Журнал "Московский парнас" № 10. 2008.
Конференция в городе Ульм "Знамение времени: 2008. Подготовка шестого культурного периода", посвященная девяностолетней годовщине Ульмской ветви Антропософского общества в Германии со дня освящения ее Рудольфом Штайнером, явилась замечательным и памятным событием как для представителей Всемирного Антропософского общества, так и для современного культурного пространства.
Пользуясь случаем, хочу на страницах "Московского Парнаса" поблагодарить всех тех, кто участвовал в подготовке этого знаменательного события, организованного на высоком уровне. Друзья из Ульма трогательно о нас позаботились.
В первый день конференции состоялось знакомство со старинным городом Ульм расположен на юге Германии в точке слияния рек Блау и Иллера с Дунаем у границы земель Баден-Вюрттенберг и Баварии. Он был объявлен в 1181 году Фридрихом Барбароссой вольным имперским городом. Мы посетили гордость швабской культуры - Мюнстер. Самый высокий готический собор мира; высота его ажурного, с шипами дикой розы шпиля, достигает 162 метров.
В последний день мы в индивидуальном порядке совершили путешествие к легендарному Голубому озеру. Это озеро подобно русскому Светлояру с его легендой о затонувшем граде Китеже. На берегу озера возвышается монастырь XVII века Клостер.
Это была незабываемая прогулка. Я думаю, что переживание ландшафта и исторического места органически соединились с впечатлениями от теплой встречи у озера с нашими антропософскими коллегами Жаном-Себастьеном и Петрой, супругами Каталан и Иоанном.
А теперь о самой конференции. Хотелось бы поделиться своими наблюдениями о ее атмосфере и общем настроении участников. День от дня можно было ощущать как мощно нарастал ее потенциал. Конференция становилась жизнеспособной и наполненной событиями:
- это и разработка идей Р. Штайнера, касающаяся задач Западной, Средней и Восточной Европы и их особенностей в докладе С.О. Прокофьева;
- и умиротворяющий в своем воздействии эпос "Калевала", ожидающий прихода нового героя, в искусном исполнении финки С. Циммерманн;
- и острые размышления о проблемах общинной жизни первых христиан и современных антропософских групп священника Общины христиан Иоргана Дайса;
- просмотр слайдов с плодами практической
инициативы Корнелиуса Бабута в медицинской клинике города Маслок в Румынии;
- и плавный экскурс к переживанию звёздного неба в ходе времён Джона Микса с поразительными образами из "Вильгельма Майстера" И.-В.Гёте;
- ежедневное утреннее пение на русском и немец ком языках под руководством госпожи Астрид Прокофьевой, дававшее заряд бодрости на весь текущий день.
На роскошно отделанной деревом сцене Ульмской ветви, удивительно уютной для сценических показов, было продемонстрировано и изумительное искусство авторская музыка выдающегося шведского композитора Энара Аквилона, исполненная внуком композитора; искусство эвритмии в сопровождении звучной и темпераментной рецитации Жана-Себастьена Каталана; вечер эвритмии и группы из Санкт-Петербурга и Ульма "Silentium".
Я благодарна зарубежным коллегам за возможность представить мою публикацию (" Московский Парнас", 2008, №3), приуроченную к празднику Троицы в Ульме, и за возможность прочитать со сцеп и им двух языках, русском и aнглийском, фрагмент из венка сонетов "Антропос" в совместном переводе с Натальей Кузнецовой. В день Троицы венок сонетов прозвучал на пленуме после доклада профессора из Грузии Ирины Меликишвили "Метаморфозы понятия свобода" и чудесного музыкального вступления из творчества Энара Аквилона.
А утром того же дня по просьбе господина Рудольфа Мееса из Голландии я выступила со стихотворением В. Соловьева "Милый друг". Я постаралась вложить в него чувство, в котором певец Софии смог выразить тот душевный настрой и созерцательный характер русской загадочной души в те мгновения, когда она достигает самоуглубления, сердечного исповедального начала. Стихотворение затем было прочитано по-немецки Р. Меесом. Оно завершало его совместное выступление с коллегой из России членом Правления Российского антропософского общества Е. А. Шнапир, метко охарактеризовавшей в своем сообщении полярность и самобытность качеств, черт, присущих загадочной славянской душе, связанную с ними проблематику и задачи, ожидающей культуры.
При подведении итогов конференции руководителем Ульмской ветви господином Жаном-Себастьеном Каталаном по теме "Антропософия как послание Троицы" от него прозвучал вопрос, воодушевивший широкий круг участников пленума на дискуссию: "Когда же для меня начинается завтрашний день?". Основную идею, выработанную конференцией, также озвучил Жан-Себастьен Каталан. Как я ее понимаю, это идея заключается в следующем: необходимо подобающее стремление к изначальному человеческому прообразу - Антропосу, трёхчленному человеку, чтобы сформировать условия для развивающегося зачатка шестой послеатлантической софийной культуры, в подготовке к которой славянским народам отведена существенная роль.
Меня также не могла не затронуть мысль наших антропософских коллег об опеке над развивающимися с антропософской ориентацией российскими регионами. Я высказалась в этой связи, что с моей точки зрения, опека может привести, и приводила, Россию к потере независимости в ее недавнем прошлом, о чем свидетельствует история XX века. Эта же мысль послужила и лейтмотивом во время создания венка сонетов "Антропос".
"Лишилось человечество опеки"...
И вытекающее отсюда:
"...Сознательно свободу выбираю".
Россия сегодня меняет свой облик. Это постепенно начинают понимать и европейские политики. Жак Ширак в беседе с Владимиром Путиным 30 мая 2008 года отметил: "Без сильной России не может быть и сильной Европы". Hасколько опека необходима сегодня России и в какой мере?
Антропософское общество в России и в мире стоит в современности перед практической задачей: преобразовать, претворить отношения "раба Божия", нуждающегося в опеке, в "друга Божьего", которому важен опыт самостояния, чтобы становиться духовно-зрелой личностью.
В России Христово начало пребывает в форме свободного Духа. И ей нужно помочь подготовиться к тому, чтобы она смогла осознанно принять пронизанный Христом духовный импульс Средней Европы, помочь подготовиться к культурному и иному сотрудничеству в самом широком смысле слова. В этом мне видится также значимость мероприятий, подобных конференции в Ульме.
Свободный настрой на Христа в соединении с христианским мировоззрением в духе Времени - вот что направляет наши скромные шаги в завтрашний день человечества.
В работе "Знамение времени: 1918. Восток, Запад, центральная Европа" (Библ. №182) в цикле "Смерть как преображение жизни" 30 апреля 1918 года Р. Штайнер говорит: "Дать земному телу Земную душу - это то... что достойно нашего стремления".
Я убеждена, что многие из нас ощутили, как эта мысль Р. Штайнера, высказанная им в Ульме 90 лет назад и глубоко пустившая корни в людские души, побудила собраться почти столетие спустя друзей из Германии, Франции, Голландии, Румынии, Грузии, Украины и бескрайней России, включая Сибирь.
г. Ульм (Германия)