Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души3 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

Г.Е. Лауэр

Народные души Европы


Опыт психологии европейских народов на духовно-научной основе.

Конспективный перевод

Штутгарт. 1965 г.

Из наследия Самиздата

В настоящее время проблема объединения Европы выдвигается на первый план. Но противоречия столь велики, что объединение возможно лишь в форме двух противостоящих военных блоков НАТО и стран Варшавского договора, либо в форме международных экономических компаний. Препятствия же для политического объединения заключаются в глубоких различных национальных характерах и привязанности к своей государственной самостоятельности. Но в то же время развитие путем сообщения и средств информации практически всё больше соединяют людей разных стран в некое единство культуры и взаимного знания. Но Европа не есть беспорядочное нагромождение разных народов, а есть некий организм. С этой точки зрения мы должны изучать её отдельные составные части. Возможно это только в свете духовной науки.


Раса. Народ. Цивилизация.

Доисторическое время отделяется от истории появлением летоисчислением и письменности. Появляется представление о народе как субъекте истории. Понятие же о всеобщей истории человечества развивается постепенно, начиная лишь с христианской эры. Это понятие - принадлежность европейского сознания. Как противодействие ему возникает национализм нового времени. Нашу эпоху характеризует борьба двух начал: универсализма и национализма. У азиатских народов господствует унаследованное от доисторических времён сильное расовое сознание, принцип кровного единства, культ предков, религиозный национализм.

История Европы связана с христианизацией. А это значит, что связи кровного родства, как источника духовных сил, заменяются сознанием прямой индивидуальной связи отдельного человека с божественными силами мира через Христа. А внутринациональные связи по единству крови /у греков / или единством политическим /у римлян/. Так доисторический принцип расы уступает место историческому - народа или нации. Язык вместе с поэзией и другими искусствами становится основой общей культуры - взамен общности расы. В общность культуры входит, как часть, общность государственной организации. Складываются национальные государства, и вся дальнейшая история Европы есть история народов со всеми их национальными особенностями.

В Америке нет нации в европейском смысле; здесь слились выходцы из многих стран. Язык тоже теряет свою связь с национальным происхождением. Здесь общность не есть общность культуры, рождающаяся у национальной души, а лишь единство цивилизации, как единства образа жизни.

Как азиатский принцип расы умирает в Европе, так и европейский принцип национальной культуры умирает в Америке. Поздние плоды европейской культуры - материалистическое естествознание с его практическим применением в технике, а также в форме социальной организации, перенесённые в Америку, послужил основой той предприимчивости в области материальной культуры, которая является основой американского образа жизни и объединяющим принципов американцев.

Восток   Середина
Азия   Европа
Общность телесная   Общность душевная
Раса   Нация
Религия   Государство
Кровь   Язык
Запад   Америка
Общность духов   Цивилизация
Образ мысли (идеология).   Техника, экономика

(Африка остаётся в стороне, потому что её народонаселение, за исключением северного побережья, долины Нила и Эфиопии, до последнего времени оставалось ещё на ступени доисторической).

Сколь ни различны эти три мира, но в силу развития всех видов сообщений, связи, они всё ближе общаются, и сливаются. Существующие полярности только доказывают, что человечество действительно живой организм. Необходимо, чтобы каждая его часть не считала себя единственно правильным и благодетельным для человечества образом, но сознавала ценности, добытые другими.

Задача Востока - найти индивидуальность человека, как основу его духовной свободы.

Задача Европы - отделить духовную свободу человека от связи с государственной принадлежностью. Идея национального государства изжила себя. Идея же наднационального государства неорганична и рассудочна. Она - тупик.

Задача Америки - достичь сознания реальности духовного мира на пути более глубокого самопознания. Без этого она не найдёт общего языка ни с Востоком, ни с Европой и всегда будет возбуждать к себе враждебное отношение. В частности негритянская проблема разрешима только на пути узнания истины перевоплощения.


Ландшафт. Национальный темперамент.
Национальный характер

Мы определяем народ или нацию как общность, коренящуюся в душевном и выражающуюся главным образом в языке, а также в искусстве и в формах государственности и права. И мы видим, что народы или нации в собственном смысле имеются только в Европе.

Причина национального многообразия, во-первых, в самом характере душевного элемента, который является посредником между телесностью и цивилизацией (идеологией). Многообразие наций можно сравнить с многообразием красочного мира, являющегося, собственно, результатом взаимопроникновения света и мрака, белого и чёрного. Вторая причина - многообразие природно-географических условий на Европейском континенте. В каждом человеке живут две души: его индивидуальная и часть народной. Ядро индивидуальной души образовано человеческим я. Само Я-существо не душевное, а духовное и представляет собой субстанцию человеческого существа. К душевному оно относится так же, как ядро атома к его оболочке. Разумеется, душевное есть лишь его ближайшая, внутренняя оболочка. Его внешняя оболочка - телесная организация.

Точно так же и у народной души есть ядро, оболочкой которой она является. Это ядро есть существо не человеческое, а сверхчеловеческое, но принадлежит миру Иерархий, духовных Иерархий, находящихся между миром человеческим и миром Божественным, а именно к Иерархии Архангелов.

Душевное существо каждого человека несёт на себе отпечаток его Я. Это характер. Он определяется подобно тому, как форма скорлупы ореха определяется формой ядра. Этот отпечаток или "характер" человека, есть следствие того, что Я проходит через повторные воплощения, что Я из всей совокупности своих прошлых перевоплощений, как их наследие, принесло с собой в свою новую жизнь в качестве морально положительных или отрицательных свойств, всё это придаёт тому душевному, чем Я в новой жизни облекается, его характерную конфигурацию.

Эфирная организация, как носитель жизненных формообразующих сил, получает свой теперешний отпечаток в потоке телесной наследственности. Это проявляется в унаследованных здоровых или болезненных задатках, в чертах лица, строении тела. Поскольку же во время бодрствования эфирная организация пронизывается действием астрального, из этого проникновения возникает нечто третье, а именно темперамент человека, который надо строго отличать от его характера, темперамент определяется с двух сторон: со стороны эфирного тела по линии наследственности, и со стороны астрального тела по линии прежних воплощений, пройденных Я. Но непосредственным носителем темперамента является эфирная организация. Эта двойственность обнаруживается в том, что темперамент, с одной стороны, выражается в формообразовании физического тела: плотная, коренастая фигура холерика отличается от грациозной подвижного сангвиника, расплывчатые, склонные к полноте формы флегматика отличаются от костлявой худобы меланхолика. А с другой стороны, темпераменты характеризуются душевными свойствами: активность и инертность, легкомыслие и тугодумие и проч.

Аналогичные отношения существуют и для народных душ. В своем характере, определяемом Духом народа (Архангелом), народная душа, поскольку она пронизывает собой принадлежащие ей человеческие души, связывается с их эфирной организацией и через неё - помимо их индивидуальных темпераментов - сообщает им также черты народного темперамента. С другой стороны, народная душа связывается также с ландшафтами, где живёт данный народ: не с физическими, а с эфирными, проявляющимися в процессах жизни, то есть с действием элементов земли, воздуха, тепла, света, вулканических явлениях, в изобилии или недостатке влаги, частых или редких землетрясениях, в морском, континентальном или умеренном климате. На этих двусторонних связях народной души и основано своеобразное согласие между народным темпераментом и местом обитания народа. Причина в том, что души народов начинали воплощаться в эпоху великих переселений тогдашних германских и славянских племён. В этих переселениях они направляли народы в места, как-либо соответствующие их характерам. И по приходе в эти места формирующиеся народы там и оседали.


 Запад  Север  Восток   Юг
 Сангвиник  Флегматик  Меланхолик  Холерик
 Воздух  Вода  Земля  Огонь
 Влажный  Холодный  Холодный  Тёплый
 Тёплый  Влажный   Сухой  Сухой
       

Народный характер и народный темперамент, хотя и связаны между собой, но по-существу это разные вещи.

Какие темпераменты свойственны европейским народам (именно как народные, отвлекаясь от богатства индивидуальных темпераментов)?

Южные - испанцы, итальянцы, балканцы - холерики. Ясность и чёткость форм языка, искусства.

Франция, Южная Германия, Австрия, Венгрия - подвижность атмосферы, главный элемент - пронизанный влагой, солнечным светом и тёплым воздухом. Виноградорство. Сангвиники.

Англия, Голландия, Северная Германия - главный элемент ландшафта - влага. Сдержанность. Флегматики.

Русские - главный элемент - Земля. Печаль, скорбь. Меланхолики.

Таким образом, прослеживается связь народных душ с характером ландшафта. Особо выступает разница гористых и равнинных, прибрежных и континентальных ландшафтов.

Возможно, обнаружить пары противоположных противоположностей, например: Норвегия и Венгрия, Швейцария и Голландия.

Явственна также географическая и национально-психологическая противоположность Запада и Востока; В Европе по направлению с Запада на Восток ослабляется географическая расчленённость, и вместе с тем психологическая разобщённость сменяется тягой и общностью:

Запад - источник тенденции к индивидуализму, Восток - к коллективизму. Этот общий контраст выражается по-разному при сопоставлении России с Англией, с Францией, с Испанией. Контраст: англичане - русские реализуется главным образом в сфере социально-экономической. Англия родина индивидуализма; не случайно, что она остров. Этот отпечаток есть во всём; навыки поведения, жилища, частное предпринимательство. Теория государства, как договора и защита прав индивидуума. Парламентаризм - специфически присущая Англии форма правления. В других странах - только подражание. Полностью и совершенно парламентарная система соответствует только британской народности. Ибо в ней существо этой народности нашло своё чистейшее выражение в политической сфере. Основная черта этого существа заключаете в своеобразном отношении, существующем между душой народа и душами отдельных составляющих её людей. Это отношение можно образно охарактеризовать так: субстанция народной души как бы полностью впитана суммой душ принадлежащих ей людей. Вне их от народной души, так сказать, ничего не осталось. Она без остатка воплощена в своих членах. Благодаря этому каждый англичанин как таковой становится представителем своей народности. Эта последняя не имеет никакого другого представительства помимо составляющих её отдельных людей. Поэтому и английское государство является ни чем иным, как только обществом о т д е л ь н ы х англичан. У него нет другой задачи, кроме защиты прав и интересов каждого из своих сочленов. И каждый поэтому должен иметь возможность утверждать значимость этих своих прав и интересов. И он же это делает, выбирая депутата, который будет представлять его в парламенте. Так английское государство мыслится как государство избирателей, а парламент есть орган их управления. Он выполняет эту функцию, уравновешивая интересы различающихся по своему сословному и экономическому положению избирателей. И это равновесие достигается благодаря системе политических "качелей", в которой, то одна, то другая партия поочерёдно получает власть. Так парламентская система прямо вытекает из своеобразия британского народа - народности и обусловленного им понимания существа государства.

Прямую противоположность этому мы видим в России. Русский есть целиком и полностью существо, живущее в сообществе. Русская народная душа не воплощена и не сконцентрирована в отдельных людях, как британская. Она живёт и действует во всей совокупности народа. Поэтому она переживается только сообща и во всех местностях русской земли, как бы простирающейся в бесконечность. По этой причине русский народ столетиями выносил абсолютизм царизма, сохранивший многие черты азиатского деспотизма. О каких-либо политических правах отдельных личностей там не было и речи. Характерные черты русской истории, отличающие его от других народов, можно видеть и в крестьянской общине ("крестьянский мир"), и в русском революционном народничестве, также и русский коммунизм не был, как на Западе, порождением ненависти и зависти к имущим, побуждением отнять. Он был порождён состраданием, любовью к народу; его побуждение - отдавать. Показательно, что первое осуществление коммунистического строя, произошло не на Западе, где оно требовалось уже в силу достигнутой ступени социального и экономического развития, а в Восточной Европе, где для него было меньше всего экономических и исторических условий. Если, тем не менее, это реально удалось здесь, то потому, что здесь это встретилось с благоприятными задатками в народном характере, тогда как задатки западноевропейских народов противостоят ему.

Французы и русский - тот же контраст. Французы так же отличаются индивидуализмом, но здесь он носит иной характер; чем в Англии. Здесь государственные формы осуществляются - определяются более всего тем, что Французы в высшей степени индивидуалистичны как нация. Больше других народностей они переживают себя как национальную индивидуальность, которая обладает своей собственной жизнью. Создавать этой индивидуальности как можно больше силы, влияния, престижа в мире, то есть в кругу народов, вот к чему устремлены, направлены устремления Французов. Реальный представитель французской нации есть французское государство как таковое. Его задача не в том, чтобы утверждать в мире надлежащие условия и требования жизни Французской нации. Для Французского народа государство не является представителем нации. Этому пониманию государства чужд парламентаризм, как система представительства отдельных интересов. Ему больше соответствует форма плебесцитов, как прямое волеизъявление всей нации. Поэтому в истории Франции мы видим большое значение главы государства, от Людовиков до де Рояля.

В русском народе - полная противоположность. Также и в отношении к национальности русские выступают как коллективисты в том смысле, что для них высшей целью является не собственное благополучие отдельных народов, в том числе и своего, но соединение всего человечества в братское сообщество. Русские больше других европейцев склоны во всяком человеке, к какому бы народу он не принадлежал, видеть брата - человека. В этом его народные задатки совпадают с тем, что христианство заложило в человечество как зерно той общности, которая охватывает, всё человечество. Отсюда - требование не только к своей, но и к другим народностям, преодолеть национальный эгоизм; отсюда же пафос мировой революции и интернационализма. И русский готов и собственную национальность принести на алтарь всеобщего единства. Поэтому в современной России наименование "русский" так легко заменяется словом "советский" - советский народ, культура, литература, проч. Так как Русский народ жертвует в этом смысле своим национальным существованием во имя более высокого идеала; то ему должно представляться неоправданным национальным эгоизмом, когда другие народы стремятся любой ценой сохранить своё национальное существование. Разумеется, никоим образом нельзя ни приукрашивать, ни извинять ту безжалостную жестокость, с которой действовал русский коммунизм после второй мировой войны, лишив целый ряд средневосточных государств Европы их национальной независимосимости. По крайней мере частично это можно объяснить тем, что русской народной душе вообще не свойственно ценить национальную самобытность. Вспомнить речь Достоевского о Пушкине и книгу Владимира Соловьёва "Национальный вопрос в России". Он характеризует миссию России, как создание сверхчеловеческой христианской культуры. Для русского задача христианина и патриота совпадают.

По отношению к Италии и Испании контраст русской души сказывается главным образом в сфере религии. Здесь импульс индивидуализма выражается в борьбе церкви со светской властью за господство и в фанатическом преследовании еретиков. Русскую же православную церковь отличает не борьба со светской властью а полное её подчинение.

И Западная и Восточная церкви по противоположным причинам, но обе равно не в состоянии противостоять усиливающейся дехристианизации народных масс своих европейских народов.

В противостоянии Запада и Востока выражают себя, с одной стороны, индивидуализм и форма, стремящаяся к покою, а с другой стороны - коллективизм и стремление к жизни в движении. Отсюда на Западе мы видим тенденцию к закреплению всяческих традиций, а на Востоке - страсть к переменам и разрушениям. В свете учения о "трёхчленности социального организма" можно сказать, что всё население Европы представляет собою как бы одного гигантского человека. Голова его - народы Запада, туловище - народы Востока, грудь - Средняя Европа. Зрелость западных народов и детскость восточных - эта противоположность вытекает из того, что народные души западных народов полностью воплощены в телесности представляющих её людей, а народные души восточных народов как бы облекают их. Будучи представителями "головной" системы европейского организма, пережили процесс постепенного воплощения народной души и, в ходе этого процесса, - определённый момент рождения самосознания народа. В целом этот процесс шёл в 15 - 16 веках, выражаясь в географических открытиях, развитии естествознания и других явлений культуры. У каждого народа есть свои кульминации в этом процессе созревания самосознания.

У народов Восточной Европы, особенно у славян, душевное не воплощено полностью в телесном, но как бы лишь облекает его. Поэтому оно изживается не в сознании, а в волевых импульсах, действующих вне сферы сознания. Поэтому они сильнее связаны с землёй, с родиной. Англичанин везде англичанин, где бы на земле он ни находился, потому что свою народность он несёт полностью воплощённой в самом себе. Славянин же привязан к своей родной земле, и только там может он полностью переживать свою народность. Он как бы сплавлен воедино со своей родиной. В упомянутой "бессознательности" лежит причина непонятности русской души для западных народов. И в этом же причина особо интенсивного характера всех видов народного искусства по сравнению с творчеством отдельных личностей и сильного влияния на них со стороны народного искусства. "Детскость" славянских народов выражается в их склонности учиться у других народов. Свой вклад в культурную историю человечества они вносят главным образом воспринимая и перерабатывая полученное от Запада. В своём культурном развитии они до сих пор прямо связаны с этими заимствованиями. Всё это в наибольшей степени относится к восточным славянам, т.е. к русским. Примеры такого заимствования во всех сферах многочисленны. Но с в о е г о слова Россия ешё не сказала. На Западе преобладают силы интеллекта, рационализма, просвещения; на Востоке - силы чувства и воли, веры и мистицизма. В новейшей духовной истории Европы всё, что создано в идеях философии и науки, создавалось в странах Западной и Средней Европы. В России в этой области нет ничего, что могло бы с этим сравниться. Её сила в том, чтобы идеи, произведенные на Западе, принимать в сферу воли и осуществлять в жизни. Показательнейшим примером в мировой истории является история марксистко-ленинского коммунизма. Теория была изобретена Марксом и Энгельсом в Германии. Но когда в 1918 г. в Германии после падения империи к власти пришла марксистская социалистическая партия, она не знала, что ей делать с этой властью, она оказалась совершенно не способной на деле провести, что-либо из своей социалистической программы. Германия осталась буржуазной капиталистической страной. А в России, хотя внешние экономические предпосылки гораздо были слабее, коммунистический строй по марксистским рецептам был осуществлён Лениным с невиданной волевой силой и безудержным принуждением. Но дальнейшего идейного развития марксизм здесь не получил никакого. Застывший примитивный материализм 19 веке и теперь ещё в марксизме проповедуется.

Другой пример - ядерная физика. Открытие сделано в Германии и в Америке, первый спутник создан в России. Учение было там тот час же догматизировано, превращено в религиозное спасительное провозвестие, охвачено силами в е р ы и в о л и осуществлено.


Миссия народов срединной Европы

Хотя к народам Средней Европы относятся и западные славяне, однако прежде всего это - народы немецкого языка: Германия, Австрия, немецкая Швейцария. Это народы - представители ритмической системы в организации Европы. Если мы посмотрим на то отношение, которое существует между народной душой и составляющими её отдельными лицами, то немецкая народность характеризуется прежде всего тем, что её народная душа не воплощена так полностью, как это имеет место в Западной Европе, и не облекает её до такой степени извне, как на Востоке. В ритмической последовательности она-то вдыхается, то выдыхается своим народом, подобно тому, как это происходит у каждого человека в той части его души, которая связана с ритмической системой его дыхания и кровообращения. И подобно тому, как эта часть душевного существа человека в фазе "вдоха" не связывается так крепко с телесностью, как это имеет место в "верхнем" человеке, а в фазе "выдоха" не освобождается от этой связи в такой же мере, как в "нижнем" (волевом) человеке, так и народная душа в этой части Европы не погружается так глубоко в телесную связь своего народа - со своим народом, как на Западе, и не покидает его в фазе "выдоха" так далеко, как на Востоке. Отсюда - всё своеобразие народов Средней Европы в отличие от западных и восточных. Поэтому германская народная душа обладает известной родственностью как с западными, так и с восточными народами. Это "ритмическое" своеобразие обнаруживается в истории в виде известной последовательности, в исторической смене состояний германской народной души и её духовной культуры. Для германской души характерно в истории постоянное движение: сменяющееся нарастанием к убыванию. Примечательно, какую роль играет в немецком языке глагол (…......).

Для германской народности характерно преобладание существа, но только, которое стремится соединиться, с одной стороны, с элементом знания, а с другой с элементом воли. "Возрождение религии через высочайшее знание, вот в чём собственно задача германского духа, определённая цель всех его устремлений": таковы слова Шеллинга. Именно это также - задача антропософии.

В истории германского народа прослеживаются три такие эпохи "подъёма - падения", "вдыхания" и "выдыхания" народной души. В телесном воплощении, её бодрствование и сон. Подъём творческих сил сменяется эпохами упадка, когда душа народа засыпает, и на первый план выступает заимствования от других народов:

1. Пятый - девятый в.в., эпоха переселения народов: складывается народная душа и расцветает в мифах, героическом эпосе, развитии языка. Затем берёт верх латинизация.

2. Эпоха крестовых походов: расцвет рыцарской литературы. Создаётся "Священная римская империя германской нации". Затем - вновь сон германской души; господствующая роль в Европе переходит к французской культуре.

3. Восемнадцатый век: подъём немецкой поэзии и философии, но вслед за этим эта "нация поэтов" и мыслителей" снова впадает в сон, и на первый план выходит создание германского государства, милитаризма. Доминирует влияние Англии с её парламентаризмом и экономической агрессивностью. И весь 19 в. - это "выкорчёвывание немецкого духа на благо немецкого государства" (Ницше).

Военная катастрофа 1918 г. не пробудила душу германского народа. Веймарская Республика - заимствование английского парламентаризма. Гитлеровская империя - заимствование русского большевизма.

Задачей германской народной души является обратить чередование противоположностей - сна и бодрствования, сознания и бессознания - в единство, в слияние.

Средняя Европа

… есть "пороговая зона" Европы. То, что к западу от неё, может считаться полным выражением народных душ; то, что к востоку - лишь жизненный их элемент, так именно этот жизненный элемент сформирован, - это хотя и связано с характером их народных душ, никоим образом не является в настоящее время их чистым выражением, а определяется всем тем, что эти народы восприняли с Запада. А так как это воспринятое не адекватно их народным характерам, то оно и может здесь отражаться в более или менее искажённой форме.

По отношению к британской народности мы были бы неправы, если бы стали утверждать, что её государство и экономика …....... если бы стали утверждать, что её государство и экономика, как они сложились в новую эпоху, находятся в противоречии с народным характером. Но по отношению к русской народности мы были бы столь же неправы, если бы в старом царизме видели бы полное выражение народного характера.

В ходе человеческой истории связь сознания с физическим миром усиливается. Задача нашей эпохи - осуществить соединение двух миров в познании, которое должно быть д в у е д и н н ы м: чувственным и сверхчувственным. Человечество на пороге осуществления этой задачи. Здесь коренится миссия Срединной Европы: пороговой зоны Европы. Снятие противоречий - бодрствование и сон, интеллект и воля, сознание и жизнь - в этом задача германской души. Но ни западные, ни восточные народы к этому ешё не готовы. Потому и воюет Запад против Востока и Восток против Запада. Запад пока и не думает о том, чтобы оживить и одухотворить своё материалистически - механическое интеллектуальное мышление; Восток же совсем не готов к тому, чтобы поднять в сферу сознания в истинном облике то, что живёт в его воле как моральный импульс. Он цепляется как за догмат, за материалистическую теорию марксизма. Усваивая его понятия, он может, самое большее, лишь г р е з и т ь о том, что на самом деле импульсирует его воля. Своею, им самим не осознанной, волей он хочет осчастливить западный мир.

Так эти противоположности сталкиваются, решительно отвергают то, что могло послужить посредником между ними. Внешним выражением этого является то, что сама "Пороговая зона" - Германия - разрезана. В середине самой Европейской Середине провалена граница, на которой непосредственно сталкиваются Восток и Запад. Не только германская, но и общая Европейская судьба, а в известной мере даже общечеловеческие судьбы получают в подобных фактах свою красноречивую символику.

Поскольку западные народы (их народные души) воплощены полностью, их психологию можно изучить как д а н н о с т ь, пользуясь методами научного естествознания.

Народы Срединной Европы, находясь в постоянном (ритмическом) движении, должны изучаться со стороны их ц е л е й .

Народы востока Европы, находясь на стадии "детства", могут научаться со стороны их будущей роди, как бы пророчески её при этом предвидя. Именно поэтому им свойственен мессианизм - как русским, так и южным славянам. (Товянский, Мицкевич). Тот же дух мессианизма является и в современной России - в искажённом виде.

Наука, изучающая психологию народных душ, если она методически правильно построена, должна двигаться в трёх различных планах или уровнях: для Запада - плане естествознания; для Срединной Европы - в плане характеристики моральных проблем; для Востока Европы - в плане мессианистического пророчества.


Романские народы

Формирование характера каждого народа связано с определёнными историческими эпохами. Так, вавилоно-ассиро-египетская культура - это эпоха, когда происходит процесс воплощения "Я" в астральном теле, это эпоха Души ощущающей. К греко-римской эпохе относится воплощение "Я" в эфирном теле, это эпоха Души рассудочной и характера. В этом свете надо рассматривать особенности этих культур. В современной эпохе процесс воплощения "Я" доходит до физического тела. Наша эпоха - эпоха Души Сознательной. И в эту эпоху вошло теперь всё человечество. Но каждый народ проходит её в разной окраске.

Романские народы в своих национальных характерах представляют культуру Души Сознательной в окраске двух предыдущих культур, причём итальянцы и испанцы преимущественно в астральном теле. - В элементе, связанным с египетским наследием, а Французы - преимущественно в эфирном элементе, наследием греко-римской эпохи.

Италия достигла своего зрелого возраста раньше всех других европейских народов, о чём свидетельствует расцвет изобразительного искусства Возрождения, Данте (и даже более ранние явления культуры). Первенствующая роль Души ощущающей обнаруживается в доминирующей роли церкви в истории Италии. Ватикан, как государство, и вообще главенство церкви - отголосок древних теократий. Этим народам свойственна интенсивность восприятий чувственных впечатлений, пламенное воодушевление. Два элемента: Душа ощущающая и Душа сознательная - находятся у них в состоянии столкновения, а традиции римской культуры (т.е. элементы Души рассудочной) действуют уравновешивающим образом, гармонизирующе. Задача Италии среди европейских народов - служить их объединению, но не путём завоевания, а путём внутреннего сплочения культуры. Здесь наглядно отметить значение итальянской музыкальной культуры.

У испанцев этого уравновешивающего действия Души Рассудочной нет, поэтому у них столкновение Души Ощущающей и Души Сознательной проявляется более резко и придаёт испанскому характеру, с одной стороны, жёсткость и трезвую рассудочность, а с другой - склонность к религиозному фанатизму. Различия в испанском и итальянском характерах отражаются в различии их языков. Эти "две души" Испании - Дон Кихот и Санчо. Через Испанию же вторгается в Европу Ислам, арабская культура, которой тоже свойственно резкое противоречие Души Ощущающей и Души Сознательной - без смягчающего действия "середины". Через арабов идёт также линия прихода в Европу не связана с греко-римской культурой. Это сказывается в доминирующей роли государственно-правовых отношений и истории Франции. Здесь создавались теории государственного суверенитета и вырабатывался образ гражданина. Здесь высок престиж военной профессии. Бонапартизм, как идея всемирного господства силой оружия, понималось здесь как средство всемирного объединения. В культурной жизни - господство рассудка, рационализм, с его неизбежным спутником - скептицизмом; вместе с тем - элемент очарования, культ любви; это женственный полюс Французской народной души. Ещё у кельтов был культ "Вирго паритура". Заметную роль сыграла поэзия трубадуров. Культ мадонны и явление Жанны д'Арк. В быту характерны уравновешенность, чувство меры и такта.

Англия - преимущественно представитель Души сознательной в наиболее чистом виде. Отсюда - своеобразное отношение "дружбы-вражды" между англичанами и французами. Как близки и, одновременно, как далеки Франция и Англия! Французы и Англичане - близкие друзья и острые противники, одновременно - и различные и схожие, всегда жаждущие согласия и всё же всегда - в ссоре. Глубоко заложенная противоположность исключает почти всякое длительное согласие, ибо отсутствует возможность внутреннего понимания. Неизлечимый эмпиризм англичан и неизлечимый рационализм Французов. Две предвзятые исходные позиции настолько непримиримы, что для них почти невозможно взаимопонимание и избавление от взаимного чувства пренебрежения. Таким образом, в отношениях народных характеров Французы и Англичане с самого начала сталкиваются с противоречием, которое определяет им быть противниками, если не врагами.

Британская культура - мост от романской культуры к германской. Среди европейских народов английский народ - представитель Души сознательной по преимуществу, т.е. представитель наибольшего погружения "Я" в физическое тело. Отсюда - высокое развитие английской науки на основе опыта внешних чувств. Разница между южными народами и англичанами - в том, что первые наслаждаются восприятиями внешних чувств - органов внешних чувств и живо сопровождают его симпатией и антипатией, тогда как англичанин направляет своё внимание только на содержание чувственного восприятия, на опытные факты и контрастирует их совершенно безучастно соблюдая дистанцию и с величайшей трезвостью. Тот живёт больше в чувственных ощущениях, этот - этот в чувственных наблюдениях. Типична для англичан их страсть к путешествиям, собирательству, коллекционированию. По Шекспиру: весь мир - зрелище, спектакль. Такой человек хочет до всего коснуться, но ничем не быть захваченным. Такой человек - зритель спектакля. Оборотная сторона такого типа мышления - низкая оценка теоретического мышления, мыслительных понятий. Действительно реальны для него только факты опыта, т.е. отдельные предметы и явления, а не общие понятия. Утверждается практика в ущерб теории, успех тактики и экономики вместе с развитием принципов индивидуализма и либерализма. Интенсивность самосознания - вследствие того, что британская культура уже не повторяет никакой предшествующей, а целиком совпадает с характером именно нашей эпохи. Однако везде, где сильно что-нибудь одно, его всегда полярно сопровождает противоположное. И здесь: рядом с сильным элементом Души сознательной сильно выступает элемент Души ощущающей. Без этого наступило бы полное иссушение души. Британская народность очень подвержена этой опасности, которая особенно угрожает, например, тем, кто безудержно отдаётся чисто экономической деятельности. Для английской психологии и быта характерно раздвоение: материалистическая наука уживается с религией в её сугубо традиционных формах, также и в философии: агностицизм соседствует с идеалистической философией, заимствованной из Германии, особенно у Гегеля. В общественной жизни - индивидуализация, вплоть до чудачеств, с одновременно рабским почитанием приличий и обычаев. Пуританское соблюдение Воскресенья, резко отделяемого от практической жизни. То же самое и в государственных формах: парламент - новая форма нашей эпохи вместе с множеством пережитков.


Германия

В отличие от южных и западных народов Европы, которые облекают каждый определённым, твёрдо сформированным национальным характером, национальный характер германской народности представляет собой постоянную смену становления и угасания, т.е. находится в постоянном потоке изменений, никогда не достигая законченности. Этим обуславливается и то, что в германской народности центр тяжести её существа лежит не в народной душе, а в основном её ядре - н а р о д н о м д у х е. В этом Я-характере германской народности мы и видим, собственно, причину этой постоянной смены процессов становлению и угасания, которая её характеризует. В этом же лежит и причина того, что в отличие от западных народов, дух германской народности своё решающее влияние по отношению к своим членам оказывает не на их душевное, а на их духовное существо т.е. на их "Я". Разумеется, каждый немец связан также и с душой своего народа, но решающей для него всё же является связь с народным духом. В первом случае это есть связь природная, во втором случае - м о р а л ь н а я. Иначе говоря, это есть связь познания и свободы. По этим причинам полными представителями германской народной души могут считаться лишь те личности, которые действительно находили и осуществляли эту связь с духом народа. И по этим же причинам таковыми являются не массы немецкого народа, а лишь сравнительно немногие отдельные липа. Так что для германской народности больше, чем для любой другой, верно, что его глубочайшее существо можно иллюстрировать на отдельных индивидуальностях. В ряду таких можно назвать Мейстера Экхарта (13 в.), Лютера (16 в.), Лейбница - создателя монадологии, немецких просветителей; 18 в.: Гёте и Шиллера, Фихте, Шеллинга, Гегеля, действительно, первой и фундаментальной чертой духовного существа немецкого народа можно назвать то, что отмечалось как тяга к метафизике, к трансцендентному, его стремление к мировоззрению, включающему элемент сверхчувственного. Всё это больше всего - в его мистике и философии, но также и в поэзии, музыке. Это проходящее через всю его духовную историю стремление нашло в нашем столетии своё зрелое осуществление в д у х о в н о й н а у к е, основанной Рудольфом Штайнером. Поскольку вся истинная активность которую вообще может развить человек, исходит от его "Я", постольку Я - характер германской народности открывается в её членах, может быть, в первую очередь - в свойственном им стремлении к деятельности, в их прилежании и трудолюбии. Немец видит смысл своего существования в работе, и потом его профессия приобретает для него большее значение, чем для членов всех других народов. Он не понимает той инертности, в которую так легко впадает русский (вспомним Обломова). Ему чужда склонность наслаждаться жизнью так, как это свойственно французам. Из преобладания принципа "Я" вытекают и такие народные свойства немцев, как деловитость и основательность, которые другим народам часто представляются холодностью и бессердечием. Отсюда же - тяга всё планировать и организовывать и нелюбовь ко всякой импровизации, в противоположность англичанам.

Внутреннее господство "Я" в отдельном человеке, выливаясь во вне, преображается в господство государственности над ним, порождая склонность немца к дисциплине и верноподданичеству. Уместно вновь возвратиться к трём вышеописанным историческим метаморфозам Германии, трём историческим "перевоплощениям" её "Я" существа. Каково же её сущее, её миссия?

С л е д у ю щ е г о п е р е в о п л о щ е н и я для Г е р м а н и и н е т, ибо дух немецкого народа уже прошёл свой путь через все три формы образования душевного, которые вообще существуют.

Выше Души Сознательной нет уже больше никакой формы образования душевного; после неё развитие человека идёт от души к духу. Для германской народности, как народа, инспирируемого народной душой, её время прошло. Это не означает, что она потеряла своё значение для дальнейшей эволюции человечества. Но её значение отныне будет заключаться в том, что будет исходить непосредственно из и н с п и р а ц и и её н а р о д н о г о духа.

Задача нашей эпохи - изменить направление хода развития: три нисходящие ступени культуры - Души ощущающей, Души рассудочной, Души сознательной - повторить в о б р а т н о м направлении. Продолжение же прошлого направления есть падение в бездну, гибель человека, так как ниже физического плана человеческое существо жить не может. Англо-американская тенденция - материализм и техницизм - толкают человечество именно в этом направлении. Однако здесь имеется существенное обстоятельство: британская народность, которая благодаря совпадению своего национального характера с характером нашей эпохи больше всех содействовала таким результатам современного развития, вместе с тем, именно благодаря этому своему национальному характеру - сама, как народ; защищена от этого, чтобы впасть в указанную опасность. Этот её национальный характер внедряет её, правда, интенсивно в физический мир. Но те элементы Души Ощущающей, которые в ней в то же время содержатся, составляют тот противовес, который предохраняет её от падения в сферу чисто материальную - в сферу зла. Душа Сознательная, правда подводит её к самой границе, отделяющей мир чувственный от подчувственного. Но поскольку она фиксирована в Душе Сознательной, она не соскальзывает ниже этой границы.

Для германской народности дело обстоит иначе. Поскольку то, что определяет её существо, т.е. "Я", не связано подобным же образом с одной определённой сферой духовного мира, она подвержена опасности впасть в сферу ниже человеческой - в сферу зла. Поэтому совсем не случайно, что в нашем столетии именно немецкий народ, способный, по выражению Шеллинга, "к высочайшему и к низменнейшему", испытал такое глубокое падение в сферу подчеловеческого и античеловеческого, как никакой другой европейский народ. Это ужасное событие в истории немецкого народа нельзя исключать из обшей картины немецкой народности. Поэтому оно может быть понято только исходя из его глубочайшего существа, и оно в то же время характеризует эту сторону заложенных в ней возможностей. Переход от душевного к духовному и вместе с тем изменение направления эволюции может совершиться только силами "Я". Отсюда вытекает миссия Германии, понимаемая как осуществление в мире миссии Антропософии.

Испанский писатель Мадариаго в книге "Портрет Европы" пишет: "Германия - середина Европы. Она в серединной точке тела Европы, на вершине её духа, во внутреннейших областях её сознательного и бессознательного существа. Источник сознательной музыки Европы, её философии, естествознания, исторической науки, техники - всё это немыслимо без Германии. Когда Германия падает, падает Европа. Когда Германия сходит с ума, сходит с ума Европа, нормальное здоровье германского народа - одно из главнейших условий морального - здоровья Европы, даже самого её существования".

Скандинавские народы, вместе с англичанами и немцами, составляют единный организм германской нации. В нём скандинавы составляют звено, наиболее близкое природе - как в географическом смысле, так и в смысле близости к первичной основе германской нации, выразившей себя в северной мифологии. Влияние же в Европе: походы викингов и норманов, с их ярко выраженным характером Души Сознательной. В современности - новое же отражение, на этот раз через литературу: Ибсен, Стринберг, Гамсун и др.


Окраинные славяне

Они тоже представляют собою "пороговую зону". Если Срединная Европа в целом является пороговой зоной между физическим и духовным, в том смысле, что души живущих к западу от неё народов как бы полностью воплощены в них и находятся, т.с., в физическом мире, а души народов, живущих к востоку от неё, ещё не осуществили своего полного воплощения и потому принадлежат ещё к сверхчувственному, сверхфизическому духовному миру, то западные славяне являются пороговой зоной при переходе от эпохи душевного развития человечества к эпохе его духовного развития.

Первая ступень этого нового развития - культура Само-Духа, культура Манаса. Его отличительная черта - духовное переживание с сохранением самосознания. Зачатки этой ступени Само-Духа образуют общий элемент национальных характеров всех славянских народов. Что касается специально окраинных славян, то у них эти задатки Само-Духа составляют подпочву их национальных характеров, которые ещё как бы покрыты сферой интенсивного развития душевной жизни в том виде, как она сформировалась в культуре западных, и особенно среднеевропейских народов. Эта душевная жизнь в различных оттенках настолько характерна для этих народов, для их культуры, что их можно не в меньшей, а в большей степени считать принадлежащими к культурному миру Западной и Средней Европы, нежели Восточной. Они составляют своеобразную переходную сферу - "пороговую зону" - между Срединной и Восточной Европой. Это выражается в их истории, протекающей в постоянно изменчивых (более точно: чередующихся) сближениях и столкновениях то с германским, то с русским, то с турецким миром. В наше время только мужеству своего политического вождя И.Тито обязаны югославы тем, что они смогли довольно скоро после войны отстоять свою относительную самостоятельность по отношению к сталинскому коммунистическому гиганту. Тем временем Польша, Венгрия, а в последнее время и Румыния добились некоторой свободы действий по отношению к России. Помимо изменения общей конъюктуры, также этому содействовавших, всё это показывает, что между окраинными славянами и русскими существует глубокое различие, затрагивающее их внутреннее существо. С одной стороны, именно в этих странах начинались жесточайшие войны: в Чехии Тридцатилетняя война 17 в., в Сербии - Первая Мировая, в Польше - Вторая Мировая. А с другой стороны, именно из знакомства с культурными, политическими и социальными отношениями, как они складывались именно в этой части Европы, вышло в первой трети нашего столетия единственное плодотворное учение, указывающее вехи на пути к переустройству всей Срединной Европы - учение о трёхчленности социального организма. Миссия этой части Европы должна послужить жестом дружеского слияния, симбиоза германских и славянских народов. Оно подготовлялось в довоенной Австро-Венгрии, но разрушилось вследствие эгоистической политики Габсбургов. Второй удар был нанесён этой миссии после войны полным выселением немцев из славянских государств. Всем этим европейскому организму народов были нанесены наиболее трудно залечиваемые из всех многочисленных ран, остающимися и сейчас язвами на его членах. В будущем должны быть найдены совсем иные, теперь ешё неизвестные пути, чтобы оказалось возможно вновь приступить к выполнению задач, стоящих перед этой частью Европы.

О Чехии: Ян Амос Коменский соединял две противоположные черты чешского характера - принцип наглядного обучения, основанный на эмпиризме английского типа, давался им одновременно с идеалом единения всех религий в ("Пансофии"), инспирированным Розенкрейцерством через Валентина Андреа, с которым Коменский был дружен.

Цитата из Масарика: "В чешской душе удивительно соединяются критическая рассудительность и мистические склонности чувств".

О сербской задруге: Если этот древний традиционный "родовой коммунизм" в Сербии, может быть и заложил некоторую предрасположенность к коммунистическому общественному устройству, то в то же время в нём несомненно лежит также причина того, что это народ скорей всех отвернулся от государственного коммунизма русского образца и с тех пор создаёт новые, ныне, формы коммунизма, более опирающиеся на принципы самоуправления и самоопределения более мелких соединений.


Русские.
Их роль и место в последовательности
историческиx ступеней развития человечества

Если характеры романских народов несут на себе черты прошлых исторических эпох, то характер русской народности явственно указывает на будущее человечества, потому что задатки и развитие Само-Духа, составляющие у окраинных славян только подпочву их национального характера, у русских выступает на поверхность и характеризует сам их национальный характер. Так что ступень развития, к которой этот народ принадлежит, находится уже по ту сторону пороговой зоны, представленной окраинными славянами.

Эта принадлежность русской народности к будущей фазе человеческой истории всегда ощущалась её выдающимися представителями и выражалась в многообразных формах. Достоевский приписывал ей даже апокалиптическую миссию. Этим, с одной стороны, обозначается различие между русскими и окраинными славянами, а с другой стороны, обнаруживается в то же время своеобразие проблем, которые несёт в себе русский народный характер.

У других европейских народов, о которых мы до сих пор говорили, мы имеем дело с двумя взаимно переплетающимися компонентами. Иногда мы сравниваем их с грунтовой и верхней красками картины. Русская не заключает в себе подобной двоицы. Поэтому, чтобы могло осуществиться нечто цельное, она должна недостающие для этого элементы воспринять извне. Одна, сама из себя она не может осуществить то, к чему в ней заложены задатки, как женщина одна не может воспроизвести на свет ребёнка. Однако то, что в даннном случае служит таким дополняющим и оплодотворяющим элементом, уже не является силой данного телесного или духовного коллектива, но даётся отдельными человеческими индивидуальностями. Созревшие до полноты "Я", они в своих будущих инкарнациях будут воплощаться в этом народе и создавать противовес тому, что они сами получат от этого народа, как его собственные задатки. Ибо эти задатки, которые, являются задатками развития Само-Духа, не будут уже носить национального характера в теперешнем смысле. Ибо народ есть единство, коренящееся в душевном элементе, душевной общности. Историческая эпоха зрелости наступит для русского народа лишь тогда, когда сам принцип народности вообще будет преодолён. Это лишь значит, что у русской народности вообще отсутствует данный элемент. Скорее, он даже присущ ей в повышенной форме - степени. Но он опирается на совсем другие основы и качественно отличен от душевного элемента западных народов. Что этот элемент - в том виде, как он присущ западным народам - у русских отсутствует, следующий факт. Душевное развитие, как мы его понимали до сих пор, характеризуя отдельные народы, проявляется прежде всего исторически в постепенном формировании человеческой личности. И там, где душевный элемент в форме Души Сознательной достигает своей высшей ступени развития, там и принцип личности получает высшую меру своего значения. У русских же, как народности эта высокая оценка личности как таковой, полностью отсутствует. Русский способен, с одной стороны, к высшей самоотдаче, даже полному пожертвованию собой - своей собственной - личностью, с другой же стороны, он может безудержно и бесчувственно пренебрегать личностью другого, раздавить его как червяка. Это именно те задатки, что предполагают его к коллективизму, но в них и причина того, что другие народы воспринимают русских как варваров и боятся их. Всему тому русская история от Иоанна Грозного и Петра, от царей 19 в. до Ленина и Сталина, даёт ужаснейшие примеры. Это же варварство проявляется и в том, что русский из-за недостатка самодисциплины и самоуважения легко впадает в худшие крайности пьянства и разгула чувств. Но так же дело обстоит и по отношению к явлениям духовной жизни: научным теориям и философским мировоззрениям русский не может противостоять с известной внутренней дистанцией, с критической оценкой. Они становятся для него либо религиозным откровением и спасительным учением, либо дьявольским обольщением, Он хочет - либо верить в них, либо проклинать. То, чего русской народности не хватает в национальных задатках, должно будет некогда, в предстоящем будущем, быть выполнено и уравновешено силами самих человеческих индивидуальностей, созревших до полноты "Я". И, смотря по тому, принесёт ли такая индивидуальность положительные склонности или отрицательные, будет создаваться нечто доброе или злое с помощью сил, предоставляемых ею существо русской души. Обе эти возможности русский народ в разной мере несёт в своём лоне. Типичные примеры такой "двухвалентности" можно найти не только у Толстого и Достоевского, но и в такой личности, как Распутин.

Если мы постараемся представить себе то будущее, которое предвещает нам существо русского народа, то можно указать лишь несколько определённых признаков. Один из них: в будущей культуре не будет национальных культур в теперешнем смысле слова. Ведь мы уже теперь находимся на переходе во всемирной культуре, на пути к всепланетной цивилизации. Пусть пройдёт ещё половина или целое тысячелетие - лицо мира примет такой вид, что в нём почти не останется ничего схожего с теперешним. Эта будущая культура не будет, конечно, "русской" в национальном смысле; она будет с одной стороны, общечеловеческой, а с другой - индивидуальной в том смысле, который ныне тоже ещё неизвестен. Ибо её индивидуализм будет, с одной стороны, обусловливаться непосредственно силой самих человеческих индивидуальностей, а в то же время эти индивидуальности, находясь на ступени развития Само-Духа, будут придавать культуре общечеловеческий характер. Ибо на этой ступени, благодаря достигнутому тогда познанию закона реинкарнации они будут ощущать себя принадлежащими уже не отдельному народу, но всему человечеству, совершающему свой путь в истории. И этот элемент общечеловеческого именно тогда получит подкрепление со стороны природных элементов человеческого существа. Либо же, смотря из будущего, мы видим, что развитие Само-Духа осуществится благодаря тому, что человеческое "Я", освободив своё сознание от обусловленности физической телесностью, будет осознавать себя в своей эфирной организации - элементе жизнеобразующих сил. А в этом элементе каждый переживает себя не так отдельно от другого, как в элементе физического тела. Как всё твёрдое, являющееся чистейшим представителем физически-материального, имеет тенденцию распадаться на мельчайшие, далее не делимые единицы - "атомы", так и человеческое "Я" только в физической телесности становится дальше уже не делимыми единицами "индивидуальности". Отсюда - одновременное появление атомизма в современном естествознании и развитие индивидуализма в социальной жизни. Но как всё жидкое, является образом эфирно-живого, стремится слиться в единое целое, так и человеческие "Я" в эфирном элементе ощущают себя членами более высокого единства и целостности. По этой причине культура Само-Духа будет формироваться как культура общественных коллективов в той мере, какую сейчас трудно представить.

В существующем русском коммунизме создано лишь совершенно искажённое предвосхищение этой, отстоящей ещё в далёком будущем, культуры человеческих объединений. Но и не касаясь этих ужасных искажений, можно сказать, что эта будущая культура Само-Духа представляет себя во многих явлениях русской жизни подобно зарницам, вспыхивающим из будущего в настоящее. В этом отношении одно из замечательнейших и характернейших явлений современной России представляет собой Лев Толстой. Из таких взглядов вырастет некогда совсем новая мораль, противоположная морали, провозглашаемых в эпоху Души сознательной её наиболее яркими представителями. Одним из них был англичанин Иеремия Бенгам. Цель этих моральных действий он видел в осуществлении наибольшего блага для большинства. Такое воззрение исходит от отдельного человека и его стремления к личному благу. И в исполнении этих стремлений он видит существо добра. Чем больше число тех, для которых может быть достигнута эта цель - для всех она, очевидно, недостижима - тем больше масса добра в мире.

Мораль будущего формируется на противоположных началах. Её исходная точка - переживание общности. В душе этой морали отдельный человек уже не может быть счастлив, пока другие несчастны. Отсюда его цель - общую жизнь построить так, чтобы благополучие к а ж д о г о в отдельности могло возрастать. Эти импульсы двигали теми, кто в России 19 в. были главными представителями коммунизма. Выдающийся пример - П. Кропоткин, и его "Записки революционера".

Второй характерный признак будущей культуры Само-Духа заключается в том, что в сферу познания человека войдёт факт, который можно выразить следующими словами: Дальнейшее развитие человеческого "Я" по ступеням духовного и душевного становления стало возможно только благодаря тому, что в событии Голгофы божественное существо Христа вступило в земное человечество и с тех пор духовно пребывает в нём, как его духовный Вождь. И снова специфически чертой русского народа является то, что он в высокой степени предрасположен переживать духовное присутствие Христа. Русская философия у большинства её представителей есть по существу - христософия. Величественное её выражение в "Чтениях о Богочеловечестве" Вл. Соловьёва. Но и в фактах русской жизни можно найти проявление того же, например, в деятельности священника Гапона в событиях 9-го января 1905-го г. И даже во время большой революции 1917-го г. светил ещё в отдельных душах, являясь их духовному взору, образ Христа. Блок "Двенадцать".


Объединение Европы

Попытка современного объединения через "Общий рынок" к сверхнациональному европейскому парламенту ложный путь, и не ведёт к преодолению национального эгоизма, а напротив, укрепляет его. Единственно правильный путь возможен лишь через преодоление тоталитаризма современного государства, через автономизацию экономической и культурной жизни - то есть через осуществление трёхчленности социального организма. Первейшее и необходимейшее условие, первый шаг, - это преодоление раскола Европы на "Запад" и "Восток". Этот раскол углубился теперь до настоящей пропасти, выражаясь в разрыве Срединной Европы, т.е в разрыве Германии на две части, из которых одна полностью примкнула к Западу, другая - к Востоку. И потому болезнь Европы в самом точном смысле есть болезнь её середины. Потому и проблема Европы, стала, собственно, проблемой её середины. Это значит, что она может быть разрешена только в той мере, в какой будет разрешена проблема Срединной Европы. В идентичности этих двух проблем лежит причина того, что те, кто теперь с германской стороны видит существо германского народа в том, что у немецкого народа, т.е. у его восточной части, отнята его национальная самостоятельность, - эти люди проходят мимо истинного существа фактов. Ибо с той националально-государственной независимостью, которой пользуются другие европейские народы, в данном случае нет и речи, и в гораздо большей степени суть дела в том, что в самой середине Европы столкнулись два мира и, вместе с тем, - две мощные группировки, из которых одна в основу своего образа жизни кладёт идеал ориентированный на национальные, а другая - на социально-классовые ценности, или, если взглянуть с другой стороны, одна руководящим принципом всех форм существования избрала принцип свободы, а другая - принцип общности. Германская народность, лежащая посередине между ними, уже в силу этого своего положения призвана к тому, чтобы служить для них посредником и уравновешивать их. Поскольку же она этого не может или не хочет, она и сама оказывается разорванной на две части, из которых одна включена в одну сферу власти, другая - в иную. Истинную миссию Германии ничто не может демонстрировать яснее, чем её нынешнее положение. Но эта задача есть, собственно, задача Европы вообще, здесь она выявляется лишь наиболее чётко. Эта задача может быть выполнена только в случае, если люди откажутся от веры в то, что будто бы государство является единственной и исключительной силой, способной упорядочить всю жизнь. Иначе говоря, когда вместо распространённой на все области жизни единого принципа - будь то принцип свободы или принцип общности, принцип нации или принцип класса - будет признана идея тройственности принципов в том смысле, что экономические отношения должны строиться в духе общности, т.е. в Духе социализма: государственно - правовые отношения - демократического равенства, а духовно-культурная жизнь - на принципах свободы, индивидуальной и национальной. Только путём такого дифференцированого устройства различных областей социальной жизни может Срединная Европа, а с нею вместе и Европа вообще, преодолеть теперешний раскол, достичь подлинного единения и тем самым выполнить ту посредническую и уравновешивающую функцию в дальнейшем развитии общечеловеческой культуры, без чего эта культура не сможет жить и создавать здоровые формы общественной жизни.


Пневматология народов Европы

Пневматология народов - это их характеристика, исходящая уже не из народной души, а из народного духа. Такой характеристикой определяется вклад каждого народа в развитие общечеловеческой культуры, реализация которой и является задачей нашей эпохи.

Италия и Испания

Культура этих народов - культура религиозной жизни по-преимуществу. Её исторический носитель - католическая церковь, рассматривается не как национальное, а как общечеловеческое установление. Характерный её признак - миссионерство. Каждая общечеловеческая миссия отдельных народов сопровождается некой тенью, омрачающей её действия, противостоящей и борющейся с её светлым началом. И у каждого народа эта тень принимат другой облик. В церкви такой тенью является принцип авторитарности - наследство древних мистерий. Это относится не только к католической, но и ко всякой церкви.

Франция

Культура французского народа - это преимущественно культура государственно-правовой организации. Тень её - воинствующий национализм, наследство греко-римской культуры.

Англия

Культура здесь основывается на развитии техники и экономики, идущим по направлению создания единого мирового хозяйства. Её тень - империализм, как кульминация и крайнее выражение современной эпохи, эпохи Души Сознательной. С этим связаны и классовые расслоения, и идеология (мирового господства).

Германия

В эпоху расцвета она носит идеи индивидуализма, космополитизма и гуманизма - предвестники будущей культуры. Однако, эти три принципа связаны могут быть лишь на основе знаний о перевоплощении. И эта идея также встречается у немецких писателей 18 - го века (Лессинг, Гердер, Гёте). В эту идею вносят они новое по сравнению с восточным её пониманием - идею движения, развития человеческой индивидуальности. Теневое отражение германской культуры - падение в подчеловеческое. Особая судьба германской народности сказывается в том, что перед ней возможен выбор только между устремлением вверх, к идеалу, лежащему выше всего национального, к идеалу всечеловеческого, с одной стороны, и падением ниже человеческого, в варварство, идеологию всемирного господства средствами бесчеловеческого насилия, - с другой.

Россия

Вклад, который Россия в соответствии со своими задатками призвана внести в будущую культуру, относится к формированию социальной жизни. Если о Германии мы сказали, что её миссия в этой будущей культуре связана с полюсом индивидуализма, то аналогичным образом вклад России мы можем отнести к полюсу коллективизма. Германская народность характеризуется тем, что её народная душа склонна к тому, чтобы как бы отпускать от себя своих членов, то есть побуждать их как бы вырастать из чисто национальной общности, чтобы таким путём, опираясь на свою индивидуальность, они в её глубине находили общечеловеческое.

В русской народности иначе. Она склонна к тому, чтобы себя, как национальную общность, принести в жертву, войти в смерть, чтобы вынести из неё уже не национальную, а чисто человеческую, братскую любовь, которой учил Христос, и которую Он Сам явил людям. Ибо только в такой любви может действовать та духовно-моральная сила, которая способна объеденить такую, охватывающую всё земное человечество, общность, (реализация которой должна совершиться в будущей культуре). Из всего этого выявляется особое отношение русских к образу Христа - и не только благодаря тому импульсу любви, который Он внёс в человечество, но и благодаря ещё одному обстоятельству: Христос умер жертвенной смертью в человеческом теле, принадлежавшем определённому народу - чтобы затем восстать в новом Теле, просветленном и свободном от всякой национальной принадлежности. В нём Он мог лишь открыться людям в полной Своей славе, как Спаситель всего человечества.

Это особая связь со Христом издавна проявлялась в душе русского народа, поэтому он себя чувствовал в особом смысле народом Христа. Не случайно в русском народе слова "крестьянин" этимологически связано со словом "христианин". Поэтому и воспринимает он свою миссию как миссию миссианскую. Как Христос явился Мессией для ч е л о в е ч е с к и х личностей, спасителем их от первородного греха национализма, объединяющим всё человечество в едином союзе братской любви. В этом возмозжно, причина той особой и единственной в своё роде задушевности, с которой русский народ в течение столетий отмечает праздник Пасхи. В переживаниях жертвенной смерти и Воскресения Христа Он, вместе с тем, всегда переживал тайну своего собственного существа, своего собственного предназначения. Однако, всем этим указывается лишь один аспект будущего, всечеловеческого объединения. Второй его аспект касается структурного членения, которое должно в нём осуществиться. Образ этой будущей социальной культуры человечества есть образ трёхчленного социального организма. И эта идея тоже живёт в духовном сознании России. Полнее всего её выразил Вл. Соловьёв. Его трёхчленность: Церковь, Государство, Общность. Общество есть предвосхищение истинной трёхчленности, которая только в наше время дана во всей своей исторической конкретности в социальном учении Антропософии. Сама же русская идея предстаёт в величественном замысле: воплотить на Земле верное отражение Божественной Троичности.

Теневая сторона духовной истории России проистекает от юности, "детскости" русской души. И, как ребёнок, она нуждается в духовном воспитании, в руководстве и ищет его. Горе, ребёнку, если воспитатель оказывается не истинным воспитателем, а совратителем, губителем! Для ребёнка это трагедия. Ибо обычно, в большинстве случаев, он не имеет ещё силы противостоять обольшению. Почти неизбежно, что он поддастся ему - и тем самым станет сам на путь зла.

Самым значительным в области социальных учений явилось Западной Европе учение, развитое Марксом и Энгельсом. В социалистическом рабочем движении оно приобретало всё более определяющее влияние. Было совершенно неизбежно, что и в России оно находило сторонников. Основные идеи этого учения: интернационализм, коммунистическая мировая революция, бесклассовое общество, уничтожение государства и т.д. в высшей степени созвучны задаткам русской души. После долгих и острых столкновений с социальными идеями, издавна существовавшими в самой России, новое учение взяло верх и в лице Ленина нашло своего выразителя - фанатичного и одарённого сильной волей. В духе своих марксистских представлений Ленин после захвата власти учредил коммунистическую пролетарскую диктатуру, чтобы действуя из России, вызвать во всём мире коммунистическую революцию. Если осуществить эту цель и не удалось, то сама Россия остаётся с тех пор в оковах того, что Ленин, а затем Сталин, сделали из марксизма. А после Второй Мировой Войны господство этого коммунизма распространилось почти по всей Средней Европе, захватило и Китай. Хотя идеи Маркса во многом созвучны русской душе, но, разумеется, тот марксизм-ленинизм, который господствует ныне в России, является ужасным их искажением. Причина коренится прежде всего в той материалистической картине мира, которая является базисом всего марксистского понимания общества и истории. Ибо тот человеческий идеал, который заложен в задатках русской души, может осуществиться только тогда, когда теперешнее материалистическое понимание мира, созданное и укрепившееся в странах Запада, само будет глубоко и широким фронтом преодолено мировоззрением спиритуального характера. Эти идеалы, проводимые в жизнь на базисе материализма средствами насилия, неизбежно должны претерпевать те искажения, которые имеют место в теперешнем русском коммунизме. Таким образом, можно сказать, что при захвате власти, коммунизм Западной Европы в виде своего материалистического мировоззрения явился совратителем и губителем существа русской народности. Каждый отдельный момент, характеризующий общечеловеческий идеал русского народа, является в теперешнем русском коммунизме в извращённом виде, как его противоположность. Вместо Духа Христова, просветляющего человечество так, что оно в конфигурации своей общественной жизни может стать верным отражением Божественной Троичности, наступило господство атеизма, преследование христианства, отрицание божественного в любой форме. Вместо творческого членения социальной жизни на три автономные области - строжайшая централизация в рамках тоталитарного государства. Вместо братской любви, связующей все силы социального организма - грубейшее принуждение, насилие, сталинский террор.

И всё-таки: через все эти извращения просвечивает, как через свои специфические противообразы, истинный прообраз Русского Народа. Он обнаруживается также и в том, что и теперешний русский коммунизм, не смотря на свой атеизм, вступает на арену истории со всеми характерными признаками религиозного спасительного провозвестия и на свой лад тоже проникнут мессианистическим самосознанием.

Россия, опираясь на Западно-европейское мировоззрение, которое в теперешней его форме не является инструментом пригодным для этой цели, уже приступила к осуществлению заложенных в ней идеалов преждевременно, в слишком раннюю историческую эпоху. Поэтому-то Запад и стал для неё соблазнителем. Поэтому и избавление от той участи, которой благодаря этому она подверглась, возможно лишь в длительном периоде её духовного созревания. Причём решающее значение будет иметь также и то - к о г д а и как сам Запад пробьётся к новому духовному пониманию мира и человека.



Дата публикации: 11.12.2014,   Прочитано: 2072 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.07 секунды