BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЭФИРНОЕ ТЕЛО — см. ТАКЖЕ ТЕЛА — развитие

307. "Впервые в египто-халдейскую эпоху человек начинает жить в душе, но душа тогда живет еще в эфирном теле. Так что я могу душу нарисовать так (красное). Когда человек чувствовал себя внутренне, он чувствовал себя с помощью эф. тела.
     В греко-латинскую эпоху человек вырос своим душевным из эф. тела. Он имел эф. тело в себе примерно до 333 г. Затем человек так вырос из эф. тела, что его душа стала лишь слегка соединяться с эф. телом, совсем не имела с ним внутренней связи (фиолет.). Душа чувствовала себя вовне, покинутой. Она теперь была вынуждена без опоры на эф. тело идти в мир. Поэтому возникает нужда в Христе".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

120. Бедные духом — это те, кто уже не могли в экстазе восходить к духу. Но этого и нельзя уже было делать. От этого стало необходимо исцеляться. Ранее от горя исцелялись, уходя в духовное, освобождаясь от "я". Теперь стало необходимо искать утешителя не вне, а внутри себя, укрепляя свое "я". Страдание должно стать испытанием. Все импульсы, поступки, страсти в прошлом как внушение приходили из астрального тела. Но возникла задача осознать свое "я" и обуздать, усмирить все то, что человек получил в астральном теле еще на др. Луне. Речь здесь идет не о "кротости" (неверный перевод), а о "невозмутимости".
     Первые три заповеди имеют отношение к физ., эф. и астр. телам (эф. тело осознает страдание, хотя и вслед за астр. телом). Далее мы подходим к работе "я" над душой ощущающей. Что обычно она ощущает лишь в физическом (голод, жажду), она должна научиться от Христианства переносить на духовное: голод и жажда вездесущей правды. В душе ощущающей "я" находится в состоянии смутного отупения, в душе рассудочной оно впервые загорается как человеческое "я", и оно равняет нас со всеми людьми, носителями "я": любовь вернется к тем, кто ее излучает. Подлежащее здесь равно сказуемому. В работе над душой сознательной "я" появляется в чистом виде, совершенно осознает себя, чистое в сердце, в крови, как носителе "я". Воспринявшие импульс Христа станут миротворцами в той части человеческой природы, которая лишь постепенно разовьется в Манас. И они в новом смысле станут "Сынами Божиими".
     "Исполнены Божественной силы те, кто при новом порядке, возглавляемом Христом, терпят гонения от сторонников старого порядка". Речь здесь идет о Буддхи.
     И последняя заповедь прямо указывает на Импульс Христа: "Исполнитесь божественной силы вы, особенно призванные нести в мир Имя Христа". 116 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

121. "Будучи выраженной для эф. тела, новая истина должна звучать так: переносящие страдания не могут более получать утешение от того, что они вживаются в духовный мир и позволяют притекать к себе потокам духовного мира в состоянии ясновидения; но когда они теперь сживаются со Христом, исполняются новой Истиной, то находят в себе утешение во всех страданиях". Для астр. тела новая истина звучит так: в прежние времена, если человек хотел избавиться от страстей, эгоизма, то в высших сферах добывал он силу; "...с ним предпринимались процедуры, убивавшие плохие инстинкты его астрального тела. Но теперь пришло время, когда человек через деяние Христа в своем "я" сам может обрести силу, чтобы обуздать, сковать страсти и эмоции своего астр. тела. ... Блаженны кроткие благодаря самим себе, благодаря силе "я", ибо они наследуют земное царство!"
     "Человек должен стать таким, чтобы, желая все более и более переживать в себе Христа, он в своей душе ощущающей переживал такую тягу, какую в ином случае он переживает в своем теле как голод и жажду. ... И если в своей душе ощущающей он исполняется силой Христа, то может достичь того, что в себе самом найдет возможность насытить свою жажду справедливости".
     "Когда человек воспринимает силу Христа, то в душе рассудочной он развивает те добродетели, которые идут от подобного к подобному, которые не приходят с Неба как вознаграждение, но вновь возвращаются к подобным существам, каков есть и сам человек. ...Блаженны милосердные, ибо достигнут милосердия".123 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

564. "Материализм может ввести людей в искушение вместо пришествия Христа в реальном эф. теле, видимом для высших способностей человека, ожидать Его вторичного пришествия во плоти. Но это было бы большим несчастьем для человечества". И в наше время имеется достаточно индивидуальностей, готовых в силу иллюзий или плохих инстинктов объявить себя мессиями во плоти. (Следует при этом вспомнить, что уже в 1912 году, т.е. через два года после этой лекции, А.Безант, руководительница Теософского общества, выступила с идеей объявить индийского мальчика Кришнамурти вторым воплощением Христа. — Сост.).
     "Прежде человек воспринимал и мыслил не только физ. телом, но и эфирным. Воспринятое в эф. теле осознавалось в астральном как астрология; сегодня астрономия все исчислила. Ныне эф. тело должно быть вновь оживлено, и это находится в связи с новым эфирным явлением Христа. Когда эф. тела будут снова оживлены, они увидят Христа. Но, как видите, должно произойти оживление, витализация эф. тел".254 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

24. "Троякого рода силы выступают из глубочайшего внутреннего души: свобода, жизнь воспоминаний, сила любви. Свобода — это внутреннее преобразование эф., или формообразующего, тела. Сила воспомина­ния — это выступающая внутренне, образующая сны сила астр. тела. Любовь — это внутренне выступа­ющая, ведущая человека к отдаче внешнему миру сила". Этими силами одухотворяется наша душа и обрета­ет способность проникать в духовный мир. "Кто не понимает этого троякого внутреннего пронизания ду­ши духом, тот не понимает, как душа человека таит в себе дух".225 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

330. "Душевно-духовное, сходящее вниз из духовного мира, я охарактеризую этой фигурой (фиолето­вое). Естественно, это дано схематически. Сходя вниз из духовного мира, человек облекается эф.телом (оранж.). ... Эф.тело есть некий мир для себя; вернее сказать: мир для себя в образе. Это выглядит так, что эф.тело, например в своем окружении, прояв­ляет нечто звездное (желтые звезды), а в нижней ча­сти — нечто, имеющее вид отображения Земли; и даже некий род отображения в себе солнечного и лунного. Это исключительно важно, что нисходя в земной мир, мы стягиваем эф.силы из всеобщего эфирного мира, бе­рем с собой в наше эф.тело род отображения космоса.
     ... Эта конфигурация эф.тела сохраняется в то время, когда человек все более срастается со своим физ.те­лом в эмбриональный период". Оно бледнеет, но в об­щем сохраняется таким до смены зубов, до 7 лет. "Я рисую это схематически для времени от 7-ми до, примерно, 14-ти лет, до половой зрелости (красные лучи). ...Со сменой зубов оно совсем бледнеет, но зато на­чинает посылать вовне лучи (красное). Я бы сказал так: звезды в человеческом эф.теле становятся лучами, получают тенденцию сойтись во внутреннем.
     Это совершается постепенно, на протяжении всего времени от смены зубов до половой зрелости. С по­ловой зрелостью это заходит так далеко, что сросшиеся лучи формируют здесь, внутри, род собственно­го образования (красное). ... Бледнеют также и эти лучи, но зато закруглившееся здесь, в середине, становится особенно живым. ... Оно расположено в человеческом организме в том месте, где находится сердце с подходящими к нему сосудами (синее)". Это собственно эфирное сердце человека; до его возникновения он обладал унаследованным эфирным сердцем.212 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1822. "Что бы мы ни переживали — все оставляет отпечаток в нашем эф. теле. Если бы мы могли эти от­печатки отделять, то получили бы тонкие, тенеподобные призраки нашей головы и ее продолжения. Обраща­ясь к каждому воспоминанию, мы находим теневой образ головы с ее продолжением. Они совершенно не по­хожи на то, что мы переживаем, когда в нас всплывает воспоминание. Сколько мы имеем воспоминаний, столько и тенеподобных призраков. Все они пронизывают друг друга, входят друг в друга. ... Чтобы возникло воспоминание, человеческая душа должна подступить к этим оставшимся в теле отпечаткам и расшифровать их, подобно тому, как мы расшифровываем удивительные знаки на бумаге, которые совсем не похожи на то, что затем переживается в душе, когда мы нечто прочли".
     "Когда мы отдаемся воспоминаниям, в нас совершается бесконечно сложный процесс. Из сумрака про­чей темной жизни постоянно восходят эфирные отпечатки, и в их восхождении и расшифровке состоит то, что человек переживает как внутренний процесс воспоминаний".157 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Представление и забвение. Впечатления

1830. Можно развить память, и тогда эф. тело будет обладать богатым содержанием, но оно будет все бо­лее и более усыхать. Способностью к развитию оно обязано забвению. Представления при этом не исчезают из нас полностью, о чем говорит посмертное созерцание событий истекшей жизни. Представления лишь, бу­дучи забытыми, начинают работать над членом эф. тела, свободным от работы над ростом физ. тела, и делают его способным к употреблению. "В этом великое благо забвения!"107 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

643. "Чем более человек бывает вынужден заниматься тем, что его не интересует, тем более ухудшается его эфирное, или жизненное, тело". 143(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     4.
"В то время как во внешней, обычной материальной и духовной жизни моральная культурная жизнь действует облагораживающе на астр. тело, — на эф. тело, изменяя и облагораживая его, действует только то, что человек воспринимает в религии и искусстве, где он предчувствует вечное во временной форме. Импульсы искусства действуют сильнее, чем моральное воспитание, сильнее, чем то, что как правовая, государственная жизнь существует в человечестве, ибо через истинное произведение искусства сияет вечное и непреходящее. Но сильнее всего на эф. тело действуют религиозные импульсы. Под влиянием таких импульсов вычленяется часть эф.тела, чтобы преобразоваться в Буддхи, в Логос, в Слово. В эзотерическом Христианстве это называют Христос". 96 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     543
. "Пока вы с помощью просто моральных или правовых принципов, логических принципов взнуздываете свои пороки, до тех пор вы работаете в вашем астр.теле. Но существуют другие культурные средства, благодаря которым "я" работает над собой, — это суть религиозные импульсы человечества". Они воздействуют на эф. тело. Также в переживании искусства: если за чувственным мы видим бытие вечного, сокрытого, то художественное представление очищает и облагораживает не только астр.тело но и эфирное. Сверхчувственно можно наблюдать, как музыка Вагнера, ее вибрации погружаются глубоко в эф.тело". 54 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     562
. "Находить смысл в прекрасном, чувствовать прекрасное означает признавать эф.тело. Отсутствие чувства прекрасного означает пренебрежение эф.телом, непризнание его". 220 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     581
. "Художественно построенный звук или картина действуют непосредственно на эф.тело". 93—а (21)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru