BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЮРИСПРУДЕНЦИЯ — см. также ПРАВО — и Христос

121. "Будучи выраженной для эф. тела, новая истина должна звучать так: переносящие страдания не могут более получать утешение от того, что они вживаются в духовный мир и позволяют притекать к себе потокам духовного мира в состоянии ясновидения; но когда они теперь сживаются со Христом, исполняются новой Истиной, то находят в себе утешение во всех страданиях". Для астр. тела новая истина звучит так: в прежние времена, если человек хотел избавиться от страстей, эгоизма, то в высших сферах добывал он силу; "...с ним предпринимались процедуры, убивавшие плохие инстинкты его астрального тела. Но теперь пришло время, когда человек через деяние Христа в своем "я" сам может обрести силу, чтобы обуздать, сковать страсти и эмоции своего астр. тела. ... Блаженны кроткие благодаря самим себе, благодаря силе "я", ибо они наследуют земное царство!"
     "Человек должен стать таким, чтобы, желая все более и более переживать в себе Христа, он в своей душе ощущающей переживал такую тягу, какую в ином случае он переживает в своем теле как голод и жажду. ... И если в своей душе ощущающей он исполняется силой Христа, то может достичь того, что в себе самом найдет возможность насытить свою жажду справедливости".
     "Когда человек воспринимает силу Христа, то в душе рассудочной он развивает те добродетели, которые идут от подобного к подобному, которые не приходят с Неба как вознаграждение, но вновь возвращаются к подобным существам, каков есть и сам человек. ...Блаженны милосердные, ибо достигнут милосердия".123 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

153. (8; 27-33) "Он спрашивал у окружавших Его: что говорят люди о Том, Кто есть Я? Что признают они за Я? Тогда те, кто были вокруг Иисуса, отвечали: люди говорят, чтобы Я было истинным, в нем должен жить Иоанн Креститель. Другие же говорят, что это Я должно быть пронизано Илией и что Илия должен жить в Я; иные еще говорят, что какой-нибудь из пророков должен быть понят так, что Я говорит: не Я, а этот пророк действует во мне. Он же говорит тем, которые были вокруг Него: а что скажете вы о Том, Кто есть Я? Тогда Петр отвечает: Я постигнуто так, что мы познаем Его в Его духовности как Ты (Тебя), — это есть Христос! Тогда он сказал тем, которые окружали Его: остерегайтесь говорить это обыкновенным людям! Ибо этой тайны они еще не могут понять. — Тех же, которые вокруг Него были пробуждены этими словами, Он начал учить: то в человеке, что внешне-физически выражает собой Я-Сущность (Ichheit), должно пострадать, чтобы это Я-Существо могло ожить вполне; а таким, каким оно было, оно должно было отпасть, чтобы учителя человечества, те, которые знали, что гласит священная мудрость, сказали: в своем теперешнем образе оно не пригодно, в этом образе оно должно быть умерщвлено, и, согласно обусловленному мировыми соотношениями трехдневному ритму, снова ожить в высшем образе. И они были потрясены, что Он говорил эти слова так открыто и свободно".
     Эти слова могли произносится до тех пор только в Мистериях. Было тайной, что человек в посвящении должен был пройти через "Умри и будь!" и через три дня проснуться. Этим объясняется то, что следует дальше. "Петр был потрясен; отвел Христа в сторону и убеждал Его, что подобное не должно говориться открыто и свободно. Тогда Христос Иисус обратился к нему и сказал: когда ты так говоришь, Петр, то это внушает тебе сатана; ибо то, как ты говоришь об этой истине, не относится уже к нашему времени, но принадлежит к прошлому; тогда она должна была быть замкнута в храмах. В будущем, в свете величайшей Мистерии Голгофы, она должна все больше и больше становиться достоянием всего человечества. Так решено Божественным Водительством мирового развития. И кто говорит иначе, тот говорит не из божественной мудрости, но извращает божественную мудрость в тот временный образ, какой она имела у людей в прошлом".
     Так приблизительно должны мы понимать это место, которое во всем своем выразительно-кратком величии вcтaет перед нами в Ев. от Марка. Многие должны уяснить себе, что Импульс Христа, именно в смысле Ев. от Марка, заключается в том, чтобы мы приняли Христа в наше "я" и все больше и больше осуществляли слова апостола Павла: "Не я, но Христос во мне!", — и не абстрактный Христос, а Христос, Который послал Духа Святого, конкретного Духа, действующего в человеческой душе с той закономерностью, как это было указано сегодня". 124 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

176. (8; 20-21) Когда "я" Заратустры перешло в натанова Иисуса, то Он, фактически, порвал все кровно-родственные связи со своей семьей. Поэтому Христос мог сказать в ответ на извещение, что пришли Его братья и мать: они не являются таковыми. 114 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

221. Христос идет к самаритянам, чьи "я" оторвались от групповой душевности, исцеляет царского сына в чужом (по воззрениям иудеев) народе. "Повсюду указывается, что Христос является Миссионером самостоятельного "я", которое находится в каждом человеке. Поэтому Он должен также сказать: когда Я говорю обо Мне, то в высшем смысле Я говорю совсем не о Моем, о находящемся во Мне Я, но когда Я говорю "Я-Есмь", то Я, говорю о Существе, о чем-то таком, что каждый находит в себе. Мое Я едино с Отцом; а Я вообще, которое находится в каждой личности, оно едино с Отцом. Таков глубокий смысл поучения, которое Христос дает самаритянке у колодца". 103 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

225. "Когда Моисею понадобилось каким-то образом весомо объявить, кто он такой и кто его послал, то Бог открывает ему Свое Имя: "Я есть Я-Есмь". Что это значит — не понять никому, кто не способен вникнуть в полный смысл и сущность того, как давались имена в древности". Человек состоит из физического, эфирного и астрального тел. Библия вполне различает, кто были творцы этих тел. И Библия говорит о творце человеческого Я — носителя самосознания. Первые были созданы Элоимами, последнее — Богом Ягве. Библия делает четкое различие между Элоимами и Ягве (для этого достаточно лишь прочесть первые две главы "Книги Бытия" и при этом не думать, что там эти различия присутствуют "просто так"). "В нашем "я" мы находим искру Бога Ягве", которая была внесена в человека раньше, чем он смог прийти к я-сознанию". "Моисей стал великим предтечей в приведении сознания человека к Я". Но работа Я над человеком началась в эволюции много раньше, и человек получал я-переживание в жизни между рождением и смертью как идущее в цепи поколений. В этом Я он помнил себя вплоть до времен праотцов. Вот почему Моисей в пылающей купине слышит Ягве — Бога Авраама, Исаака, Иакова. И он называет себя: "Я есть Я-Есмь" Он есть то же самое, что и входящий в человека четвертый элемент его существа — Я. Но вполне индивидуально человек Ветхого Завета еще не мог вобрать в сознание Я. Это происходит во времена "исполнения обетования". До Мистерии Голгофы к индивидуальному переживанию "Я-есмь" приходили лишь ученики Мистерий; и было оно в духовном мире. На Земле они становились свидетелями того, что Я существует, существует в духовном мире. А потом "Я-есмь" стало плотью и обитало среди нас. Но в отличие от Ягве Христос стал таким "Я-Есмь" для человека, которое им осознается индивидуально, как живущее в нем Божество. "Под Словом имеется в виду сущность, внутреннейшее в человеческой природе и в то же время — праисточник этой внутреннейшей сущности. И в Ев. от Матфея Христос говорит об этом так: искра того, что живет во Мне, имеется в каждой человеческой индивидуальности, и это есть то, что было еще прежде Евангелий. А в Ев. от Иоанна стоит значительное изречение: "Прежде, чем был Авраам, есмь Я". ...так Христос говорит о Себе как о праисточнике Я-есмь. 57 с. 121-133


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

259. "Христос, исцеляя, связывает моральное с магическим и этим дает переход от состояния без "я" к состоянию, исполненному "я" при каждом отдельном исцелении". 139 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

286. (XIX 14-15) Человеческое Я — это обоюдоострый меч, оно ведет к свободе, но также и к эгоизму. "Поэтому Тот, Кто принес людям полное я-сознание, Христос Иисус... изображен в Арокалипсисе с острым, обоюдоострым мечом в устах". 104 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

300. "В образе Христа дан идеал, противодействующий всякому обособлению, ибо в человеке, носящем имя Христа, живет высокое Солнечное Существо, в Котором каждое человеческое "я" находит свою первооснову. Еще израильский народ чувствовал себя как народ, а человек — как член этого народа. Поскольку в начале лишь мысленно поняли, что в Христе Иисусе живет идеальный человек, Которого не досягают условия обособления. Христианство стало идеалом всеобъемлющего братства. Выше и помимо всех отдельных интересов и всякого отдельного родства появилось чувство, что наивнутреннейшее Я всех людей имеет одно общее происхождение. (Наряду со всеми земными предками выступает общий Отец всех людей: "Я и Отец — одно")". 13 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

345. "Внутренняя связь через Сущность Христа с этим (человеческим) "я" придает нам (людям) такой интимный характер, каким обладает для нас само наше "я". Поэтому все рассмотрения, все импульсы чувств и все так называемые внутренние силы, которые мы приводим в нас в движение, когда дело идет о проблеме Христа, являются путем ко Христу". 176 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

346. Христос не пользовался никаким принуждением, чтобы привлекать к Себе людей. Важнейшее в христианском учении можно встретить и в других религиях. "Не достаточно, чтобы Христос присутствовал в человеческом астр. теле. Христос должен — если Он действительно понят — присутствовать в человеческом "я". И "я" должно свободно решить принять Христа. ...и этим оно принимает в себя реальность — Божественную силу, а не только учение".110 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Обновление Мистерий

357. "Бог должен был прийти к людям на физическом плане, поскольку люди через выработку своего "я", через замыкание врат в духовный мир стали неспособны старым образом восходить к богам".118 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

360. В послеатлантическое время посвящаемый погружался на три дня в сон, подобный смерти. И этим он подпадал под полное господство другого "я" (иерофанта); он целиком терял свое физ. тело и своим "я" не мог оказать на него никакого влияния. Величайшая же цель Импульса Христа состоит в том, чтобы человек мог развивать свое "я", целиком оставаясь в себе, и, даже входя в высшие миры, не впадать в состояния ниже состояния своего "я". 112 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

361. "Юлиан Отступник предчувствовал: если хочешь найти Христа, то Его следует искать в Мистериях. Христа можно найти в Мистериях, и Он тогда дарует человеку "я" , которое не могло быть дано человеку во времена Аристотеля".175 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

365. "Вообще важно понять, что все стремящееся к соединению обязано этим Ягве, а все стремящееся к разъединению — люциферическим духам.
     В первые времена Христианства существовало изречение: "Christus verus Luciferus", Христос — истинный светоносец; ибо Люцифер означает "светоносец". Почему Христос истинный носитель света? Потому, что теперь благодаря Ему стало правомерным то, что прежде было неправомерным. Прежде, когда возникло разделение, люди не были зрелы для самостоятельности. Теперь же через я-импульс, который они получили через Христа Иисуса, они подвинулись так далеко, что, несмотря на "я", могут в любви (духовной) развиваться навстречу друг другу".104 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

558. Представим себе человека, которому известны плоды культуры, но он ничего не знает о Христе, о Евангелиях. Однажды он мог бы сказать себе: "Во мне живет нечто сообразное моей общей со всем человечеством организации, но мне с этим нечего делать, ибо то, в чем живет мое я-сознание, нуждается в чем-то таком, чего не может дать культура человечества, а именно: в импульсе из духовных миров, способном вновь укрепить "я" в его организации после того, как оно эмансипировалось от этого мира". К такому человеку может тогда прийти сила из духовного мира; неважно, как он назовет ее. "Если человек придет к такому ощущению, то, значит, он охвачен Импульсом Христа".143 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

759. Можно подумать, что есть существа выше Христа, т.к. Он несет человеку только 4-й принцип (Я), а те — более высокие. "Разница здесь состоит в том, что другие существа (люциферические) высшие принципы как бы паразитически законопачивают в человеческую природу; Христос же так несет 4-й принцип, что Им пронизывается, пропитывается, укрепляется вся человеческая природа".130 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

760. Так противостоят два Духа: "Дух Христа, от Которого люди могут надеяться получить могучий макрокосмический импульс их 4-го принципа (Я), и люциферический дух, который хочет вывести человека за пределы этого принципа (к 5,6 и 7-му принципам, — манас и т. д.). Если бы люди сказали себе: мы хотим от люциферического духа то, к чему мы взираем вверх, приобрести т. обр., каким мы получаем нечто, взирая вниз, на нашу низшую природу, — тогда люди поступили бы правильно. Но если бы они пришли к утверждению: посмотрите, Христос дает нам только 4-й принцип, но есть духи, дающие 6-й и 7-й принципы, — тогда люди, решившиеся так думать по отношению ко Христу, поклонились бы и подняли на щит антихриста.
     Так заявит о себе в будущем позиция антихриста по отношению ко Христу. И с внешним рассудком, с внешней гениальностью против таких вещей ничего не следовало бы возражать. Ибо в смысле рассудка и гениальности можно было бы привести немало умных доводов в пользу антихриста, а не в пользу глубочайшего человеческого принципа, который от Христа все более и более будет вливаться в человеческую душу. Поскольку Христос несет людям 4-й макрокосмический принцип и поскольку он именно макрокосмический, то он бесконечно важнее всех микрокосмических принципов. — Он сильнее, чем они, т. к. родственен человеческому Я, сильнее всех других, которые могут быть достигнуты в течение земного развития. Но поскольку это все же 4-й принцип, то он ниже, чем 5-й, 6-й, 7-й, приходящие от люциферических духов, он ниже, чем то, что исходит от антихриста". 130 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

200. "Высший Дух, связанный с Солнцем и пославший на Землю Я, называется в тайном учении Христом, Я как члены солнечного Логоса лишь постепенно входили в формы. Свет струился от солнечного Логоса, но немногие восприняли Его в то древнее время; воспринявшие же стали иными ...четырехчленными людьми". 100 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

201. "В отдельных людей пришел Он", в Я-людей пришел он; ибо Я-люди не смогли бы возникнуть, если бы через Логос в них не было излито Я. "Но Я-люди не восприняли Его". Лишь отдельные восприняли Его, посвященные, которые возвысились до духовных миров, которые всегда носили имя "детей Божиих", ибо обладали знанием о Логосе, о Сыне и Любви и постоянно свидетельствовали о том. Это были отдельные люди, ибо всегда, уже в древних Мистериях, знали о духовных мирах. И что жило в них? В них жило то, что в человеке является вечным. Совершенно сознательно жило это в них. Еще до великих слов: "Я и Отец одно" — чувствовали они Я и великую Первооснову как одно! И то глубокое, что они носили в своем сознании, их собственное Я они получали не от отца и матери, а через посвящение, в духовном мире. Не из крови, не из плоти, не из воли отца или матери, но "из Бога", то есть из духовного мира получали они его". 103 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

202. Если вы поймете скрытый смысл этих слов, а не просто их лексическое значение, то испытаете бесконечное удовлетворение: "Вплоть до Я-людей пришел Он", — вместо: "Пришел к Своим". Тогда эти слова производят колоссальное действие. 94 (36)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1548. "Сила, переливающаяся через человеческое сердце, есть сила Христа. Слово "сердце" стоит здесь вместо Я. Что Я может сделать вовне, это изливается в слове. Но лишь в конце земных времен Я будет целиком заключать в себе Христа. Пока же Христос переполняет сердце".114 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

2. Становление "Я есмь"

От греческой драмы к Мистерии Голгофы

179. "Грек ещe не обладал таким воззрением на мир, как мы. Он хотя и мог развивать такие же понятия и идеи о мире, как мы, но он мог, в то же самое время, всерьeз принимать те воззрения, которые ещe давались в образах. Он вообще жил иначе, чем мы сегодня живeм. Мы, например, идeм в театр, чтобы развлечь себя. В Греции развлекаться ходили в театр — если я могу так выразиться — во времена Эврипида, едва ли во времена Софокла, и уж никак не во времена Эсхила или ранее того. Тогда на драматические представления приходили с другими целями. У человека было отчeтливое чувство, что во всeм: в деревьях и кустарниках, в реках и ручьях — живут духовно-душевные существа. Если человек переживал этих духовно-душевных существ, то в его жизни возникали моменты, когда у него совсем ослабевало чувство себя. Когда же он снова развивал это сильное чувство себя, которое древние развивали с помощью изучения йоги и которое грекам уже не было нужды развивать с помощью йоги, то всe вокруг делалось мeртвым, тогда человек видел лишь некоего рода труп природы. Тогда человек расходовал себя. Он говорил себе: жизнь расходует людей. Созерцая лишь мертвую природу грек чувствовал это как некий род душевного и телесного заболевания. В древние греческие времена это ощущали так живо, что в течение дневной жизни заболевали, и было необходимо что-то такое, что оздоровляло бы: и это была трагедия. ... если вообще желали остаться целостными людьми, то требовалось исцеление, поэтому шли в трагедию. И трагедии во времена Эсхила игрались так, что тот, кто строил, создавал трагедию, чувствовал себя врачом, лечившим израсходованного человека. Чувства, возбуждавшиеся сопереживанием страха, сострадания вместе с героем, действовали как лекарства. Они пронизывали человека, и когда он их преодолевал, эти чувства страха и сострадания, то они вызывали в нeм кризис, каким он, например, бывает при пневмонии. А когда человек преодолевал кризис, то он становился здоровым. ... Так было для греков искусство некоего рода целительным процессом. А когда первые христиане начали переживать, что было дано в воплощении Христа в Иисусе, что могло быть подумано, ощущено в Евангелиях: нисхождение Христа Иисуса к страданиям и к крестной смерти, Его воскресение, вознесение, — то они ощущали определeнного рода внутреннюю трагедию. Поэтому они всe больше и больше называли Христа врачом, целителем, великим врачевателем мира. Грек в древности ощущал это исцеление в трагедии. Человечество должно постепенно прийти к тому, чтобы исторически целящее переживать и ощущать во взгляде, в духовном переживании Мистерии Голгофы, великой трагедии Голгофы.
     В древней Греции, а именно во времена Эсхила, в трагедии стало более открытым то, что ранее праздновалось лишь в сумерках Мистерий. Что видели люди в этой внешней трагедии? — Являлся Бог Дионис, тот Бог Дионис, который образуется из земных сил, из духовной Земли... выходил на поверхность Земли и сопереживал страдания Земли. Как Бог, он чувствовал душевно — не так, как в Мистерии Голгофы, телесно, — что это такое: жить среди существ, проходящих через смерть. Он не учился переживать смерть в себе, но — наблюдать еe. Человек чувствовал: здесь Бог Дионис, который глубоко страдает среди людей, потому что он должен знать, как страдают люди. Сначала на сцене было одно-единственное царство — Бог Дионис, страдающий Дионис, а вокруг него — рецитировавший хор, чтобы люди могли слышать, что происходит в Боге Дионисе. Таков, вообще, был облик первых представлений, трагедий, что единственным действующим персонажем в них выступал Бог Дионис, а вокруг него хор рецитировавших о том, что происходило в его душе. Лишь мало-помалу из одного персонажа сложилась позднейшая драма. Так в образе переживали Бога Диониса. А позже в действительности, как исторический факт человеческого развития, человек пережил страдающего, умирающего Бога, Христа. Однажды это должно было разыграться перед человечеством как исторический факт, так что все люди могли ощутить то, что в ином случае в Греции могло быть пережито в виде спектакля. По мере того, как человечество шло навстречу переживанию этой великой исторической драмы, столь святая в древней Греции драма, что в ней ощущали целителя, чудесно действующее лечебное средство человечества, всe более и более, я бы сказал, сбрасывалась со своего пьедестала и превращалась в средство развлечения, как это стало уже во времена Эврипида.
     Человечество шло навстречу времени, где оно нуждалось в чeм-то ином, чем в воспроизведении образа духовно-душевного мира, после того как природа стала для созерцания неодушевлeнной. Человечество нуждалось в исторической Мистерии Голгофы. Древний ученик йоги в индийскую эпоху удерживал дыхание в своeм теле, чтобы в дыхании ощутить: в тебе живeт божественный я-импульс. — Как ученик йоги, человек переживал Бога в себе через процесс дыхания; но пришли другие времена. Человек больше не переживал в себе божественного импульса в процессе дыхания. Но он научился думать, и он сказал: через дыхание душа входит в человека. — Древний ученик йоги это проделывал. Позднейший человек сказал: "И вдохнул Бог человеку живое дыхание, и он стал душою". Конкретное переживание стало абстракцией. Драма стала мировым событием. Так был смещен образ. Образ стал просто образом, как дыхательный процесс начали просто описывать словами".
     Сам человек сделался для себя внешней действительностью — как тело, проникнутое Богом. "И когда человек смотрел на распятие, на умирающего Христа Иисуса, то перед ним была природа. Перед ним был образ природы, той природы, в которой был распят человек. А когда человек смотрел на восставшего из могилы, пережитого затем Павлом и учениками, на живущего в мире Христа, то ему представало то, что в древние времена он видел во всей природе. Во множественности, во множестве существ, в гномах и нимфах, в сильфах и саламандрах и во всевозможных других существах земных иерархий видел человек божественно-духовное; он видел природу проодухотворeнной, проодушевлeнной. Но теперь в человеке возникла тяга через зарождающийся интеллектуализм соединить всe то, что разбросано в природе. Человек соединил это в мeртвом Христе Иисусе на кресте. Но во Христе Иисусе он видел всe, что вынужден был потерять во внешней природе. Всю духовность видел человек, когда взирал на факт: из тела возвысился Христос, Божественный Дух, преодолевший смерть, и в этом Существе теперь может иметь часть каждая человеческая душа. Человек утратил способность в окружающей природе видеть Божественно-духовное; он приобрeл способность при взгляде на Мистерию Голгофы это Божественно-духовное снова находить во Христе.
     Таково развитие. Что человечество потеряло, было снова ему дано во Христе. В утрате оно обрело эгоизм, возможность чувствовать себя. Не стань природа мeртвой для внешнего наблюдения, человек никогда не пришeл бы к переживанию "я есмь". Он пришeл к переживанию "я есмь", он смог почувствовать себя, внутренне переживать себя, но он нуждался в духовном внешнем мире. Им стал Христос. Но "я есмь", эгоизм, он достигается в трупе природы".
     Природа была мeртвой. Человек переживал "я есмь" внутренне. Но с ним он стоял бы лишь как отшельник на бездуховной, бездушной Земле, если бы не мог взирать на Христа. Однако он не мог видеть Христа внешне ... он должен был воспринять Его в Я. Он должен был мочь сказать, возвышаясь над повседневным "я есмь":

"Не я, но Христос во мне". Это можно изобразить схематически. В древности человек переживал природу вокруг себя (зелeное), пронизанной духом и душой (красное). А когда природа стала бездушной, он воспринял собственное "я есмь" (жeлтое). Но для этого ему был нужен образ пребывающего в человеке Бога, и он воспринимал это в Боге Дионисе, в греческой драме. "В ещe более поздние времена человек опять-таки ощущал обездушенное в природе (зелeное), а в себе "я есмь (жeлтое). Но драма стала фактом. На Голгофе воздвигся Крест. И одновременно то, что ранее было утеряно человеком, взошло в его собственном внутреннем и стало излучаться (красное) из его собственного внутреннего: "Не я, но Христос во мне". В древности человек не говорил, но переживал: не я, но Божественно-духовное вокруг меня, во мне, повсюду. Это было бессознательным переживанием "не я, но Христос во мне". Первофакт, бессознательно переживавшийся во времена, предшествовавшие тем, когда человек пережил своe Я, стал сознательным фактом, переживанием Христа в человеческом внутреннем, в человеческом сердце, в человеческом душевном". 211(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1496.В лекциях от 31.10 и 1.11.1915 г. дан пересказ и анализ романа польского писателя Карла Фердинанда Гуцкова (1811-1878) "Маха Гуру" (1833), а также поэмы Зигмунда, графа Красинского (1812-1859), "Не божественная комедия". (Поэма впервые появилась анонимно в Париже в 1834 г. С лекциями о поэме в Париже выступил Мицкевич). "Что слышится из этой польской драмы в еще большей мере, чем из "Маха Гуру, — это крик человечества: что будет, если человеческая душа не воспримет правильно и в чистой форме учение о духовных мирах? Что будет с человечеством в будущем? Должен ли человек, дабы войти в духовный мир, разбиться физически?" "В этой удивительной польской драме мы познаем значительную манифестацию польского мессианизма".
     "Будущему нельзя способствовать через человека современности, через человека власти ... ибо хотя этот человек власти и дает проявиться Я, но не дает проявиться в Я Христу. Такова глубокая загадка, что так ясно выступает перед нами в польской поэме". 254(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     65
. Принятие Христианства подготовлялось через три души; теперь пришло время воспринять его в "я": в многочисленных обликах повсюду видеть основой Христа. "Облик человеческого "я" впервые смог стать явлением после того, как развились астральный и эфирный облики Христианства". В будущем преображенное астр.тело станет христианским Самодухом, преображенное эф.тело — христианским Жизнедухом, а в далекой перспективе встает Христианство Духочеловека. 109 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     72в
. "Я, собственно, является лишь оболочкой; она становится все тоньше и тоньше; но Христос вступается за нее; Христа же можно найти только в человечестве, а не в отдельном человеке".
     "1. Я дало мне Божественное.
     2. Человечество являет мне Христа.
     3. Душа оживит во мне Дух". 266-3, с. 363, 367


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     94
. "Истинное Христианство есть соединение всех ступеней посвящения. Посвящение древности было предвозвещением, подготовлением. Медленно и постепенно эмансипировался новый человек от своего посвятителя, своего гуру. Сначала в абсолютно трансовом сознании, но вооруженное средствами отпечатывать в физ.теле воспоминания о том, что происходило вне физ.тела, продвигалось вперед посвящение. Поэтому тогда было необходимо вместе с астральным извлекать эф.тело, носитель памяти. В море мудрости, в Махадева, в свет Озириса погружались оба эти тела. В глубочайшей тайне, в полнейшей закрытости проходило это посвящение. Ни одно дыхание внешнего мира не должно было проникать туда. Для внешней жизни человек как бы умирал, нежный зародыш должен был лелеяться в стороне от слепящего света дня.
     Затем посвящение выступило из сумрака Мистерий на ясный свет дня. В великой, колоссальной Индивиду­альности Носителя высшего объединяющего Принципа, Слова, напечатленного сокровенным Отцом, в Индивиду­альности, ставшей манифестацией Слова, когда Она приняла человеческий облик, став поэтому Сыном челове­ческим и Представителем всего человечества, единой связью всех Я, — во Христе, в Жизнедухе, в извечно-едином исполнилось исторически — а в то же время и чувственно — посвящение всего человечества на ступени чувства, души. Это событие было столь могущественно, что оно могло потом действовать в каждом отдельном человеке, который его сопереживал, вплоть до физического, до выступления ран, до сверлящей боли. И все глубины чувств были встряхнуты. Возникла такая интенсивность ощущений, что они поднялись мощными волнами, каких никогда не знал мир. В посвящении на Кресте Божественная Любовь совершила жертву Я для всех. Физическое выражение Я — кровь пролилась в любви для всего человечества и действовала так, что тысячи потянулись к этому посвящению, к этой смерти и свою кровь в любви, с энтузиазмом пролили для че­ловечества. Сколько крови было пролито т.обр. — об этом и говорить не приходится, хотя этого не созна­ют, также и в антропософских кругах. Однако волны воодушевления, излившиеся и взошедшие в этом течении крови, свою задачу исполнили. Они стали мощным подателем импульсов. Они сделали человечество зрелым для посвящения воли. И это является Заветом Христа". 42/245 (введение)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     107
. Древний посвященный сказал бы: "Напрасно вы ищете в собственном Я Царство Небесное! — Христос Иисус же говорит: Время пришло, когда человек в собственном Я найдет Дух, когда будет искать Царство Небесное!". 123 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     784
. Если бы и теперь человек попытался пройти по ступеням древнего египто-халдейского посвя­щения, чтобы "познать самого себя", стать Христофорусом, то "он получил бы опыт, что теперь он не может сущность человека найти в себе. Это особен­но важно! Несомненно, девиз "Познай самого себя" действителен и для сегодняшних людей, но это са­мопознание больше не ведет их к миропознанию. Прежде человек, благодаря своей древней конститу­ции души, еще находил в себе свою связь с сущностью мира. То, чего он не мог найти во внешнем мире, он должен был искать на пути самопознания, чтобы в этом найти также и миропознание, тот внутренний человеческий сущностный центр, который он затем мог взять с собой во внешний мир, чтобы стать Христофорусом. Сегодня этого сущностного центра человек не находит в себе, его там больше нет. Это очень важно иметь в виду!...
     Древний египтянин, входя в себя согласно правилам инициации, находил кое-что в себе, чего со­временному человеку уже не найти, поскольку оно исчезло, поскольку оно ушло прочь... (но) было находимо еще в греческой конституции души. ... Пусть смутно, пусть не в полностью осознанных поня­тиях, человек все же находил свое Я. Христианством оно было впервые рождено как активное созна­ние, а в древности человек находил само Я. ... Вы скажете: так что же, сегодня человек не может найти свое Я? — Нет, не может. Действительное Я отстает (от нас), когда мы рождаемся. То, что мы переживаем как наше "я", есть лишь зеркальный образ Я. Это есть нечто такое, что пребывающее до рождения Я отражает в нас. ... Что психологи или т.наз. исследователи принимают за "я", есть лишь отражение; оно так же относится к действительному Я, как ваш образ в зеркале к вам самим. ... Лишь косвенно человек переживает нечто от своего Я, когда вступает в отношения с другими людьми и начинает изживаться карма.
     Когда мы видим перед собой другого человека и нечто разыгрывается между нами и им, нечто, при­надлежащее нашей карме, тогда в нас вступает кое-что от импульса действительного Я. ... Именно благодаря этому человек в нашей 5-й послеатлантической культуре делается зрелым в новом облике пе­режить Я в 6-й культурной эпохе, что на протяжении 5-й он переживает это Я как отражение. ... Те мистические наития, которые сегодня еще получают люди, когда упорно углубляются в себя в поис­ках своего Я, они называют их даже присутствием божественного Я! В будущем такие наития будут случаться с людьми реже. Напротив, они должны будут привыкнуть это Я искать во внешнем мире. Наступит нечто удивительное: каждый встречающийся нам человек и имеющий с нами какое-либо дело, будет иметь больше отношения к нашему Я, чем то, что заключено в наш кожный покров. В социаль­ный век человек направляется в своем развитии так, чтобы в будущем он мог сказать: мое Я пребы­вает во всех тех людях, с которыми я встречаюсь в жизни; менее всего оно находится внутри меня. ... Косвенно это подготовляется уже сегодня благодаря тому, что люди понемногу учатся ощущать, как ужасно мало от того, что они называют своим Я, содержится в его отражении". Следует поду­мать о людях, повстречавшихся нам в жизни. И тогда, растворяешься в пришедших от других влияниях.
     "Выражаясь несколько гротескно, можно сказать: в то время, когда произошла Мистерия Голгофы, че­ловек сделался полым, пустым. Значительное заключается в том, что люди научаются познавать мисте­рию Голгофы как импульс, стоящий в прямом отношении к ставшему полым человеку. ... Это полое мес­то, к которому он (человек) приходил в египто-халдейских королевских Мистериях, должно быть каким-то образом заполнено. ... И это место заполняет Импульс Христа".

     "До Мистерии Голгофы люди имели в себе нечто ... и это можно было найти с помощью посвящения (крас­ное). После Мистерии Голгофы этого уже нет в лю­дях (синее), они стали как бы полыми, и в них ни­сходит Импульс Христа (лиловое) и занимает опустевшее место. Так что Импульс Христа не может быть постигнут лишь как учение, как теория, но ... в отношении его фактичности. ... Современный человек ... становится Христофорусом в любых об­стоятельствах, когда в пустое пространство внутри его нисходит Христос.
     Так что в потере значения древних Мистерий заявляет о себе огромное значение Мистерии Голгофы. ... что делает человека Христофорусом — это было вынесено на широкий план мировой истории. ... Сегодня человек находит пустое пространство, если ищет прежним способом". 187(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     785
. "Христос Иисус — это живое Слово. Все существа природы сливаются в человеке и образуют в нем Слово. Таково Я в человеке — Иисус Христос. Человек становится одним со Христом, если внут­ренне переживает, что весь мир сливается в нем". 264 с.215


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru