BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

6. ГЕТЕАНИ3М

VI. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 4)

1. Реакционные мировоззрения

Гегель и Шопенгауэр




     396
. "В гегелевском миро- и жизневоззрении есть нечто, способствующее возникновению сомнений и вопросов. Исходная точка Гегеля есть чистое мышление, абстрактная идея, которую он сам называет "устричным серым или совсем черным существом" (письмо к Гете от 20/II 1821 г.), относительно которой он, в то же время, утверждает, что ее следует понимать как "изображение Бога, каким он является в своем вечном существе до создания природы и конечного духа". Цель, к которой он приходит — это полный содержания человеческий дух, при помощи которого выявляется то, что в "сером", "устричном" ведет лишь теневое бытие. Его легко можно понять в том смысле, что личности, как живого, самосознающего существа, не существует вне человеческого духа. То полное содержание, что мы переживаем в себе, Гегель производит из идеального, которое мы должны помыслить. Можно понять, что некоторые умы с определенными душевными задатками чувствуют антипатию к такому миро- и жизневоззрению. 18(3)




     397
. "Кто ныне рассматривает внешнюю природу, ставит опыты, тот рассматривает лишь то, что она ему дает, отражает. Он лишь грезит о природе. ... Лишь временами просыпается ныне кто-нибудь и тогда говорит себе: то, что находится вовне, ведь не простое сновидение, в нем что-то живет. Философия Шопенгауэра была таким частичным пробуждением, с которым он не знал, что делать... Шопенгауэр утверждает как бы грезя: в природе живет нечто как воля".




     398
. "... мировоззрение Шопенгауэра, которое также атеистическое". 221(7)



<<<Предыдущая страница     
Следующая страница>>>

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru