BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





САМОЧУВСТВИЕ

802. "Мир мыслей, которым мы обладаем, является, в своей сути, трупом доземного бытия. ...Как исче­зает зеркальное отображение, стоит нам только убрать зеркало, так исчезает жизнь наших мыслей, когда мы проходим через врата смерти. ...Зато все, что было развито человеком в совместных чувствах с зем­ными вещами, это как после-чувства, послеощущения земного проходит через врата смерти. ... Благодаря ему мы развиваем силу (см.схему) пребывать в духовном мире внутри существ, в том элементе, который является элементом духовных мыслей. Чувства, сопережитые с земным окружением и через нашу телесность отделенные от земного окружения, устрем­ляются после смерти в духовное окружение и связываются с мыслительно-духовным миром, в который мы вступаем, проходя врата смерти.

     И благодаря тому, что мы в некотором роде переливаемся с нашими со-чувствами в мыслительно-духов­ное, мы, опять-таки, развиваем некий род мыслительного тела, живое мыслительное тело, которым и пользуемся в период между смертью и следующим рождением. Ибо то, что в жизни является чувством себя, — это развивается во внутристояние в других существах. Поскольку мы через чувство себя в земной жизни знали себя внутри нашей телесности, постольку мы учимся знать себя в других существах, в существах высших Иерархий, когда проходим врата смерти. А когда мы стоим внутри духовных существ, то воспринимаем от них силы, которые затем ведут нас далее по жизненному пути между смертью и новым рождением. Так что мы можем сказать: таким вот образом развивается наше собственное силовое существо; такова мета­морфоза духовно-душевного, когда мы проходим через врата смерти. Воля, как таковая, представляет собой нечто иное, чем мир мыслей, исчезающий со смертью. Она явля­ется источником для содержания нашего самочувствия. Представьте себе, вы хотите что-то такое, что вас удовлетворяет, дает вашему самочувствию определенный нюанс. ... Воля — это не что-то такое, что совершает деятельность вовне, но она стремится также с силой назад в наше внутреннее. Чем мы являемся, мы знаем из того, что мы можем. И этот нюанс самочувствия, этот вновь отраженный в нас элемент воли мы берем вместе с самочувствием в духовный мир. Т.обр., воля, или обратное излучение воли в наше само­чувствие, является тем, что мы уносим с собой, погружаясь в сущность высших Иерархий. И благодаря то­му, что мы берем с собой то, что повышает наше самочувствие, чувство себя или, наоборот, ослабляет его, находит силу наша карма, наша судьба. Если обозреть подобные вещи, то можно вглядеться в то, чем, собственно, является человек. И подобным же образом учатся познавать определенные сопутствующие явления земной жизни. В земной жизни здесь или там присутствует страх; но никогда он не должен заполнять всю душу, и было бы трагично, если бы такое случилось. ...
     Опять-таки, чувство себя (самочувствие) не должно в земной жизни подниматься выше определенной высо­ты и вообще в земной жизни вовсе не должно ощущаться самостоятельным. Человек, слишком сильно развивший самостоятельность, чувство себя, и знает только одного себя. Самочувствие необходимо в земной жизни лишь для того, чтобы нам твердо держаться в своей телесности до смерти, чтобы, просыпаясь утром, мы могли вернуться в нашу телесность. Но после смерти мы также нуждаемся в нем, ибо там встает уже иная задача — погрузиться в мир духовных существ, а в противном случае мы бы каждый момент теряли себя. ... Если бы мы не смогли, обладая самочувствием, войти в духовный мир через врата смерти, то мы бы потеряли себя. Нам необходимо здесь самочувствие, чтобы просто сохранить себя. И именно моральные вещи, совершаемые нами в земной жизни, правильным образом повышают наше самочувствие, предохраняют нас от потери нами себя после смерти".210 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

858. "Вступая после смерти в душевный мир, душа подчиняется его законам. Они влияют на нее, и от их влияния зависит, каким образом будет вытравлено в ней стремление к физическому. Влияния должны быть различны, сообразно видам душевных сил и душевного вещества, в область которых она теперь вводится. Каждый из этих видов проявит свое очищающее, просветляющее воздействие. Происходящий здесь процесс протекает таким образом, что в душе все антипатичное постепенно побеждается силами симпатии, и сама эта симпатия достигает своей наивысшей вершины. Ибо через наивысшую степень симпатии ко всему остальному душевному миру душа как бы растворится в нем, сольется с ним воедино: тогда ее себялюбие вполне исчерпается. Она перестанет существовать как существо, тяготеющее к физически-чувственному бытию: дух освободится ею".
     "Низшая область душевного мира есть страна пламени вожделений. Посредством нее после смерти в душе вытравляется все, что имеется в ней самого грубого, связанного с низшей телесной жизнью и с себялюбивыми вожделениями. Ибо благодаря этим вожделениям она может воспринять воздействие сил этой душевной области. Неутоленные вожделения, оставшиеся от физической жизни, обра­зуют точку нападения. Симпатия таких душ простирается лишь на то, что может дать пищу их себялюбивому существу; и она далеко перевешивается антипатией, заливающей все остальное. Однако эти вожделения, уст­ремленные на физические наслаждения, не могут найти себе удовлетворения в душевном мире. Вслед­ствие этой невозможности утоления алчность возрастает до высшей степени. Но вместе с тем, благодаря этой же невозможности утоления, алчность должна постепенно угаснуть. Пламенные похоти мало-помалу сго­рают; душа познала, что в устранении таких похотей лежит единственное средство избежать страдания, которое должно произойти от них. ... Те натуры, в которых мало похотей, проходят через это состояние не замечая его, так как у них нет сродства с ним. ... Нельзя назвать такое очищение страданием в том смысле, как в чувственном мире подобное же должно ощущаться исключительно как страда­ние. Ибо душа после смерти требует своего очищения, потому что только путем его может быть вытравлено существующее в ней несовершенство.
     Второй вид процессов душевного мира таков, что симпатия и антипатия находятся в них в равновесии. Поскольку после смерти человеческая душа находится в таком состоянии, она будет некоторое время под влиянием этих вещей. Погружение в суету внешней жизни, радость от преходящих впечатлений внешних чувств обусловливают это состояние. Люди живут в нем, поскольку оно обусловлено указанными выше душев­ными склонностями. Они позволяют влиять на себя каждой мелочи дня. Но так как их симпатия не обращается ни к чему в особенности, то эти влияния быстро скользят мимо. Все, что не принадлежит к этому ничтожному царству, антипатично таким людям. Когда после смерти душа переживает такое состояние, и здесь нет налицо чувственно-физических предметов, необходимых для его удовлетворения, то это состояние в конце концов должно погаснуть. Разумеется, царящее в душе перед этим погашением чувство лишения мучительно. Это мучительное положение есть школа разрушения иллюзий, которыми человек окутан в течение физической жизни.
     В-третьих, в Мире Душ встречаются явления, в которых преобладает симпатия, преобладает природа желаний. Их воздействие души испытывают благодаря всему тому, что сохраняет после смерти атмосферу желаний. Также и эти желания постепенно умирают вследствие невозможности их утоления.
     Указанная выше как четвертая, область радости и печали в Мире Душ налагает на душу особые испытания.
     Пока она живет в теле, она принимает участие во всем, что касается этого тела. Движение радости и пе­чали связано с ним. Оно причиняет душе наслаждение и блаженство, неудовольствие и отвращение. В тече­ние своей физической жизни человек ощущает свое тело как свою самость. На этом факте основано то, что именуется самочувствием. И чем более человек чувственен, тем более принимает его само­чувствие этот характер. — После смерти не хватает тела, как предмета этого самочувствия. Поэтому душа, в которой осталось это чувство, чувствует себя как бы полой. Ею овладевает чувство, словно она потеряла себя самое. Оно продолжается до тех пор, пока не осознано, что не в физическом находится истинный человек. Поэтому влияния четвертой области разрушают иллюзию телесной самости. Душа научается познавать эту телесность уже как нечто несущественное. Она исцеляется, очищается от тяготения к телесности. Этим она преодолела то, что еще сильно привязывало ее к физическому миру, и она может полностью развернуть стремящиеся наружу силы симпатии. Она, так сказать, отошла от себя самой и, пол­ная сочувствия, готова излиться в общий мир душ.
     Здесь нельзя не упомянуть, что переживания этой области в особенной мере испытывают самоубийцы. Они искусственным путем покидают свое физ. тело, тогда как все чувства, связанные с ним, остаются неиз­менными. При естественной смерти вместе с разрушением тела происходит также и частичное умирание свя­занных с ним чувств. Для самоубийц же к тем страданиям, которые причиняет им чувство внезапной полос­ти, присоединяются еще неутоленные вожделения и желания, из-за которых они покончили с собой.
     Пятая ступень Мира Душ есть ступень душевного света. Симпатия к другому имеет на ней уже огромное значение. Ей родственны души, которые в течение физической жизни не довольствовались удовлетворением низших потребностей, а находили радость и удовольствие в окружающем их мире. Здесь, например, подлежит очищению мечтательное отношение к природе, поскольку оно носит чувственный характер. Но этот вид мечтательного отношения к природе надо строго отличать от той высшей жизни в при­роде, которая духовна по сути, и которая ищет духа, раскрывающегося в вещах и явлениях природы. Тако­го рода чувство природы относится к вещам, которые развивают самый дух и закладывают в этом духе нечто пребывающее. Но от этого чувства природы должно отличать то наслаждение природой, основание которого лежит во внешних чувствах. По отношению к нему душа также нуждается в очищении, как и относительно дру­гих склонностей, которые основаны только на физическом бытии. Многие из людей видят как бы род идеала в учреждениях, которые служат чувственному благополучию, в системе воспитания, прежде всего заботящей­ся о чувственном благоденствии. О таких людях нельзя сказать, чтобы они служили лишь своим себялюбивым побуждениям. Но их душа все же устремлена к чувственному миру и должна исцелиться при помощи господствующей в пятой области Мира Душ силы симпатии, не имеющей внешних средств удовлетворения. Здесь посте­пенно душа узнает, что эта симпатия должна избрать иные пути. Они обретаются в излиянии души в душевное пространство, происходящем благодаря симпатии души к душевному окружению. — Здесь также очищаются те души, которые требуют, чтобы религиозные обряды прежде всего повышали их чувственное благо­получие; все равно, будет ли их стремление направлено к земному или небесному раю. В Стране Душ они найдут этот рай, но лишь для того, чтобы увидать его ненужность и бесцельность. Всё это, конечно, лишь единичные примеры очищений, которые совершаются в этой пятой области. Они могут быть умножены по желанию.
     В шестой области, в области действенной душевной силы, происходит очищение той части души, которая жаждет дела, которая не носит эгоистического характера, но все же имеет свои мотивы в чувственном удовлетворении, доставляемом поступками. Натуры, развивающие в себе подобное наслаж­дение поступками, внешне производят, несомненно, впечатление идеалистов; они проявляют готовность ко всяким жертвам. Но в более глубоком смысле все это у них все же сводится к повышению некоего чувственного наслаждения. Сюда принадлежат многие художественные натуры и те, которые предаются научной деятельности потому, что она им нравится. Что приковывает их к физическому миру, есть вера в то, что искусство и наука существуют ради таких наслаждений.
     Седьмая область, область истинной жизни души, освобождает человека от его последних склонностей к чувственно-физическому миру. Каждая из предшествующих областей принимает от души то, что было ей родственно. Что еще окружает дух — это убеждение, что его деятельность должна быть всецело посвящена чувственному миру. Бывают высоко одаренные личности, которые, однако, не задумываются ни о чем ином, кроме явлений физического мира. Такой образ мысли можно назвать материалистическим. Он должен быть разрушен, и это происходит в седьмой области. Здесь души видят, что в истинной действительности для материалистического образа мыслей предметов не существует. Как лед на Солнце, тает здесь это убеждение души. Отныне душевная сущность поглощена своим миром, дух освободился от всех оков. Он устремляется в области, где живет лишь в своем собственном окружении. — Душа исполнила свою предыдущую земную задачу, и после смерти отпало то, что еще оставалось от этой задачи как оковы для духа. Когда душа победила остатки земного бытия, тогда она сама возвращается в свою стихию".9 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

974. "Если мы переживаем раскаяние (перед сном), то на следующий день мы чувствуем в теле слабость, тяжесть, оцепенелость; радость же наутро переживается как сила и повышенное самочувствие. ... Поисти­не, ничто не делает нас столь свежими, как то, что в предыдущий день мы дали пронизать себя волевым импульсам".130 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

982. "Со вступлением в сон для души исчезает окружающий чувственный мир. Человек проникает в такое внутреннее переживание, которое не дифференцировано в себе, в некотором смысле неоп­ределенно. Душа чувствует — душа, конечно, тогда не чувствует, но если бы она сохранила сознание, то она чувствовала бы, — чувствует себя увеличивающейся подобно широко распространяющемуся туману. В этом внутреннем чувстве и переживании в состоянии сна сначала нет разделения на объект и субъект. Нет различий между отдельными явлениями и фактами. Там имеет место общее чувство, можно сказать, туманное ми­ровое ощущение; и человек чувствует это туманное мировое ощущение как свое собственное бытие. Но тут в спящем человеке выступает то, что можно назвать глубокой потребностью покоиться в Божественном Суще­стве мира. В это излияние переживания во всеобщее недифференцированное состояние примешивается неопре­деленная тоска... "покоиться в Боге". Как уже сказано, я описываю бессознательно пережитые события так, как если бы они проходились сознательно". В первое состояние после засыпания примешиваются снови­дения. Они выражают в образах либо телесные состояния, воспоминания-представления, либо некоторые дей­ствительные факты духовного мира.
     "Но если на первом этапе сна в переживании души нет никакой отчетливой разницы между субъектом и объектом, то далее эта разница становится все более и более значительной; при этом человек приходит в состояние, противоположное бодрствованию. Он чувствует теперь себя, переживает себя в космосе, и как на нечто объективное, он смотрит на свой физический и эфирный организм. И как в дневном сознании он смутно переживает в себе свои органы — легкие, печень, сердце и т.д., — так во время сна он пережива­ет в себе космическое содержание; он сам становится в некотором роде душевным космосом. Это не значит, что он расширяется до космоса, но он переживает нечто, как отображение космоса в себе. Но первый бес­сознательный опыт, который вообще реален, является, я бы сказал, расщеплением этого внутреннего пере­живания души, разделением души на множество отдельностей. Душа переживает себя не как единство, а как множественность... глаз, ушей, легких, печеней... Это вызывает состояние души, которое, если бы чело­век был сознательным, можно было бы назвать пронизывающим душу страхом. ... В дневной жизни органичес­кие процессы физического и эфирного организма составляют основу того, что душа может переживать как идущий то оттуда, то отсюда изнутри страх".
     "Для людей, живших на Земле до Мистерии Голгофы, все это обстояло иначе. Они получали от своих ре­лигиозных водителей соответствующие средства, религиозные откровения, действие которых они могли взять в жизнь сна, и они действовали так, что страх во время сна постепенно преодолевался. Для челове­ка, живущего после Мистерии Голгофы, дело обстоит так, что его внутренняя связь со Христом Иисусом, его чувство принадлежности ко Христу Иисусу, вообще, все его отношение ко Христу Иисусу и фактическое изживание этого отношения, действующее во сне, помогает преодолеть тот страх, что подавляет душу. ... С помощью ведущей силы Христа преодолеваем мы подавляющий душу страх. И из страха развива­ется космическое отношение к миру".
     "Когда мы прозреваем физический и эфирный организм в его системе дыхания, циркуляция крови, во всей ритмической системе, то там живет, сопровождая дыхательные течения, сопровождая циркуляции кро­ви, — возбуждение, импульс, действующий в бодрственной жизни из того, что переживалось душой как плане­тарные внутренние переживания от засыпания до пробуждения". Инспиративное сознание также видит, что во время сна выступает карма, повторные жизни. В дневной жизни это отражается в общем настроении души, в самочувствии.
     "Третий этап сна характерен тем, что переживания внутри планетарного космоса постепенно переходят в переживания мира неподвижных звезд, так что во внутренней жизни души мир неподвижных звезд пережива­ется в некоего рода отображении; но отражается не внешний чувственный образ констелляций неподвижных звезд ... душа живет в тех существах, о которых в предыдущих рассмотрениях говорилось, что в звездах они открываются интуиции".215(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1103. "К существам Ангелов, Архангелов, Архаев мы развиваем наше отношение, нашу взаимосвязь в свободном от тела состоянии между смертью и новым рождением. И в зависимости от того, как развивается это отношение, эта взаимосвязь с существами третьей Иерархии, образуется наше внутреннее, я бы сказал, карма, сущностная карма, та карма, которая зависит от того, как взаимосвязаны наше эф. тело и наши со­ки, делает ли наше эф. тело нас людьми большого или малого роста и т.д.".
     "Спросим себя однажды, милые друзья: что из того, что мы, как люди, носим в себе, в своем внутрен­нем, соответствует многообразию животного мира вовне? Сотни, тысячи животных обликов встречаются вовне, и сотни, тысячи обликов носят наши симпатии, антипатии, только по большей части это остается в бессозна­тельном, в подсознательном. ... Первым миром был тот, где мы, собственно, не чувствовали никакой зависимости: минеральный мир. Вторым миром является тот, в котором живут Ангелы, Архангелы, Архаи, из кото­рого произрастает мир растений, являющий нам наши внутренние качества, от которых зависит наше хоро­шее или плохое самочувствие в жизни, благодаря которым мы чувствуем себя или смертельно несчастными, или счастливыми, исходя из самих себя. Из этого мира берется то, что определяет нашу судьбу благодаря нашему внутреннему составу, благодаря всей нашей эфирной человечности. Наконец, мы приходим к тому, что еще глубже обусловливает нашу судьбу, наши симпатии и антипатии. И эти симпатии и антипатии, они, в конце концов, приносят нам то, что в значительно большем объеме принадлежит к нашей судьбе, чем просто силы роста.
     Один несет свои симпатии и антипатии очень далеко. Он живет здесь и там, поскольку туда его принесли его симпатии, и в этих далях развиваются отдельности его судьбы.
     Глубоко сплетены со всей судьбой человека эти симпатии и антипатии. Они живут в мире уже не третьей, а второй Иерархии: Эксузиаи, Динамис, Кириотетес. Что является земным отображением высоких, прекрасных обликов второй Иерархии, живет в животном царстве. Но то, что эти существа, когда мы общаемся с ними ме­жду смертью и новым рождением, насаждают в нас — это живет во врожденных симпатиях и антипатиях, которые мы приносим из духовного мира в физический мир".
     "Что имеет просто моральное значение, до­лжно стать внешним фактом, должно стать внешним мировым событием.
     Для этого необходимы существа, которые мета­морфизируют, преобразуют моральные дея­ния в мировые деяния. И это суть существа Первой Иерархии: Серафимы, Херувимы и Троны. Они пре­обра­зуют исходящее от нас в одной земной жизни в пере­живания ближайшей земной жизни. Они действуют в том, что в первоначальной жизни является событием, пере­живанием.
     Таковы три основных элемента нашей кармы...".
Третья Иерархия.1-я составляющая кармы: самочувствие; здоровье удовольствие неудовольствие.
Вторая Иерархия.2-я составляющая кармы: симпатии антипатии.
Первая Иерархия.3-я составляющая кармы (в я-организации): события, переживания
235 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

3. Процессы душевной жизни

Оболочки и душевная жизнь
1838. "Если бы эф. тело было, согласно первоначальному намерению ведущих богов регулярно вчленено в физ. тело, то человек переживал бы вокруг себя, с помощью своих органов чувств...струящуюся, журчащую, правящую волю". Но этого не происходит, т.к. эф. тело не пронизывает физ. тела, и часть последнего предоставлена самой себе. "Физ. тело в некотором отношении имеет перевес (над эф. телом) в своей деятельности, которого оно не должно бы иметь". По этой причине человек имеет органы чувств. Перевесу эф. тела над астр., неправильному их пронизанию друг друга человек обязан способностью плакать. "Человек не может пережитое астр. телом совершенным образом вживлять в свое эф. тело, эф. тело имеет перевес над астр. телом, и этот перевес выражается в том, что эф. тело воздействует затем на физ. тело и выдавливает из него слезы. Но это же относится и к выделению всех желез". И если бы не было этого несоответствия эф. и астр. тел, то железы исчерпывались бы во внутренней деятельности, и выделения материи не происходило бы.
     "Фактом перевеса эф. тела над астральным вызывается также то, что мы можем назвать нашим самочувствием, самоощущением. Ибо общее ощущение себя, общее нахождение себя в мире, которое выражается в том, что мы находимся в теле, — это происходит благодаря... такому перевесу". Своей способностью воспринимать грубые вещества и переваривать их человек обязан Люциферу, который создал перевес астр. тела над эф. телом. Искушение Люцифером, изгнание из Рая — это библейские образы, выражащие этот факт. Райское бытие — духовно, не связано с питанием грубой материальностью. "Люциферическое влияние исходит из того что Я была придана люциферическая сила, что это Я нечистым образом смешалось с мышлением, чувством и волей и получило люциферический перевес над астр. телом. Благодаря этому же астр. тело, с другой сторо­ны, достигло перевеса над эф. телом. Равновесие в человеке было разрушено".

"Физическое тело — эфирное тело
1. Перевес физ. тела над эфирным: восприятие мира чувств.

Эфирное тело — астральное тело
2. Перевес эф. тела над астральным: самоощущение во всем теле.




Астральное тело — эфирное тело
3. Перевес астр. тела над эфирным: нормальные физически-органические жизненные процессы.

Я — астральное тело
4. Перевес Я над астральным телом: слияние Я с мышлением, чувством, волением".


     На границе обозначенной: === встречаются Ариман (1,2) и Люцифер (3,4)".134 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru