BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





первобытный — и растительное царство

130. "В пятой рунде человек проработает все растительное царство. Он сможет сознательно совершать процесс, который сейчас совершает растение. Как растение воспринимает углекислоту и из углерода строит свое тело, так человек в пятой рунде будет строить свое тело из окружающей материи. Тогда исчезнут половые признаки. Человек должен будет сам работать над своим телом, строить его... Он будет усваивать углерод".93-а (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

132.. "В пятой рунде человек, как пластически-астральное существо, не будет нуждаться в том, чтобы постоянно сохранять руки. Они будут образовываться, когда станут нужны, как чувство руки, поскольку целое тогда станет растением. Каждое обособление тогда станет растительным. Также и все вещи, исходящие от человека, будут растительными существами".
     "В шестой рунде мы будем жить в животном царстве. Все исходящее тогда от человека ...будет живым, обладающим жизнью и ощущением. Слово тогда станет живым существом, птицей, посылаемой в мир".
     "В седьмой рунде человек творит сам себя. Он будет тогда в состоянии постоянно удваиваться, множиться ... все достигнут тогда ступени, на которой ныне стоят Майстера. "Я" станет носителем всего земного опыта. Сначала это концентрирует Ложа Майстеров. Высшее Я тогда сомкнется, станет атомистичным и образует атомы Юпитера".93-а (25)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


Минералы, растения, животные

156. Разглядывая камень, можно часто увидеть в нем некий рисунок, напоминающий отпечаток растения. В белковой атмосфере Лемурии существовали образы, как бы производившие некий фотоотпечаток в мягких пра-камнях. Сами образы приходили из космоса, но их наполняла белковая субстанция, и они плавали наподобие водорослей, но ни к чему не прикреплялись, ибо тогда и дна-то не было. Они сильно видоизменялись вплоть до прохождения и возникновения. Поэтому говорить здесь следует скорее не о растительном покрове Земли, а о приходящих из космоса оплотневающих и снова растворяющихся облаках. Растительный мир приходил на Землю из космоса. Человек тогда был еще духовен и един с Землей. И те растения он выделял из себя. Далее космические силы начали действовать на белковую атмосферу так, что она местами стала свертываться, твердеть; но затвердения были внутренне живыми, принимали определенные формы, и это, собственно, были животные. Они состояли из желеобразной массы и напоминали современных рептилий, ящериц и т.п. Они могли, подобно улитке, то вытянуться, то снова сжаться (см. рис.).
Так после кремнезема на Земле возникла известь. И то и другое пришло из космоса и позже оплотнело, просочилось вниз и образовало отложения в Земле. Но космические силы, например в извести, содержатся и теперь.
     "И нечто удивительное встречаем мы, возвращаясь в несколько более позднее время, чем то, в которое выступает это позеленение и увядание (в связи с растительным миром).
     Белковая атмосфера наполняется постоянным восхождением и нисхождением извести. Образуются то известковые испарения, то известковый дождь. У Земли было время, когда то, что сегодня является испаряющейся водой и падающим дождем, содержало известковые субстанции, которые восходили и нисходили. И затем возникает нечто особенное: эта известь получает особую силу притяжения к этому желе, или к хрящевидным массам. Она пронизывает их, напитывает их собой. И, благодаря содержащимся в ней также земным силам, она растворяет всю массу желе, образованного свернувшимся, загустевшим белком. Известь восприняла у Неба то, что Небо образовало в белковой субстанции, и несет это еще ближе к Земле. Благодаря этому постепенно возникают животные с известковыми костями. Происходит это в поздне-лемурийское время.
     Таким образом, в растении, в его древнейшем облике, мы видим чисто небесное деяние, а в животных и во всех животных образованиях мы видим нечто такое, что Земля, после того как Небо дало ей известь, стянула у Неба — поистине стащила! — и сделала земными формациями".
     Таким был главный процесс, но наравне с ним происходило и многое другое. "Например, вместе с тем, что я описал, вся атмосфера наполнялась тонко распределенной серой. Эта тонко распределенная сера связывалась с другими субстанциями, и из их связи возникло затем то, что я бы назвал отцом и матерью всего, что сегодня содержится в рудах, таких как пирит, галенит, или свинцовый блеск, как цинковая обманка и т.д. Все это, таким образом, возникает в те времена в древней форме, в мягкой, воскообразной форме. ...А когда руды, металлы выделяются из всеобщей белковой субстанции и образуют земную кору, то металлам при этом, если бы человек не стал из них что-то изготовлять, была бы отведена одна роль: размышлять о том, что произошло. И это осталось с ними. Если к ним обратиться ясновидчески, то они припомнят все, что произошло с Землей".
     Затем образуются поздние растительные формы уже с неким родом корня, но в мягкой земле. А из рептилий, ящерицеподобных животных образуются сложные животные, следы которых находят геологи; хотя от самых первых из них ничего не сохранилось.
     Возникли животные, которых можно было бы описать так: такое животное имело очень большой глазоподобный орган с некоего рода аурой; затем шла вытянутая вперед морда. Тело напоминало ящерицу, но имело мощные плавники. Так возникло образование, имевшее в себе куда больше, чем раньше, твердого вещества. Возникает животное, обладающее органом, который можно назвать как крыльями, так и плавниками. Ибо это было не морское животное, морей тогда еще не было. Была мягкая земная масса и еще более мягкий элемент окружения (из которого была несколько удалена только сера). И там плавало, или летало — это было нечто среднее между тем и другим — такое животное.
     рядом существовали другие животные, не имевшие такого рода конечностей; их конечности формировались более из сил Земли и уже напоминали конечности современных млекопитающих и т.п. Так человеку, который отправился бы от настоящего в те времена, которые связывают Лемурийскую эпоху с Атлантической, предстали бы такие гигантские летающие ящерицы с лампой на голове, которая светит и греет; внизу — мягкая, напоминающая болото земля, которая тем не менее, исключительно уютна, так как современного посетителя она бы встретила запахом, средним между запахом гнили и запахом зеленеющих растений. Нечто обольщающее, с одной стороны, и исключительно симпатичное — с другой, представлял собой этот ил мягкой земли. И в нем двигались, подобно болотным животным, другие животные, обладавшие уже в большей мере конечностями и напоминавшие современных низших млекопитающих; но при этом внизу у них были вот такие могучие вещи (это рисуется) не совсем то, что у утки, — диски, на которых они двигались в том болоте, и не только вдоль его, а качаясь то вверх, то вниз.
     И человечество должно было все это выделить из себя, отделить от себя, чтобы человек мог подготовить самостоятельное чувство для земного бытия.
     Так имеем мы первое растительно-животное творение, представляющее собой, собственно говоря, продукты, отделенные от человека (Absonderungsprodukten); оно подготовило то, благодаря чему человек как земное существо смог стать волящим. Если бы все это оставалось в нем, то оно вобрало бы в себя всю его волю. Его воля стала бы целиком физическим свершением. Благодаря же тому, что человек все это выделил, отделил от себя физическое, воля приняла душевный характер. Таким же образом через второе творение, чувства приняли душевный характер. И только позже, в Атлантическую эпоху, так, примерно, в ее середине, возникли млекопитающие и растения, которые уже подобны современным. Здесь Земля уже принимает облик, в общем подобный тому, какой она имеет теперь. Поэтому появляются химические субстанции, которые знает современный химик. Постепенно возникают углерод, кислород, щелочные, тяжелые металлы и т.п. Все это возникает в это время. Но здесь человек смог выделить нечто третье, то, что он сегодня находит в своем окружении как растительный и животный мир. И когда он это отделил, когда оно стало окружающим его творением, он подготовился к тому, чтобы стать в земном бытии мыслящим существом.
     Итак, можно сказать: человечество тогда не было столь разделенным, как сегодня, на отдельные индивидуальности; существовало всеобщее человечество еще духовно-душевной природы, погруженное в эфир. Ибо с этим, идущим из мироздания к Земле, эфиром пришло из мироздания на Землю человечество. Затем оно проделало тот процесс, который я описал в "Очерке Тайноведения": оно пришло, затем ушло к другим планетам и опять вернулось назад в Атлантическое время. Ибо как раз, когда происходило описанное выделение, человечество не могло оставаться на Земле, должно было уходить прочь, чтобы сначала укрепить внутренние силы, которые теперь делались много тоньше и были уже душевной природы. Затем оно возвращалось назад. ...И когда человек отсылал эти вычленения в земное царство, он постепенно развивал в себе то, что его как земного человека наделило волей, чувством, мышлением". Поэтому проявления человека стоят в связи с существами и царствами, которые он выделил в развитии и которые составляют теперь его окружение, но будучи видоизмененными, ссохшимися по сравнению с тем великолепием, какое они являли собой первоначально.232 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

103. "Своим эф.телом человек также (как и растения) связан со средоточием Земли, с ее центром".98 с.255


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

160. "В системе туловища, в системе груди, в туловище-грудной системе происходит, главным образом, кровообращение, дыхание, питание. Все эти процессы находятся во взаимоотношении с тем, что происхо­дит вовне, в физически-чувственной природе, в мире растений, но в весьма своеобразном взаимоотноше­нии". Человек вдыхает кислород. Через средства питания он получает углерод. Этот углерод соединяется с кислородом, и получается углекислота. Если бы человек смог удержать ее в себе, то он превратился бы в растительный мир. Весь растительный мир построен из субстанции углерода, выделенного из процес­са ассимиляции, соответствующего процессу человеческого дыхания.
     "Система туловища имеет сильную склонность постоянно рождать растительный мир. Голова и конечнос­ти не позволяют ей это сделать, они противятся этому. Тогда человек выгоняет из себя углекислоту и не дает возникнуть в себе растительному миру; то он дает ему возникнуть из углекислоты вовне ... Мы мо­жем, т.обр., сказать: в отношении туловище-грудной системы человек в состоянии создать противоцарство растений. ... негатив царства растений". Если голова и конечности не достаточно сильно противятся склонности туловища, то человек заболевает. "В растительном окружающем мире находятся образы всех наших болезней", а не только образы нашего развития до наступления половой зрелости.
     Процесс питания в человеке подобен процессу дыхания, поскольку состоит в принятии внутрь внешних субстанций. Но их переработка в этом случае представляет собой постоянное горение, без конца и без начала. Во внешнем мире процесс горения — это созревание плода, и человек может питаться плодами то­лько в средней стадии их сгорания-созревания. Незрелые плоды делают его больным, т.к. роднят с природой. Т.обр., "двоякое живет в нашей телесной туловище-грудной системе: вышеуказанный антираститель­ный процесс, совершающийся через дыхание, который действует всегда совместно со средней частью остального внешнего природного процесса. Здесь одно действует сквозь другое. Здесь, вы видите, взаимосвя­заны душа и тело. ... Человек соединяется телесно только со средней частью природного процесса, и он проодушевляет этот природный процесс в процессе дыхания". 293 (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

316. "Мозг плавает в мозговой жидкости и весит около 20 грамм, мозг, имеющий вес в 1500 грамм, давит лишь 20 граммами на свое основание. Подумайте только однажды, как сильно мы, люди, благодаря тому, что мозг плавает в мозговой жидкости, в таком важном органе имеем тенденцию освободиться от Земли. Ведь мы совсем не думаем органом, подлежащим земной тяжести, мы думаем вопреки земной тя­жести. Орган сначала изымается из земной тяжести.
     Если вы возьмете колоссальное значение впечатлений, получаемых вами через органы чувств и которым вы противостоите со своим произволом, и сравните это с незначительным влиянием, приходящим от соли и т.п. средств питания или добавок к средствам питания, то вы тогда обнаружите следующее: то, что из минерального царства имеет непосредственное влияние на человека, соответствует соотношению 20 г. к 1500 г. Столь значительно ослабляется то, что как впечатления достигает нас через органы чувств, и благодаря этому мы остаемся независимыми от возбуждения чувств, они нас не терзают. И то, что в нас действительно подлежит земной тяжести, как минеральные добавки к средствам нашего питания, это нас внутренне консервирует; ибо соль обладает в то же время консерви­рующей, освежающей силой. Человек, т.обр. находится в большой зависимости от окружающего минерально­го мира. Он берет из этого мира в себя то, что не имеет непосредственного влияния на его существо. Он движется свободно и независимо в минеральном мире.
     Мои дорогие друзья, если бы не было этой свободы и независимости движения в минеральном мире, то вообще не было бы того, что мы называем человеческой свободой. И это очень значительно, что мы можем сказать: минеральный мир здесь необходимо контрастирует с человеческой свободой. Ибо не будь минерального мира, мы бы не были свободными существами. Ибо в тот момент, когда мы вступаем в мир растений... мы рождаемся в нем как дышащие существа, как живые существа, обладающие обменом веществ. Все это более зависит от окружения, чем глаза, уши, чем все впечатления чувств. Мир растений, широ­кий мир растений живет в окружающем Землю со всех сторон эфире. И человек также подлежит действию этого эфира".235 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Природа на службе у человека

320. "Все минеральное (как пища в человеке) должно превратиться в тепловой эфир. И в тот момент, когда в организме человека появляется нечто, мешающее минералу превратиться в тепло, человек заболевает. Человек принимает минеральное, но оно постоянно имеет тенденцию стать тепловым эфиром. Расти­тельное имеет тенденцию становиться в человеке воздушным, газообразным. Так что человек имеет в себе растительное как воздушное царство. ... И если что-то в организме мешает растительному принять воздушный облик, человек заболевает. Все животное, что человек принимает в себя или сам в себе выра­батывает как животное, должно в нем, по меньшей мере через некоторое время, принять жидкую, водную форму. ... Если же человек не в состоянии свое собственное животное или чужое животное превратить в себе в жидкость, чтобы перевести это затем в твердое, то он заболевает. И только то, что в челове­ке хранит чисто человеческую форму, что в человеке происходит оттого, что он является прямоходящим существом, что он содержит в себе импульсы к речи и мышлению, лишь то, что его, собственно говоря, делает человеком, что возвышает его над животным, должно в твердо-земном — это составляет 10% всей нашей организации, — должно в твердом, в твердом облике входить в форму. Если же что-то от животного или растительного входит в твердую форму человека, то он заболевает. ... Человеческое — единственно оно должно в человеке постоянно сохранять твердую земную форму. Такова тайна человеческой организации.
     Если исследовать обмен веществ до дыхания, то мы находим, что человек из себя образует углерод, который в нем можно найти повсюду. Этот углерод с кислородом, который человек вдыхает, и превращает­ся в углекислоту. Но до того, как произойдет выдох, углерод становится, так сказать, благодетелем человеческой природы. ... ибо, прежде чем покинуть человека, он распространяет по всему человеческому организму излияния эфира. ... Этот эфир проникает в эф.тело человека. Всегда порождаемый углеродом, он является тем, что делает человеческую организацию способной открывать­ся духовным влияниям, тем, что воспринимает астрально-эфирные действия из космоса. Этим эфиром, оставленным углеродом, притягиваются космические импульсы, которые, в свою очередь, формообразуя, действуют на человека, например, так подготовляют его нервную систему, что она может стать носителем мысли. Этот эфир должен постоянно пронизывать наши органы чувств, например глаза, чтобы они могли видеть, чтобы они могли восприни­мать световой эфир. Т.обр., мы обязаны углероду, тем, что мы эфирно подготовлены к миру, который идет нам навстречу".
     Все это подготавливается в системе обмена веществ. Но сама по себе эта система несовершенна. Ее зачатки возникли в третью очередь, на др. Луне; ранее, еще на др. Солнце, возникли зачатки нервно-чувственной системы. Все процессы, совер­шающиеся в системе обмена веществ, имеют склонность привести человека к болезни. И все болезни, кроме тех, что приходят от внешних повреждений, обусловлены тем или иным процессом в обмене веществ "Мы можем спросить каждый отдельный процесс (обмена веществ): чего ты, собственно, хочешь? — И он нам ответит: будь я один, то я бы, как процесс, сделал человека бо­льным. Ни один из процессов в человеческой природе не должен идти до конца, ибо в таком случае он сделал бы человека больным. Человек остается здоровым только тогда, когда процессы обмена веществ останавливаются в нем на определенной ступени".
     Исцеляющие процессы заложены в человеческой системе циркуляции. Можно сказать, что если пациент родился на др.Луне, то врач — на др.Солнце.
Человек совершает в сутки примерно 25 920 дыханий. — Сто­лько лет длится платоновский год. Пульс же бьется в четыре раза быстрее. "Дыхательная ритмика соответствует общению человека с внешним миром. Этот ритм дыхания должен постоянно связываться ритмом циркуляции, чтобы человек оставался, так сказать, на своих двоих. Ритм циркуляции не регулярный — 103 680 ударов пульса в сутки. Этому нет соответствия в космосе. Обмен веществ вырывает человека из всего космоса, делает его чуждым космосу, а ритм дыхания соединяет с космосом. В этом делении и свя­зывании ритма циркуляции с ритмом дыхания вы видите пра-процесс исцеления, который постоянно совер­шается в человеке. Но в каждом случае, когда необходимо совершить внутреннее исцеление, нужно тонким образом процесс дыхания, проходящий во все тело, использовать так, чтобы он повсюду в человеке связал процесс циркуляции, оттеснил его ко всеобщим отношениям в космосе. ... Этот процесс исцеления, совер­шающийся в нас, вызывает удовольствие высших Иерархий". В этой связи обратимся к граничной плане­те нашей Солнечной системы, к Сатурну. "Там в середине стоит то, что таит в себе силы, которые, если мы их представим себе сконцентрированными на Земле, были бы силами, вызывающими болезнь, а во­круг вращаются силы оздоровления, исцеления. И кто обладает чувствительностью к подобным вещам, тот смотрит на кольца Сатурна ... и видит в них кругообразующееся исцеление, здоровье". Таким образом, в Сатурне представлен тот же процесс, который постоянно разыгрывается через нашу систему обмена веществ и организм циркуляции. Но, обращая взор к Сатурну, мы видим также высшие Иерархии, которым доставляет удоволь­ствие оздоровление болезненного. "И это удовольствие является силой в Мироздании. Это удовольствие высших Иерархий пронизывает затем сис­тему наших нервов и органов чувств и образует в них силы духовного развития человека. Это силы, которые некоторым образом расцветают из исцеления, постоянно совершающегося в человеке. Так мы приходим к третьему — к духовному развитию.

     1. Обмен веществ — питание.
     2. Циркуляция — исцеление.
     3. Нервно-чувств.орг. — духовное развитие.

     ... В человека входит минеральное (как пища) и через жидкость и т.д. превращается в нем вплоть до теплового эфира. ... Этот тепловой эфир обладает огромной склонностью воспринимать в себя то, что как силы излучается, струится из мировых далей. Он, т.обр., вбирает силы Мироздания. И эти силы Мироздания, ко­торые он вобрал, они теперь образуются как духовные силы, проодухотворяющие здесь тепло-эфирную зем­ную субстанцию; а затем отсюда с помощью тепла эфирной земной субстанции впервые в тело проникает то, в чем оно нуждается для образования своего облика.
     Т.обр., если в старом смысле слова мы назовем тепло огнем, то мы можем сказать: взятое человеком в себя минеральное доходит до огненной природы. Огненная природа склонна воспринимать в себя влияния высших Иерархий; и этот огонь тогда снова струится во все человеческие внутренние органы и образует, снова отвердевая, то, что в человеке субстанционально составляет основу отдельных органов. Ничто из того, что человек принимает в себя, не остается таковым, как оно есть. Ничто не остается земным; все приходящее, в первую очередь из минерального царства, превращается так основательно, что может воспринять в себя духовно-космическое, а с помощью духовно-космического оно снова отвердевает до земного. Возьмите из кости частицу сернокислой извести — она не такая, какую вы встречаете во внешней природе или получаете в лаборатории".
     Если организм не может довести, например, сахар до состояния теплового эфира, то он оседает в ор­ганизме в ином состоянии, и возникает диабет. В отношении каждой материи нужно представить себе, ско­лько ее человек способен превратить в тепловой эфир, сколько он в состоянии поднять неживого. Иначе воз­никает отложение этой материи. Когда человека окружает чрезмерный внешний холод, холодный ветер, то он может оказаться не в состоянии достаточно быстро мировое тепло превращать в свое собственное, и тогда он может взять внешнее тепло от отдельных мест своей кожи и сделать его своим собственным. В таком случае возникает простуда. "Именно в этом заключается простуда. Простуда — это отравление внешним теплом, которое не взято организмом в свое обладание.
     Вы видите, все находящееся во внешнем мире — это яд для человека, настоящий яд, пока человек им не овладеет, не сделает его приемлемым для себя своей собственной силой. Только тогда от человека идут силы, идут человеческим образом к высшим Иерархиям, тогда как вовне они были у элементарных су­ществ природы, у элементарных духов. В человеке должно совершиться удивительное превращение, чтобы элементарные духи в его организации могли передать свою работу высшим Иерархиям. И все это касается только минерального, когда минеральное целиком и полностью превращается в тепловой эфир.
     Обратимся к растительному миру. Растение в действительности содержит для человека множество волшебного, когда он начинает глазами духа рассматривать растительный покров Земли".
     "Духовная природа желания, я бы сказал, погруженная в благочестие природа желания прорастает в каждом весеннем цветке (фиалка, ландыши, желтый нарцисс)". Затем приходят более поздние цветы. Например, уже осенью появляется зимовник (дикий шафран) — можно ли смотреть на него без легкого чувства стыда? Не предостерегает ли он нас от нечистых чувств, поскольку наши чувства пронизываются различными недостойными вещами? Зимовник со всех сторон как бы шепчет нам: посмотри на мир желаний, о человек, как легко ты можешь стать грешником. Мир растений — это внешнее природное зеркало челове­ческой совести, если мы умеем правильно на него смотреть. Тогда мы увидим, что цветы тоскуют по ми­ру света в Мироздании, корень же постоянно хочет отвоевать их у Неба и приспособить к Земле. Когда Луна еще была соединена с Землей, то она стремилась растения превратить в один корень, и они прорас­тали вверх лишь в виде тоненьких волосков. Выход Луны означал для них освобождение, они смогли раз­вивать цветы.
     "Земля образована из духа. И посмотрим на растение. — Оно несет в своем облике живое воспоминание об эволюции. Оно несет в своем корневом становление земного, становление физически-материального. По­смотрите на корень растения, и он вам скажет, что смог возникнуть только благодаря тому, что из духовного развилось земно-материальное. И едва только Земля освободилась от лунного бремени, растения устремились назад, к далям света.
     И когда человек употребляет растительное в пищу, то он дает ему возможность продлить то, начало чему оно положило вовне, в природе: вернуться не только в световые, но в духовные дали космоса. Поэтому, как я сказал, растительное мы доводим в себе до воздухообразного, до газообразного, чтобы растение могло следовать своей тоске по световым, духовным далям. ... Когда человек ест растение, то происходит следующее. ... корень, поскольку он живет в земле, освобождается от нее и устремляется вверх; его устремление к духу самое сильное, и он оставляет за собой стремление цветов. ... Растение полностью выворачивается наизнанку. В себе самом оно организовано так, что верхнее является нижним, а нижнее — верхним. Что подвинулось до цветов, оно, так сказать, в материальном стремлении насладилось све­том, донесло материю до света. За это оно должно потерпеть наказание и остаться внизу. Корень был рабом земного, но зато он — это вы находите уже в метаморфозе растений у Гете — несет в себе сово­купную природу растения. Он устремляется вверх.
     Да, если человек стал закоренелым грешником, то ему таковым хочется и оставаться. Корень же рас­тения, пока он скован Землей, похож на упитанного банкира, но как только человек его съест, он видо­изменяется и устремляется вверх, тогда как то, что принесло материю к свету, — цветы, должно ос­таваться внизу. Т.обр., в корне растения мы имеем нечто такое, что, будучи съедено, в силу своего собственного существа устремляется в голову человека, тогда как то, что находится ближе к цветам, остается в нижних областях. Оно вступает в общий обмен веществ и не доходит до головной организации.
     ... У растений, сильно пронизанных астральным, например, употребленный в пищу стручковый плод, оста­ется в нижних областях, не хочет подниматься к голове, поэтому от них бывает глухой сон, а голова после пробуждения — тупая. Пифагорейцы, желая оставаться чистыми мыслителями и не желая привлекать пищеварение в функции головы, отказывались от питания бобовыми. ...
     И когда мы переходим к животному, то нам должно быть ясно, что животное само обладает пищеварени­ем, само принимает в себя растительное. ... и это опять-таки очень сложный процесс, ибо, принимая в себя растительное, животное не может противопоставить ему человеческий облик. Поэтому животное не может перевернуть растение сверху вниз и снизу вверх. Позвоночник у животного параллелен земной по­верхности. Поэтому то, что хочет совершиться при пищеварении животного, приходит в полный беспоря­док. Верхнее хочет стать нижним, нижнее — верхним, и все дело застопоривается в самом себе. ... Вследствие этого в животном растению делается запрет: довольно тосковать по мировым далям! — Но за­прет не действует, и растение отбрасывается назад, к Земле.
     Однако благодаря тому, что в животном организме растительное отбрасывается назад, к Земле, в животное тотчас же вместо мировых духов, как это имеет место в человеке, где растение переворачивается, вторгаются элементарные духи. И эти элементарные духи: являются духами страха, носителями стра­ха. Так это открывается духовному наблюдению: животное само вкушает пищу, вкушает с внутренним удо­вольствием; и в то время, как с одной стороны идет поток питания, с другой — идет поток страха от эле­ментарных духов страха. Постоянно в направлении к пищеварению, через пищеварительный тракт животного идет поток удовольствия от принятия пищи, а навстречу ему идет ужасный поток элементарных духов страха". И когда животное умирает, то в нем оживают существа, полностью состоящие из страха. "Вместе с животным умирает, т.е. оживает, страх. Плотоядные животные вкушают этот страх вместе с пищей. Хищ­ник разрывает свою добычу и получает удовольствие, вкушая плоть. А навстречу этому удовольствию от поедания плоти устремляетcя страх, который травоядное животное выделает из себя в момент смерти. На хищника он устремляется уже при жизни. Такие животные, как львы, тигры, в своем астраль­ном теле пронизаны страхом; после смерти он прогоняет их на­зад по цепи полученных при жизни удовольствий; так что хищники некоторым образом живут после смерти в своей групповой душевности, но эта жизнь представляет собой кошмарнейшую из всех, какие только проходит человек, Камалоку... Но, естественно, это происходит в ином сознании".
     Что я здесь говорю, не является агитацией за вегетарианское питание, ибо Антропософия вообще ни за что не агитирует, она имеет дело только с поиском истины. Когда человек вкушает минера­льную субстанцию, то она в нем превращается в тепло. Ребенок еще не имеет достаточно сил для преоб­разования минерала в тепло, поэтому он питается молоком, где он получает нечто в подготовленном виде, что легко превращается в тепловой эфир, быстро изливается в голову и оттуда развивает формообразующие импульсы, ибо вся организация ребенка исходит от головы. Но если эти формообразующие силы действуют в более позднем возрасте, т.е. если затянуть питание грудным молоком, то это уже плохо. "Ибо то, что у младенца идет в голову и через силы головы, действующие до смены зубов, оказывается в со­стоянии, формообразуя, изливаться во все тело, — этого в дальнейшем в человеке больше не существует. Позже весь остальной организм должен излучать формообразующие силы". Для их развития нужно иное пи­тание; эти силы необходимо побуждать извне. Мы должны тогда прибегнуть к чему-то такому, что подоб­но молоку, но производится не во внутреннем человека, а вовне. Голова человека замкнута со всех сторон. В этой голове находятся детские импульсы для формирования тела. В остальном теле кости на­ходятся внутри, а формирующие силы — вовне. И вот эти силы должны прийти извне. В природе есть нечто такое, что являет собой голову без черепной коробки, где извне действуют те же силы, которые действуют внутри головы, когда она нуждается в молоке. И это есть улей.
     Пчелы делают то же самое, что голова делает внутри себя, только у пчел это производится извне. "Внутри улья уже под внешним духовным влиянием происходит то же самое, что и в голове под внутренним духовным влиянием. В улье мы имеем мед, и когда мы едим мед как пожилые люди, то он дает нам для того, что теперь более извне должно поставлять формообразующие силы, ту же силу и власть, какую нам в детстве давало в голове молоко.
     Будучи ребенком, мы возбуждаем в голове пластические силы, питаясь молоком; нуждаясь в этих си­лах в позднем возрасте, мы должны есть мед, но вовсе не в больших количествах. ... Вы видите, пони­мание человека предполагает понимание природы; понимание природы дает основу для понимания человека".230 (II)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Организм и мышление

405. "Весь организм участвует в ходьбе; голова ведет себя как кучер; она покоится, она не участвует в ходьбе. Совершенно наглядно она ускользает от влияния Земли. ... Голова человека пред­ставляет собой нечто — по крайней мере в образе, — подобное семени, которое ускользает от небесного влияния на рост растения. Конечно, у человека все обстоит иначе чем у растения. Растение растет от Земли вверх, навстречу небесному влиянию. Человек растет вниз. Что ускользает от земного влияния — это находится у него наверху, а все, что врастает в земное влияние, — растет вниз. Через зача­тие или рождение человек прежде всего проходит как головное образование, что доказано и внешней эм­бриологией. Голову как метаморфизированный продукт он приносит из предыдущей земной жизни. А здесь, в земной жизни, из сил земной жизни вырастает, прежде всего, человек конечностей, вырастает в добавление к голове и не идет так далеко, как голова, остается целиком под земным влиянием. Голова же от этого влияния ускользает". Но что обусловливает рост человека противоположным, чем растения образом? Когда человек проникает к имагинациям, то исчезает трехмерное пространство, поскольку голов­ная организация отключается и действует эфирная организация. Что же касается абстрактного мышления, то оно целиком связано с головной организацией, "...которую мы получаем благодаря тому, что покидаем духовный мир, входим в земной мир, а то, что раньше было зависимым от земной организации (тело), дела­ем теперь от нее независимым.
     Так вы видите, что мы, как люди, с одной стороны, подобно растениям, включены в силы Мироздания. Поскольку же мы с нашей головой делаемся независимыми, то мы в этих силах не участвуем. Наш осталь­ной организм в тот же миг, как только он начинает мыслить без головы — он это может, — чувствует се­бя внутри всего мирового организма". Т.обр., голова исключена из Мироздания, и с помощью ее в абст­ракциях по трем осям координат строится коперниканская картина мира! 201 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

411. "Чем более полушария мозга приближаются к форме, которую они имеют у человека, тем далее идет развитие кишечника в направлении приспособления к вмещению больших количеств материала. Имеется тесная связь между кишечными и мозговыми образованиями; если бы толстый кишечник и слепая киш­ка не появились в процессе эволюции животных, мыслящий человек не мог бы возникнуть на физической основе, т.к. человек обладает мозгом, органом мышления за счет, я повторяю, полностью за счет сво­их кишечных органов; и кишечные органы являются как раз противоположностью мозговому образованию. Мы освобождены от необходимости физического действия для мышления, но вместо этого наш организм об­ременен функциями высоко развитого кишечника и мочевого пузыря. Т.обр., высшая деятельность души и духа, проявляющаяся в физическом мире через человека и зависящая от мозгового развития, зависит также от эквивалентной структуры кишечника.
     Эта взаимная внутренняя связь проливает свет на весь путь, которым работает природа. Поскольку — как это ни парадоксально, но это так — человек имеет червеобразный отросток для того, чтобы он мог мыслить как человеческое существо, то формирующееся и проявляющееся в аппендиксе является полярным дополнением к человеческому мозгу. Все, что имеется в одной сфере, имеет свои аналоги в другой".
     "Если вы смотрите на флору гор и лугов, то должны признать в них те же силы, которые вы развива­ете в ваших мыслях, когда живете в представлениях и чувствах. И скромная растительность вашего ки­шечника отличается от внешней флоры потому, что последняя не лишена мыслей. Мысли присущи внешнему растительному миру, таким его частям, как ствол, листья и цветы.
     Так вы получаете представление о родстве между тем, что проявляется в листьях и цветах, и тем, что работает внутри вас, когда вы развиваете вашу кишечную растительность, которую вы лишаете ее формообразующих сил, отнимая их для собственных нужд. Ибо, поистине, если бы вы не делали этого, то вы не были бы мыслящими существами. Вы отнимаете от своей кишечной флоры то, что флора природы еще удерживает в себе".312 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Четыре царства и космос

512. Каким-либо многоугольником выступает перед нами минерал. Одни силы в нем действуют по верти­кали, другие — по горизонтали. Но какими бы ни были они — внутренними или внешними, — их основное свойство заключается в том, что они стоят под каким-либо углом по отношению одна к другой. Эти силы, действуя в человеке, и его, как физическое существо, стремятся сделать многоугольным. Мешают этому эф. и астр. тела. "Благодаря различным процессам, минерал иногда может выступить в круглой форме, но эта форма ему не свойственна. Для этого он должен стать валуном или чем-то подобным. Его изначаль­ная форма многоугольна. Но в растении мы имеем круглую форму, и каждая отдельная клетка растения хочет образоваться круглой. Этому стремлению к круглой форме человек немного следует в своей голове, но оно свойственно растению. Т.обр., тому, что составляет сущность растения, человек обязан круг­лой формой своей головы. А тем фактом, что растения все круглые, они обязаны тому обстоятельству, что круглая форма борется в них против многоугольной, и из этой борьбы возникает некая результирую­щая форма. И еще растительная форма борется против космически-астрального ... оно сверху действует на растение. Благодаря этому форма модифицируется. Шары накладываются один на другой. Но исходный облик растения шарообразный.
     Растения, стремясь стать круглыми, принимают форму самой Земли. Земля, как вы знаете, косми­чески образована круглой. Шарообразную форму принимает каждая капля воды. Лишь части Земли, ее ми­неральные части образуются многоугольными". Благодаря астральному телу человек принимает ту форму, которая представлена в животном царстве. Животная (форма станет нам понятной, если к круглой форме мы добавим еще нечто, карманообразную форму (рис.) "Именно животные являют ту особен­ность, что круглая форма у них повсюду пронизывается карманообразным".
     Рассмотрите глаза: два кармана, идущие извне вовнутрь; рассмотрите носовые проходы, аппарат пищеварения, начинающийся с губ и идущий в желудок. Повсюду карманообразная форма, соединенная с шарообразной.
     "Эта форма кармана становится понятной, когда мы от Земли обратимся к планетной системе. Вам лег­ко представить себе: Земля стремится всему живому на ней дать свою форму. Но если планета действует извне, то она действует против земных сил и превращает в мешок то, чему Земля дает круглую форму. И различные животные образованы в виде различных форм этого мешка. Взглянем на планеты в их различном действии. Сатурн образует мешок иного рода, чем Юпитер или Марс. Лев наделен изнутри иной мешкообраз­ной формой, чем, например, верблюд, т.к. на него оказывается другое планетарное воздействие и т.д. Итак, мы имеем дело с формированием мешкообразной формы.
     Но у животных, а также и у человека — прежде всего, у высших животных (у низших это обстоит иначе), — у высших животных выступает нечто такое, что не просто приходит от планетарного, но мы должны о нем сказать: у животно-человеческого существа ...вы­ступает не просто карманообразная форма. Она выступала бы в том случае, если бы были одни планеты и не было действия неподвижных звезд, но к карманообразной форме тут подходит нечто другое. ...
     Карман наполняется. Это значит, что возникает шаро-карманообразная форма и наполненный карман. Рас­смотрим органы чувств, например глаза: это глазные впадины, и они заполнены. Это наполне­ние связано с кругами Зодиака. Человек, обладающий в этом отношении наивысшей животной ор­ганизацией, обладает поэтому, хотя это различным образом замаскировано, двенадцатью карманами с наполнением. Поэтому в моей "Антропософии" я насчитал двенадцать чувств.
     Зададим вопрос, возвращаясь к прошлому: с чем в космосе связано многоугольное? Видите ли. Земля, как таковая, в целом имеет форму живого, и она эту форму только и являла бы, если бы была одной во­дой. Но в воду вторгаются разного рода нарушения, например отливы и приливы ... А теперь оглянемся назад, на прошлые времена, когда образовывалась жидкая Земля, когда она получала удары твердого.
     Ведь еще и сегодня можно знать, как приливы и отливы связаны с Луной. Подобным же образом все много­угольное, все образующееся в Земле как многоугольные формы связано с Луной. ... Можно сказать: многоугольное, или физическое, существо человека связано с Луной, растительное, или эфирное, существо — с Землей, астральное, что принимает форму кармана, — со сферами планет, а наполнение карманов — с кругом Зодиака".

     Человек отличается от животного. Животное образовано силами внутри круга Зодиака. Древняя мудрость говорила, что не будь ничего за кругом Зодиака, животные на Земле все равно существо­вали бы. "Но для человека имеет значение то, что лежит вне круга Зодиака. И это имеет значе­ние как раз для того, что действует наполняюще на карманы (см. рис.)... В отношении животного мы должны сказать: все, лежащее внутри круга Зодиака, действует на наполнение карманов". И все для объяснения этого наполнения мы найдем внутри этого круга. В отношении же человека мы должны выйти за пределы Зодиака, (оранж), чтобы объяснить, например, то, что действует в его чувствах.
     "Далее, у животных дело обстоит так, что планетные сферы, как та­ковые, непосредственно воздействуют на карманы... и карманы прости­раются вовнутрь и вовнутрь образуют органы. Благодаря этому живот­ное получает свои внутренние органы полные совершенства, образован­ные адекватно тому, что соответствует планетным сферам. ... у человека область, воздействующая на его карманы, более широка, чем круг Зоди­ака.
     У животного Земля воздействует непосредственно на все, что в нем хочет быть шарообразным — непосредственно на его круглую форму. У человека это не так. ... В определенном отношении животное хочет быть шаром. Здесь (см.рис.) у него позвоночник, здесь ноги. Лишь они мешают ему полно­стью стать шаром. Позвоночник составляет часть шара. Человек же стремится прочь от Земли, как он стремит­ся прочь из круга Зодиака. ... Мы можем сказать: по направлению к планетным сферам человек образует шаровую форму. Он распрямляется. Он стремится прочь от простого приспособления к земному.
     И когда мы смотрим на многоугольное, то в связи с животным мы можем сказать: в направлении Луны находится то, что дает ему многоугольность. Человек стремится прочь также и от вли­яния Луны, и от того, что дает ему многоугольность между Землей и Луной. ... Но благодаря этому Луна все еще продолжает постоянно действовать на человека. ... Но что она делает в человеке? Она вызывает в нем многоугольность, но в образе; и в то время, как животное многоугольность содержит в своей конфигурации, человек пришел к тому, чтобы над своим организмом возвыситься. Математико-геометрическое представление становится образом, выступает из тела. И человек сегодня представляет матема­тически, может понять все математическое потому, что благодаря лунному влиянию он смог возвысить свою многоугольность и вдвинуть ее в сознание. Итак, можно сказать: от Луны приходит понимание многоугольного в образе.
Для человека:Вне круга Зодиака —наполнение карманов
По направлению к кругу Зодиакакарманы
По направлению к сферам планет круглая форма
Прочь от Лунымногоугольность
Лунапонимание многоугольности в образе
Для животных:Круг Зодиаканаполнение карманов
Сферы планеткарманы
Землякруглая форма
Лунамногоугольность

     Изучая подобные связи, мы приходим к пониманию того, как человек образован изнутри, почему мешкообразную форму име­ют его носовые проходы, желудок и т.д., как образуется сердце, легкие, почки пу­тем смыкания мешка, его утолщения и от­рыва с внешней стороны, так что образует­ся внутренне замкнутый орган. Обращаясь к Мирозданию, мы узнаем, почему данный орган расположен именно здесь". 208 (19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

543. "В полярной зоне человек менее свободен от своего организма, менее уходит от своего организ­ма к свободному использованию душевной жизни". Длительный день и ночь ставят человека более под влияние годового, чем суточного ритма. В эпоху оледенения и в умеренной зоне действовало то, что теперь стя­нулось к полярному кругу.
     Растение растет снизу вверх. "Понимание человеческого облика в вертикальном направлении мы найдем лишь тогда, когда представим себе: человек растет вверх, но навстречу ему растет некий род невидимо­го растительного образования, которое свои корни развивает в голове, а цветы внизу. ... Из мирового пространства, с Солнца это сверхфизическое человеко-растение растет по направлению к средоточию Зем­ли". Это растущее в человеке в противоположном направлении следует мыслить происходящим в его эф.те­ле. Это исходящая от Солнца сила всасывания (на Солнце материя негативная, поэтому она не толкает, а всасывает), она пронизывает эф.тело человека сверху вниз. Т.обр., в человеке действуют две противопо­ложные сущности — земная и солнечная. Когда я давлю на какую-либо поверхность, то навстречу мне на меня действует невесомая материя; это противодавление соответствует солнечной силе, которая действу­ет через мое эф.тело. 323 (6,18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

585. "Корням растений соответствуют человеческий мозг и примыкающая к нему нервная система. Это идет так далеко, что наслаждение от всего, что составляют корни, имеет определенное родство с про­цессами,разыгрывающимися в мозгу и нервной системе. ... Чрезмерное услаждение корнями делает чело­века в отношении душевно-духовного несамостоятельным, поскольку объективное, внешнее работает через него (Не он сам, а эти корни тогда думают в нем.)" Но если спиритуально-психическое у человека сла­бо, то недостаток корней в питании делает его соней. 134 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Действие Луны

1032. "Лунный элемент некоторым образом окрашивает во время ночи весь космос — также и новая Луна — особой субстанциональностью, которую переживает и человек. Но он это переживает т.обр., что лунные силы, я бы сказал, удерживают его внутри мира Зодиака и возвращают к пробуждению. В слабом предчувствии человек переживает этот лунный элемент уже в первой сфере (сна). Во второй сфере он особенно сильно переживает тайну рождения и смерти. Он переживает ... фактически, каждую ночь, как духовно-душевное нисходит из духовно-душевного мира, через рождение, в физическое бытие и как постепенно тело переходит в смерть. Человек, собственно, постоянно умирает, в каждый момент, но преодолевает смерть до последнего мгновения. Но в тот момент, когда он это переживает — как душа проходит через земно-телесное, — он переживает также свою связь с остальным человечеством. ... Луна хочет снова поставить нас в человеческий мир, она вырывает нас из космоса. Ее силы противоположны как силам Солнца, так и силам звезд; она обусловливает наше родство с Землей. Поэтому каждую ночь она уносит нас из переживаний Зоди­ака к переживанию планет и, наконец. Земли, когда мы возвращаемся в свое тело.
     С определенной точки зрения в этом заключена разница между сном и умиранием. Человек во сне находит­ся в сильной связи с силами Луны. Каждую ночь они указывают ему на значение его земной жизни. Они могут это делать потому, что человек удерживает все отраженным в эф. теле. В смерти он извлекает эф. тело из фи­зического, и начинается воспоминание прошедшей жизни в обратном порядке".
     Представьте себе луг, покрытый травой, цветами. От каждого цветка, также и от того, который цветет на дереве, исходит некоего рода спиральная линия, исчезающая в мировом пространстве. Подобные спираль­ные линии содержат силы, которыми космос регулирует и обусловливает рост растений на Земле. Ибо расте­ния не просто вырастают из семени, они вырастают из космических спирально окружающих Землю сил. Они присутствуют и зимой, и в пустыне, где нет растений. Чтобы войти в движение планет, человек дол­жен эти силы растений каждую ночь использовать как проводников. Он, т.обр., входит, руководствуясь излу­чающимися из растений силами, в движение планет. И с силой, что выгоняет растение из корня вверх, ... человек вступает во вторую сферу сна. ... Исходя из земных отношений, душа могла бы сказать себе: я покоюсь во всем том, что как космическое благословение развивается над засеянным полем, когда оно цветет, над лугом, когда он цветет. Все то, что здесь нисходит к растениям и изживает себя в спираль­ных силовых линиях, все это есть лоно Божества, живое, подвижное в себе божественное лоно, находящимся в котором чувствует себя человек во время сна.
     Луна же возвращает его назад к его животности. Растительные силы постоянно стремятся унести человека в Универсум; а поскольку человек несет в себе животность, общую с царством животных, Луна возвращает его каждое утро в его животность".214 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

4. Царства природы

     303. На древней Луне было:
     "1. Человеческое царство (собственно, животное царство, состоящее из физ., эф., и астр. тел).
     2. Животное царство (собственно, растительное царство, состоящее из физ. и эф. тел).
     3. Растительное царство (собственно, минеральное, состоящее лишь из физ.тела)". С отделением древней Луны от Солнца (середина воплощения) все три царства поднялись на полступени выше и стали как бы промежуточными царствами: человеко-животным, растение-животным, минерало-растительным. На Земле все три царства поднялись еще на полступени: человеко-животное стало человеком, растение-животное стало животным, растение-минерал стал растением. Того, что мы теперь называем минералом, на древней Луне не было; впервые он выделился на Земле. Не все царства древней Луны на Земле сделали полшага вперед. Часть их сделала полшага назад: из отставших минерало-растений на Земле образовались минералы, из растение-животных — современные растения и т.д. 105 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru