BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ШОВИНИЗМ — происхождение

1002. Древний египтянин, а также ещe и грек до своей зрелости переживали в воздухе имагинации (существ из круга Зевса), но теперь "воздух стал другим; конечно, это не такие изменения, что их можно исследовать химическими реагентами; но всe же воздух стал другим. Он потерял свою силу выражать воздушные имагинации. Воздух, можно сказать, стал грубее". Грубее стал и современный человек. "Каждый человек в древности сознавал: дневное созерцание связано с моим личным человеком; другое,что я узнаю из воздуха, узнаю вместе со всей моей жизнью, оно связано со всем человечеством как таковым, это выходит за пределы отдельного человека. — Поэтому и социальные тайны, среди которых жил человек, он стремился исследовать через связь, которую имел с макрокосмосом, искал социальную мудрость через звeздную мудрость.
     Но жившее в нeм как социальная мудрость связывало его именно с небесным. Это выражалось и в обычных воззрениях. Человеческая пара в древности, ещe до смерти Озириса, ощущала, что дитя она получает с Неба. Это было живое сознание, соответствующее также и истине. И это живое сознание могло ведь и развиваться, поскольку человек сознавал: он берeт из воздушного пространства то, что испытывает сам. .... Но как в воздухе отложился грубый осадок былой силы воздуха, которая в древности в человеке открывалась в имагинациях, так и в человеке отложился осадок. Так должно было быть, иначе человек не пришeл бы к свободе и к полному сознанию своего Я. Но осадок остался". — Например, шовинизм, национализм, как следствие утраты социальной жизнью связи с макрокосмосом. 180(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1004. "Что живeт в национальном пафосе? То же самое, что и в сексуальности, только сексуальное суживается само по себе одним образом, а национальный пафос — другим. Это сексуальный человек, который изживает себя через эти два различных полюса. Быть шовинистом означает не что иное, как развивать групповую сексуальность. ... Поэтому боевой клич к т.наз. "свободе народов и наций" есть нечто такое, что может быть правильно понято в его интимных взаимосвязях лишь тогда, когда серьeзным образом это назовут так: призыв к восстановлению наций в свете сексуальной проблемы. Что сексуальная проблема в совершенно особой форме сегодня возвещается по всей Земле и люди при этом не имеют даже предчувствия того, как из их подсознания сексуальное облекается в слова: "свобода народов", — это и является тем, что должно быть рассмотрено как тайна импульсов времени. И намного более, чем полагают люди, в наше катастрофическое время действуют сексуальные импульсы, намного более, чем это представляют себе люди, поскольку импульсы происходящего сегодня лежат отчасти очень и очень глубоко.
     Подобные истины в наше время никто не вправе держать под замком. Определeнные братства могут держать это под замком благодаря тому, что в самом строгом смысле слова исключают из своего круга женщин. Но если даже сегодня совместная работа с женщинами, как это часто случается, может вести ко всевозможным нехорошим вещам, то всe же должно прийти время, когда изложенный взгляд на эти вещи, подобное воззрение на них сможет распространиться среди всего человечества. А пока распространяются грязные, слабоумные взгляды, когда с определeнной стороны трактуются, без знания интимных связей, всевозможные вещи о сексуальной проблеме ... например, в психоанализе и т.п.". 180(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1323. Пережившие холод от духовных миров вводятся в земную жизнь с автоматическим, внешним отношением к народу, стране, к языку. Среди таких людей особенно легко развивается шовинизм. "Когда врастают в язык более автоматически, то со своими инстинктами развивают органическую, анималистическую любовь к языку и к народу, тогда возникает фальшивый национализм". 209(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1328. "С минеральным сознанием (с помощью которого мы познаем чувственный мир), окрашенным моральными переживаниями, человек проходит сквозь врата смерти; и с теми следствиями, которые отсюда возникают, он живет далее в духовном мире. ... С этим минеральным сознанием он развивает отношение к существу из Иерархии Ангелов". Это отношение помогает ему развить состояние сна. Сон соткан из той же субстанции, что и мир мыслей между рождением и смертью, и он окрашивает минеральное сознание.
     В наше время человек старается оторвать от минерального сознания моральные переживания. Современному состоянию духа противоречит отношение к природе как к пронизанной моральными импульсами. "Это приводит к тому, что человек исключительно редко бывает в состоянии развить отношение к существу Ангела; в настоящем ходе времени человек редко бывает интимно связан со своим Ангелом.
     Если же минеральное сознание целиком и полностью лишить моральной окраски, то это создало бы опасность, что и в полуночный час бытия (в середине периода между смертью и новым рождением) человек полностью утратил бы необходимую связь с существом Ангела. Я говорю: это создало бы опасность. Ибо сегодня еще очень немногие люди подвержены этой опасности. Но если не произойдет духовного углубления всего человечества на Земле, углубления человеческого мышления, чувства и воли, то такая опасность действительно возникнет, и тогда значительное число людей... вблизи полуночного часа бытия оказалось бы лишенным отношения к своему Ангелу. Ангельские существа хотя и сохранили бы отношение к людям, но оно стало бы односторонним. ... Но человек, когда он достигает полуночного часа бытия, должен через существо Ангела найти отношение также и к существу Архангела". Чтобы оно также не было односторонним, "человек должен воспринять духовное содержание, т. е. он должен свои моральные импульсы окрасить религиозно". Архангелы ведают вхождением человека в тот или иной народ. И если отношение человека к Архангелу становится односторонним, то человек включается в народность в соответствии не со своим внутренним душевным существом, а мировым порядком. В этом случае люди в каком-либо народе соединяются внешне, например на основе языковой общности, и легко подпадают импульсам шовинизма, национализма. 207(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru