BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЕВРОПА — население

259. "Впервые в третьей подрасе, у пра-тольтеков, речь приобрела отчетливость. Пятая подраса, которую мы называем прасемитами и чье главное место обитания находилось в современной Ирландии, образовала первый зародыш для современной кавказской, или ... арийской, расы. Современное еврейское население очень сильно отличается от той расы, но, ввиду некоторых процессов, она по праву может быть названа прасемитской подрасой. Одна ее часть ушла в Азию и образовала там рассудочную культуру, которая затем распространилась по современной Европе, южной Азии и среди населения северной Африки".54 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


Пятая послеатлантическая культура

332. "В четвертом, пятом и шестом столетиях по Р.Х. в Европе начал подготовляться тот культурный период, в котором мы живем и поныне. Он должен был постепенно сменить четвертый, греко-латинский, период. ...Народы, которые после различных странствий и самых разнообразных судеб сделались носителями этого периода, были потомками тех атлантов, которых меньше всего коснулось произошедшее тем временем в четырех предшествовавших культурных периодах. Оно не дошло до тех областей, в которых пустили корни означенные культуры. Зато они были в своем роде продолжателями атлантических культур. Среди них было много людей, еще в высокой степени сохранивших наследие древнего сумеречного ясновидения... Те люди знали духовный мир из собственных переживаний и могли сообщать своим собратьям о том, о происходящем в том мире. Так возник целый мир повествований о духовных существах и духовных событиях. Сокровища народных сказок и легенд возникли первоначально из подобных духовных переживаний. Ибо сумеречное ясновидение у многих людей сохранилось вплоть до времен, вовсе не так далеко отстоящих от нашего. ...Всюду были Мистерии. Но в тех Мистериях разрабатывалась преимущественно тайна посвящения, ведшая к откровению духовного мира, закрытого Ариманом. В них раскрывались духовные власти, стоящие за силами природы. В мифологиях европейских народов содержатся остатки того, что могли возвещать людям посвященные тех Мистерий".13 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Христос и народы Европы

542. Европейские народы имели слишком рано развитое чувство "я", а также чувство равенства людей. И в их среде было невозможно одной личности подняться над другими. Поэтому Христос не мог воплотиться в Европе. Но поскольку Он принес полное Я-сознание, то понять это особенно хорошо могли именно европейцы, рано сросшиеся с чувством "я".116 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

8. "До того, как разыгралась Мистерия Голгофы, рыцари артурова круглого стола стояли там, наверху, на скалистых горах (где был замок Тинтагель), смотрели на игру рожденных Солнцем духов (в морском заливе) и рожденных Землeй духов и ощущали, как то, что играло в этих силах, пронизывало их сердца, но прежде всего пронизывало их эф.тела. Так воспринимали они Импульс Христа, который тогда струился с Солнца и жил во всeм, в чeм действовали излучения с Солнца. Итак, до Мистерии Голгофы, исходя от артурова круглого стола, рыцари этого круглого стола воспринимали Дух Солнца, т.е. Христа в дохристианское время, в их собственные существа. Затем они рассылали своих странствующих посланцев по всей Европе, чтобы биться с дикостью астральных тел европейского населения, осветлять их, цивилизовать, ибо такова была их задача".

"С Мистерии Голгофы Земля овевается Жизнедухом Христа как некой духовностью. ... (Духочеловек оставлен Христом на Солнце.) С этого момента стала убывать сила рыцарей Артура. Но они живо стояли внутри этого Жизнедуха, который космической конфигурацией овевает Землю. В нeм они жили постоянно, и в нeм постоянно происходила та игра света и воздуха, элементарных существ сверху и снизу".240(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

3. Общий ход истории

Материалы к истории древнего мира

108. "Европейское население в большей своей части возникло благодаря тому, что из Атлантиды шли массы народов и частично оседали здесь, населяли Европу. ... другие массы народов, отчасти из других областей Атлантиды (не из областей современной Ирландии), а также из древней Лемурии, пришедшие в Азию, встретились там с основным потоком пришельцев из Атлантиды (с Ману). Таким образом народные массы разной степени одарeнности и различных духовных способностей населили Европу и Азию". 103(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

121. "На сцену истории выступают варварские народы, ничего не знающие о благонравии и искусстве. Эти племена вытесняются монгольскими народами из мест своего обитания в области современной России и затем продвигаются далее на запад". "С востока пришли славяне и потеснили германцев дальше (на запад). Будучи окруженными с двух сторон другими народами, германцы сильно перемешались с кельтами и славянами. И во всей культуре средневековья действовала эта смесь германского элемента с кельтским и славянским".
     Кельты обладали большой и своеобразной культурой. "Деятельной, энергичной, духовно подвижной, склонной к революционным импульсам заявляет о себе кровь кельтов также и в более поздние времена. Великолепной поэзией, пением, научными представлениями мы обязаны народу кельтов. Сагам, обработанным в позднем средневековье немецкими поэтами — о Роланде, Тристане, Парсифале и др., — первое побуждение дали кельты". 51(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

122. Франки были христианизированы с запада; готы примыкали к арианству и отличались большой веротерпимостью.51(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

123. "Для готов избрание ими приемлемой для них формы Христианства стало причиной их уничтожения..."
     Римский епископ Лев Великий заставил Атиллу уйти из Европы. Это событие можно понять с точки зрения "народной психологии". "Льву была известна власть, которую Атилла имел над своим народом.
     Атилла же, при всей своей силе, не знал того, что ему противостояло: Христианства; потому он склонился перед ним". 51(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Средняя Европа

161. "Те люди, которые, я бы сказал, среди освещенных Солнцем нив и полей развились как средне-европейское бюргерство, они не были единственными людьми, что развивались от XII до XX столетия. Существовали и другие люди, удержавшие в себе нечто от древней внутренней душевной дикости и душевной примитивности народа нибелунгов".
     Однако прошлое нельзя удержать в настоящем без того, чтобы оно не впало в декаданс, не стало болезненным. "Поэтому мы видим, как на одной линии развивается новое среднеевропейское бюргерство, я бы сказал, высший продукт того, что вышло из нив и лугов, освободившихся от лесов, а с другой стороны — над этим бюргерством мы видим в Средней Европе людей, которые сохранили древнюю душевную жизнь времeн нибелунгов, которые лишь в новое время восприняли Христианство. ... Людьми, изживающими в упадочной форме этот древний характер нибелунгов, являются владетели отдельных среднеевропейских земель, герцогств, со своим окружением, которые теперь дюжинами свергаются с тронов... К ним, в первую очередь, принадлежит всe, что было содержанием, человеческим содержанием дома Габсбургов. ... Никто не поймeт трагедию свершающегося, кто не примет во внимание эти подосновы событий, что столетиями идущая вперeд часть среднеевропейского человечества регулировалась и управлялась такой частью, которая сохраняла в себе в упадочной форме душевный характер древних диких нибелунгов. ... Эти части жили в прошлые столетия одна рядом с другой как две разные расы, может быть, даже более различные, чем две разные расы. Необходимо иметь мужество принять во внимание подобные исторические подосновы событий". А та часть среднеевропейского населения, что переселилась в Англию и образовала народ англосаксов, она не взяла с собой это наследие народа нибелунгов. Поэтому там развился инстинкт к душе сознательной, к политической жизни. Среднеевропейское же человечество осталось аполитичным, т.к. им владели люди с отсталой жизнью души. Грандиозно характерные черты среднеевропейской жизни раскрываются в том контрасте, где, с одной стороны, стоит цвет духовной жизни XVIII в. — Клопшток, Лессинг, Гердер, Шиллер, Гeте, а с другой — вся упадочность наследия нибелунгов, выраженная в Фридрихе Великом.
     "С началом XIII в. возник, ознаменовавшийся выведением лесов, некий контраст; от земли к небу зазвучали песни Вальтера фон Фогельвайде, и всe это вылилось, наконец, в гeтеанизм. Такова одна сторона, не политическая, нeсшая кругооборот своего развития в себе самой... А рядом с ней — распадающийся, идущий от нибелунгов характер того, что пребывало на троне".
     "От 1200 г. до XX в. естественным образом в Средней Европе развивалось люциферическое как отставшая дикость нибелунгов, образовавшее душевную жизнь в новое время. ... Рассмотрим ее в связи с ариманическим элементом современного индустриализма, техники, капитализма. ... В последние десятилетия XIX в. и первые десятилетия XX в. возникло взаимодействие между индустриализмом и старым земельным владычеством, старым юнкерством, старой упадочной дикостью нибелунгов. Это и привело Среднюю Европу к закату: брак между индустриализмом и территориальным господством, политическим правлением Средней Европы". Этот брак не позволяет немцам исполнить их миссию.190(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

III. КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

1. От древней к христианской культуре

171. Из северного потока атлантов осели европейские народы и были удержаны в развитии для того, что должно было прийти позже. В существенных элементах своей культуры они стояли под влиянием великого Скитианоса, избравшего для себя территорию до сибирских районов. Им были инспирированы вожди европейской пра-культуры, которые действовали среди народов не на основе мышления, а на основе способности воспринимать элемент, стоящий между рецитативно-ритмической речью и неким родом пения, сопровождаемого своеобразной музыкой, теперь уже не встречающейся, исполнявшейся на трубкообразном инструменте. Последние остатки этого сохранились у бардов и скальдов. 117(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

178. "Народное начало Европы представляют себе правильно только тогда, когда первоначальную европейскую культуру представляют себе кельтской, в которую затем вступают, в которой развиваются другие культуры: германская, романская, англо-саксонская и др.
     В своeм первобытном характере кельтское начало наиболее долго сохранилось на британских островах, а именно в Уэльсе. ... От британских островов пошeл определeнный импульс, который является наследием древнего кельтства. Этот отзвук древнего кельтства, он и есть то, что в конечном счeте дало на Западе структуру религиозной жизни, аналогично тому, как уже указанные мною явления сделали это по отношению к Востоку и Центру Европы....Общая характерная черта кельтов заключалась в том, что в своей душевной жизни они мало интересовались связью между природой и человечеством. B определeнном отношении они представляли себе человека изолированным от природы. Они интересовались всем человеческим как таковым ... обладая незначительным ощущением связи человеческой природы с остальной космической природой. И напротив, в некотором отношении они обладали сильным ощущением совместной жизни в пределах социальной общины; эта совместная жизнь ориентировалась у них на то, что существовали повелевающие и подвластные, вожди и ведомые. Это существенно: существовал антидемократический, аристократический элемент. Тут мы имеем дело с тем, что в Европе, собственно, уводит обратно в кельтскую древность ... организованный аристократический элемент. ... Король, который является вождeм, он — тот, кто организует своих вождей-помощников и т.д. Это вырастает из кельтства. И как бы последним из таких вождей, который по собственной инициативе строил ещe из таких первобытных импульсов, является король Артур в Уэльсе со своими 12 рыцарями Круглого Стола, о которых рассказывается — что не должно пониматься буквально, — что они поражали чудовищ, демонов. Всe это указывает ещe на время древнего сопереживания духовного мира. ...
     Затем произошло следующее: Христос, Который был Христом Улфилы (из его перевода Библии можно почувствовать, что он был арианин), готов, Который интенсивно ощущался в духе арианства, Он стал Христом всех людей ... которые не делают аристократических различий. ... Эти два факта (я говорю без частностей, лишь в принципе) проступили в Европе сначала вместе и встретились с третьим. ... Из непонимания того, что ещe притекало с востока, и из мании почитания того, что подлежит почитанию как король — одновременно и как мирской король, — возникло это толкование Христа в облике короля-полководца (см. старосаксонскую поэму "Хелианд"). К этому подступило третье, из Римской империи ... государственный элемент".185(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Кризис познания

180. "Падение римского государства в связи с выступлением народов, приходивших с востока — с т.наз. переселением народов, — есть историческое явление, на которое всe снова должен обращаться взор духовного исследователя. Ибо современность содержит ещe много последствий этих потрясающих событий.
     Состояние связанности с божественно-духовными сущностями и отъединeнности от них — о чeм так много говорилось в этих рассмотрениях — происходит в ходе времeн с различной интенсивностью. В древние времена это было силой, вмешивавшейся путeм мощного вершения в развитие человечества. В греческом и римском переживании первых веков Христианства эта сила невелика. Но она существует. Пока грек или римлянин полностью раскрывал в себе душу рассудочную, или душу характера, он чувствовал бессознательно, но значимо для души, что отъединяется от божественно-духовной сущности, в нeм становилось самостоятельным человеческое. Это прекратилось в первые века Христианства. Смутные проблески души сознательной ощущались как связь с божественно-духовным. Снова развивались назад — от большей самостоятельности души к меньшей. Христианское содержание не могли принять в человеческую душу сознательную, ибо еe самоe не могли принять в человеческую сущность. Таким образом, это христианское содержание ощущали как нечто данное извне духовным внешним миром, а не как что-то, с чем срастались своими силами познания.
     Иначе было у вступавших в историю, приходивших с северо-востока народов. Они прошли стадию души рассудочной, или характера, в таком состоянии, которое ощущалось ими как зависимость от духовного мира. Впервые они начали ощущать нечто от человеческой самостоятельности, когда в начальную пору Христианства забрезжили первые силы души сознательной. У них душа сознательная выступила как нечто связанное с сущностью человека. Они ощущали себя в радостном, внутреннем раскрытии сил, когда в них оживала душа сознательная. В эту распускающуюся жизнь брезжущей души сознательной вошло у этих народов содержание Христианства. Они чувствовали его как нечто оживающее в душе, а не данное извне. Таково было настроение, с каким эти народы подошли к Риму и ко всему с ним связанному. Таково было настроение арианства по отношению к афанасианству. Во всемирно-историческом развитии существовала глубокая внутренняя противоположность.
     Во внешней для человека душе сознательной римлянина или грека сначала действовала не вполне соединяющаяся с земной жизнью, а лишь в неe излучающаяся божественно-духовная сущность. В начинающей брезжить душе сознательной франков, германцев и т.д. из божественно-духовного слабо действовало то, что могло связать себя с человечеством. В дальнейшем христианское содержание, жившее в парившей над человеком душе сознательной, распространилось в жизни; а то, что было соединено с душой, осталось как некое побуждение, как импульс пребывания во внутреннем человека, ожидая своего раскрытия, которое может наступить лишь при достижении известной стадии в раскрытии души сознательной. Начиная с первых веков Христианства и вплоть до эпохи развития души сознательной, как закономерная жизнь духа, человечеством владеет духовное содержание, с которым человек не может соединиться в познании. И поэтому он соединяется с ним внешне; он "объединяет" его и раздумывает о нeм, поскольку ему не достаeт душевных сил, чтобы установить познающую связь. Он различает область, куда проникает познание, и область, куда оно не проникает. Получает значимость отказ от применения душевных сил, которые, познавая, поднимаются в духовный мир. И наступает время, поворот от XVII к XVIII веку, когда силами души, направленными на духовное, познавая, отвращаются от духовного вообще. Начинают жить лишь в тех силах души, которые обращены на чувственно-воспринимаемое.
     Силы познания становятся тупыми по отношению к духовному особенно в XVIII в. Мыслители утрачивают в своих идеях духовное содержание. В идеализме первой половины XIX в. они выставляют бездуховные идеи даже в качестве творящего содержания мира. Таковы Фихте, Шеллинг, Гегель. Или они указывают на сверхчувственное, которое улетучивается, ибо оно лишилось духовности. Таковы Спенсер, Джон Стюарт Милль и др. Идеи — мертвы, когда они не ищут живого духа.
     Духовный взгляд на духовное утерян. "Продолжение" древнего духопознания невозможно. Душевные силы, в то время как в них раскрывается душа сознательная, должны стремиться к обновленной элементарной, непосредственно живой связи с миром духа. Наше мировоззрение хочет быть таким устремлением.
     В духовной жизни эпохи именно ведущие личности не знают, чего она хочет. И широкие круги, следующие за этими вождями, пребывают в таком же положении. Вожди живут в таком душевном содержании, которое постепенно совершенно отвыкло пользоваться духовными силами. Возврат к ним для них равносилен тому, как если бы хотели заставить человека пользоваться парализованными членами. Ибо с XVI в. до второй половины XIX в. высшие познавательные силы были парализованы. И человечество совершенно не сознавало этого; оно считало особым прогрессом одностороннее употребление познания, обращенного на чувственный мир".26(180-182)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

211. "Европейское население представляет собой как бы расчленeнного человека души".176(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

292. Старые теологи I и II столетий христианского летоисчисления черпали из древней науки посвящения. "Но такие посвященные, которые смотрели непосредственно в духовный мир, чтобы затем оттуда обозревать чувственный мир, не могли возникнуть в среде наступавших с севера народов по причине всех их задатков. Эти народы были несколько атавистически ясновидящими; они ведь стояли, собственно говоря, на более ранней, примитивной ступени человеческого развития. Они, эти готты, лангобарды и т.д., также принесли с собой нечто от древнего ясновидения. Но это древнее ясновидение не относилось к внутреннему созерцанию, а к такому духовному созерцанию, которое обращалось больше на внешнюю сторону. Они видели духовный мир некоторым образом извне, в те время как южные народы были предрасположены к видению духовного мира изнутри.
     Что это означает, что эти народы видели духовный мир извне, снаружи? — Это означает, что они, например, видели: вот мужественный человек пал в битве... они прослеживали этого человека далее, как он вживался в духовный мир. Но они прослеживали ... и то, как он должен оставаться деятельным для земных людей. ... Это чувство, что умершие здесь, с огромной силой переживалось во время, последовавшее за IV столетием, когда северная формация смешалась с римской формацией.
     И, видите ли, в эти созерцания северные народы восприняли и Христа. Они, прежде всего, смотрели на мир мeртвых, но там-то и были по-настоящему живые. Они смотрели на парящие над ними целые сонмы умерших, которые были живыми. Здесь, среди странствующих по земле людей, они не искали Христа, но они искали Его там, где были эти живые умершие".
     Отражение подобных воззрений можно найти в поэме "Хелианд", записанной между 825-835 годами. Там рассказывается о предводительстве Карлом Великим крестовых походов, тогда как он жил в 742-814 годах. Описывалось, что Христос с 12 палладинами (рыцарями короля Артура), среди которых был Иуда, отправился в Испанию. "Повсюду люди видели длящееся Событие Христа — если я могу так выразиться — как тени в воздухе. Если люди хотели выразить вещи, которые они чувствовали, то говорили: над нами протекает поток Христа; Карл Великий предпринял попытку войти в этот поток Христа и вместе со всеми палладинами создал отображение Христа с его 12 апостолами; в реальном духовном мире он продолжал деяние Христа. ... Некоторое число этих людей, живых умерших... самых избранных, было поставлено охранителями Св.Грааля. Сказание о Граале никак не понять, если не знать, кто были действительные хранители Грааля. Сказать нечто такое: значит, хранителями Грааля были вовсе не действительные люди, — показалось бы людям того времени просто смешным. Ибо они возразили бы: уж не думаете ли вы, фигуры из тени, странствующие по земле, что вы более действительны, чем те умершие, которые теперь собрались вокруг Грааля?... В определeнном смысле физический человек на Земле рассматривался как оболочка для живых умерших в их внешних действиях. Такова была особенность тех столетий. Тогда говорили: если эти живые умершие хотят нечто совершить на Земле, для чего им нужны руки, то они идут к физически живущим людям и совершают это через них.
     Но было и ещe нечто. В то время вообще были люди, которые говорили себе: нет ничего лучше, как тем людям, что почитаются на Земле и являются столь значительными существами в мире живых умерших, что должны охранять Грааль, предоставить оболочку. — И тогда в народе говорили: нужно посвятить себя, скажем, например, ордену Лебедя. — Ордену Лебедя посвящали себя те, кто хотел, чтобы рыцари Грааля могли действовать через них здесь, в физическом мире. И Лебедем назывался человек, через которого рыцари Грааля действовали в физическом мире.
     Обдумайте сказание о Лоэнгрине, как оно изложено: Эльза Брабантская попадает в беду, появляется Лебедь, т.е. принадлежащий рыцарскому ордену Лебедя, тот, кто принадлежит к братству Святого Грааля, его нельзя спрашивать о его тайне. И счастливейшими чувствовали себя в тех столетиях те, кто имел рыцаря Лебедя в своих рядах, подобно Генриху фон Саксен (876-936) во время его венгерского похода (933 г.)". 214(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Духи тьмы

339. "После атлантической катастрофы многие души, впавшие в декаданс по причине предательства тайн атлантических оракулов, не могли двигаться с основным потоком переселенцев в Азию. Так было в древней истории Европы, что в европейские расы воплощались души, которые были не в состоянии (по причине отставания) переходить в азиатские расы. По этой причине они были вынуждены в то время всe снова и снова воплощаться в европейских расах. Но при этом они становились всe лучше и лучше, и это привело к тому, что такие души стали постепенно переходить в более высокие расы. Души, прежде воплощавшиеся в совершенно подчинeнных расах, доразвились до более высокой ступени и смогли затем воплощаться в телесных потомках ведущих народов Европы, которые размножились, стали более многочисленны, чем прежде, поскольку возросло число душ, нуждавшихся в таких воплощениях... и развитие пошло так, что физические расы, телесные облики, в которые воплощались первоначальные народы Европы, вымерли, души покинули определeнным образом сформированные тела и те вымерли... Постепенно отмирали низшие слои европейского населения, пока не исчезли совсем".
     "Но если на большой площади (в больших масштабах) нечто исчезает, то оно исчезает не в ничто, а, растворяясь, пребывает в другой форме... При отмирании худшего населения (Европы)... территории наполнялись демоническими существами, представлявшими собой продукты распада, разложения того, что отмирало.
     Вся Европа, а также передняя Азия наполнились духовными существами разложения вымершей, худшей части своего населения. Эти демоны разложения существовали долгое время и позже действовали на людей ... Чувства и ощущения, которые люди имели потом, были пронизаны этими демонами. Это проявилось особенно сильно... в эпоху нашествия Атиллы на Европу. Население Европы было повергнуто им в страх, который привeл людей в соприкосновение с тем, что осталось от прежних демонических существ. В результате этого через них (демонических существ) в Европе... развилась проказа". 155(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1223. "Души этих искорененных, побежденных индейцев живут в большей части западно- и среднеевропейцев и далее в России". Другой род душ пришел сюда с севера Африки, где они жили в прошлой инкарнации. 203(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1228. Ушедший из Атлантиды в Азию поток отличался такой особенностью. "Местные отношения особенно предрасполагали это население к тому, чтобы душевное пронизывать подступами интеллигентной сущности. Это заслуживает внимания в азиатской цивилизации, что душевное как таковое стало инструментом для восприятия интеллигентного принципа.
     У осевшего в Европе населения было иначе. Физическое развитие, физическая организация... стала носителем интеллигентной сущности. ... Азиаты привыкали больше думать душой, европейцы — телом".
     "Азиат в высшей степени не пользуется своей телесностью при мышлении; он проносит свое тело через земное странствие. А все, что составляет его духовную жизнь, он лелеет в чисто душевном. И вы совсем не поймете азиатской сути, не приняв это во внимание".
     "Европеец все больше и больше мыслит телесностью. Поэтому у него в наличии больше оснований, чем у азиата, заложить основу для культуры, которая может поставить в свой центр принцип свободы". 197(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Будущее

1245. Дж. Милль и Герцен в свое время заметили, что Европа интенсивно "китаизируется", населяется китайцами. Это верное наблюдение. "Здесь рождаются души, которые в силу предшествовавших условий имели тягу к китайским телам в XIX в. и начале XX в. И хотя китайский народ возрос числом, превосходящим все прошлое, все же он не мог дать воплощения всем китайским душам; в Европе население также умножилось в последнее время, и многие души низошли сюда, хотя были предопределены к воплощению в китайских телах".
     Англичане насильственно развили в Китае потребление опиума (опиумная война и пр.). "Благодаря этому китайские тела были настолько испорчены опиумом, что породили поколение, возникшее под влиянием сил опиума, и китайцы были осуждены на то, чтобы частью воспринять в себя незрелые, очень подчиненные души, о качествах которых я и говорить не хочу. А те души, которым предназначались китайские тела, не смогли в них войти из-за опиума. Они были отведены в Европу и обусловили то явление, замеченное тонкими наблюдателями". Опиумная война имеет духовную подоснову. И если, с одной стороны, эта война принесла миллионные богатства, то с другой — "определенные души, которые должны были прийти из духовного мира для укрепления европейских сил культуры, не смогли этого сделать, им помешали теперь воплотиться. Европейские тела были использованы китайскими душами. ... большое число европейцев было не способно обрести созвучие души с телом ... а потому не смогло телесность использовать соответствующим образом как инструмент. Отсюда происходит и эта возможность хозяйничать с заблуждениями, с непониманием". 173(13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Европа

1512.Когда Христианство стало понемногу распространяться в Европу, то на территории современной Украины, юга России жил народ, ушедший потом оттуда на запад и растворившийся там: остготы. На территории современной Румынии и Венгрии сидели вестготы, в западной Венгрии — вандалы, на территории Богемии, Баварии — народ, из которого позже образовались швабы. Вдоль Эльбы к северу жили готы, на Рейне, там, где теперь Кельн — рипуарские франки. За ними, также по Рейну, — салические франки, между Рейном и Эльбой — саксы. Римляне проникли в то время во Францию и в Испанию. Все эти перечисленные народы пришли в Европу в период от двух столетий до Рождества Христова до двух столетий по Рождеству Христову. До того все они жили на границе Европы и Азии. "А те, кто сегодня являются славянами, они были еще дальше, в Азии". Европу же тогда населяли древние кельтские народности, которые потом были оттеснены на запад.
     Сибирь, где жили перечисленные выше народы до возникновения Христианства, была более низкой и более теплой территорией. Но хватило небольшого поднятия суши, чтобы климат стал холоднее, моря повысыхали и Сибирь стала пустынной. Таким образом, сама природа вынудила людей двигаться с востока на запад. Кельты же, населявшие тогда Европу, были миролюбивым народом. Они обладали ясновидением и были, можно сказать, с духовным миром "на ты". Их проникновение в еще более раннее время в Италию смягчило разбойный характер исконных римлян.
     Среди народов, шедших из Азии в Европу, были также гунны. Их предводителя Атиллу признавали королем и другие из указанных народностей, почему он и носил готское имя. (Атилла — отец, батюшка). Сами гунны очень сильно отличались от других народностей, были более дикими, потому что были горным народом, тогда как готы были народом равнин. "И дикие деяния гуннов, а также позже дикие деяния мадьяр были таковыми потому, что первоначально эти народы были в Азии горцами". Эти, ставшие для римлян северными, народы имели религию, которая ничего не знала о человеческом внутреннем, тогда как греки и римляне имели об этом хотя бы воспоминания. Эти северные народы смотрели только вовне и видели не природу, а природных духов, поэтому у них возникли такие прекрасные сказки, мифы, саги. Они не говорили, подобно грекам: на горе (Олимпе) живут боги, — но видели в вершине горы самого Бога, а не скалы. Когда вершину горы освещало утреннее Солнце, то являлось само Божественное. И такое явление было для них совершенно естественным явлением. Греки строили богам храмы. Эти народы говорили: "что это значит — строить храм? Там внутри темно; над горой же светло. Богам, т. е. духам, следует поклоняться, восходя на гору".
     Поскольку Солнце наиболее ярко в Иоанново время, в середине лета, то именно тогда они воздвигали на горе огонь и без храма устраивали праздник в честь своих богов. "Или они говорили: да, солнечный свет и солнечное тепло, они уходят в землю, а весной из земли выходит то, что произвело Солнце. Полому нужно почитать Солнце и тогда, когда оно посылает свою силу из земли. Поэтому особенно благоприятно они чувствовали себя в лесах, где росло много деревьев и силы Солнца действовали из земли; и своих богов они почитали в лесах. Не в храмах, а на горах и в лесах". Самих духов эти народности не видели, но в свете, тепле, облаках они видели действие Божественного. Такова была религия древних германцев. Христианство в эти области пришло двояким образом: через Юг России, через области современной Румынии и Венгрии (здесь Улфилла перевел Библию) и из Рима — как господство. "И если бы распространилось Христианство, пришедшее с Востока, через Россию, в то время, когда там еще не было никакого славянского населения, то оно стало бы совсем другим; оно стало бы более внутренним, поскольку имело бы более азиатский характер". Но был распространен несущественный культ, перенесенный цезарями в Константинополь. То же Христианство, что, например, содержится в переводе Библии Улфиллой, полностью исчезло из Европы. "И на Восток, когда туда пришли славяне, распространилось то, что в большей мере было культом и содержало очень мало внутренней сущности, внутренней жизни (Jnnerlichkeit). 353(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1514."В лангобардах, остготах на юг ушло то, что можно назвать элементом Вотана, — дух и жизнь. Здесь, так сказать, в крови лангобардов и остготов был принесен элемент Вотана, что сделало возможным дальнейшее развитие, дальнейшее развертывание этой южной культуры. На запад с франками ушел волевой элемент, рассудок и движение. ... На британские острова ушло то, что позже выступило как английский эмпиризм: в физиогномике, речи, зрении, слухе". На итальянском полуострове ничего не осталось от крови европейского пра-населения, все заменено. Во Франции этот элемент наполовину разбавлен французским. Но больше всего его на британских островах. В северогерманской мифологии Вотан дал людям дух и жизнь, Виле дал движение и рассудок, а Ве — внешний облик и речь. Они дали это человеку, создав его из дерева, которое нашли на морском берегу, вернее из двух деревьев — ясеня и вяза. 162(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1521."Что Христианство принесло европейским народам — этого не проходили поколения американских индейцев. Вся душевная конституция этих народов была такова, что они интенсивно развивали пантеистические чувства и действовали из импульсов, связанных с ними. Но развитие этих душ в дальнейшем было таково, что они смогли сравнительно короткое время провести в духовном мире между смертью и новым рождением. Не потребовалось много времени, чтобы переработать в духовном мире то, что хотя и интенсивно, но абсолютно просто, элементарно было пережито душами. Так что не только души индейцев, живших до их завоевания — эти почти все, — но и души, жившие там позже, теперь воплотились (в больших массах) вновь именно в западных, в западноевропейских народах (включая и Россию)". 202(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru