BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





СЕНСАЦИЯ

1722. "Человек организован так удивительно, что в его внутреннем равновесии от пробуждения до засы­пания голова, т.е. его внутренняя организация, постоянно голодает по отношению к остальному телу. Неко­торые аскеты, искавшие подъема духовно-душевной жизни, заставляли голодать все тело, поскольку процесс голодания, будучи распространенным на все тело, должен создать определенное внутреннее просветление. Этот прием ложный. Нормальным является, если голова в процессе бодрствования питается через внутренние процессы хуже, чем остальной организм. Ибо только благодаря этому можем мы бодрствовать и представ­лять...
     Что происходит, когда во время бодрствования наша голова голодает? Мы тогда воспринимаем, в первую очередь, наше Я из прежней инкарнации. Что мы приносим с собой из духовных миров, с чем мы всту­паем в бытие через рождение или зачатие, — все это мы воспринимаем, когда пробуждаемся. ... А когда мы воспринимаем внешние, чувственные предметы, то эти предметы вступают на место нашего Я... Мы постоян­но воспринимаем внешние предметы, и очень редко в таком душевном постижении бывает так, что мы просто бодрствуем. Но в наше душевное постижение, направленное на внешние предметы, постоянно примешивается стремление воспринять наше предыдущее Я, переключиться на что-либо, на внешний цвет или тон, а затем снова воспринять предыдущее Я и снова перейти на другое. Пока мы воспринимаем внешнее, на нас действует внешний предмет, он вытесняет нашу тенденцию, нашу силу воспринять Я из предыдущей инкарнации. Мы остаемся бессознательными, мы не знаем о нем. Но в чувственном восприятии происходит борьба того предмета, что стоит перед нами, с Я из нашей прежней инкарнации.
     Теперь можно представить себе, что означает тяга к сенсациям, когда хотят отдаться внешнему миру. Это ни в малейшей степени не укрепляет жизнь, а ослабляет ее; ибо в этом случае ослабляется Я нашей прежней инкарнации... А если мы не воспринимаем, а мыслим, представляем — что происходит тогда? Наши мысли либо молчат — но это бывает редко у современного человека, — либо соединяются с каким-нибудь внеш­ним восприятием. Когда они молчат в бодрственной жизни, тогда в нас действует... все то, что мы проде­лали между предыдущей инкарнацией и настоящей. Итак, на том месте, где выступают восприятия, действует прежняя инкарнация, а на том месте, где выступают представления, там действует жизнь, прошедшая между смертью и новым рождением. Поэтому, если мы из самих себя развиваем мысли, то это означает: мы стре­мимся из того, что мы принесли с собой из последнего рождения, на чем мы сами можем стоять, развить правильные мысли. Если мы развиваем только те мысли, к которым мы побуждаемся извне, которые лишь потому хотят вкатиться в нашу душу, что мы воспринимаем их извне, то мы постоянно ухудшаем то, что принесли с собой из времени между смертью и рождением, т.е. то, что усиливает наше Я. Сенсации ослабляют нашу современную жизнь, жажда множить клубные вечера за кружкой, дабы как можно меньше приносить из себя и т.п. ... все это ослабляет наше Я и возникает по той причине, что человек чувствует себя недостаточно сильным, чтобы из душевной жизни занять себя чем-либо".181 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     741
. Как становится человек внутренне духовнее и духовнее? — Не благодаря тому, что он воспринима­ет как можно больше мыслей из окружающего мира, ибо эти мысли дают ведь только внешний чувственно-физический мир в образах. Тем, что человек гоняется за множеством сенсаций в жизни, он не становится духовнее. Духовнее он становится через внутреннюю волевую работу в мыслях. Поэтому медитирование со­стоит в том, чтобы не отдаваться излюбленной игре мыслей, но по меньшей мере ставить в средоточие сво­его сознания легко обозримые, легко проверяемые мысли и ставить эти мысли в средоточие сознания с сильной волей. И чем крепче, чем интенсивнее делается это внутреннее излучение воли в элементы, где именно пребывает мысль, тем духовнее становимся мы. Мысли о внешнем мире делают нас несвободными, свя­зывая с этим миром: он диктует нам, как думать. Лишь во внутренней переработке мыслей мы свободны.
     "Имеется возможность стать совсем свободным, стать свободным во внутренней жизни, если содержание мыслей, поскольку оно приходит извне, исключить возможно полнее, исключать все более и более, а воле­вой элемент, который пронизывает наши мысли в суждениях, в выводах, привести в особую подвижность. Благодаря этому наше мышление приходит в то состояние, которое в моей "Философии свободы" я назвал чистым мышлением. Мы мыслим, а в мыслях живет только воля. Я особенно это подчеркивал в новом ее из­дании в 1918 г. ... Но благодаря тому, что мы все более и более укрепляем волю в мышлении, мы подго­тавливаем себя к тому, что я в "Философии свободы" назвал моральной фантазией, что восходит к мораль­ным интуициям, которые тогда пронизывают, просвещают нашу ставшую мыслями волю или волею ставшие мыс­ли. Таким путем выводим мы себя из физически-чувственной необходимости, пронизываем себя светом того, что нам присуще, и подготавливаем себя к моральной интуиции. А на таких моральных интуициях покоится все, что может наполнить человека из духовного мира". 202(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru