| .
                                          Казимиру Малевичу
                                         
   "В твоем ничто я всё найти надеюсь".
                                                                     "Фауст" Гёте   
                         
                             1
Я есть творец великого ничто.
 Как антиквар, я вещь не сберегаю.
 Я взор не прячу в чёрное манто
 И  бросил вызов, фальшь ниспровергая!
 Наследник я славянский ремесла,
 А не подельщик глянцевых традиций;
 И геометр, я смысл постиг числа,
 Что подтверждаю прямо, без амбиций.
 О, чем чертёжник, к слову, не поэт?
 Безгрешен стиль, всегда отменно строгий;
 Я форму форм воздвиг как достиженье!
 Мне б пересесть подстать в кабриолет….
 В век самых модных, прочных технологий
 Наперекор ли шествовать движенью?
 
                               2
Я есть творец великого ничто:
 Взрываю на полотнах элементы,
 Живописуя это, или то;
 Ловлю палитрой точные моменты.
 Как в сон во тьму материи теку,
 И сталкиваю вещи мирозданья;
 И в глубь эпох, и вдоль миров влеку,
 Не  устыдясь  учёного незнанья.
 Так выявляю красоту предмета:
 Я погружаюсь в беспредметный мир;
 Там части я структуры распыляю,
 В природу помещая света.
 В нем извлекаю замысла эфир.
 Как антиквар, я вещь не сберегаю.
 
                             3
 Как антиквар, я вещь не сберегаю.  
 Мне сущность не важна - лишь роль.
 Предмет исчез… Я новый сотворяю,
 А тот преобразую в ноль,
 Сознанья спектром образ высветляю.
 Он, будто семя, в почве зреет.
 В срок… "красной" кистью освежаю:
 Он из-под кисти рьяно рдеет.
 Меня ли попрекнёт скупой эксперт
 За дерзкость, что направил поколенье
 И вырвал из бессилья, и за то,
 Что Солнце "победил" пустой мольберт,
 Явивший мысль и способ выраженья?
 Я взор не прячу в чёрное манто.
                               4           
 Я взор не прячу в чёрное манто.
 И в знак эпохи водрузил фигуру,
 И ясно запечатал полотно,
 Чем озадачил рабскую натуру.
 Я помню триумфальный тот успех, 
 Когда под звуки траурного пенья
 Светило погасили, как на грех,
 Как идола "частичного затменья".
 …А дальше - озаренье, шаг вперед, -
 Подобный вспышке внутреннего солнца, -
 Оно сошло ко мне как весть благая.
 Я принял безусловно: "Всё пройдёт"…
 Я дух свободы предпочел червонцам
 И бросил вызов, фальшь ниспровергая.
 
                              5
 И бросил вызов, фальшь ниспровергая…
 Рубеж тот осознав, попал в "десятку":
 Достигну большего, слегка играя,
 Эпохе загадав, как сфинкс, загадку!
 Я плоть от плоти слыл "продуктом" века,
 И мне   к лицу серьезность и азарт.
 Как анархист, я понял человека.
 И сам возглавил русский авангард.
 Поляк из Киева, корнями - русский.
 Рос на приволье, знал и жизнь народа.
 И тяга к красоте меня спасла.
 Я стал артистом, круг предельно узкий,
 Не свекловаром сахарным с завода.
 Наследник я славянский ремесла.
 
                             6
Наследник я славянский ремесла.
 И быт любил крестьянский и икону.
 Любовь моя с годами проросла.
 Я ей служил как вечному канону.
 "Автопрортретом"  я хочу признаться:
 Не конформист, не труженик без шанса,
 Я  - реформатор, мне ль не состояться?
 И как художник  - гений Ренессанса
 Карьеру начинал с "примитивизма":
 Влияния ль Парижа так глубоки?
 Но овладел искусством интуиций.
 Простых людей живописал харизму:
 Я живописец, вот мои истоки,
 А не подельщик глянцевых традиций.
 
                             7
…А не подельщик глянцевых традиций,
 Не подтасовщик древности сусальной,
 Но самородок, редкий, круглолицый,
 И родился без бабки повивальной.
 Каких не повидал красот в столицах,
 Но не встречал той нежности и боли,
 И беспредельности, тоскующей на лицах,
 Как у "Крестьянок в церкви", или в поле.
 Я не последовал законам перспективы.
 И черпал мастерство из тех же сфер:
 На холст кладя гуаши и масла,
 В иконах  зрил народные мотивы.
 Я  - практик, мой отточен глазомер,
 И геометр, я смысл постиг числа.
 
                              8
…И геометр, я смысл постиг числа
 И прописал три формулы нетленной.
 Рука сама на холст их нанесла
 И обобщила таинства Вселенной.
 Как ни почтить искусного Сезанна?
 Природу свёл до конусов, кубов:
 Моя "Цветочница" благоуханна,
 Вооружен "Гвардеец" до зубов.
 "Круг", "Крест" "Квадрат"… И свист бичом,
 Куда летит "Бегущий"  человек?
 Он не желает сдать своих позиций
 Между крестом страданья и мечом.
 Я так же, как и он, стремлю свой бег,
 Что подтверждаю прямо, без амбиций.
 
                             9
Что подтверждаю прямо, без амбиций,
 То может стать и достояньем сотен.
 Героев индустрии  вереницей
 Не прославлял я множеством полотен.
 Вот "Голова крестьянина" - Христа:
 Он дарит взгляд, исполненный трагизма;
 Из гущи масс взирает он с холста,
 Не ободряя рай социализма.
 А вот  из "металлической" основы
 Пронзает Клюна   видящее око,
 И глаз дробит двоящийся портрет.
 В его чертах очерчен нос сурово…
 Он чует в духе времени… пророка.
 О, чем чертёжник, к слову, не поэт?
 
                             10
О, чем чертёжник, к слову, не поэт,
 Чья линия охватит terra nova  ,
 Чья склонность  -  подготавливать расцвет,
 Заботиться о будущности крова.
 И вот, склонился мощный "Лесоруб",
 Наметив инструментом грань разлома,
 Чтоб сделать срез напористый и сруб
 Для крепкого бревенчатого дома.
 Как скоро затупиться инструмент,
 "Точильщик" хватко выполнит заданье.
 Металл крошит в руке не диск убогий:
 Но в каждый пребывающий момент
 На пике острия звенит призванье…
 Безгрешен стиль, всегда отменно строгий.
 
                             11
Безгрешен стиль, всегда отменно строгий:
 И сочетал с кубизмом футуризм.
 Но, отягчая ветвь генеалогий,
 Переродился вновь в супрематизм,
 Вобравши все плоды и все теченья,
 Я, превзойдя и шарм, и артистизм,
 В чистейшем акте творческого  генья
 Обосновал "заумный" реализм.
 Запомнил Петроград: и "Мону Лизу",
 И "Даму…",  "Англичанина в Москве"
 С набором букв: "частичное затменье",
 И оперу "Победы" …, и эскизы…
 Пощечину же вкусу  - в декабре:
 Я форму форм воздвиг как достиженье!
 
                             12
Я форму форм воздвиг как достиженье:
 Как зов из бездны - "Чёрный"  мой квадрат.
 Он разум побуждал  самодвиженью
 И в живопись врывался как пират!
 Грабитель -  для препон самопознанья
 И  страж  - свободомыслящим умам,
 Их  мыслесущество, хранитель знанья,
 И  вреден слабонервным господам.
 Над "красным"  он, как смоль, навис углом:
 То жест был беспримерный эпатажа.
 "Икона?" - " Без оклада?"  - "Что за бред?" -
 "Досталось же искусству!" -  "Поделом",
 Катилось в галерее вернисажа…
 Мне б пересесть подстать в кабриолет!
 
                             13
 "Мне б пересесть подстать в кабриолет",  -
 Я рассуждал на полпути, спеша.
 "Им не по вкусу и квадрат, и "цвет"?
 Что ж, краска белая и впрямь свежа".
 …Мечтая, восходил по ступеням
 Неслыханно далекого проекта:
 И в селах, городах, по деревням
 Я насаждал шедевры интеллекта,
 Мне снились живописные объемы,
 И я тенил тогда конструктивистов:
 "Супремусы" пространных аналогий
 Парили над пространством, невесомы,
 И  падали под пресс полиграфистов.
 В век самых модных, прочных технологий.
 
                               14
В век самых модных, прочных технологий,
 Пространство, ритм, динамика, покой,
 Прорвав тиски познанья и пороги,
 Заметно пошатнут и весь устой.
 Я предлагаю переделку мира.
 В космическую высь  -  "Архитектоны":
 Не ловкий фокус и не трюк факира,
 А  - новые научные законы.
 Я верю в человеческий прогресс,
 В бесстрашную науку о духовном,
 И вырваться в иные измеренья,
 Достичь над тяготеньем перевес
 Святым всегда считал и делом кровным.
 Наперекор ли шествовать движенью?
 
                               15
Наперекор ли шествовать движенью?
 Я возвожу в "квадрат" значенье эры!
 Но не режима, и его свершенья,
 Поправших здравый смысл и чувство меры.
 Как в действе очистительном дождя,
 Я время вызывал на откровенность:
 Мне неприемлем культ и кличь вождя.
 Провозглашаю культом -  современность!
 …Искусство я традиций погребал:
 Оно дождалось гибельного часа.
 "Я"  создаёт ни "как" и "что", но "кто",  -
 По чёрному  я белым начертал
 И предъявил свою tabula raca :
 Я есть творец великого ничто!
 
 |