·Главная·Содержание GA·Русский архив GA·Каталог авторов·
Glossary compiler
А В Г Д Е Ж Л С
СА

САМОДУХ или МАНАС


    "В 6-й эпохе мы скажем о своем Самодухе: я имею часть в том Существе, которое ведет меня и управляет мною, которое стало моим руководителем по милости высших Существ".
     "Когда в следующей, 6-й послеатлантической культурной эпохе придет к своему выражению Самодух, то мы не сможем считать его нашим Я, но мы скажем: да, наше Я развилось до определенной ступени, так что в него может светить из высших миров наш Самодух в виде ангельского существа, которое будет пользоваться, обладать нашим Я, но это не будем мы сами ... и только на (будущем) Юпитере Самодух в нашем существе станет нашим Я". GA 130 (13)

     "Что характерно для Самодуха? Он подходит к человеку и погружается в него. К Я человек стремится; он также стремится и к трем членам души; а Самодух сам погружается в человека. Однажды действительный Самодух погрузится в людей на Востоке... но для этого необходимо подготовление ... подготовление к восприниманию. И что другое, по сути говоря, делал русский народ кроме воспринимания? ... Сначала было воспринято византийское Христианство, которое низошло, подобно облаку и затем распростерлось вширь; при Петре I была воспринята западноевропейская культура. Русское тогда будет в своем истинном элементе, когда продвинется столь далеко, что поймет: то, чем обладает Западная Европа, должно быть воспринято, подобно тому, как германцы восприняли Христианство или в лице Гете восприняли греческое. Так должно продолжаться еще до определенного времени. Но поскольку против того, что должны воспринимать люди на Востоке, восстает их физ. тело, то и весь Восток восстает против того, что к нему должно прийти. А прийти должен Самодух. "Идущее же с Запада — не Самодух. Но через идущее оттуда души подготовляются к восприниманию. Поэтому как русский смотрит на других людей? — Как на "противостояших", как на тех, кто парит на крыльях своего сознания. Поэтому, если все другие люди для итальянца чужие, француза — варвары, британца — конкуренты, немца — противники, то для русского они — еретики. Поэтому до сего времени русские, по сути говоря, ведут только религиозные войны!" GA 157(2)

     "У людей Востока, уже начиная с русского народа, затем у всех азиатских народов России, которые играют лишь вспомогательную роль, задача заключается в том, чтобы противостоять натиску, напору инстинктивного, само собой разумеющегося развития души сознательной. Люди Востока не хотят в наше время основную душевную способность, способность к интеллектуальности смешивать с переживаниями; они хотят ее отделить и сберечь для позднейшего времени, для 6-й послеатлантической эпохи, где должно иметь место ее слияние с тем, чего человек не имеет сегодня — с развитым Самодухом". GA 186(7)

     "Особенности Самодуха состоят в том, что ему должны быть предпосланы три характерные черты человеческой души: братская совместная социальная жизнь, свобода мыслей и пневматология. ... Поэтому мы должны представить себе, что благодаря тому, что мы соединяемся братски в рабочие группы, невидимо над нашей работой парит то, что является дитем той силы, которая есть сила Самодуха, опекаемая существами высших Иерархий, дабы позже войти в наши души, когда они снова будут здесь в шестой культуре". GA 159 (13)

     "Франциск Ассизский имел астр.тело, целиком переработанное Я; в нем не было ничего, что не стояло бы под контролем Я. ... это уже Манас". GA 100 (3)

     "Душа сознательная у того, кто проходит оккультное развитие, превращается в душу имагинаций. ... И когда человеку удается преодолеть то, что он образовал в себе в обычной жизни как душу рассудочную, тогда его привычное мышление, его проницательность, а также и жизнь повседнев­ных представлений, пронизывающих его на физическом плане, переходят в инспирацию, — душа рассудочная становится душой инспирации. ... Душа ощущающая преодолевается в человеке победой над астр. телом, развитием мировых интересов и непрестанным возвышением над своими личными ощущениями; через преодоление души ощущающей все внутренние импульсы, страсти, аффекты превращаются в интуицию".
     Ни отдельное развитие души ощущающей до интуиции, ни развитие души рассудочной до инспирации не дает хороших плодов. "И только когда человек достигает в своем Я души сознательной, когда он работает над превращением души сознательной в душу имагинации, тогда все остальное является как бы следствием, совершенно естественным следствием, ибо все прочие стадии им уже пройдены. Правильное ясновидение нашего времени должно быть направлено так, чтобы перед человеком прежде всего была поставлена задача морального развития, которое вывело бы его вожделения и страсти из области личного и подняло бы их до точки зрения мировых интересов; человек должен стремиться постигнуть себя как Я, но как Я в душе сознательной. Тогда душа ощущающая, душа рассудочная и душа сознательная могут быть совершенно безопасно изменены в душу интуитивную, инспиративную и имагинативную". Можно представить себе душу в ее естественном состоянии в виде пирамиды с вершиной вверху. "Внизу, у ее основания, лежит вся совокупность влечений, вожделений, страстей, в ее вершине — точка сознания. Обратная пирамида рисует нам развитую душу истинного ясновидца; ее основание повернуто вверх,— это все имагинации, которые человек может развить в себе, которые дают нам полное отражение мирового созерцания; внизу же — вершина, т.е. все то, что является высшим самосознанием человека". GA 145(10)

     Исключительный по значению аспект науки посвящения, раскрытый Р.Штайнером в вышеприведенном отрывке, приобретает характер законченной панорамы восхождения через индивидуальное от чувственного к сверхчувственному, если его дополнить теми результатами, к которым Р.Штайнер приходит в IХ-й главе своей "Философии свободы". Данное там можно резюмировать в виде схемы, раскрыв при этом тот конкретный духовнонаучный смысл, что стоит за философским языком изложенного в книге. Тогда со всей очевидностью обнаруживается, что восходящий из оболочек человека первоначальный импульс к свободе воли проходит последовательно через три души, осуществляя себя, наконец, в сфере Самодуха. На каждом уровне душевного возникают как идущее из характера побуждение к действию, к волению, так и понятийный по своей природе мотив, хотя облик того и другого в каждом душевном пласте меняется. Представленное на схеме показывает путь развития души, идущий навстречу сверхчувственному познанию; сказанное в предыдущей выдержке показывает как оно осуществляется. При этом следует еще отметить, что достига­емые человеком в сфере чистых понятий моральные интуиции — это не интуитивное познание в полном смысле этого слова. Но все это читатель может легко додумать сам, имея в руках необходимые для этого знания. — Г.А. Бондарев
на заглавную О сайте10 самыхОбратная связьВход к началу страницы
© 2008 wws2102 XHTML | CSS Powered by Glossword 1.8.12
Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Над сайтом работают Владимир и Сергей Селицкие
Вопросы по содержанию сайта:
Fragen, Anregungen, Spenden an:
Яндекс.Метрика