BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





БЫТИЕ — уровни

32. "Необходимо, собственно говоря, только систематическое развитие сновидческого сознания, чтобы человек пришел к первому сознанию сверхчеловеческого рода... которому открыты события древней Луны. ...Если пробуждается глубокое сонное сознание (сна без сновидений), то оно становится сверхчувственным сознанием второго рода. ...оно достигает древнего Солнца". Конечно, есть и более высокие состояния сознания (3, 4, 5, 6 и до бесконечности), но их невозможно описать человеческим языком.
     "Вошло в обыкновение называть различные состояния сознания "планами": обозреваемое физическим сознанием называть физическим планом, обозреваемое первым сверхсознанием — астральным планом, вторым сверхсознанием — нижним Деваханом, третьим сверхсознанием — высшим Деваханом. Далее к этому присоединились бы план Буддхи и план Нирваны".137 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


IX. ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА, СТОЯЩИЕ НИЖЕ ИЕРАРХИЙ


531. «Мы имеем семь ступеней существ (согласно Блаватской): 1. Боги, 2. Питрис, 3. Нирманакайя, 4. бодисаттвы, 5. человек (только), 6. человеческая ступень, 7. элементарные существа».93-а (6)
     «Духи Земли спят в минеральном царстве; растения суть их пробужденные мысли и их жизнь; животные -- их сны».
     «В минеральном царстве спят боги;
     В царстве растений они видят сны;
     В животном царстве они пробуждаются и видят сны».266-2, с. 63, 66


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

37. "Всякая мудрость есть форма ритма. ... В человеке все ритмическое, исполненное мудрости, пребывает в эфирном теле. ... Физическое тело есть представитель воли. Воля, в противоположность простому покою, носит творческий характер. Итак, деятельность, мудрость, воля представляют собой три ступени, на которых протекает все бытие".93-а (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

38.
Явления Силы
Физический планДействияАрупа-план
Астральный планЧувстваРупа-план
ДеваханМыслиАстральный план

93-а (21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

80. СЕМЬ ЭОНОВ РАЗВИТИЯ
Схематический обзор ступеней мирового развития(составлен по библ.№№ 13,93а)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

708. "Михаэль столкнул люциферические воинства в человеческое царство. Люциферические воинства мес­том своего обитания получили человеческую голову. Но она находится в состоянии умира­ния. И люциферические воинства начали в голове беспрерывную борьбу с ее умиранием. — Здесь мы касаемся древней тайны, известной в различных формах, но для современного человечества она является совершенно закрытой тайной его природы. Человек несет — если принять во внимание его божественное раз­витие — в своей голове отмирающее развитие, постоянное умирание. Но это постоянное умирание параллель­но сопровождается распалением жизни со стороны Люцифера. Люцифер постоянно хочет нашу голову сделать столь живой, столь жив наш остальной организм. Поэтому, если смотреть на органическое, Люцифер старает­ся отделить человеческое развитие от его божественного направления, благодаря чему ему удалось бы человеческую голову оживить настолько же, насколько оживлен остальной человеческий организм. ...
     Выражаясь физиологически, я мог бы сказать, что Люцифер постоянно действует в нас так, что жизненные силы, которые хотят пронизать голову человека, он посылает нам во всего остального человека. Выра­жаясь душевно, Люцифер постоянно хочет нашей интеллигенции, которая ведь только включает в себя мысли, образы, дать субстанциональное содержание. У Люцифера имеется постоянная тенденция, постоянно живет тенденция — то же самое, о чем я говорил физически, я теперь выражаю душевно, — когда мы нечто фор­мируем, формируем в духе образ, какой-либо художественный облик, дать ему действительное субстанциональное содержание, т.е. содержание наших мыслей, наших представлений пронизать обычной, земной действительностью. Этим он достиг бы того, что мы как люди покинули бы земную действительность и перепорхнули в мыслительную действительность, которая тогда стала бы реальностью, а не просто мысля­ми. Эта тенденция постоянно связана с нашим человеческим существом, дабы наши фантазии стали действительностью, и величайшие напряжения сил предпринимаются для того, чтобы человеческие фантазии могли стать действительностью. ... Понимание работы Люцифера в этом направлении: отпрессовка витальных сил в отмирающих силах человеческой головы, — в конечном счете позволило бы диагностировать все внут­ренние болезни. Естественно-научное медицинское развитие должно строиться на познании этого люциферического элемента. И влияние Михаэля на человеческое развитие включает в себя тенденцию дать такого рода толчок.
     Противоположно этому влияние Аримана. Он, прежде всего, проявляет себя из 8-й сферы, из которой со­здан наш остальной организм, кроме головы, весь исполненный жизненности. Здесь теперь действуют ариманические силы. Они, наоборот, стремятся в жизненные силы остального организма внести силы смерти, которые, согласно божественному развитию, принадлежат голове. Так что из 8-й сферы околь­ным путем, через Аримана, мы получаем силы смерти. Это опять-таки говоря физически.
     Выражаясь душевно, я должен сказать: исходящее из 8-й сферы, действует на человеческую волю, не на интеллигенцию. Но в основе человеческой воли лежит желание. В воле всегда таится нечто от желания. И в то, что как природа желаний лежит в основе воли, Ариман постоянно стремится внести личный элемент человека. А благодаря тому, что в природе желаний скрыт личный элемент человека, наша чело­веческая душевная волевая деятельность является отпечатком нашего пути навстречу смерти. Вместо то­го, чтобы дать божественными идеалам пронизать себя вплоть до желаний и воли, мы вносим нечто личное в наши желания, в нашу волю".194 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

227. Человеческая воля находится "...на пути к тому, чтобы обрести силу, способную на "великую жерт­ву". Такова истинная природа развиваемой силы Атма: волевая природа, поскольку она является излияни­ем Божественного Существа. ... Представьте себе Космос, Универсум, как зеркало бесконечной мировой воли. Божественная мировая воля не заключена ни в одном отдельном существе, но многообразно отражается во всем. Отражение Божества, когда оно само пребывает в одной точке, а каждая точка, в которой оно отражает себя, оживлена "великой жертвой", — в христианском смысле называется "Царством"." Это выражение означает также то, что в человеке является Буддхи. Если вы рассматриваете Уни­версум в отношении творческого, продуктивного принципа, который исходит из первоначального. Божествен­ного, то это, прежде всего, является тем, что связано с Атма; его божественная жизненная искра есть Буддхи. Как "Царство", Буддхи является универсально-космическим. "Атма — это Воля Бога, Буд­дхи ... — Царство, Манас — Имя".97 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1518.
Высший Девахан — сознание минерала
Нижний Девахан — сознание растения
Астральный план — сознание животного
Физический план — сознание человека.93-а (27)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1520.
"Высший Девахан — "я" физ. тела — сверхдеваханическое сознание.
Девахан — "я" эф. тела — деваханическое сознание.
Астральный мир — "я" астр.т. — астральное сознание.
Физический мир — "я" индивидуальное — дневное сознание".100 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1671.
"Мысли — Астральный план
Склонности — Девахан
Действие — Буддхи-план".96 (12)
     "Переживание восприятий чувств есть деяние Люцифера, переживание мира — Аримана". В мысли, чувстве и воле, если они возбуждаются только внешними восприятиями, обитает Люцифер.266-3, с.304
     "Мышление — если оно содержит в себе что-то, направленное к духовному миру, то идет к Ангелам.
     Речь — если она содержит в себе идеалистическое, то идет к Архангелам, если нет, то рассеивается в эфирном мире; если содержит в себе доброжелательность, то идет к Архангелам.
     Действие = движение = сознание, что человек сам несет ответственность перед духовным миром; возникает тепло, если моральное чувство говорит деянию "да". Первосилы (Архаи) берут то, что переходит в сгорание".Д.19, с.3

     "1). Восприятия чувств — тепло холодно
     2). Сфера мышления — субстанция света — с существами III-й Иерархии. Планетные сферы.
     3). Чувствование — химические силы внутренне как ритм; музыка сфер. II-я Иерархия. Ход планет переходит в звучание сфер.
     4). Воление — космическая жизнь: звучание сфер переходит в "мировую речь"."Д.40, с.34

"Когда я познаю, я — в себе,
Когда я волю, я есть член мира,
когда я чувствую, я есть, как "Я", член мира".
Д.31, с.8
"Мировое мышлениеОно мыслит:лунное развитие.
Мировая душаОна чувствует:солнечное развитие
Мировая воляОна волит:сатурническое развитие."
266-1,с. 474


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     72. " В развитии человечества в отношении посвящения была впервые сделана своего рода пауза. И лишь с концом XIX в. снова появилась возможность приблизиться к живому, действительному посвящению. Это действительное, живое посвящение подготовляется, но оно будет протекать иным образом, чем прежнее. ... Что раньше было совершенно напрасным делом, а именно: искать нечто сущностное во внешнем мире, — это стало теперь достижимо как раз благодаря тому, что мы внутренне стали полыми". Естествознание идет до законов природы. Гете хотел проникнуть за законы природы, к природообразующим началам, к формам. По­этому он основал морфологию, в высшем смысле спиритуальную морфологию. "Так что сегодня мы можем гово­рить о чем-то параллельном "вратам человека" (1-я ступень египто-халдейского королевского посвящения) — мы можем говорить о "вратах природы" ... уже занялась заря этого ...".
     "Гете рассматривает лепесток цветка как преобразованный лист растения, черепную кость — как преобра­зованный позвонок. И это было лишь начало. Если, придерживаясь его способа рассмотрения, пойти даль­ше, то можно дойти лишь до форм, но у врат природных форм приходят к имагинативному созерцанию этих форм природы. При этом приходят к тому, что не просто рассматривают кости черепа как преображенные позвонки, но всю человеческую голову — как преобразованное тело прошлой земной жизни, но взятое без головы".
     "В том же смысле, в каком в древности 1-й ступенью являлись "врата человека", теперь 1-й ступенью являются "врата форм". И когда живо постигают эти "врата", то затем вступают во "врата жизни", где уже не имеют дела с формами, а со ступенями жизни, с элементами жизни. Это подобно тому, что в древне­египетском королевском посвящении я охарактеризовал как 2-ю ступень. А 3-я ступень имеет то же значе­ние, что вступление во "врата смерти" — это посвящение в различные сознания" (их 7 в соответствии с планетными состояниями. См. в "Очерке тайноведения" состояния формы, состояния жизни и состояния сознания).
     "Что мы описываем как наши культурные ступени, как древнеиндийскую, древнеперсидскую и т.д. ... все это есть также формы. Здесь мы живем у "врат форм". Это соответствует "вратам человека", когда мы говорим об этих формах, и из мира форм мы можем образовать представление об этих, следующих одна за другой, культурах. Их 7 на каждой ступени жизни. А когда мы говорим о ступенях жизни, то мы имеем в виду 7 следующих одна за другой ступеней, одной из которых, напр., является все наше послеатлантическое время (все 7 культур). ... Сейчас мы стоим на 5-й ступени жизни, ей предшествовала атлантическая сту­пень жизни, той — лемурийская. И эти 7 ступеней жизни существовали для того, чтобы человек достиг со­знания, которым он владеет теперь. Но это сознание развилось из древнего лунного сознания, а то — из солнечного. ... Отсюда вы видите, как через три следующие одна за другой тайны ступеней человек об­ретает познание Космоса. А затем из этого миропознания человек обретает, в свою очередь, познание че­ловека. Из миропознания человек также обретает возможность приблизиться к пониманию Мистерии Голгофы.
    
Сегодня мы воспринимаем лишь наброски. Но мы все же можем понять, почему Мистерия Голгофы соверши­лась в 4-й послеатлантической культурной форме, пятом периоде жизни ... на Земле. ... Все, что необ­ходимо для понимания Мистерии Голгофы, все это проистекает из принципов нового посвящения".
     "Вспомните, что на 2-й ступени египетского королевского посвящения человек приходил в колебание, во вращение. Сегодня человек должен, если он действительно через формы стремится прийти к жизни, об­рести возможность сказать себе: пусть те либо другие вероисповедания дают мне прекрасные понятия, они могут быть прекрасными с полным основанием, но с их помощью я до тех пор не приду к действительности, пока не усвою противоположных понятий. ... Мистерия Голгофы сделала необходимым существование противо­положных понятий. ... Совершенно очевидно, плохим поступком было убийство людьми Бога, воплотившегося в человека; но совершенно очевидно и то, что тот поступок стал исходным пунктом Христианства. ... Этот парадокс в отношении сверхчувственных фактов может быть образцовым примером для многих парадок­сов, с которыми вам придется иметь дело, если вы действительно захотите перейти к понятиям сверхчувст­венного мира, поскольку без этого ваш переход вам не удастся. Раньше человек нуждался в страхе, теперь он нуждается в преодолении той пропасти, которая предстает ему как пребывание в Мироздании, лишенное всякого центра тяжести. Человек должен пройти через это, чтобы не клясться на понятиях, а рассматри­вать их как нечто, освещающее вещи с различных сторон".
     "В отношении жизни древний человек должен был идти от мира к человеку, современный — от человека к миру; в отношении познания древний человек шел от человека к миру, новый — от мира к человеку".
     "Сегодня, когда вы идете от миропознания через форму, жизнь и сознание, то вы благодаря этому до­стигаете познания человека. Все остальное в познании природы исчезает, остается понятным один человек ... как трехчленное существо (нервов, ритма, обмена веществ) ... А от человека можно затем опять вер­нуться к познанию мира". 187 (4)

Д. 23 с. 20


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru