Главная 
   Предметный  указатель 
    
   
  СОЦИАЛИЗМ	 — и Духовная наука 	          | 
        654. "Наша голова уже готова в 27 лет; и если бы всe развивалось как она, то в 27 лет человек мог бы умирать. ... духовная часть остального человека шлeт голове свои силы. Это сфера сердца обменивается с головой своими силами". Головная мудрость должна стать сердечной мудростью, тогда от материализма придут к спиритуализму. Пронизанные сердечным теплом представления того рода, что голова человека есть отображение всего звeздного пространства, привели бы к созерцанию образов связи человека с Мирозданием.        "Голова человека вообще ничего не может знать о человеке. Поэтому если голова размышляет о том, как человеческое существо изживает себя в социальных взаимосвязях, то она должна привносить в социальную совместную жизнь людей только чуждое, и таковым является современный социализм, каким он выступает в виде социал-демократической теории. И наиболее головным знанием является марксистская социал-демократия. ... Головной мудростью стали социальные теории. Это означает, что социальные теории пытаются обосновать с помощью инструмента, который менее всего способен дать знание о человеческом существе. ... Социализм, марксистский социализм, не опровергнуть головой ... но только с помощью Духовной науки, поскольку духовная наука есть преображенная сердцем головная мудрость". 180(13)         Перейти к данному разделу энциклопедии
    658. "Такова особенность физического плана — вообще не понимать, что создание некоего рая на Земле невозможно. Рай находится не на Земле. С необходимостью должно господствовать непонимание среди тех, кто или хочет реализовать в физическом мире новый Иерусалим как утопию или, как социал-демократ, ввести какое-либо иное всех удовлетворяющее устройство. Это глубокий закон, что человек, пока он живeт на физическом плане, только тогда придeт к удовлетворительному постижению действительности, когда осознает, что существуют высшие миры, что своей душой он связан с высшими мирами.        Лишь когда мы знаем, что являемся гражданами высших миров, возможно удовлетворение". 174(16)         Перейти к данному разделу энциклопедии
    666. "Тот социализм, который уводит людей прочь от сверхчувственного, творит разрушение социальной структуры... он пользуется старым, чтобы реализовать упадочные мысли". 73, с. 320        Перейти к данному разделу энциклопедии
    670. "Социализм не является тем, что связано с истиной, и прежде всего он не связан со спиритуальностью, но он является именно тем, что хочет быть связанным с материализмом".  174(25)        Перейти к данному разделу энциклопедии
    688. "Одно направление символизирует расхожий, тривиальный, или ленинский, социализм, не тот социализм, на который держит курс современное человечество.   ... Все три (изображенные) вещи взаимосвязаны. В жизни они должны действовать вместе". Все три эти вещи представлены в скульптурной группе. Люциферическую и ариманическую односторонности уравновешивает Представитель Человечества.  180(12)        Перейти к данному разделу энциклопедии
    Пролетарское движение в действии
   698. "Не забудем, что наихудшее случилось бы в том случае, если бы осуществилась иллюзия пролетариата о мировом господстве, ибо тогда пришлось бы опять преодолевать это господство. ... Что будет происходить в тех районах, где пролетариату дастся господство? ... а то, что происходит в России: придется укокошить столько людей, сколько большевики укокошили в России. Все эти идеи годятся для того, чтобы заниматься грабежом, пожирать старое и ничего не создавать нового. ... Для примера возьмeм один факт: в 1917 г. государственная касса России имела приход 2852 млн.рублей, в этот несчастный 1917 г. — 2852 млн. рублей. Ворвался большевизм. Он занялся грабежом, государственный приход в России в 1918 г.: 539 млн.рублей! Примерно 1/5 прошлогоднего прихода. ... О подобных вещах не следует судить кое-как, но их следует рассматривать в связи с тем, как протекает объективный ход событий в человеческой истории под влиянием этих фактов. Если бы такой социальный строй распространился, люди пришли бы к нулю, к ничто. Но прежде, чем наступит это ничто, из подсознания людей то там, то здесь выступит реакция, и к распространяющемуся пролетаризму, пронизанному марксизмом, должно, опять-таки, из разных центров, примешаться то, что в вере, в импульсах, или также в иллюзиях, или, собственно, в глупостях люди готовили столетиями, а то иногда и тысячелетиями. Это примешается не в том облике, какой оно носило в прошлом, но в преображенном облике. Поэтому об этом необходимо знать и быть в состоянии правильным образом его оценивать".        "Не правда ли, можно согласиться, например, с тем, что династия Гогенцоллернов как таковая больше не всплывeт. Но чувства людей, при которых могла жить династия Гогенцоллернов, эти чувства людей продолжают жить дальше, маскируясь в другую форму. Или не так уже невероятно, что при этом до определeнной степени, возможно, имеется воля Антанты, чтобы злосчастная династия Габсбургов вновь как-либо возникла. Но речь идeт не о том. Чувства, которые были в состоянии в человеческих сердцах поддерживать династию Габсбургов, они будут жить дальше. Они, конечно, не намереваются снова восстанавливать эту династию Габсбургов, но они будут соучаствовать, эти самые чувства, в той реакции против пролетаризма, о которой я говорил; в совершенно другой форме они выступят вновь. Почему и необходимо выступающее из различных центров видеть насквозь здоровым суждением. При этом важно видеть отношения взглядом, направленным сквозь действительность. Факты как таковые не имеют цены. ... Они еe получают, когда сплетаются с правильными суждениями".        "Что ныне является социальным мышлением также и пролетариата, — это может вести только к разбою, к разрушению. Дело в том, что социальные вопросы, когда их берeт пролетариат, принимают такой образ, что пролетарское чувство далеко отстоит от спиритуальности. Однако спиритуальность должна быть туда введена. И хотя внешне видимым образом они далеко отстоят одно от другого, внутренне они взаимосвязаны: пролетарская воля и спиритуальность. Пролетариат сегодня отбивается руками и ногами — ибо в этой борьбе голова не особенно присутствует — от спиритуальности. ... но без спиритуальности он ничего не достигнет".  185-а(7)         Перейти к данному разделу энциклопедии
    704. "Следующим шагом, какой человек может сделать от энергичного мышления (приобретeнного в работе с абстрактным мышлением), является действительное переживание спиритуального. Естественно, в историческом развитии всe это совершается медленно, но путь человечества идeт именно туда. И эта тоска, что владеет сегодня всеми людьми, — из абстракций выйти в спиритуальную жизнь, лежит таинственно как твeрдая сила в основе современного пролетарского движения".        Пролетариат поставлен капитализмом в хозяйственную жизнь, поэтому он ищет действительность в хозяйственной жизни. Следующим здоровым шагом для него было бы понять, что движущие силы не заложены в хозяйственном строе. Вопреки историческому материализму движущие силы пробуждаются во внутреннем человека и ведут его к спиритуальному. И в классовом сознании каждая человеческая индивидуальность ищет силы в себе, ищет в себе своe содержание. 
"Современный пролетариат не знает, произнося слова "классовая борьба", что этим он только пытается замаскировать происходящее в глубине души, где у современного человечества стоит тоска по свободе мысли. На пути от бессознательного к сознанию стремление к свободе мысли превращается в свою противоположность. ... И действительный социализм... выражается пока в своей противоположности: в стремлении эгоистически присваивать всю прибавочную стоимость".  189(5)         Перейти к данному разделу энциклопедии
    707. "Тремя вещами наполнено сегодня пролетарское сознание: материалистическим пониманием истории ... классовой борьбой и... прибавочной стоимостью. ... В душевных глубинах всего современного человечества, а также в глубочайших слоях души пролетариата живут три другие вещи. Только мир сегодня очень мало знает об этих трeх других вещах. ... Эти три вещи суть следующее. Во-первых, это сообразное новому времени восприятие духовной жизни, того, что можно назвать духовной наукой. Вторым является свобода жизни мышления, свобода мысли. Третье — это в правильном смысле понятый социализм. К этим трeм вещам стремится и пролетариат, но он не знает об этом. И его инстинкты следуют за теми другими (марксистскими) тремя вещами".  189(4)        Перейти к данному разделу энциклопедии
    764. Три члена социальной трeхчленности должны делаться всe самостоятельнее. "В социальном организме люди должны так вступать в отношения друг с другом, чтобы из их совместной жизни возникало решение" социальных вопросов.  329, с.51-53        "Мы стоим в конце времен, когда правильное видели в том, что "государство может все"; мы стоим в середине времен, когда многие верят, что "хозяйство может все". Нужно научиться понимать, чего государство не может и чего не может хозяйство".  Д.24/25, с. 36        "Политическое сообщество разрушает экономическое, вбирая его в себя, потому что в нем участвуют все люди.        Экономическое сообщество приводит к упразднению политическое сообщество, если вбирает его в себя, потому что индивидуализм и коллективизм должны гармонически взаимодействовать.        Духовное сообщество не может существовать, сливаясь с двумя другими, потому что к тому, что возрастает в одном, не причастен другой. ...        Индивидуализм вызывает необходимость социального коллективизма; коллективизм содержит в себе необходимость индивидуализма".  Д.24/25, с. 41        "I. Хозяйственной свободе недостает социального чувства; бюргерству его не развить.        II. 1). Действительно духовное должно проникать в мир через свободных людей, укрепленных созерцанием духа.        2). Братство должно быть углублено через познание отношения природы к человеку. Социализм.        3). Равенство перед законом должно быть углублено через познание человека.        Современный социализм лишен природных корней, направление к духу — созерцания, демократия — человековедения"  Д. 24/25, с.46        Социальная трехчленность: "1. Законодательство и управление в смысле народных традиций. 2.        Организация хозяйственной жизни на соглашательских принципах. 3. Свободное производство и выражение мнений (суждений) в духовной сфере, к которой принадлежит также судопроизводство".        "Автономия школы, религии и юстиции в полном объеме". Д. 13, с.16-17         Перейти к данному разделу энциклопедии
    681. "Без солидной основы науки о свободе в эпоху, когда зло начинает так пропитывать человечество, свобода привела бы с необходимостью не к свободным, а к безудержно распущенным индивидуальностям. ... Социализму совершенно не хватает одного: возможности прийти к науке свободы".  185(6)        Перейти к данному разделу энциклопедии
    682. "Три вещи неразрывно связаны между собой: социализм, свобода мысли и Духовная наука. Они взаимосвязаны. Развитие одного из них невозможно без развития других в нашей 5-ой послеатлантической эпохе".  186(4)        Перейти к данному разделу энциклопедии
    684. На Теософском конгрессе в Чикаго в 1892 г. Анни Безант сказала: Много лет, много времени я посвятила размышлениям о социальном вопросе и "должна сказать, что один час духовной энергии, посвященной благу людей, приносит в сто крат большие плоды, чем годы работы в материальном мире".  34, с.436        Перейти к данному разделу энциклопедии
    
         |