Главная 
   Предметный  указатель 
    
   
  СКЛОННОСТЬ	          | 
         Планеты и душевное 
  515. "Глядя духовными глазами с Земли на существо Сатурна, получают представление о силах, помогающих человеку в отношении действующего в его организме химизма чувствовать себя самостоятельным духовно-душевным существом. Если мы рассматриваем это бытие Сатурна извне, в его духовно-душевном аспекте, то силы космоса предстают нам как закладывающие инстинкты в человеческую природу.        А бытие Юпитера (см. схему) являет нам все то, что в человеке находимо более душевным образом, чем инстинкты, что имеется в человеке как склонности, как симпатии...        Бытие Марса представляет собой все то, что хотя и не является моральной заповедью, которую человек вбирает вовнутрь, но, в то же время, я бы сказал, является импульсом, происходящим из всей характерологической структуры человека. Мужественен ли человек в отношении своих нравственных действий, или он ленив — это заложено в силах, которые познают, созерцая строй Марса с другой стороны; т.е. это в большей мере бессознательные импульсы, а не полностью осознанные моральные импульсы, описанные в моей "Философии свободы" как коренящиеся в чистом мышлении.        Итак, рассматривая связь человека с внешними планетами, имеют то, что относится по большей части к добродетелям в человеке, связанным, в определенном смысле, с человеческим организмом. Что рождается с человеком, происходит из космоса, из Мироздания; что является более инстинктивным, инстинктивно бьет ключом из всего организма, — это сатурнообразно; что бьет ключом как склонности, аффекты — юпитерообразно. Что бьет ключом как активная, инициативная сила, но связанная с организмом, — марсианской природы.        ... Взглянув безо всякой предвзятости на мировые явления, вы скажете себе: что мой рассудок находит в себе активным образом — это ведь осуществляется в мировых явлениях. Рассудок находится внутри мировых явлений.         Ну, а силы, представляющие рассудительное в мироздании, которые затем рождаются с нами как наши рассудочные зачатки, как наше благоразумие (ум, расчет), они — меркуриальной природы в Мироздании". Венера традиционно представляет любовь. Луна — фантазию, память. "...но понимаемую не так, как это представлено органической деятельностью, лежащей в основе воспоминания, а как образование представлений. Представления памяти также идентичны с образами фантазии, только они образуются с полным доверием к действительным переживаниям. Можно также сказать: фантазия и память, а также более внутренние добродетели и способности связаны с силами, представленными существом Луны, Венеры, Юпитера и т.д.".        "Мы схватываем пространство в нас самих и смотрим на непространственное; как здесь мы из точки видим пространство, так вне тела мы смотрим из пространства на точку. ... мы видим столько миров, сколько человеческих душ стоит в связи с Землей, но — только одну человеческую природу, одного человека. Мы все есть один человек, когда смотрим на себя извне. Поэтому в науке посвящения говорят о тайне числа, что оно имеет значение с той или иной точки зрения. Что на Земле — единство, в космосе — множественность". Поэтому в древности при счете единица включала в себя всё, все числа.213 (4)          Перейти к данному разделу энциклопедии
    1671.  "Мысли — Астральный план  Склонности — Девахан  Действие — Буддхи-план".96 (12)         "Переживание восприятий чувств есть деяние Люцифера, переживание мира — Аримана". В мысли, чувстве и воле, если они возбуждаются только внешними восприятиями, обитает Люцифер.266-3, с.304         "Мышление — если оно содержит в себе что-то, направленное к духовному миру, то идет к Ангелам.        Речь — если она содержит в себе идеалистическое, то идет к Архангелам, если нет, то рассеивается в эфирном мире; если содержит в себе доброжелательность, то идет к Архангелам.        Действие = движение = сознание, что человек сам несет ответственность перед духовным миром; возникает тепло, если моральное чувство говорит деянию "да". Первосилы (Архаи) берут то, что переходит в сгорание".Д.19, с.3 
         "1). Восприятия чувств — тепло холодно        2). Сфера мышления — субстанция света — с существами III-й Иерархии. Планетные сферы.        3). Чувствование — химические силы внутренне как ритм; музыка сфер. II-я Иерархия. Ход планет переходит в звучание сфер.        4). Воление — космическая жизнь: звучание сфер переходит в "мировую речь"."Д.40, с.34 
   "Когда я познаю, я — в себе,  Когда я волю, я есть член мира,  когда я чувствую, я есть, как "Я", член мира". Д.31, с.8  
   | "Мировое мышление | Оно мыслит: | лунное развитие. |   | Мировая душа | Она чувствует: | солнечное развитие |   | Мировая воля | Она волит: | сатурническое развитие." |    266-1,с. 474         Перейти к данному разделу энциклопедии
     2. Элементы душевной жизни и их происхождение.
   Мысль, чувство, воля в связи с оболочками и процессами в них 1795. 
   | "Духочеловек: | Решение |   | Жизнедух: | Намерение |   | Самодух: | Желание |   |   |   |   | Душа сознательная | Мотив |   | Душа рассудочная  |   | Душа ощущающая |   |   |   |   | Тело ощущений: | Вожделение |   | Эфирное тело: | Склонность |   | Физическое тело: | Инстинкт". |     293 (4).  
       
         "Ощущение принадлежит к чувствам; оно есть вброшенное в телесность чувство. В чувстве — удовольствие и неудовольствие; в ощущении и от них присутствует лишь отзвук. ...        Представление: что вновь возникает изнутри как образ. — Процесс восприятий чувств — процесс в эфирном — процесс в теле.        Восприятие: распознание вновь ощущения.        Склонность — более живущая в ощущениях, восприятиях. Склонность — более живущая в свободно восходящих представлениях". Д.31, с.5,10        Перейти к данному разделу энциклопедии
           580. "Каждая склонность, которой следуют слепо, мешает видеть в верном свете окружающие вещи. Следуя склонности, мы как будто врываемся в окружающее нас, вместо того, чтобы предоставить себя ему и почувствовать его в его ценности.        И когда на каждую радость и на каждое горе, на каждую симпатию и антипатию человек не будет более давать своего эгоистического ответа, выражать свое эгоистическое отношение, он станет также независимым и от сменяющихся впечатлений внешнего мира. То наслаждение, которое мы получаем от вещи, ставит нас тотчас в зависимость от нее. В вещи теряют себя. Человек, который, сообразно сменяющимся впечатлениям, теряет себя в радости или горе, не может идти путем высшего познания. Со спокойствием должен он принимать радость и горе. Тогда он перестает терять себя в них; но тогда он их начинает понимать". 9(14)  
       Перейти к данному разделу энциклопедии
    
         |