существа в нем обращено вниз. Мы получаем впечатление: "физический мир оставлен на­ми. Но силы, которые исходят от астр.тела того, другого, существа, направлены вниз, в физический мир и действуют там благотворно ... сами же мы не в состоянии направить свое астр.тело вниз. ... Зреет некое духовное решение ... подойти с ледяным одиночеством к этому второму существу и согреться его теплом. ... На мгновение возникает впечатление, как если бы сознание угасло, как если бы мы соверши­ли убийство, сожжение нашего существа. Затем ... в самосознание ... врывается с силой то, что мы по­знаем здесь как инспирацию". Существо вступает с нами в разговор: "поскольку ты нашел путь к другому существу и соединился с его жертвенным излиянием, то ты можешь теперь вернуться с ним на Землю и я поставлю тебя его стражем на Земле. ... В своей физической и эфирной оболочке мы являемся стражами того, что должно постепенно и непрерывно развиваться вверх, в высшие сферы". Таково ясновидческое переживание инспирации, если достигнуть сперва возможности вне физ. и эф. тел соединиться с имагинацией Рая, а затем прийти к этой инспирации, впервые поясняющей нам соотношение наших оболочек.
     Но если взглянуть мимо Стража Порога вниз, в физический мир, то мы увидим там себя как человека, а наше астр.тело направленным вниз, прикованным к физическому плану. Астр.тело другого существа направлено вверх — его астр.тело стремится в духовный мир. "У нас появляется чувство "я", которое живет в нас; а затем у нас является страшное сознание, встает смутное ужасное решение — убить того, другого, которого мы чувствуем лучше себя. Мы знаем: это решение исходит не от истинного Я, которое находят­ся вверху. Здесь же, внизу, в нас говорит другое существо; это оно решается на убийство. Тогда мы снова слышим голос, который пробудил в нас инспирацию. Он звучит теперь страшно, взывая об отмщении: где брат твой? ... Но из того существа, которое мы познаем как самих себя, вырываются теперь слова: я не сторож брату моему. ... Если мы прошли через это переживание, мои друзья антропософы, то мы то­гда знаем все, на что способна человеческая душа. ... С этого мгновения мы узнаем, о чем говорит биб­лейская история Каина и Авеля — но только с этого мгновения, ибо... это оккультное переживание. ...
     Тем, что благие божественно-духовные силы дали человеку такие физ. и эф. тела, которые не позволя­ют ему оглянуться назад (оглушают его), они усыпили в нем известным образом желание войны против всех. ... Земное человеческое познание есть приглушенная жажда разрушения. Страшный облик Шивы, ослаблен­ный до такой степени, что он не изживается, но становится призрачным, стянутым в мир человеческих представлений. ... Познание, а с ним и порывы, внутренние человеческие силы должны быть ослаблены, чтобы ослабить то страшное начало, в котором действует Ариман (ибо это он пробуждает желание убийст­ва)... Вся совокупность этих сил должна действовать ... как возможность переноситься со своими мысля­ми в другое существо". Желание проникнуть в другое существо своим понятием является притупленным ору­жием Каина. Поэтому лишь в медленной эволюции через предметное познание, потом через имагинативное, инспиративное и интуитивное познание человек научается одухотворенно, расширяя астр.тело до мировых интересов, проникать в другое существо, ставя его интересы выше своих. Иначе возникает черная магия. Ибо если астральное тело — эгоист, то "я" еще более того эгоист, "оно хочет себя в другом ... оно есть перерастание эгоизма за его собственные пределы". 145 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru