BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

IV. МИСТЕРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (продолжение)

4. Гетеанум

Скульптурная группа



Скульптурная группа

     380
. "Рассмотрим сначала трех существ. Одно стоит прямо. Оно выражает собой не символически, но художественно то, чем является человек как таковой. Конечно, в этом облике можно видеть, что земное человеческое выступает наиболее концентрированно в том облике, в котором три года жил Христос; и в этом облике, конечно, можно видеть выражение Христа. Но не следует все уплотнять, не следует подступать к группе с идеей: теперь я вижу Христа. ...
     Эта фигура стоит на уступе скалы. За нею скала поднимается ввысь. Внизу в выступе видна пещера; в которой сидит некое существо; я бы сказал, оно там скорчено; существо должно выражать нечто, относящеся к фигуре, стоящей вверху, которая как бы излучает из рук силы. И видно, как в пещере эти силы лу­чатся далее. Там, в пещере, видна рука — это лучащиеся силы выражаются в форме руки, выступающей из скалы. Видна рука, но это не рука — это силы, и они выражают себя в форме руки.
     Существо, находящееся в пещере, лишь одной головой напоминает человека; у него огромные крылья, как у летучей мыши, и драконообразное тело. Далее видно, что нечто вьется вокруг этого облика и под дейст­вием этого он сам вьется. И также можно видеть, что вьющееся вокруг облика связано со стоящей фигурой благодаря ее опущенной руке. Из нее лучатся силы и вносят нечто в то, что вьется. Если дать впечатле­нию воздействовать на душу, то можно прийти к ощущению, что золото течет в этот провал в земле и этим золотом существо в провале сковано. Другая рука у центральной фигуры поднята вверх. И над ней в скале видно другое существо, также лишь головой напоминающее человеческий облик; у не­го свисающие до земли крылья, но это не крылья летучей мыши. Его тело имеет такую форму, что вызывает вопрос: что бы это могло быть? Это тело таково, как если бы весь человек стал лицом, если бы лицо эластично растянулось и образовало форму тела. Это существо упало с высочайшей вершины скалы и сломало крылья. И видно, что поднятая рука главной фигуры отпечатлена в крыльях.
     Так мы имеем три образа: человек стоит здесь в своем существе; под ним, как вы уже догадались, Ариман, закованный в земной расщелине тем действием, которое исходит от протянутой вниз руки главного об­раза. Это действие производится на золото, находящееся в земле, и Ариман сам себя в него заковывает. Другая рука главного образа протянута вверх, она ломает крылья Люциферу, и он свергается вниз. ...Все в этих трех образах вплоть до самых мельчайших деталей создано из духовнонаучного созерцания".
     У Люцифера верхняя часть головы вся есть движение духовного, ничто не побуждает нас зафиксировать границы лба, как у человека. Там все подвижно, как пальцы на руке. У Люцифера также выступает связь ушей с гортанью. У человека они разделились лишь на Земле, на Луне же они были одним органом. Что со­ставляет малые крылья гортани — это было могучим образованием, переходившим в нижние части ушных ра­ковин. Верхние части ушей образованы лбом. "Весь человек был ухом... уши были крыльями; так что вы имеете уши, гортань и крылья, двигавшиеся согласно колебаниям мирового эфира гармонически-мелодично, а затем они обусловили своеобразное явление Люцифера ... Люцифер при этом локализовал то, что по сути было только космическим. Люцифер должен иметь вид вытянутого лица, ибо он — целиком ухо", и крылья -это уши, вытянутые в длину ушные раковины. Ариман — противоположность Люциферу, и естественно, у него присутствуют лишь намеки на то, что у Люцифера простирается столь мощно. У Люцифера — лоб-крылья, у Аримана — нижняя челюсть. Весь мировой материализм выражается в образовании жевательной и зубной сис­темы.
     Как правило, человеческие лица бывают симметричны лишь с небольшими отклонениями. "Но у главного об­раза следует обратить внимание на то, что вся левая сторона лица склоняется к Люциферу, что левая часть лба иная, чем правая, склонившаяся к Ариману. Левой части лица соответствует поднятая рука, пра­вой — опущенная. А во всем облике должна быть заключена большая внутренняя подвижность, чем она свой­ственна людям".
     "Христос — ни ненавидящий, ни неправомерно любящий. Он простирает руку не для того, чтобы сломать крылья Люциферу, но Христос есть Тот, Кто простирает руку, поскольку Он это может сделать из Своего внутреннего Существа. Он не ломает Люциферу крыльев, но Люцифер вверху не выносит того, что излучается из этой руки, и сам себе ломает крылья. ...Часто бывает и в жизни, когда человек, живя в окружении хо­роших людей, не выносит его, ибо не выносит соприкосновения с тем, что исходит от добрых людей. ... Также и Ариману Христос ничего не делает. ... он все делает с собой сам". 157 (12)



<<<Предыдущая страница     
Следующая страница>>>

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru