BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АМОРАЛЬНОСТЬ

380. Современный крестьянин думает больше, чем думал греческий философ. Зато способности восприятия были тогда развиты куда лучше. Человек был связан со всей видимой природой. Восприятия тогда были тем же, чем для нас являются представления. На смену эпохе представлений идет эпоха душевных движений. "Поэтому за культурой восприятий греков и культурой представлений нашего времени последует культура души... затем большое развитие получат волевые импульсы. Тогда люди смогут узнать ...в чем состоит сократический идеал". Это будет эпоха моральности. Аморальность же будет убивать интеллект.143 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

710. Следуя Люциферу, человек грешит против нравственности, следуя Ариману — против логики и здравого мышления.120 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1200. "Если проследить жизненный путь душ, бывших на Земле в какой-то мере бессовестными, то об­наруживается, что они становятся служителями злых духов болезни, смерти и бедствий, вызывающих раннюю смерть и трудную судьбу". 140(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1418. "Во время сна наши моральные импульсы делают в духовном мире отпечаток ... Для хода раз­вития Земли эти моральные импульсы, поступающие в духовный мир, являются оплодотворенными семенами для позднейших земных периодов. ... Духи высших Иерархий приносят это вниз... для человеческого изо­бретательного мышления, для мышления вообще. Если представить себе, что какая-либо эпоха на Земле протекала бы совершенно аморально, то убожество должно было бы господствовать в душевной жизни в по­следующий земной период".
     Во время сна мы живем в существах высших Иерархий ... Если мы совершили моральный поступок, получили моральный импульс, то для существ высших Иерархий возникает возможность воспринять, согласно спиритуальным космическим законам, наше Я и астр. тело с нашими моральными импульсами, с тем, что осталось в нашей душе от наших моральных импульсов. Если же мы совершили аморальный поступок или имели амо­ральный импульс, то с остатком, произошедшим от аморального импульса, мы не можем войти в существ высших Иерархий во время сна. Все аморальное отталкивается, отбрасывается вновь в телесное. ... Мы платим духовному миру нашими моральными действиями то, что должны ему, и мы оста­емся должны духовному миру то, что остается в нашем теле: наши аморальные мысли, аморальные импуль­сы, действия".159 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1420. "Наши волевые импульсы, наши действия могут совершаться тогда, когда мы проникаем в наше тело из мира субстанций высших Иерархий, тех субстанций, из которых рождаются моральные импульсы, проникающие во всю нашу организацию. Все, что мы делаем, происходит благодаря тому, что эти волевые импульсы деятельны в нас. Здесь происходит не только то, что во внешнем мире совершается благодаря нам, но поскольку это моральные действия, то они собираются Серафимами. Наши моральные действия — это источник тепла для всего мира. Под влиянием аморальных человеческих поступков замерзают Сера­фимы, т.е. они не получают никакого тепла, которым могли бы согреть весь мир".156 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1429. "Моральная ценность выражается в астр. теле т.обр., что определенная часть астр. тела обраща­ет внутрь прекрасное лицо, когда в человеке живут неэгоистические поступки, альтруистические импульсы; и ужасное выражение лица обращается внутрь человека, когда в нем живут эгоистические, злые им­пульсы. Т.обр., дух, пребывающий в человеке, имеет физиономию и по ней можно также судить о человеке, хорош он или плох, как судят о его свойствах по его мимике. Этого не знает обычное сознание, но все это непременно находится там. Нет никакой возможности избежать того, чтобы нечестность не вошла глубоко в человека. Человек может быть ... отъявленным подлецом, развивать подлые импульсы и при этом показывать миру невинное лицо. Но то, что находится в его астр. теле и как некое лицо, мимика вы­ражается вовнутрь, — этого не скрыть, это временами делает человека дьяволом, когда он развивает амо­ральные мотивы. ... видно, как чистый эгоизм дьявольски скалит зубы в его сердце. Это закон в такой же мере, как и закон природы.
     Но здесь происходит нечто решающее. Если здесь (это рисуется в виде астр. тела человека без голо­вы), внизу, развивается ужасная физиономия, то свыкшаяся с космосом голова эту физиономию сталкивает вниз, не принимает ее, и человек образует в своем эфирном такое тело, каким оно имеется у Аримана, где голова чахлая, инстинктивированная. Все это идет в нижние члены эф. тела. Голова это не восприни­мает, а человек делает себя ариманическим в своем нижнем эф. теле, а затем уже пронизывает и голову тем, что это ариманическое тело вталкивает в голову. Это удивительно, что человек в своей голове, уже в тепловом эфире головы отталкивает неморальную физиономию. Так что неморальный человек носит в себе эфирно-ариманический организм, а голова не подвергается влиянию того, что в нем имеется. Она остает­ся отображением космоса, но она принадлежит ему все менее и менее, поскольку не пронизывается своим собственным существом.
     Неморальный человек по этой причине менее выходит за пределы того, что он имел в своей предыдущей инкарнации. Что стало его головой как преобразованное тело предыдущей инкарнации, — это так и остается головой, и когда он умирает, то в отношении головы он не может пойти довольно далеко. Зато вызванное внутри действием моральной фантазии устремляется в человека вплоть до головы. Оно действует в вертикальном направлении. Именно в вертикальном направлении не действует ничто неморальное. ... В вертикальном направлении струится только моральное. И уже в эфире, в тепловом эфире крови аморальная физиономия в вертикальном направлении отталкивается. Голова ее не воспринимает. Моральное же идет с теплом крови в тепловой эфир головы, а еще более — в световой эфир, в химический и жизненный эфир. Человек тогда пронизывает голову своим собственным существом".221 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Интерес — тупость

1457. "Что творит человеку отношение к вещам — это ... интерес к ним. Словом "интерес" выраже­но нечто бесконечно значительное в моральном смысле. ... Это относится уже к нездоровью души, если че­ловек отшатывается от того, к чему он должен проявлять интерес... Собственно, и сострадание проявляет­ся правильным образом лишь тогда, когда мы имеем интерес к какому-либо существу. ... Не путем проповеди всеобщей человеческой любви можем мы идти вперед, а благодаря настоящему расширению нашего интереса, когда мы проявляем все больше интереса к душам с различными темпераментами, с различными характерами, расовыми, национальными особенностями, с различными религиозными, философскими исповеданиями. Правильное понимание, правильный интерес вызывают в душе правильное моральное деяние".
     "Мы можем избежать крайностей, различая между действительным, правильным интересом и ложным и при этом сохраняя правильную середину. Каждому встречному существу тут же бросаться в объятья — значит страстно терять себя в существе, значит не иметь никакого действительного интереса. Когда мы это дела­ем, мы теряем себя в мире. Через здоровый интерес мы стоим морально твердо в точке середины, в точке равновесия".
     "Тупость удаляет нас из мира, тогда как интерес связывает с ним. Мир теряет нас через нашу притуп­ленность, и мы становимся аморальными. ... притупленность и отсутствие интереса к миру — это в высшей степени моральное зло".155 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1488. "Почему человек нашей эпохи мог стать аморальным? ... Это происходило оттого, что человек в ряде своих воплощений все более и более нисходил в физический мир и поэтому все более и более разви­вал побуждение к одному лишь физическому, чувственному миру.
     Душа сегодня тем аморальнее, чем больше побуждений к нисходящему циклу действовало на нее. Этот факт доказывается непосредственно оккультным исследованием".
     "В 6-й культурной эпохе, приблизительно уже в З-ем тысячелетии, аморальность будет парализующе дей­ствовать на интеллектуальность". В 7-й эпохе уже не будет ни одного умного человека, который не был бы морален.130 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru