BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ВОСПИТАНИЕ — вредные элементы

61. "И как вы имеете в себе печень, которая постоянно наблюдает, разглядывает деятельность вашего пи­щеварения, так имеется в вас и мыслительная деятельность, о которой вы не знаете. Эта мыслительная деятельность... которая пользуется восприятийной деятельностью печени так же, как мозг использует восприятия, полученные глазом. Она совершается, как удивительно это ни звучит, почками, системой почек. ... Почки также стоят в связи с мышлением, совершаемым с помощью мозга, и когда деятельность этого мышления не в порядке, то не в порядке и деятельность почек". (Например, если заставлять ребенка слишком много учить наизусть, то это может привести к болезни почек.) Если почки не в порядке, человек видит злые сны. Это стоит в Ветхом Завете.
     "Печень смотрит, почки думают; они думают деятельность сердца и вообще могут думать все, что ни увидено печенью. Печень видит всю деятельность пищеварения и как млечный сок входит в кровь. Но далее, когда он уходит с кровью, он должен думаться. И это делают почки. Так человек имеет в себе как бы второго человека". Римляне выражали двоякое зрение, глазами и печенью, в виде двуликого Януса. Янус же — январь — взят потому, что летом печень и почки исполняют более внешние свои функции, зимой же сис­тема пищеварения становится более душевно-духовной. В январе деятельность души в печени и почках наи­более сильная. 347 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

296. "Постепенно в цивилизованный мир станут приходить люди, проявляющие в юности всяческий духов­но-душевный энтузиазм, душевно-духовное воодушевление; но затем они будут ослабевать и к старости уже будут вести бездушевную вегетативную жизнь. Бездушевным станет человечество, механизированным".192 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1203. "Еще одним образом может быть исследована жизнь в трех, следующих одна за другой инкарнациях. И тогда может выявиться, например, следующее. Мы наблюдаем душу, которая в существенном, скажем, с известным фанатизмом, с известным эгоизмом, черствостью удовлетворяет свои душевные потребности в том, чему она посвятила себя. Некую, можно сказать, религиозно-эгоистическую душу наблюдаем мы. Такие души сегодня имеются и имелись всегда в ходе развития человечества на Земле, души, которые, так ска­зать, являются верующими, инстинктивно верующими по той причине, что из душевного эгоизма ожидают в потустороннем некоего рода вознаграждения, компенсации за земную жизнь. Ведь это ожидание вообще-то эгоистично и может быть связано с фанатической черствостью по отношению ко всему, что как духовная наука о высших мирах, как мудрость Мистерий вступает в среду человечества. Сколь много видим мы сегод­ня людей, которые на вид как будто бы твердо придерживаются духовного мира, но с фанатической черст­востью отклоняют все, что не составляет непосредственного направления их исповедания, в котором они родились, были воспитаны. Такие души часто лишь из удобства вообще узнают что-либо о духовных мирах. Глубокий эгоизм может корениться в этих душах, хотя они и являются верующими в потустороннее душами. Все, что связано с подобного рода верой в потустороннее, указывает,опять-таки, на то, что человек не нашел правильного пути в жизни между смертью и новым рождением, что он не смог правильным образом принять дары существ высших Иерархий. Эти дары так подступили к нему, что когда через ближайшее ро­ждение он снова вступил в земную жизнь, то хотя и смог работать в своей телесности, а также строить свою карму, но — неправильно. И он выработал свою телесность так, что стал, например, ипохондриком, сверхчувствительным человеком; уже благодаря всей телесности он стал предрасположен к тому, что под воздействием внешнего мира сделался брюзгливым, угрюмым, недовольным. И таким он шествует через жизнь и этой жизнью захватывается так, что чувствует себя все более обиженным, травмированным этой жизнью. ...
     Итак, в эгоистическом смысле фанатичное утверждение признания потустороннего может привести человека к тому, что он неправильно пройдет через сферу между смертью и новым рождени­ем, а затем будет неправильным образом ощущать свою телесность в следующей земной жизни. Когда же он затем снова пройдет врата смерти, то окажется — это открывается ясновидческому исследованию, — что на его душу глубоко влияет все ариманическое. И все силы, которые человек собирает между смертью и новым рождением, окрашиваются тогда ариманическим и получают такой облик, что, внеся их в следующую земную жизнь, человек в своих представлениях, ощущениях делается эгоистичным, черствым, не способным непредвзято смотреть на мир. Существует немало людей вокруг нас, которые обладают опреде­ленной черствостью, узостью сердца, они не в состоянии выйти со своими мыслями из определенной узости, схвачены некоторым образом обручем страха и даже в свободном, ненапряженном состоянии остаются до глу­пости упрямыми. — Обязаны они этим карме описанных отношений".
     И чтобы еще больше прояснить сообщаемое здесь, возьмем один пример. Есть один весьма и весьма добропорядочный, правоверный человек. Он пишет о религиозном воспитании детей. "При этом он пользуется следующей логикой. Он говорит: не следует давать детям религиозного воспитания, ибо это противоестественно. Если дать ребенку вырасти, не давая ему религиозных понятий и идей, не приви­вая ему религиозных ощущений, то он сможет прийти к ним затем сам; поэтому противоестественно навязы­вать человеческой душе такие понятия и идеи, ибо в таком случае они прививаются извне. — И совершенно очевидно, что считающие себя сегодня свободомыслящими, с энтузиазмом принимают подобные мысли и находят их даже глубокими. Но достаточно лишь обдумать следующее. Хорошо известно, что если человече­ское дитя, до того, как научится говорить, оказывается среди дикой природы и вырастает там без людей, то оно не умеет говорить! Отсюда следует, что человек сам по себе не в состоянии научиться говорить, это должно прийти к нему извне. Доброму, свободно религиозному проповеднику следовало бы попробовать запретить своим слушателям учить говорить своих детей, чтобы они затем сами развивали свою речь. Мы видим, таким образом, как нечто, выглядящее очень логичным и принимаемое определенными кругами как весьма глубокомысленное, является логически просто бессмыслицей; ибо стоит лишь на миг выйти за пре­делы таких мыслей, как их логика рассыпается. Таковыми находим мы людей, стянутых обручем страха. Примеры подобного рода встречаются в современной жизни на каждом шагу. Как раз сегодня исключительно часто встречаются люди, стянутые таким обручем страха, которые, на первый взгляд, как будто бы разви­вают свою душевную деятельность, но как только им приходится выступить за пределы некоего круга, в который они были вовлечены, они всё забывают; они попросту не видят ничего, лежащего за пределами этого круга; и если мы такого человека исследуем в его прошлом, то обнаружим у него две инкарнации, обра­зованные вышеописанным образом. Отсюда мы можем судить о том, что за будущее ждет такую человеческую душу, из соображений удобства, эгоизма причисляющую себя к позитивному исповеданию". "Сегодня в челове­ческом развитии наступило время, когда души в определенной мере отстают и в следующей инкарнации бу­дут неполноценными, если не пожелают раскрыть глаза на то, что из духовных миров может сегодня широко подступать к ним".140(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

241. Эрнст Мах говорит о воспитании своих детей: слава (не Богу) чему-то там, что мои дети никогда не читали сказок. Или: Я легче узнаю мой родовой облик, чем мой индивидуальный облик. 159(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

254. "Где стоит знак , мы находимся теперь (см.рис.). Мы ещe не совсем христиане, и семитические по своей природе включения присутствуют здесь с самых ранних пор, но они представляют собой не что иное, как разлагающий фермент. Вовсе не случайным является то, что люди, которые благодаря своему острому, ясному, но совершенно материалистическому мышлению оказали в последнее время сильнейшее влияние на массы европейцев — Маркс и Лассаль, — были евреями.

И не случайно также, что умы, которые действовали синтетически, созидательно, а не рассудочно, разрушительно, такие, как Бисмарк, Геккель и т.п., являются малыми мыслителями, неопытны и к тому же тупоумны в отношении всех высоких дел человечества. Они суть эмбрионы становящейся культуры. Геккель несeт в себе нечто такое, что надлежит отделить как своего рода культурный послед. Позитивное в нeм — эмбрионально, а оболочки — от материалистической кормилицы XIX века. Именно в позитивном Геккеля я вижу нечто могущее развиваться. В наше время имеются двоякого рода мыслеформы, восходящие, но еще эмбриональные: у Геккеля в зоологии — Гeте-шиллеровскому (направлению) надлежит эту форму оплодотворить, затем у Фехнера в психологии — эту форму надлежит оплодотворить теософии; второе — это Бисмарк в культурной политике —Толстой может оплодотворить эту форму".
     Всe остальное является отмирающим, разлагающимся: чисто аналитическое мышление в зоологии, ботанике и медицине; Вундт и его приверженцы в психологии; социал-демократия и либерализм в политике. Вся наша теология, юриспруденция, педагогика наполнены элементами разложения. Дети, благодаря педагогике, отравляются ядом разложения уже в детском саду. И это разложение наилучшим образом свидетельствует о себе тем, что детские сады стали необходимостью, несущей смерть жизни больших городов... дрессировка рассудка совершенно незаметно подступает к тому, что должно быть значительным только в созерцании. И особенно плохо, что наши т.наз. "педагоги" придерживаются как раз того мнения, что дрессировка рассудка должна быть наглядной. Наглядное воспитание — это ужаснейший препарат для рассудка". 262 с.62-63


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

550. "В теле (астральном) ребeнка сидят силы, которые его разрывают, если их не извлечь в образных представлениях, изложениях. Как же тут быть? Потеряться они не могут, они расширяются, обретают бытие, вступают в мысли, в чувства, в волевые импульсы. И что получается из человека? — бунтарь, революционер, неудовлетворeнный человек, не знающий, чего он хочет, поскольку такие люди хотят чего-то такого, о чeм они не могут знать, они хотят чего-то такого, что не соединимо ни с одним социальным организмом, что они представляют только себе, дают вздыматься в своей фантазии. ... Что чувствуют эти люди? — Они чувствуют в себе небо; только оно принимает карикатурный облик в их душах". Нет ничего удивительного в том, что свою деятельность по разрушению социального организма они считают хорошей. Если не приходят к имагинации, то приходят войны и кровь. 199(16)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1560."Неспособности учителей быть водителями людей в современном отрезке времени предстоит стать большой политикой". 180(13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1562."В учителе содержится нечто алчное... Учитель думает в своем подсознании и мечтает о том, в чем он, естественно, в силу своей обученной цивилизованности, в верхнем сознании ни за что не признается, — мечтает о том, чтобы иметь нечто от того, что как силы присуще детской природе. ... Но все это действует в "невесомых" обстоятельствах жизни. Это есть силы, которые действительно развиваются в школьной комнате. И можно уже сказать, если кое-что видеть за кулисами обычного детского бытия, что ребенок действует в классной комнате так, что свой интерес он от учителя отвращает и спрашивает: так что же в этом индивидууме содержится от того, что мы имеем в себе? — В учителе же это действует на способность к алчности. Он начинает детей в подсознании вампиризировать. В подсознании он хочет завладеть силами детей. И если бы люди могли видеть точнее, то они увидели бы, как часто этот вампиризм сильно действует за кулисами физического бытия. Тогда бы увидели, с чего это хилость детей — конечно, вещи должны рассматриваться интимно; — болезненная предрасположенность приходит к детям из той или другой классной комнаты. Нужно лишь свободным и открытым взглядом обозреть конфигурацию учителя или учительницы, и тогда поймут многое из того, какие здоровые и больные наклонности дети получают в классной комнате". 303(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1628. "Когда человек приводит в движение свой организм обмена веществ и конечностей, то, несомненно, те мысли, которые искусственно внесены в голову между рождением и смертью, из головы уходят прочь. Ребенок прыгает, движется, приводит организм обмена веществ и конечностей в движение. Насажденные во время физической, земной жизни мысли уходят. Но то, что фигурирует в сновидениях, сверхчувственная мудрость входит бессознательно в голову, проявляется в голове. Когда мы ведем ребенка в зал на гимнастику, то на место того, что он получил до гимнастических упражнений насаждаем в нем нечто такое, что в подсознании является для него менее ценным. Ибо во время гимнастических упражнений на ребенка действует воспитующе не только чувственное, но также и сверхчувственное, которое имеет особенный доступ во время гимнастики. Поэтому в последующие часы ребенок бывает внутренне рассерженным. Эта рассерженность может не проявляться особенно сильно, однако внутренне она присутствует. И мы это усугубляем, развиваем в ребенке склонность к болезни, когда после гимнастических упражнений даем еще другие уроки". (В вальдорфских школах урок физкультуры приводится в равновесие преподаванием эвритмии. — Сост.) 303(66)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Воспитание в кризисных условиях современной эпохи

1543.Способность человека к развитию, сопереживанию им Универсума, когда духовное и физическое развитие шли параллельно, длилось в разные эпохи до определенного возраста:
     I. Пра-индийская — с 49 до 56 лет. 8167-5567 до Р.Х.
     II. Пра-персидcкая — с 42 до 49 лет. 5567-2907 до Р.Х.
     III. Египетско-халдейская — с 35 до 42 лет. 2907-747 до Р.Х.
     IV. Греко-латинская — с 28 до 35 лет. 747-1413 по Р.Х.
     V. Нынешняя — с 21 до 28 лет. 1413-3573 по Р.Х. 196(4)
     "Как верно, что под влиянием Михаэля (свержение дракона) произошло люциферическое заражение человеческой интеллигенции, так верно и то, что теперь поднимается противоположный полюс, поднимаются определенные ариманические существа. И только через продолжительную деятельность Михаэля человек сможет вооружиться против того, что теперь восходит. Сегодня уже опасно физиологически связываться даже с природной необходимостью, с тем родом фатализма, который выражает себя через природную необходимость. Ибо быть воспитанным школой, быть воспитанным жизнью в представлениях, опирающихся на одну природную необходимость, на всесилие природной необходимости, значит ослабить голову. Человек через это становится пассивным в отношении сознания, другие силы могут войти тогда в это сознание". 194(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1544.С 1879 г. всякий человек, приходящий в школу, воспринимает естественнонаучный образ мышления и ощущений. В этом же духе он затем усваивает мировоззрение, и действительным для него тогда является только то, что распростерто в чувственном мире. Это очень по вкусу ариманическим силам. "Ибо те ариманические силы, что с 1879 г. основались, так сказать, в человеческих душах, — что они собой представляют? Они не люди: они ангелы, но отставшие ангелы, ангелы, отошедшие от пути правильного развития и разучившиеся исполнять свою задачу в близлежащем духовном мире. Будь они в состоянии это делать, их бы не свергли в 1879 г. ... теперь они хотят исполнить свою задачу с помощью головы, человеческого мозга. В мозгах людей они сидят глубже, чем следовало бы. Что сегодня называют монистическим мышлением — это в действительности делают не люди". 177(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1550."В действительности в педагогике все более и более станут действовать три фактора мирового развития, два из которых ныне шествуют гигантскими шагами; Антропософия — третья сторона, — естественно, совсем слаба, тенеподобна, ей никто не придает значения, разве только ее враги. Но педагогика постепенно будет захвачена двумя главными течениями в мире: католическим и большевистским, или социалистический". Можно видеть, что все остальное ныне не имеет успеха. Пробивная же сила упомянутых течений просто огромна. Поэтому имеет смысл заниматься третьим культурным течением. Антропософией; это следует делать также и в педагогике. Такова мировая ситуация. 300-в с. 113


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1576."Грехи воспитания в 7-8-летнем возрасте проявляются в неправильных ощущениях пубертетного периода". 301(приложение)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1577."Люди, не способные управлять своим лицом, производящие жесткое, неподвижное впечатление, получили недостаточно или вообще не получили художественных, эстетических впечатлений, созерцаний в период своей жизни около 9 лет". 301(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1580."С половой зрелостью человек пробуждается не только к любви между полами, но также и вообще к тому, что является свободной социальной самоотдачей себя другой душе. ... эта самоотдача должна развиться через чувство авторитета. Это состояние куколки для всякой социальной любви в жизни, когда мы проходим через чувство авторитета. Лишенные любви, антисоциальные люди возникают в том случае, если в возрасте от 7 до 14 лет в их воспитании отсутствовало чувство авторитета". 192(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1589."Мы ослабляем волю человека, когда заставляем его изучать и делать нечто, несоразмерное его способностям". 130(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1590."Если мы не в состоянии воздействовать на чувства и волю ребенка нашим собственным авторитетом учителя, воспитателя, нашим примером, то мы не даем ребенку того, что он должен получить в физическом мире, и мы портим его жизнь после смерти... мы портим вечную жизнь ребенка, если не формируем его чувства и волю. Мышление, которое мы приносим с собой через рождение, находит здесь, в чувственном мире, свое завершение. Оно умирает с нами. Но выработанное через чувства и волю, что бессознательно вновь пронизывается мыслями, — ото мы берем с собой за врата смерти". 209(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1595."Амос Коменский, о котором справедливо говорят много хорошего, с другой стороны, стремясь ввести в воспитание наглядную образность, способствовал тем материализму, — что резко подчеркивал непосредственную наглядность". 238(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1601."Если мы им (ученикам) преподносим тот тривиальный вздор, что стоит в учебниках, то в этом направлении мы формируем их тонкие органы; ребенок становится филистером вместо полноценного человека". 302(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1602."Наихудшее, что мы можем сделать для ребенка — это, если мы что-то организуем в его окружении, а затем упраздняем, говорим что-то другое, благодаря чему вещи приходят в беспорядок. Вызывать мышлением беспорядок вокруг ребенка — значит создавать основы для того, что в современной цивилизации называют нервозностью". 307(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1607."Домашние задания (в школе) нередко являются существенной, но очень-очень скрытой причиной плохого пищеварения. Внешне эти вещи выступают всегда позже, но они чрезвычайно действенны". 313 с.73


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru