BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





СЕРДЦЕ — и оккультное восприятие


     856
. "Воля отличается от мышления тем, что мышление отскакивает от телесной организации и воспри­нимается в отражении ... воля же — нет. Она входит в телесную организацию и вызывает физические теле­сные процессы. ... При мозговом мышлении мыслительная деятельность человека развивается в эфирном мозгу, отскакивает от физической нервной системы, и благодаря этому в наше сознание входят мысли. При ясновидении мозг как бы отталкивается назад. Мы мыслим астр.телом, а мышление нам отбрасывается уже эф. телом.
     Здесь (рис.1) — внешний мир, здесь — физ.тело при мозговом мышлении, а здесь — внешний мир при ясновидении, то, что мы от­брасываем астр.телом (рис.2); мы тогда отталкиваем назад эф.тело, а физ. тело совсем выключаем. ... Спросим себя: как мы, собственно живем, когда мы живем в нашем мышлении? Я бы сказал, что в на­шем мышлении мы живем на самой границе вечности. В тот момент, когда мы выключаем физ. тело и получаем наши мысли отраженными от эф. тела, мы живем в том, что проносим сквозь врата смерти. ... Наша воля — это дитя, и когда она ста­новится старше, то превращается в мышление. Это созвучно с тем, что мы сегодня развили с иной точ­ки зрения. Воля вплетена во временное, и только благодаря тому, что человек развивается, что он стано­вится все мудрее и мудрее, все больше пронизывает волю мыслями, он возвышает рожденное в воле из временного в сферу вечности, освобождает волю из тела.
     Но в части человеческого тела имеется некое включение: это подчиненная нервная система, система ганглиев, нервная система живота... куда часто относят солнечное сплетение. Эта нервная система, ка­кой она ныне развита в человеке, является несовершенным органом, она пребывает в своем первом зачатке. Позже она разовьется далее". На Юпитере она будет располагаться на поверхности человека. Поэтому в жизни между рождением и смертью мы не используем ее прямо, а оставляем в подсознании. "Но при не­нормальных отношениях может случиться так, что находящееся в возможностях человеческой воли и жела­ний войдет в человеческий организм и при этом ненормальном состоянии, о котором мы еще поговорим, будет отброшено нервной системой живота, как в ином случае мысли отбрасываются мозгом. Воля входит в систему ганглиев, но вместо того, чтобы стать деятельностью, она отбрасывается системой ганглиев, и в человеке возникает нечто такое, что в ином случае возникает в мозгу. Возникает процесс, который можно охарактеризовать так. Если вы обратитесь к переходу обычного бодрственного состояния в ясновидческое, то вы сможете увидеть, как в нас в обычной нервной системе отражаются наше мышление, чув­ствование и воление... В ясновидении мы образуем себе — вне телесного пространства, так сказать — по отношению к мозгу высший орган. Как обычный мозг связан с физическим сердцем, так то, что вовне, в астр.теле, развивается как мысли, связано с эф. сердцем. Это высшее ясновидение: головное ясновиде­ние.
     Но человек может идти и обратным путем. Он может с тем, что коренится в "дитя" — воле, так войти в организацию, что воля станет мышлением, в то время как в другом случае он мышление делал волей. В этом состоит глубокое основание различия между брюшным и головным ясновидением. При головном яснови­дении образуется новый эфирный орган, в котором человек делается независимым от телесной организации. При брюшном ясновидении человек апеллирует к системе ганглиев, апеллирует к тому, что в ином случае остается без внимания. Поэтому результаты брюшного ясновидения более поверхностны, чем пере­живания обычной бодрственной жизни; они не имеют никакого значения для души, когда она проходит сквозь врата смерти. Все, что приобретается через головное ясновидение, имеет духовное, пребывающее значение для души, проходящей через врата смерти, значение большее, чем бодрственные дневные пережи­вания. ... Всякое сомнамбулическое ясновидение стоит ниже бодрственного дневного сознания.
     Против этого ничего не говорит и тот факт, что всякие поэтические и т.п. свойства могут быть раз­виты через брюшное ясновидение". Как же различить оба эти рода ясновидения? "Головное ясновидение всегда образуется в том случае, когда в настоящем временном цикле развития человечества оно ищется на пути, каким он дан в связи с медитацией и концентрацией, когда человек вырабатывает все то, что дается на пути медитации и концентрации. Брюшное ясновидение основывается на том, что начинают ощу­щать систему ганглиев, а это случается по причине различных жизненных аномалий. Брюшным ясновидением обладать удобнее, т.к. оно дается как бы само собой, тогда как головное ясновидение должно быть вы­работано в строгом смысле слова". Приведу один безобидный пример, чтобы пояснить, как возникает брюшное ясновидение. Предположим, что некто желает попасть с одной социальной ступени на другую, хочет, скажем, стать тайным советником. Толкает его на это сжигающее честолюбие его вожделеющей природы. Если он становится этим тайным советником, то брюшного ясновидения у него не развивается. Но если ему не удается достичь желаемого, то пламенеющее вожделение станет жечь его, неупорядоченно входить в его физическую организацию, и тогда он может получить такое ясновидение. Но вожделение должно быть очень сильным. Система ганглиев тогда привыкает отражать это вожделение, и оно становится ясновидением. 161 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     873
. "Когда мы идем своим физ.телом, то мы должны иметь под ногами твердую почву, когда мы мыслим в физическом мире, то мы должны получать сопротивление, как почву для мышления, от нервной системы. Но когда мы свою мыслительную работу перекладываем в наше астр.тело, то наше эф.тело становится для нас тем же, чем является физ.тело, когда мы мыслим в эф.теле.
     Когда мы переходим к имагинативному мышлению, то мы мыслим в астр.теле и эф.тело тогда сохраняет следы, как их сохраняет физ.тело, если мы мыслим в эф.теле. ... после смерти сопротивление нам оказывает внешний жизненный эфир, и то, что развили астр.тело и Я, мы тогда вписываем в весь мировой эфир.
     Таков тот процесс, который мы проделываем на первой ступени посвящения. Он заключается в том ... что мы наше мышление передвигаем из эф.тела в астр.тело... Физ.тело тогда становится объективным и человек имеет его вне своего астр.тела и Я. ... Он мыслит, чувствует и волит в астр.теле, оказывает влияние, делает следы в эф.теле, а физ.тело остается тогда без влияния и видимо как нечто внешнее.
     ...Когда человек начинает развивать имагинативное познание, то его эф.тело увеличивается таким вот образом (см.рис.), и своеобразие этого расширения заключается в том, что параллельно с ним возникает то явление — и это естественно, — которое мы описывали как развитие цветов лотоса. Человек эфирно как бы вырастает из самого себя, и при этом возникает такая особенность, что вне его тела развивается нечто подобное, я бы сказал, некоему роду эфирного сердца. ... некий род духовного сердца вне нашего физ.тела образуется параллельно с те­ми явлениями, которые я описал в "Как достигнуть познания высших миров?"; оно образуется подобно тому, как в физ.теле образуется сеть кровеносной системы с центром в сердце.Только эта сеть развивается вне тела, и мы чувст­вуем себя тогда вне тела сердечно связанными с тем, что мы познаем духовно-научно. И не следует думать, что, так сказать, с тем сердцем, которое чело­век имеет в своем теле, он присутствует при духовнонаучном познании, нет, он присутствует здесь с сердцем, находящимся вне тела; этим сердцем он со­единен с духовнонаучным познанием". 161 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     898
. Первое сверхчувственное переживание — "сокровенный свет", вторым является переживание "неиз­реченного слова": "что-то как бы идет нам навстречу... приближается к нам со всех сторон, в то вре­мя как мы сами разливаемся во всех направлениях. ... Это сопровождается переживанием острого страха. ... с нами как бы начинают говорить на языке, на котором не говорят нигде на Земле. ... Но если мы отделим от слова все, что связано с ним как внешний звук, то мы постепенно получим представление о том, что как полное глубокого смысла мировое звучание со всех сторон выступает нам навстречу. ...Мы имеем ощущение: в сущности, это мы сами; это и есть истинный человек, который идет нам навстречу, мы только видимо замкнуты в кожу, когда живем в физ. теле. В действительности все наше существо запол­няет мир, и оно идет нам навстречу, когда мы переходим в описанное оккультное состояние. Нечто со всех сторон идет нам навстречу. — Это выступает как ощущение расширения духовной жизни, а затем ее сжатие". Для этого опыта мало освободиться от физического мозга, но нужно освободиться и от физиче­ского сердца как орудия. "Когда люди сумеют освободить из своего физического сердца высшие члены, то они научатся переживать такую душевную жизнь, которая связана с более высоким органом сердца, чем сердечная мышца и кровь". 137 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     952
. "В нашей голове погребено наше душевное: оно там покоится. Голова — это лишь внешний орган отражения для физического окружения. Мы схватываем здесь лишь внешний мир. Самих себя мы схватываем, глубоко вглядываясь вовнутрь через сердце. Обычная жизнь ударяет в нас просто волнами эмоций. Но ес­ли мы узнаем об этом больше с помощью высшего познания, то в нас ударяет наше вечное бытие. Тогда ду­ша учится быть связанной с духом, которым являемся мы сами. Мы не являемся внешним миром, который мы рассматриваем как духовное окружение. То же, что мы рассматриваем внутри через наше сердце, ставшее органом чувств, — это мы сами. Путь, ведущий в ином случае только в душевное, когда оно проявляет свою внешнюю сторону, вожделения, страсти, этот же самый путь вводит нас в вечное душевное, пребывающее в нас и пронизанное духовным, которое столь же духовно, сколь и духовный окружающий мир. Тогда мы входим в область, где душа едина с духом".
     "Мы чувствуем себя с нашим сердцем в Солнце, идущими вместе с самим Солнцем, когда сердце становится нашим органом чувств. Для нас самих сердце выносится на Солнце, и Солнце становится на­шим глазом, которым мы теперь начинаем созерцать происходящее вокруг нас. Солнце теперь становится нашим глазом, а также нашим ухом, нашим органом восприятия тепла. Мы тогда больше не чувствуем себя стоящими вне Солнца ... а перенесенными в солнечное, мы стоим внутри света. ... наше собственное существо есть свет. Мы касаемся нашими световыми органами, которыми мы теперь обладаем в волнующем­ся, ткущем свете, духовных существ. Нашим душевным мы становимся теперь родственны миру не вне Сол­нца, а внутри Солнца, и я это подчеркиваю: линейным становится это для нас, мы чувствуем себя как бы на пути Солнца, линейно на пути Солнца. Ну, а если высшее познание идет еще чуть дальше, то мы чувствуем себя не только внутри Солнца, но, в некотором роде, по ту сторону Солнца (см.рис.).

Прежде мы маленьким человечком взирали на Солнце вверх. Теперь мы вошли в Солнце, со своим душев­ным существом чувствуем себя внутри Солнца, а мир, бывший прежде вовне, теперь в нас (зеленое)".
     За сферу Солнца мы выходим только в инспирации, а позже — через инту­ицию. Это область, которую мы переживали до рождения, и ее от нас от­гораживает Солнце. "Физическое Солнце мешает нам видеть духовное". "Восходя к духовному миру, мы приходим на другую сторону Солнца".
     Кроме Солнца на Землю еще действует лунное. Оно как бы вытесняет из могучей власти Солнца некую часть нашего внешнего мирового разви­тия; солнечное в человеческом существе оказывается частично вытесненным лунным. "Но это имеет свой противополюс. Что взято у Солнца с одной стороны и благодаря чему возможно земное размножение и земное наследование, это снова возвращается ему с другой стороны. ... Солнце содержит в себе некоего рода духовное Сверхсолнце, принадлежащее ему (оранжевое). Это Сверхсолнце принадлежит Солнцу, но на человека оно действует как Луна — некий род подсолнца". 212 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru