BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ШТАЙНЕР Рудольф

64. "Лигурианцы* — это своего рода разновидность иезуитов. Их монастырь был невдалеке от Фросдорфа. Этих монахов я встречал во время их прогулок, слышал об иезуитских стремлениях". 187(5)

_______________________________
     * Основателем конгрегации ордена лигурианцев, или редемптористов, был Альфонсо Мария Лигури(1696-1787). В 1732г. он основал " Братство святейшего Спасителя на служение беднейшим и самым покинутым душам", как союз священников-миссионеров.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

3. Пролетариат и классовое сознание

689. "Я говорю о пролетариате не просто исходя из изучения, ибо сам я вышел из пролетарской среды и сам знаю, как живeт и думает пролетариат в разных областях". 185-а(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Истинная природа пролетарского движения

701. Когда Р.Штайнеру не позволили далее преподавать в рабочей школе Либкнехта, он сказал: "Однако, если вы желаете, чтобы социализм имел какое-либо отношение к развитию, то необходимо допустить свободу обучения, свободные идеи". На это один из партийных руководителей воскликнул: "Внутри нашей партии и еe школ дело идeт не о свободе, а о разумном принуждении".
     "Не верьте, что современный пролетариат не тянется к духовной пище. Он ужасно тянется к ней, интенсивно". Но получает камень вместо хлеба. 39, с. 30-31


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

833. "Ранней весной 1914 года в одном маленьком кругу в Вене я сказал, что социальная жизнь Европы заражена раком и в ближайшее время всe может прийти к ужасному взрыву. В мае (!) того же года министр иностранных дел Германии заявил, что отношения с Англией и Россией развиваются в направлении длительного мира. Так говорил практик. Другой же, сказавший, что мы страдаем социальным раком, был мечтатель, фантаст, сумасшедший антропософ". Так судят люди в современном мире. 334(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

856. "Всe пошло бы иначе, если бы ещe в середине или даже осенью 1917 г. эта (социальная) трeхчленность, как возвещение импульса Средней Европы, была противопоставлена Германией или Австрией американской точке зрения, 14 пунктам Вудро Вильсона. Тогда это стало бы исторической необходимостью. Я тогда говорил Кюльману : вы должны сделать выбор: либо взяться за ум и вслушаться в заявляющее о себе в развитии человечества как то, что с необходимостью должно произойти... либо вы пойдeте навстречу революциям и катаклизмам. Но за ум не взялись и получили мир в Брест-Литовске, т.наз. Брест-Литовский мир. Только подумайте, что бы было — это можно сказать без всякого хвастовства, — если бы навстречу 14 пунктам в громе пушек прозвучал голос духа. Вся Восточная Европа поняла бы — это знает всякий, кому знакомы силы Восточной Европы, — что царизм должен быть заменен трeхчленным социальным организмом. Тогда пришло бы состояние, которое должно было прийти". 192(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

873. Р.Штайнер о своeм преподавании в рабочей школе: "На моих занятиях присутствовали сотни рабочих, но среди них были четыре их вождя, сами по себе второстепенные, но посланные в школу первостепенными вождями. Эти последние нашли невозможным моe присутствие в рабочем движении. Я говорил им: вы хотите заниматься здесь чем-то таким, что годилось бы для будущего, и при этом вы не понимаете простейшего — свободы преподавания. Тогда взял слово один из вождей и сказал: свобода преподавания? Нет, мы знаем только разумное принуждение! И несмотря на то, что общее настроение было не в пользу четырeх вождей, моя деятельность, естественно, оказалась совершенно невозможной" 334(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1005. "Однажды мне прислали некий лексикон (каталог). ... В нeм были перечислены писатели, которые в какой-то степени являются носителями иудаизма, действуют в смысле развития в мире иудаизма, иудейства. Среди этих писателей приведeн и я, причeм на том основании, что я, якобы, имею много сходства — по мнению составителя лексикона — с Игнатием Лойолой, который именно в силу своего иудаизма основал иезуитизм. ... Среди приведeнных там людей, покровительствующих иудаизму, находится и Герман Бар, который является верхнеавстрийцем до мозга костей. Когда мне однажды был сделан подобный упрeк — а он не нов, — что я еврей, — то я предложил перефотографировать моe свидетельство о крещении. То же самое должен был сделать и Герман Бар. ... И ему историк литературы ответил: н-да, но, может быть, ваш дед был еврей... Не помогла там и вся родословная Бара. ... Историк сказал: Если Герман Бар предоставит мне свидетельство о рождении 12 своих поколений, откуда будет следовать, что в нeм нет ни единой капли иудейской крови ни с какой стороны, тогда я буду вынужден поверить в реинкарнацию". 177(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1006. Один профессор сказал Р.Штайнеру в Веймаре: "Ах, в сравнении с тем, что вы написали о Гeте, всe, что мы в какой-либо связи могли сказать о нем, бледнеет как незначительное". В дальнейшем этот профессор был подписчиком издававшегося Р.Штайнером "Литературного журнала". Но когда Штайнер высказался на страницах этого журнала в поддержку речи Эмиля Золя на процессе Дрейфуса, то получил от профессора открытку, где было написано: "Сим навсегда отказываюсь от подписки на "Литературный журнал", ибо не желаю терпеть в моей библиотеке орган, выступающий за предателя родины, еврейского наeмника Эмиля Золя". 39 с.20


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1007. В письме к Паулине Шпехт от З.VIII.1892 г. Р.Штайнер пишет о нападках на него в литературе. В одной написанной специально о нeм брошюре автор пишет: "г-н Штайнер не знает азбуки мировой истории", — и далее со всей серьeзностью спрашивает, а не является ли Р.Штайнер приверженцем ортодоксального иудаизма?" Социал-демократы же пишут: "г-н Штайнер проповедует лишь общую мораль, а именно классовую мораль большого капитализма...", о безграничных разбойничьих инстинктах которого "он, естественно, не знает". 39 с.125-126


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     231
. "Я два раза пытался делать общие выводы. В первый раз я хотел показать в своей "Философии Свободы", что из этой видимости, которая существует только в мышлении, может родиться освобождаю­щий импульс, если только человек будет ее рассматривать такой, какова она есть. В самом деле, если субъективный опыт — только видимость, то мы никогда не сможет стать свободными. Принуждать может только реальность, а не видимость.
     Вторая попытка имела место на философском конгрессе в Болонье. Я делал там психологический ана­лиз вещи в себе, чтобы показать, что ощущения и мысли являются тоже объектом внешнего опыта и что мышление, приложенное к современным взглядам, может очень хорошо это констатировать".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     271
. "Один род публики нашел доступ к "Философии Свободы": до некоторой степени обнаружилось свое­го рода согласие с "Философией Свободы" в тех кругах, которые лучше всего могут быть представлены американцем Веньямином Токером* и шотландским немцем Джоном Генрихом Макаем**. В условиях нарастаю­щего филистерства этот факт не представляет собой особенно хорошей верительной грамоты, ибо эти люди принадлежали к радикальнейшим представителям на свободной духовности воздвигаемого социального поряд­ка. И, став протеже этих людей, я достиг того, что не только "Философия Свободы", но и другие мои по­зднейшие труды не пропускались, напр., цензурой в России. ... Движение же, связанное с Токером и Мака­ем, мало-помалу, я бы сказал, занеслось песком восходящего филистерства современности". 185 (6)

________________________________________
* С 1881 г. издавал в Америке журнал в духе индивидуального анархизма.
** (1864-1933). В 1891 г. вышел его роман "Анархисты", написанный в духе индивидуального анархизма.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     273
. Многие являются врагами Антропософии лишь потому, что следуют за другими. Но чего хотят ее со­знательные враги? "Если мне говорить о себе, то они хотят, чтобы я так много занимался защитой от вра­гов, что больше не мог бы проводить антропософских исследований? Ибо для этого нужен определенный по­кой, внутренняя деятельность души, не отвлекающейся на защиту от глупой по большей части враждебности. На почве одной только теологии пишется сколько враждебного, что это вряд ли можно хотя бы прочитать.
     Особенно врагам хотелось бы затевать с нами процессы, ибо они знают: к этому нужно приложиться всем строем души, перенести в эту область все настроение, что разрушит антропософскую деятельность. "Да, враги знают, чего хотят, они хорошо организованы". 257 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     275
. "До 1914 г. враги Антропософии не имели аудитории, хотя и публиковали кое-что малоквалифици­рованное, вроде сочинений Макса Зайлинга (он вышел из Антропософского Общества, когда ему отказали в опубликовании его книги в философско-антропософском издательстве). Возведение Гетеанума сделало возможным для врагов выступить и найти аудиторию. Мы должны предвидеть, что выступление Антропософии с большой открытостью приводит враждебные силы к активизации. В каждой ситуации эти силы хорошо зна­ют, что они делают. Они не страшатся никакой лжи и знают, как сделать ложь особенно действенной. И если кто-то скажет, что их поделки слишком грубо сколочены и потому в них никто не поверит, тот лишь покажет этим, что он спит в современной европейской цивилизации. Приведу вам одно из новых свиде­тельств, чтобы, так сказать, удержать вас "при дневном свете". На английском языке появилась брошюра "Тайная машинерия революции" (Лондон, 1923; подписана инициалами Г.Г.), на стр.13 там сказано следую­щее: "В этой точке моего изложения я должен вкратце рассказать о существовании отростка Теософского Общества, известного как Антропософское Общество. Оно образовалось в результате раскола в рядах теософистов, возникшего благодаря одному человеку иудейского происхождения, связанного с современной ве­твью карбонариев. С ее помощью и в союзе с другими теософистами он выдвинул на сцену некие особые ко­ммерческие мероприятия не без связи с коммунистической пропагандой, что почти буквально напоминает то, что организовал граф Сен-Жермен через свои красильни и через другие коммерческие мероприятия для подобной же цели. Эти удивительно деловые группы связаны с ирландско-республиканским движением, с не­мецкими группами, о которых уже говорилось (говорилось об организации "Консул"), и с другой таинстве­нной группой, известной как "Клартэ", которая основана еврейскими интеллектуалами во Франции года че­тыре тому назад и имеет среди своих членов много известных политиков, ученых, профессоров, писателей во Франции, Германии и Англии. Это тайное общество. Но представление о его действительных намерениях можно получить из того факта, что они покровительствуют "Лиге старых борцов", цель которой — подрыв дисциплины в армиях союзных держав. Хотя по названию это общество правого направления, оно стоит в прямой связи с членами советского правительства в России. В Британии они тесно связаны с некоторыми членами общества Фабиана и с Союзом демократического контроля, который ставит себе задачу бороться с тайной дипломатией". 258 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     276
. "В то время, когда в Теософском обществе хотели кое-кем назвать Алциона, было и мне пред­ложено название, и прими я предложенное мне тогда — все, что пульсирует через наше Движение, было бы этим "красиво" из мира удалено. А предложено мне было стать перевоплощением Иоанна Крестителя! С оп­ределенной стороны была поставлена задача возвестить: Алцион есть то-то (второе пришествие Христа), а он — перевоплощение Иоанна. Конечно, все движение этим удалось бы свернуть". Теософское общество де­лало все дилетантски, но другие это делают умнее. 171(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     285
. "Патер Килли (в Арлесхайме) сказал, что в мире есть три плохие вещи: одна — это иудаизм, вторая — масонство, но хуже наихудшего, хуже всякого большевизма является то, чему учат здесь, в Дорнахе". В то же самое время в Америке пишут, что Штайнер хочет построить церковь по римско-католичес­кому образцу, что его книги по оккультизму поверхностны и имеют целью замаскировать "волка иезуитиз­ма", что "ряд его учеников были интернированы в Америке как немецкие шпионы". 199 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     287б
. В тайных обществах имеется намерение не столько отталкивать, сколько присваивать духовно-научные истины. Им хотелось бы, — говорит Рудольф Штайнер, — чтобы я лишь популяризировал Духовную науку, а сам держался бы в тени. После моей смерти они бы взяли все на себя и тем сильно укрепили бы свою власть. 266-3, с. 362


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     402
. "Антропософское Общество должно стать объединением людей, которые на основе истинного познания духовного мира хотят взлелеять душевную жизнь в отдельном человеке и в человеческом обществе".
     "Лелеемая в Гетеануме Антропософия ведет к таким результатам, которые каждому человеку, вне зави­симости от национальности, социального положения и религии, могут служить побуждением к духовной жиз­ни. Они могут вести к действительно построенной на братской любви социальной жизни".
     "Антропософское Общество является не тайным, а совершенно открытым". Его членом может стать любой, кто считает оправданным существование такого учреждения, как Свободная Высшая Школа Духовной науки в Гетеануме в Дорнахе. "Общество отклоняет любые сектантские стремления. Политику оно рассматривает как лежащую вне круга его задач". Центр А.О. — Свободная Высшая Школа. В нее могут быть приняты только члены Общества. "Учреждение Свободной Высшей Школы Духовной науки входит прежде всего в обязанности Рудольфа Штайнера, который может быть назван ее сотрудником и ее возможным преемником".
     "Цель А.О. состоит в способствовании исследованию духовной сферы, при этом Свободная Высшая Школа Духовной науки сама является этим исследованием. Догматика в любой области должна быть исключена в А.О.". Члены Общества могут повсюду сходиться в малые или большие группы в зависимости от места жите­льства или общности интересов. Правление А.О. имеет свое место пребывания в Дорнахе и оттуда извещает группы или отдельных членов о том, что оно рассматривает как текущие задачи Общества. Оно вступает в связь с представителями, названными или избранными в отдельных группах. В А.О. можно вступить как в группах, так и непосредственно в Дорнахе. "Каждая рабочая группа имеет свои собственные статуты; но они не должны противоречить статутам А.О.". Печатный орган Общества — еженедельник "Гетеанум" 37 с.30-33


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     449
. Из письма Р.Штайнера к Анне Минцловой в Россию. Берлин, 23.Ш.1908 г. Первая половина письма посвящена описанию эзотерических упражнений, которые Р.Штайнер дает Минцловой, затем он продолжает: "Теперь несколько соображений по поводу основания русской секции (Теософского общества). Для того великого духовного дела, которое одно лишь может быть целительным и важным, мало что может быть сделано с помощью основания такой секции. Уже в Германии эта секция во многих от­ношениях стала тормозом; и все же лучше пусть она существует, и не следует оставлять ее без внимания.
     Мы должны иметь здесь секцию. У вас же такая секция оказалась бы менее полезной, чем у нас. В вашей земле, т.е. в народе, содержится большое теософское сокровище, которое, соединяясь с тем, что Вы познали здесь (в Европе) как истинную теософию и как истинное, дарующее жизнь, гарантирующее буду­щее Христианство, должно прийти к высочайшему духовному цветению именно на Востоке Европы. В теософс­кой духовной жизни Запада существует наука, которая имеет духовное отношение к будущему лишь благода­ря ценности ее основательной мыслительной техники. Эта мыслительная техника бу­дет привита духовной жизни всех будущих времен. На Востоке же вы имеете народно-душевное содержание, которому надлежит войти в эволюцию для блага всего человечества. Это народно-душевное содержание яв­ляется тем источником, благодаря которому многое, что как большие истины звучит с Востока, облекает­ся в несколько изречений, а на Западе их не исчерпать в целых книгах. Страдания в вашей земле — это предродовые муки народно-душевного содержания. Познающему же истинные отношения это народно-душевное содержание является подобно волшебному дыханию. Здесь должна совершаться большая духовная работа. Из­ложенное Каменской в ее докладе на Конгрессе с этим духовным явлением не имеет ничего общего, ибо представляет собой лишь теоретические рефлексы Запада; народно-душевное лежит намного глубже. Много из ядра этой народной Души выступило в Толстом; но все же это нуждается в соединении с истинной тео­софией, если из этого ядра надлежит вырасти чему-либо истинному. В сравнении со всем этим, что, как я знаю, дорогая г-жа Минцлова, отпечаталось также и в Ваших целях, в сравнении со всем этим основание секции есть всего лишь детская работа пигмеев, невинная игра нескольких теоретизирующих человек, внутренне фанатизированных единственно и формой теософии, которую они познали. В отношении их лучше всего поступить следующим образом: пусть они вволю занимаются основанием секции; надлежит твердо сказать себе: пускай делают все, что им хочется. Дело основания секции если и мог­ло бы пригодиться, то лишь в зависимости от того, какое содержание влили бы в ее сосуд. По изложенной причине было бы не совсем хорошо, если бы прямо сейчас я стал читать там лекции. Пусть сначала оснуют секцию. Мы же, как с секцией, так и без нее, ни на шаг не отклонимся от того пути, по которому мы движемся. Этому серьезному пути секция не нужна, но и особого вреда она ему нанести не может. Кажется, наилучшим было бы следующее: мы еще некоторое время подождем с моими лекциями, не особенно много; дадим основанию секции идти своим путем. Вашу же индивидуальную работу, дорогая г-жа Минцлова, вы продолжайте так, как Вы ее исполняли до сих пор. Лучше всего, если Вы эту полную значения работу бу­дете совершать позитивно, а секции дадите спокойно возникнуть. Должны ли при этом Вы и те немногие (из русских), которые являются членами немецкой секции, вступить в русскую? — Нет нужды решать это теперь. Это может произойти тогда, когда русская секция будет уже основана, если такое вообще случится.
     Это письмо я пишу только Вам, и прошу Вас его содержание не сообщать никому из теософов, за одним-единственным исключением, если Вы найдете к тому повод: Вы можете сказать о нем г-же Ольге фон Сиверс (сестре Марии Яковлевны). Но и она должна все это дело рассматривать лишь как направляющую нить... ". 264 с.119-121


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     450
. Из письма к А.Р. Минцловой в Россию, 16.ХI.1908 г.:
     "Бдящие над спиритуальным движением Силы указывают на другое время (для поездки Р.Штайнера в Россию), чем то, когда у Вас должна начать осуществляться теософская миссия". 264 с.125


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     465
. "Обязательства ученика Эзотерической Школы Теософии (нач. XX века).
     Я даю ручательство, что буду стремиться делать теософию во мне живой силой и укреплять теософское движение в мире.
     Я даю ручательство неустанно сохранять строгость по отношению к моей низшей природе, не позволять себе ложных и неправильных высказываний и по-доброму обращаться со слабостями других.
     Я даю ручательство делать все, что в моих силах, дабы путем изучения и другими способами двигать себя вперед и учить других.
     В том я даю слово моей чести, призывая в свидетели мое высшее Я".
     Первые данные Р. Штайнером в I904 г. правила для ученика Эзотерической Школы Теософии (сокр. перев.)
     1) Каждое утро сразу после пробуждения ... совершать медитацию. Медитация дается Арх-Варденом (руководителем).
     2) Вечером перед сном размышлять над изречением, данным Арх-Варденом; затем короткий просмотр дня в обратном порядке.
     3) Четверть часа (или полчаса) каждый день посвящать чтению книги, указанной руководителем Школы.
     4) Каждые 14 дней вкратце сообщать Арх-Вардену о выполнении упражнений или объяснять причину их не­выполнения.
     5) Вести дневник и в нем отмечать ежедневно проделываемые упражнения.
     6) Исключить употребление алкоголя, ибо он оказывает вредное действие на мозг и на те органы, которые ведут к спиритуальному познанию. Исключение составляют лишь медицинские цели.
     7) Употребление мяса не запрещается, но следует знать, что оно затрудняет борьбу с низшей природой человека. Все перемены в диете делать с максимальным вниманием.
     Обещание
    
Я даю слово чести, что со всем вниманием прочел правила Ордена* и буду стараться точно следовать им; я также обещаю никому из тех, кто не принадлежит к Школе, не показывать каких-либо бумаг или книг. полученных мною и имеющих подпись: "доверительно выдано Главой Э.Ш.Т.".
     Возраст:
     Религия:
     Имя:
     Адрес: " с.138-140.
     Из правил Э.Ш.Т.: "Каждый ученик должен в определенно установленное (им самим) время, сообразуясь со своим здоровьем и семейными обязательствами, вставать и после умывания, но прежде, чем он что-либо успеет съесть, исполнять медитацию". с. 142
     Когда Е.П.Блаватская писала свою "Тайную Доктрину", то под влиянием западных оккультных братств, всячески противившихся тому, что несла с собой Блаватская, книга получила "восточное одеяние". Они помешали Блаватской вести свою работу в смысле христианской эзотерики. "Здесь, на Западе, находятся на­роды, которым надлежит образовать зародыш будущих рас. Такой, фактически, ответ должен быть дан на все то, что как голоса Майстеров с Востока некоторое время тому назад стало известно на Западе. Наши западные Майстеры также говорили, хотя и с меньшим шумом. И то, что они говорили, мы хотим это впи­сать глубоко в наши сердца. Они призвали нас к сотрудничеству в работе ради будущего развития челове­чества и к стойкости и выдержке во всех битвах, которые нам еще предстоят, к твердости в удержании живой святой традиции, которой мы владеем.
     Этот призыв должен постоянно звучать в нашей душе. Но не следует думать, что существует какая-либо дисгармония между Майстерами с Востока и Майстерами с Запада. Майстеры всегда живут в гармонии. Но тем не менее в последнее время произошли решающие (коренные) изменения в отношении эзотерических Школ Востока и Запада. До самого последнего времени (обе) Школы объединялись в большой круг под об­щим водительством Майстера. Но теперь западная Школа сделана самостоятельной..." (из лекции от 1.VI.1907 г.) с.328-329
     "Следовать путем восточного эзотерического обучения для Запада означает идти к закату".
     "Отмирающие расы на Востоке еще нуждаются в восточном обучении. Западная (эзотерическая) Школа предназначена для будущих рас".
     Эзотерические Школы Востока и Запада стоят в равновесии одна возле другой. "Каждая имеет двух Майстеров: Махатма м(ория) и Махатма К(утхуми); Майстер Иисус из Назарета и Майстер Христиан Розенкрейц**. 264 с. 332-333

___________________________
*Школа состояла из "Ордена испытаний" и ряда последующих ступеней.
** В течение дальнейшей жизни Р.Штайнера в водительстве западной эзотерической Школой произошли еще некоторые изменения, обусловленные развитием Антропософии и продвижением самого Р.Штайнера по ступе­ням посвящения. Уже в конце жизни им было сказано, что у врат нового Посвящения стоят Христиан Розенкрейц и Рудольф Штайнер. (Прим.перев.)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     499а
. "В антропософском Движении мы нуждаемся в людях, которые то, чего они хотят, способны также и осуществить... преуспевание нашего АО зависит от тех, кто может осуществлять желаемое". с. 223
     "Первопричина заболевания мисс Марион (от которого она умерла в 1924 году) возникла в ту ночь, когда горел Гетеанум. ... Это кармические взамосвязи". с. 225
     Управление антропософским Движением (которое Рудольф Штайнер взял на себя после Рождественского Собрания) означает, что "все, происходящее в связи со мною, я сам должен быть в состоянии внести в духовный мир". На мне лежит "ответственность за исполнение не только того, что происходит здесь, на физическом плане, но и за то, что восходит в духовные миры". Также и вы "перед духовным миром ответственны за антропософское Движение. ...
     Большие трудности вырастают на пути у того, кто перед духовным миром взял на себя ответственность за какое-либо дело... и примешал к нему что-то из личных претензий (амбиций, личных намерений, личностных качеств)! Следствием этого будет жуткий ответный удар, приходящий со стороны духовного мира... (независимо от того, признает человек присутствие личностных амбиций в том, что он делает, или нет)". с. 226, 227

     Из писем к Эдит Марион
     (01.08.1923): "... в Обществе дела идут просто ужасно. Изо всех углов вылазит невозможное".
     (07.08. 1923, из Англии): "На лекции приходит крайне мало мужчин, в основном женщины. Такое впечатление, что мужчины отошли от цивилизации". с. 131
     "Духовная атмосфера здесь (Пенмэнмавр, Англия) такова, что с помощью мышления имагинации легко врисовались в эфир, словно рисуешь их карандашом по воздуху". с. 148
     (30.09.1923): "Все идет хорошо за одним очень важным исключением — наши венские члены тоже спят. с. 163
     "... нужны способные люди, которые были бы осмотрительны и действительно бы чувствовали, что общие дела являются их собственными". Но таких очень мало. с. 72
     "... также и штутгартские господа теряют всякую связь с антропософским движением. Они сидят на своих стульях, играют в правление, а люди не хотят ничего знать о них".
     "Я позвонил Ули, чтобы он прочитал доклад молодежи, а те сказали, что не хотят его слушать. Работы много, а помогать некому. Учителя старших классов потеряли всякий контакт с учениками. ... Люди любят рутину, хотят действовать по старинке; они желают быть тяжелой массой, а не воспламеняющим элементом. По сути они все-таки инертны". с. 102, 103
     (30.01.1923): "Все идет с большим трудом, люди не хотят, люди не хотят сопутствовать делу".
     (06.02.1923): "Люди не движутся вперед".
     Из Штутгарта (27.02.1923): "Здесь невозможно понять, куда идет дело".
     (25.03.1923): "Обществу (в Штутгарте) я хотел бы лишь сказать, что более всего мне хотелось бы не иметь с ним больше никакого дела. Все, что делает его правление, мне противно".
     (11.05.1923): АО продолжает здесь спать; его даже не пытаются разбудить". с. 115-117, 121, 126
     (28.04.1923): "Теперь я в Праге. Вчера был открытый доклад в "Урании". Все идет очень хорошо. Люди были настолько заинтересованы, что мне пришлось после одного прочесть еще небольшой доклад о Вальдорфской школе". 263/1, с. 120


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

7. Рождественское Собрание

     500. "Прежде всего, каждый, принявший участие в этом Собрании (Рождественском), был как бы возвышен над самим собой, в своем внутреннем пронизан теплом и одновременно потрясен. ...Исход его показал, что это означало для д-ра Штайнера — взять на себя нашу карму.
     В этом заложена глубокая эзотерика, которая связана со всяким жертвенным деянием".
     Мария Штайнер. Из предисловия к тому ИПН 260, стр.14


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     643а
. "И вот я достиг сорокового года моей жизни. До его достижения никто — в смысле майстеров — не смеет выступать открыто как учитель оккультизма; повсюду, где подобное случается раньше, проявляются заблуждения". Д. 13, с. 6


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     725
. "Многое могут видеть примитивные ясновидящие, но они при этом забывают логику. И тогда, если хотят сверхчувственные истины сообщить кому-либо другому, то замечают изменение памяти в отношении этих сверхчувственных истин. Тогда видят, какое участие принимает наше физ.тело в осуществлении па­мяти, а не в мышлении ... что разыгрывается в сверхчувственном.
     И, беря кое-что из личного, я бы мог сказать: когда я сам читаю лекции, то делаю это иначе, чем это происходит обычно. Обычно лекции читают по памяти; что-то когда-то изучили и помнят, и это раз­вивают по памяти. Тот же, кто развивает действительно сверхчувственные истины, должен их рождать постоянно в тот момент, когда он их развивает. Когда я иную лекцию читаю 30, 40, 50 раз, то для ме­ня это не одна и та же лекция". 214(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     996
. "Представьте себе однажды гипотетически, что вы можете думать так, что ваши мысли представ­ляют собой лишь внутренний мыслительный поток. Когда в моей "Философии свободы" я заговорил о чистом мышлении, то это понятие для культурных отношений того времени было неприемлемым. Эдуард фон Гартман сказал мне однажды": "Такого вовсе не существует, можно мыслить, лишь идя рука об руку с внешним со­зерцанием!". На это я только мог ему ответить: "Нужно попробовать, тогда окажется, что этому можно научиться и в конце концов действительно мочь". — Представьте себе однажды, что вы способны иметь мысли в чистом мыслительном течении. Тогда для вас наступит момент, где вы мышление доведете до оп­ределенной точки, после которой его больше незачем будет называть мышлением. В один миг оно станет чем-то другим. Именно это, по праву названное "чистым", мышление станет чистой волей; оно насквозь станет волей. Если вы в душевном уйдете так далеко, что освободите мышление от внешнего созерцания, то в тот же миг оно станет чистой волей. Вы тогда парите, если можно так выразиться, со своим душев­ным в чистом течении мыслей. Это чистое течение мыслей есть течение воли. Чистое мышление и даже на­пряжение для его осуществления оказывается не только мыслительным упражнением, но и волевым упражне­нием, а именно таким, которое захватывает всего человека вплоть до его центра. Ибо вы можете сделать примечательное наблюдение: лишь теперь вы впервые можете говорить о том, что мышление, каким его имеет человек в обычной жизни, является головной деятельностью. Ранее вы не имели никакого права го­ворить о том, что мышление является головной деятельностью, ибо вы об этом знали лишь внешне, из фи­зиологии, анатомии и т.д. Но теперь вы чувствуете внутренне, что вы больше не думаете так высоко вверху, но что вы начинаете думать грудью. Вы сплетаете фактически свое мышление с процессом дыхания. Вы возбуждаете этим то, к чему искусственно стремятся в упражнениях йоги. Вы замечаете, что по мере того, как мышление все более становится волевой деятельностью, оно сначала упраздняет человеческую грудь, а потом все человеческое тело. Это получается так, как если бы последняя клетка на пальце ва­шей ноги производила это мышление. И если вы с внутренним участием будете изучать, скажем, то, что столь несовершенным выступило в мир — я не хочу защищать мою "Философию свободы", — если вы чему-то подобному дадите воздействовать на себя и почувствуете, каково это чистое мышление, то вы почувству­ете, что в вас рождается новый внутренний человек, который из духа может приводить волю в движение.
     Откуда человек знает, что у него есть воля? У него ведь ее нет! Ибо он отдан инстинктам, которые связаны с его органическим развитием. Ему часто снится, что он совершает то либо это из душевных по­буждений. Он делает это потому, что его желудку от того хорошо или плохо. Но теперь вы узнаёте, что физический организм вы пронизали тем, что его наполняет как сознание. Для этого нет нужды ни в каком ясновидении. Единственно, необходимо дать воздействовать на себя с внутренним участием "Философии свободы". Ибо эта "Философия свободы" не читается так, как остальные книги. Она читается так, чтобы у человека возникало чувство: она представляет собой организм, один член в ней развивается из другого, и человек в ней приходит к чему-то живому. Но когда с людьми случается что-то подобное, то они покры­ваются гусиной кожей, они чувствуют: в меня входит нечто такое, чего я не хочу; я становлюсь несво­бодным!". Но это подобно тому, как если бы человек, не научившийся в 2-3 года говорить на другом язы­ке, счел бы себя несвободным. Чтение книг должно приводить к переживанию воли, пробуждающейся из ду­ха. "В этом смысле моя книга должна стать воспитательным средством. Она хочет не просто дать содержа­ние, но она хочет говорить совершенно определенным образом, чтобы действовать как воспитательное средство. Поэтому в моей "Философии свободы" вы найдете обсуждение, касающееся искусства выработки понятий, т.е. описание того, что происходит в человеческой душе, когда со своими понятиями человек не просто придерживается внешних впечатлений, но может жить в свободном течении мыслей". А такая по­знавательная деятельность идентична с художественной деятельностью. "Как только чистое мышление на­чинают переживать как волю, тут же оказываются в состоянии художественной деятельности". Эф.тело не­льзя увидеть внешне, его можно пережить внутренне, но для этого необходимо развить некий род художе­ственной деятельности. "Поэтому настроение в "Философии свободы" — многие этого совсем не замечают — таково, что повсюду в ней бьется жизнь художественного элемента. Многие не замечают этого потому, что художественное ищут в тривиальном, в природном, а не в свободной деятельности". 217 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1055а
. "Одна из тех индивидуальностей, которых мы называем Мастерами мудрости и созвучия ощущений, знакомая мне, сказала: я беру "Отче наш" как медитацию один раз в месяц; в остальное время я пытаюсь сделать себя зрелым и достойным углубиться хотя бы в одно предложение этой удивительной медитации". 266-2, с. 26


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     454. Из письма Вильгельму Шляйдену от 16.IХ.1902 г: "Зимой я надеюсь в Теософской библиотеке дер­жать курс лекций: "Элементарная теософия". Кроме того, я буду где-нибудь держать продолжительный курс на тему: "Антропософия, или связь морали, религии и науки". В обществе (Дж.) Бруно я, во всяком случае, надеюсь прочесть доклад "О монизме Бруно и Антропософии"." 39 с. 297


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     455
. "Самим характером кармической связи в мировых взаимоотношениях Англии с Индией была создана возможность фальсификации тех возвышенных сил, которые стоят за возникновением теософского движения. Ибо это обычное явление в оккультизме: силы, стремящиеся к осуществлению их частных интересов, при­нимают облик тех, которые дали основной, первичный импульс. ... Начиная с определенного момента су­ществования теософского движения стала прекращаться возможность спокойно принимать все то, что было заложено в этом движении, карма распорядилась так, что эта возможность стала сходить на нет. И по­этому когда к нам был направлен призыв соединиться с этим теософским движением, то ничего другого не могло быть сделано, кроме попытки вернуться к первоисточникам, тем источникам, которые в противопо­ложность социально-частным мы можем назвать общечеловеческими. ... Рассмотрите нашу Духовную науку, и кроме лишь того, что надо же писать на каком-то языке, вы не найдете в ней ничего немецкого, ниче­го такого, что как-то было бы связано с традициями Средней Европы. ... Это и было основным заданием Средней Европы: освободить духовное стремление от специфических свойств, которые оно получило на европейском Западе". 158 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     457
. "Я никогда не искал какого-либо контакта с Теософским Обществом; как бы это ни звучало, я должен сказать, что это оно искало контакта со мной". Они заметили мою книгу "Мистика" и заявили, что в ней правильно изложено то, что им надлежит проработать (Б.Китли, Дж.Лейд). "К тому времени я вообще еще не прочел ни одной книги Теософского Общества, а позже читал их — всегда с маленьким ужасом — более или менее... по долгу службы". 185 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     459
. Это был лишь жест, когда я согласился стать генеральным секретарем немецкой секции Теософс­кого Общества. В том положении я читал цикл лекций*, на котором присутствовало лишь 2-3 теософа, а в остальном там были те же люди, которые слушали цикл лекций "От Будды ко Христу", называвшие себя "грядущие".** "И те имена сохранились. Это связано с определенными законами. "Антропософия" осталась от Роберта Циммермана.*** "Грядущие" потом снова выступили как "Грядущий день" (издательство). Эти имена остались, старые имена". 258 (2)

____________________________________________
* "От Заратустры до Ницше"; цикл читался с октября 1902 г. до апреля 1903 г. На 3-й лекции присутст­вовала А.Безант, но она ушла, не дослушав, когда Рудольф Штайнер заговорил об истории а н т р о п о с о ф с к о г о движения.
** Поэт Людвиг Якубовский основал в Берлине это общество из литераторов, художников, ученых.
*** Роберт Циммерман. "Очерке Антропософии. — Набросок системы идеального мировоззрения на реалис­тической основе". Вена, 1882 г.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     459а
. "... Теософское общество, где мы по совету Майстера еще должны оставаться..." (сентябрь 1912г.). 266-2, с. 415


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     462
. "В первые годы в Берлине мне однажды пришлось делать доклад среди стаканов пива: ибо это был шинок, с дверью, выходившей прямо на улицу. А когда стало невозможно воспользоваться и им, то нам указали место, представлявшее собой род хлева". Однако туда собирались люди, несшие в себе импульс духовного познания. И наше Движение с самого начала носило всеобщечеловеческий характер. Возникало же оно из работы совсем маленьких кружочков. 258 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

X. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА*

     1178
. К середине XIX в. человечество особенно глубоко низошло в материалистическое воззрение. Это вызвало большую тревогу в среде оккультистов, серьезно и искренне заинтересованных в развитии чело­вечества. Возник вопрос: а не следует ли, в противовес успехам материализма, раскрыть людям кое-что из сокровенных знаний о духовном мире?
     Часть тех оккультистов, которых называли эзотериками, возражала, что на это откликнутся лишь наиболее легковерные, а серьезные ученые останутся при своих материалистических взглядах; что прежде, чем да­вать такие знания, придется проводить большую подготовительную работу, на которую мало кто согласит­ся. И эти возражения, несомненно, были основательны. Другая часть оккультистов — экзотериков, кото­рые, однако, были не меньшими эзотериками, чем первые, — настаивала на том, чтобы знания о духовном ми­ре все же сообщались людям и совершенно открытым образом. Между обеими группами в конце концов был заключен компромисс, который сводился к тому, что о духовном мире они будут говорить людям через ме­диумов. Так был открыт путь спиритизму. Полагали, что медиумы смогут способствовать открытию тайны элементарных законов природы. Но это было большим заблуждением. Поскольку Я и астр.тело медиума подавляются гипнотизером, или инспиратором, то он не может здоровым образом войти в царство умерших. Поэтому через медиумов стало выступать чисто люциферическое учение, связанное с одними только ари­маническими наблюдениями; и от спиритизма пришлось отказаться. В то же время сообщения Духовной нау­ки находятся в связи с намерениями и надеждами т.наз. экзотериков середины XIX в. При этом Духовная наука дает способ правильного общения с умершими. (Лекция 1).
     В духе заключенного между экзотериками и эзотериками компромисса действовали и ведущие личности Теософского Общества, т.е. они получали свои знания о сверхчувственном через медиумов.
     Когда д-р Рудольф Штайнер опубликовал свои исследования об Атлантиде в журнале "Люцифер-гнозис" .(см. ИПН 11), то одной влиятельной личностью из Теософского Общества ему был поставлен вопрос: ка­ким способом он приобрел это знание. Это было в 1904 г. И та личность совершенно не поняла д-ра Штайнера, когда он ответил, что свои знания он получает в результате индивидуальных духовных исследований, считаясь при этом в полной мере с методами естественнонаучных исследований. Та личность не могла понять, как мог сам исследователь быть одновременно и тем, кто проникает в духовный мир. Так в мире наступила новая эпоха духовнонаучных исследований, начало которым было по­ложено д-ром Рудольфом Штайнером. Однако те из прежних эзотериков, которые, так сказать, стояли осо­бенно далеко слева, не пожелали отказаться от спиритизма и в этом своем намерении возобладали над мнением экзотериков. Они стали внушать медиумам также и свои идеи и намерения, и те сообщали их на спиритических сеансах как исходящие из духовного мира.
     Когда среди оккультистов выступила Е.П.Блаватская, то те из них, которые из совершенно честных намерений пошли на вышеуказанный компромисс, попытались воспользоваться ее способностями для дока­зательства существования духовного мира. Сама же Блаватская была не просто пассивным медиумом, а об­ладала колоссальной силой воспоминания о том, что она возвещала из духовных миров. Поэтому ее рас­сматривали как особенно значительную индивидуальность, появившуюся в столь критический момент разви­тия. Оккультисты же, стоявшие далеко "слева", попытались использовать ее в достижении своих специа­льных, не общечеловеческих целей. 254 (2)

________________________________________
* Содержание этой главы в основном представляет собой краткое изложение автобиографии Рудольфа Штайнера, опубликованной им под названием "Мой жизненный путь". Жизнь Рудольфа Штайнера — это жизнь ве­личайшего посвященного нового времени. Через все, что он дал как учение о новом пути посвящения, он прошел сам. Его жизнь есть совершенная реализация этого пути, и потому она — составная часть антро­пософской науки посвящения. Для углубляющегося в эту науку все этапы жизненного пути Рудольфа Штай­нера приобретают совсем особое значение по сравнению с жизнью просто выдающихся людей культуры. Нуж­но только суметь в нее вникнуть и понять ее глубинный смысл.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1179
. "... я происхожу из Нижней Австрии ... из очень старой немецкой фамилии. Я только родился в Венгрии, т.к. мой отец был служащим на австрийской южной ж.д. линии... где я случайно родился и жил первые полтора года". 176 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1220
. Из предисловия М.Я.Штайнер к изданию в 1947 г. лекции Р.Штайнера, прочитанной им 15.12. 1911 года: "Рудольф Штайнер старался привести нас к свободе не только на путях философии и науки, но также через воспитание внутри эзотерической жизни, которая прежде находилась в зависимости от Учителей, а ныне, претерпев определенные изменения, зависит от импульсов свободы и ответственности перед духом. Такое самостоятельно избранное испытание всегда вызывает ускорение кармы..." (В лек­ции речь идет об эзотерическом учреждении "Общества для культивирования теософского искусства".)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru